Файл: Вопросы для проверки знаний.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 69

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Для грубой приблизительной оценки можно воспользоваться правилом возрастных интервалов, учитывая, что возрастной интервал на 1 году жизни составляет 1 месяц (величина ежемесячных прибавок в массе и ежемесячных приростов длины, окружности головы и груди). Так же, как и для детей старше года, выделяют 7 градаций оценок показателей и 3 оценочные группы, определяющие врачебную тактику (вариант нормы, пограничная, патологическая). Основу итогового заключения также определяет длина тела (средняя, выше, ниже средней и т.д.). Если длина и масса тела находятся в одной или соседних оценочных категориях, говорят о гармоничности развития, если в разных – о дисгармоничности. Отмечаются, если имеются, отклонения в показателях окружности головы и груди.

Следует помнить, что при любых нарушениях роста (низкий, высокий) ориентировочный расчет долженствующей массы тела, окружности груди (зависимые признаки) проводят на соответствующий длине тела возраст. Кроме того, масса по эмпирическим формулам рассчитывается на возраст, а не на длину тела. Поэтому окончательное заключение о гармоничности развития можно сделать только после оценки массы по росту. После уточнения оценок ребенка относят к той или иной оценочной группе и определяют врачебную тактику.

Однако, при использовании вышеописанного способа высока вероятность погрешностей и ошибок в оценках. Поэтому на 1-ом году жизни чаще для приблизительной оценки ориентируются на следующие допустимые отклонения антропометрических показателей (приводятся ниже), не выделяя градации оценок.


Длина тела, см

Масса, г

Окружность головы, см

Окружность груди, см

± 4 см

±10% от среднедолженствующей величины

± 2,5 см

± 3-4 см


Если отклонение показателя находится в пределах допустимого, делается заключение о варианте нормы, если нет – высока вероятность патологии. В последнем случае необходимо уточнение оценок более объективными методами. Таким образом, при использовании этого способа можно ограничиться выделением 2 оценочных групп.

1. Отклонение в пределах допустимого – вариант нормы.

2. Патологический показатель. Оценка требует уточнения более объективными методами.

Примеры:

1. Возрастная группа 3 месяца. При рождении длина тела ребенка 50 см, масса 3200 г, окр. головы 35 см, окр. груди 33 см.

Расчет и оценка с использованием ежемесячных приростов и прибавок.

Показатель

Результат измерения

Расчет по формуле

Отклонение

Оценка

отклонения

Оценка показателя

Длина тела, см

61

50+(3×3) = 59

+2

В пределах 1 возр. интервала

Средний

Масса тела, г

6000

3200+(800×3) = 5600

+400

В пределах 1 возр. интервала

Средний

Окружность головы, см

40

35+(2х3) = 41

-1

В пределах 1 возр. интервала

Средний

Окружность груди, см

40

33+(2х3) = 39

+1

В пределах 1 возр. интервала

Средний



Заключение. Физическое развитие среднее, т.к. рост средний; гармоничное, т.к. оценки массы и роста совпадают. Оценочная группа – вариант нормы.
Приблизительная оценка по допустимым отклонениям. Отклонения всех антропометрических показателей находятся в пределах допустимого – вариант нормы.
2. Возрастная группа 7 месяцев. Сведений об антропометрических показателях при рождении ребенка нет.
Расчет и оценка с использованием эмпирических формул.

Показатель

Результат измерения

Расчет по формуле

Отклонение

Оценка

отклонения

Оценка

показателя

Длина тела, см

64

66+1,5×(7-6) = 67,5

- 3,5

От 2 до 3-х возр. интервалов

Низкий

Масса тела, г

7500

8200+400×(7-6) = 8600

- 1100

От 2 до 3-х возр. интервалов

Низкий

Окружность головы, см

43

43+0,5×(7-6) = 43,5

- 0,5

В пределах 1 возр. интервала

Средний

Окружность груди, см

41

45+0,5×(7-6) = 45,5

- 4,5

Превышает 3 возр. интервала

Патологически низкий



Заключение. Физическое развитие низкое, т.к. рост низкий, возможно, гармоничное, т.к. масса и длина находятся в одной оценочной категории, однако, для уточнения следует рассчитать массу на длину тела. Оценочная группа для определения врачебной тактики – пограничная. Для окончательного заключения требуется проведение оценки антропометрических показателей более точными методами (центильным или другими).
Приблизительная оценка по допустимым отклонениям. Отклонение в длине тела – на верхней границе допустимого, отклонение в массе – 12,7% (более 10%), отклонение в окр. головы в пределах допустимого, в окр. груди – превышает допустимое. Выявлены 2 патологических показателя – масса тела и окр. груди. Ребенок относится к оценочной группе с патологическими показателями. Оценка требует уточнения более объективными методами.


Оценка по методу сигмальных отклонений


(сигмальный метод)

В практике уже давно используется сигмальный метод. Антропометрические показатели обследуемого ребенка сопоставляют со стандартами сигмальных таблиц (в данном пособии они не приводятся). В таблицах представлены среднеарифметическое значение показателя М (стандарт) и его среднеквадратичное отклонение (σ – сигма) в соответствии с возрастно-половой группой. На основании величины сигмального отклонения выделяют 7 оценочных категорий:
средняя величина - М ± 1,5σ;

выше среднего - от М + 1,5σ до М + 2σ;

ниже среднего - от М – 1,5σ до М - 2σ;

высокая - от М + 2σ до М + 3σ;

низкая - от М - 2σ до М - 3σ;

очень высокое - свыше +3σ;

очень низкое – свыше -3σ
Отклонения показателей, выходящие за пределы 3σ, считаются патологическими. Во многих странах, в том числе и в России, широко используют, предложенную ВОЗ, оценку «Z-score», указывающую, насколько отличается величина исследуемого признака от средней. Она рассчитывается по формуле:



При совпадении величины антропометрического показателя ребенка со средней (М) – величина Z-score равна 0. Чем больше отклонение от средней величины, тем больше величина Z-score отстоит от 0. Положительная величина Z-score свидетельствует об увеличении антропометрического показателя по сравнению со стандартом, а отрицательная – о снижении. В России показатель Z-score широко используется в практике педиатров-эндокринологов. Эту величину принято рассчитывать при диагностике нарушений роста (нанизм, гигантизм). При выраженных отрицательных значениях Z-score роста (-2 и далее) можно говорить об отставании физического развития.

Сигмальные оценки наиболее удобны при обследовании детей с резко выраженными отклонениями в росте и массе, для статистических оценок состояния питания детей. В 1990 году эксперты ВОЗ для всех стран рекомендовали компьютерную программу ANTHRO в качестве сравнительного стандарта.
Оценка процентного соотношения антропометрических показателей

от средней величины

Для определения процентной доли (процентного соотношения) антропометрических показателей следует найти среднюю величину по центильным (50 центиль) или сигмальным (М) таблицам или по эмпирическим формулам и рассчитать процент фактического показателя от среднего, составив пропорцию:



средний показатель – 100%

фактический показатель – Х




Можно рассчитать процентное соотношение роста по возрасту с учетом пола, массы тела по возрасту или по росту с учетом пола, окружности груди по возрасту или по росту с учетом пола и др.

В отечественной педиатрической практике этот метод не нашел широкого распространения. В России традиционно принято при оценке отклонений в росте и, особенно, в массе рассчитывать не процентное соотношение этих показателей от средней величины, а процент их дефицита или избытка, и на основании этого расчета определять степень выраженности отклонений. Наиболее часто в практике этим способом пользуются для оценки степени отклонения роста и массы тела детей.

Оценка степени отклонений роста (длины тела)

Дефицит роста от средневозрастного стандарта:

5-10% – легкая задержка роста (группа риска);

10-20% – умеренная задержка роста (субнанизм);

>20% – выраженная задержка роста (низкорослость - нанизм).

Для избытка роста процентное соотношение обычно не рассчитывают.
Оценка степени отклонений массы тела

Можно рассчитать дефицит или избыток массы тела от средневозрастного стандарта. Этот показатель позволяет приблизительно ориентироваться в степени недостаточности или избыточности питания ребенка. Недостатком метода является отсутствие учета роста. Не все дети с дефицитом или избытком массы по возрасту на самом деле имеют ее дефицит или избыток. По ряду причин (наследственность, патологические состояния) они могут иметь низкий или высокий рост. Поэтому в практике принято рассчитывать отклонения массы (дефицит или избыток) не на стандарт по возрасту, а на стандарт по росту.

Однако следует учитывать, что использование центильных или сигмальных таблиц стандартов массы по росту для детей старше 10 лет не всегда возможно в силу разнообразия типов телосложения и биологической зрелости, что затрудняет интерпретацию показателей. Считают, что эти таблицы могут быть использованы у мальчиков до длины тела 145 см, у девочек – до 140 см. В пубертатном периоде изменения массы тела происходят не столько за счет нарастания жировой ткани, сколько за счет увеличения костной и мышечной массы. Поэтому оценка питания в этой возрастной группе может оказаться некорректной. В таких случаях рекомендуется пользоваться ИМТ Кетле-II (см. раздел «Индексы физического развития»).

Дефицит массы по длине тела (росту):

I степень − 10-20%;