Файл: Перельман А.Е. Построение моделей автоматизированных систем оперативного управления производством.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 162

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

 

 

 

Т а б л и ц а 12

Деталь

Опережение

Длительность

 

 

производственного

Остаток задела

Отставание

 

 

цикла

 

 

А

50

35

38

12

Б

15

12

12

3

производственному циклу ее изготовления. Критический запуск де­ тали А наступит через 3 дня.

Для решения этой задачи рассмотрим пример, приведенный на рис. 15. На картотеке пропорциональности треугольником отмечена деталь, находящаяся в 218-й ячейке, на 14-м числе месяца. Опре­ делим предельный критический срок запуска ее в производство,

позже которого

наступит

 

простой

в последующей технологической

цепи изготовления

изделий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Текущая

 

 

 

 

 

 

Запуск

 

 

 

 

 

 

 

Выпуск

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

дата

 

 

 

 

 

 

Ж

 

 

 

 

25

 

 

 

 

 

14.

15

 

16

17

 

18

19

21

22

23

24

25

28

29

 

30

218

219

220

221

222

223

224

225

22В

227

228

229

230

231

232

 

 

hlops іа т

 

 

ЬШ

за

дел

8

дня,х-

 

 

 

 

 

 

1

 

2

3

 

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13 '

 

 

 

Страхобой

 

запас

Производственный

цикл

 

 

 

 

5

 

4

3

 

2

I

1

2

3

4

5

6

7

8

 

 

 

Контроль за

 

вос­

 

 

Команда

 

 

 

 

 

 

ходом

страхового '-І38М

 

) — -

на

 

 

 

 

 

 

 

 

 

запаса

 

 

 

 

 

записи

 

 

 

 

 

 

Рис. 15. Схема автоматизированного

контроля

запуска

деталей.

 

 

В данном случае опережение по

детали

равно

13 дням, т. е_

этой детали хватит на 13 дней работы, после чего весь задел

будет

израсходован

и производство остановится.

 

 

 

 

 

 

 

Опережение в 13 дней состоит из двух частей: длительности

производственного

цикла

(8 дней)

и

величины

страхового

 

запаса

(5 дней). Как видно из рис. 15, 19-іго числа при 223-м номере суткокомплекта для данной детали наступит критический срок запуска,,

так как

в

этот

день

она

отстанет от

графика

на

5

дней

(223 —•

— 218 =

5),

т.

е. на

величину

своего

страхового

запаса;

остав­

шаяся

часть

опережения

(задела) — 8 дней — равна

производст­

венному

циклу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таким

образом,

при

критическом

сроке запуска

детали 19-го

числа

она

будет изготовлена через 8 дней, т. е.

29-го числа

(223

-f-

4- 8 =

231

сутко-комплект), к

моменту

полного

использования

за­

дела.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

91


Решается эта задача по следующему

алгоритму.

 

 

Нормативный

задел

детали в штуках:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 = 0ПУ,

 

 

 

 

(15)

где

Оп

— опережение в днях;

 

 

 

 

 

 

 

 

У

— условное количество.

= T + R,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

On

 

 

 

 

где

Т — производственный цикл

изготовления

детали

в днях;

 

К — страховой запас в днях.

 

 

 

 

 

 

Величина

нормативного задела в днях:

 

 

 

 

 

 

 

 

3

о„у

 

 

 

 

 

 

 

 

 

з я = у — = у — — О а — т + к.

 

 

Критический

срок запуска:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К=Ои

= Мпф.

 

 

 

(16)

Величина

отставания детали от текущей даты:

 

 

 

 

 

 

0 =

/ / п - # ф

при

Я ф

< Я п ,

 

 

 

тде

Я п

— номер

планового сутко-комплекта;

 

 

 

 

Яф —номер

фактического,

сутко-комплекта.

 

 

 

Максимально

допустимая

величина

остатка задела

должна

быть равна

производственному

циклу, так как

3 Д = Г +

Следо­

вательно, минимально допустимый остаток задела наступит

в том

случае,

когда страховой

запас

бѵдет

полностью

израсходован: при

К =

0; Зд =

Т.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Критический срок запуска детали в производство наступит при

равенстве Я п Нф = К, т. е. при

отставании детали от номера пла­

нового

сутко-комплекта

на величину ее страхового запаса.

 

ЭВМ ежедневно анализирует

левую часть картотеки

пропорцио­

нальности и при наступлении вышеприведенного равенства выдает номер чертежа той детали, которая должна быть немедленно запу­ щена в производство. Такая схема решения задачи помогает осу­ ществлять управление производством, своевременно предупреждая о надвигающихся срывах. Информация о запуске детали может выдаваться только один раз — при наступлении указанного равен­ ства. В этом случае работники предприятий должны выполнять полученную команду после первого приказа, так как вторичного напоминания об этом не последует даже при ухудшении положе­ ния. В случаях дублирования команд невыполненные предшествую­ щие задания будут включаться в табуляграммы ежедневно до лик­ видации отставания.

Для выполнения этих расчетов в базовую информацию должны •быть включены данные о длительности производственного цикла изготовления детали или о величине страхового запаса в днях.

Построение оперативных производственных заданий по схеме набора работ по сквозному плану-графику предусматривает их по-

92


лучение только с ЭВМ. Решается эта задача методом формирова­ ния на ЭВМ ряда очередности запуска деталей. Критерием очеред­ ности изготовления деталей является состояние укомплектован­ ности ими производства. В начале этого ряда располагаются де-

Нф

 

Нп

\-т

т

H

Пр

 

Нф

 

НП

2

г-п

т

к

 

Нф

 

Нп

 

 

т

к

 

Hi Нф

 

 

 

7

 

 

 

т

H

 

Нп

Нф

 

 

 

 

т

 

Нп

Нф НКП

 

 

нп

Нкп

Нф

 

Нп

Нкп

Нф

 

 

 

03

 

Нп

Нкп

 

 

 

 

03

Нкп

НкП

Нкп

Нкп

Нкп

к

ти

Нф

тк

Рис. 16. Расположение деталей в зонах единого (сквозного) плана-графика по уровню укомплектованности производства.

тали, из-за отсутствия которых нарушается нормальный ход про­ изводства, а в конце его — изготовленные с избытком против пла­ новых заданий. Формирование ряда очередности запуска деталей производится на ЭВМ перед выдачей нового оперативного задания

93


на базе анализа состояния укомплектованности производства каж­ дой позицией.

Рассмотрим взаимное расположение деталей в'оеновных зонах единого сквозного плана-трафика по уровню обеспеченности ими

производства

(см. рис. 16). Обозначим дату укомплектования де­

талями Я ф , соответственно текущую

плановую

дату Я п и конец

планируемого

периода Я к п . Величина опережения по каждой де­

тали состоит

из двух частей: п

-f- К) —длительности произ­

водственного

цикла (Т) и страхового

запаса

(К). Период обеспе­

ченности производства деталью величиной партии ее запуска обо­ значим Оз, которая определяется по формуле:

Оз = - ^ - .

(17)

где Я 3 величина партии запуска;

У— условное количество детали.

 

Укомплектованность

производства деталями

характеризуется

их

расположением в едином сквозном плане-графике

относительно

текущей плановой даты

( Я п ) . Так,

совпадение даты

укомплектова­

ния

производства деталью ( Я ф ) с

плановой датой

( Я ф — Я п ) сви­

детельствует о протекании производственного процесса в соответ­

ствии

с плановым

заданием

(см. позицию 4,

рис.

16). Состояние

Я ф <

Я п

(позиции

1, 2, 3)

сигнализирует об отставании от графика

и, наоборот,

значение Я ф > Я п (позиции 5,

6,

7, 8,

9) об опере­

жении

хода

работ

против

заданных сроков,

в

том

числе условие

Я ф ^ Я к п

(позиции

6, 7, 8,

9)

фиксирует выполнение и перевыпол­

нение задания планируемого периода. Проанализируем каждую по­ зицию, изображенную на рис. 16.

П о з и ц и я

1 характеризуется отставанием в

выполнении

планового

задания на величину ( Я п — Я ф ) >

Оп , или ( Я п — Я ф ) —

— НПѴ,

т. е. период отставания превысил

величину

норматив­

ных

заделов детали ( О п ) , и

образовавшийся

разрыв

определяет

зону

простоя

( Я р ) . Состояние

производства аварийное.

Из-за пол­

ного отсутствия данной детали в технологической цепи изготовле­

ния изделий образовался разрыв.

 

 

П о з и ц и я

2 — аналогично первой подтверждает невыполне­

ние

планового

задания. Величина

отставания в данном

случае

( Я п

— Я ф = Оп )

равна опережению

и подтверждает полное

исполь­

зование нормативных заделов детали. Если очередная партия де­ талей на следующие сутки не будет изготовлена, то в производстве возникнет простой и мы получим состояние его обеспеченности, приведенное к первой позиции.

П о з и ц и я 3. Величина отставания в данном случае макси­ мально допустимая для сохранения нормального режима работы подразделений предприятия. Она соответствует периоду использо­ вания страхового'запаса детали ( Я п Нф — Т) и оставшейся его величине, равной длительности производственного цикла изготов­

ления очередной партии деталей

( О п К=Т или Я п Нф — Т).

Это состояние укомплектованности

производства деталью опреде-

94


ляется критическим сроком запуска в работу новой партии дета­ лей. Выполнение этой команды является гарантией выполнения ус­ тановленных сроков изготовления изделий и заданных на период

объемов работ.

 

 

 

П о з и ц и я

4 соответствует выполнению заданий в установ­

ленный планом

срок (Нф = Н п ) .

Дата

укомплектования производ­

ства деталями

совпала с текущей

датой

( Я ф = Я п ) . Величина нор­

мативного задела деталей равна расчетной. Оставшийся объем ра­ бот для завершения планового задания периода определяется про­

должительностью

интервала от текущей даты до конца периода

( Я к п — Я п = Я ф ) .

свидетельствует о перевыполнении установлен­

П о з и ц и я 5

ного на текущую дату объема работ, однако выполнение задания всего периода еще не завершено. Опережение в выполнении гра­ фика характеризуется зоной перевыполнения работ, которая оцени­ вается продолжительностью интервала от текущей даты до даты фактического укомплектования производства деталью (Нф — #„)• Для выполнения плана периода необходимо выполнить объем ра­ бот, измеряемый интервалом от даты укомплектования производ­ ства деталью до последнего дня периода іт — Яф).

В частном случае при прекращении производства детали в пла­ нируемом периоде может быть определен конечный срок ее изго­ товления, т. е. перемещение для данной позиции конца периода таким образом, чтобы сохранить величину интервала от даты, фак­ тически подлежащей укомплектованию деталью, до конца планиру­ емого периода равной величине нормативного задела детали (опе­ режению Оп—Нкп Нф). Соблюдение этих условий обеспечит возможность прекратить изготовление детали до конца планируе­ мого периода и одновременно питать ими производство за счет использования деталей из задела с таким расчетом, чтобы к концу периода весь задел был использован.

П о з и ц и я

6 — задание планового периода

выполнено в

уста­

новленном объеме (Нф=Ннп)

при сохраненной

нормативной

вели­

чине задела (опережения О п ) .

перевыполнение

плана

периода

(ме­

П о з и ц и я

7 — фиксирует

сяца, квартала)

на величину,

равную разности

между

фактической

датой укомплектования производства деталями и последним днем

планируемого

периода (Нф

Я 1 Ш ) .

П о з и ц и я

8 — аналогична

позиции 7, характеризуется перевы­

полнением планового задания периода. Однако величина этого пе­ ревыполнения может быть оценена как максимально допустимая исходя из условий изготовления деталей расчетными технико-эко- номнчески обоснованными партиями запуска. В данном случае

объем

перевыполнения планового

задания

равен

величине

партии

запуска: Нф — Я к п = 0 3

,

где

0 3

— величина

обеспече­

ния производства деталями в днях

за

счет

партии запуска

деталей

3 ) .

 

 

 

 

 

 

П о з и ц и я 9 — характеризуется

сверхнормативным

(превыша­

ющим

технико-экономическую

целесообразность) перевыполне-

95