Файл: Перельман А.Е. Построение моделей автоматизированных систем оперативного управления производством.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 162
Скачиваний: 0
|
|
|
|
Т а б л и ц а 12 |
Деталь |
Опережение |
Длительность |
|
|
производственного |
Остаток задела |
Отставание |
||
|
|
цикла |
|
|
А |
50 |
35 |
38 |
12 |
Б |
15 |
12 |
12 |
3 |
производственному циклу ее изготовления. Критический запуск де тали А наступит через 3 дня.
Для решения этой задачи рассмотрим пример, приведенный на рис. 15. На картотеке пропорциональности треугольником отмечена деталь, находящаяся в 218-й ячейке, на 14-м числе месяца. Опре делим предельный критический срок запуска ее в производство,
позже которого |
наступит |
|
простой |
в последующей технологической |
|||||||||||||
цепи изготовления |
изделий. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
Текущая |
|
|
|
|
|
|
Запуск |
|
|
|
|
|
|
|
Выпуск |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
дата |
|
|
|
|
|
|
Ж |
|
|
|
|
25 |
|
|
|
|
|
14. |
15 |
|
16 |
17 |
|
18 |
19 |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
28 |
29 |
|
30 |
|
218 |
219 |
220 |
221 |
222 |
223 |
224 |
225 |
22В |
227 |
228 |
229 |
230 |
231 |
232 |
|||
|
|
hlops іа т |
|
|
ЬШ |
за |
дел |
8 |
дня,х- |
|
|
|
|
|
|||
|
1 |
|
2 |
3 |
|
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 ' |
|
|
|
Страхобой |
|
запас |
Производственный |
цикл |
|
|
|
|||||||||
|
5 |
|
4 |
3 |
|
2 |
I |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
|
|
|
Контроль за |
|
вос |
|
|
Команда |
|
|
|
|
|
||||||
|
ходом |
страхового '-І38М |
|
) — - |
на |
|
|
|
|
|
|
||||||
|
|
|
запаса |
|
|
|
|
|
записи |
|
|
|
|
|
|
||
Рис. 15. Схема автоматизированного |
контроля |
запуска |
деталей. |
|
|
||||||||||||
В данном случае опережение по |
детали |
равно |
13 дням, т. е_ |
||||||||||||||
этой детали хватит на 13 дней работы, после чего весь задел |
будет |
||||||||||||||||
израсходован |
и производство остановится. |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
Опережение в 13 дней состоит из двух частей: длительности |
|||||||||||||||||
производственного |
цикла |
(8 дней) |
и |
величины |
страхового |
|
запаса |
(5 дней). Как видно из рис. 15, 19-іго числа при 223-м номере суткокомплекта для данной детали наступит критический срок запуска,,
так как |
в |
этот |
день |
она |
отстанет от |
графика |
на |
5 |
дней |
(223 —• |
||||
— 218 = |
5), |
т. |
е. на |
величину |
своего |
страхового |
запаса; |
остав |
||||||
шаяся |
часть |
опережения |
(задела) — 8 дней — равна |
производст |
||||||||||
венному |
циклу. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
Таким |
образом, |
при |
критическом |
сроке запуска |
детали 19-го |
|||||||||
числа |
она |
будет изготовлена через 8 дней, т. е. |
29-го числа |
(223 |
-f- |
|||||||||
4- 8 = |
231 |
сутко-комплект), к |
моменту |
полного |
использования |
за |
||||||||
дела. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
91
Решается эта задача по следующему |
алгоритму. |
|
|
|||||||||
Нормативный |
задел |
детали в штуках: |
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
3 = 0ПУ, |
|
|
|
|
(15) |
||
где |
Оп |
— опережение в днях; |
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
У |
— условное количество. |
= T + R, |
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
On |
|
|
|
|
|||
где |
Т — производственный цикл |
изготовления |
детали |
в днях; |
||||||||
|
К — страховой запас в днях. |
|
|
|
|
|
|
|||||
Величина |
нормативного задела в днях: |
|
|
|
||||||||
|
|
|
|
|
3 |
о„у |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
з я = — у — = — у — — О а — т + к. |
|
|
||||||
Критический |
срок запуска: |
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
К=Ои-Т |
= Мп-Нф. |
|
|
|
(16) |
|||
Величина |
отставания детали от текущей даты: |
|
|
|||||||||
|
|
|
|
0 = |
/ / п - # ф |
при |
Я ф |
< Я п , |
|
|
|
|
тде |
Я п |
— номер |
планового сутко-комплекта; |
|
|
|
||||||
|
Яф —номер |
фактического, |
сутко-комплекта. |
|
|
|
||||||
Максимально |
допустимая |
величина |
остатка задела |
должна |
||||||||
быть равна |
производственному |
циклу, так как |
3 Д = Г + |
/С |
Следо |
|||||||
вательно, минимально допустимый остаток задела наступит |
в том |
|||||||||||
случае, |
когда страховой |
запас |
бѵдет |
полностью |
израсходован: при |
|||||||
К = |
0; Зд = |
Т. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Критический срок запуска детали в производство наступит при |
||||||||||||
равенстве Я п — Нф = К, т. е. при |
отставании детали от номера пла |
|||||||||||
нового |
сутко-комплекта |
на величину ее страхового запаса. |
||||||||||
|
ЭВМ ежедневно анализирует |
левую часть картотеки |
пропорцио |
нальности и при наступлении вышеприведенного равенства выдает номер чертежа той детали, которая должна быть немедленно запу щена в производство. Такая схема решения задачи помогает осу ществлять управление производством, своевременно предупреждая о надвигающихся срывах. Информация о запуске детали может выдаваться только один раз — при наступлении указанного равен ства. В этом случае работники предприятий должны выполнять полученную команду после первого приказа, так как вторичного напоминания об этом не последует даже при ухудшении положе ния. В случаях дублирования команд невыполненные предшествую щие задания будут включаться в табуляграммы ежедневно до лик видации отставания.
Для выполнения этих расчетов в базовую информацию должны •быть включены данные о длительности производственного цикла изготовления детали или о величине страхового запаса в днях.
Построение оперативных производственных заданий по схеме набора работ по сквозному плану-графику предусматривает их по-
92
лучение только с ЭВМ. Решается эта задача методом формирова ния на ЭВМ ряда очередности запуска деталей. Критерием очеред ности изготовления деталей является состояние укомплектован ности ими производства. В начале этого ряда располагаются де-
Нф |
|
Нп |
|
\-т— |
т |
H |
Пр |
|
Нф |
|
НП |
2 |
г-п |
т |
к |
|
Нф |
|
Нп |
|
|
т |
к |
|
Hi Нф |
|
|
|
|
7 |
|
|
|
т |
H |
|
Нп |
Нф |
|
|
|
|
т |
|
Нп |
Нф НКП |
|
|
нп |
Нкп |
Нф |
|
Нп |
Нкп |
Нф |
|
|
|
03 |
|
Нп |
Нкп |
|
|
|
|
03 |
Нкп
НкП
Нкп
Нкп
Нкп
к
ти
Нф
тк
Рис. 16. Расположение деталей в зонах единого (сквозного) плана-графика по уровню укомплектованности производства.
тали, из-за отсутствия которых нарушается нормальный ход про изводства, а в конце его — изготовленные с избытком против пла новых заданий. Формирование ряда очередности запуска деталей производится на ЭВМ перед выдачей нового оперативного задания
93
на базе анализа состояния укомплектованности производства каж дой позицией.
Рассмотрим взаимное расположение деталей в'оеновных зонах единого сквозного плана-трафика по уровню обеспеченности ими
производства |
(см. рис. 16). Обозначим дату укомплектования де |
||
талями Я ф , соответственно текущую |
плановую |
дату — Я п и конец |
|
планируемого |
периода — Я к п . Величина опережения по каждой де |
||
тали состоит |
из двух частей: (Оп=Т |
-f- К) —длительности произ |
|
водственного |
цикла (Т) и страхового |
запаса |
(К). Период обеспе |
ченности производства деталью величиной партии ее запуска обо значим Оз, которая определяется по формуле:
Оз = - ^ - . |
(17) |
где Я 3 — величина партии запуска;
У— условное количество детали.
|
Укомплектованность |
производства деталями |
характеризуется |
||
их |
расположением в едином сквозном плане-графике |
относительно |
|||
текущей плановой даты |
( Я п ) . Так, |
совпадение даты |
укомплектова |
||
ния |
производства деталью ( Я ф ) с |
плановой датой |
( Я ф — Я п ) сви |
детельствует о протекании производственного процесса в соответ
ствии |
с плановым |
заданием |
(см. позицию 4, |
рис. |
16). Состояние |
||||
Я ф < |
Я п |
(позиции |
1, 2, 3) |
сигнализирует об отставании от графика |
|||||
и, наоборот, |
значение Я ф > Я п (позиции 5, |
6, |
7, 8, |
9) — об опере |
|||||
жении |
хода |
работ |
против |
заданных сроков, |
в |
том |
числе условие |
||
Я ф ^ Я к п |
(позиции |
6, 7, 8, |
9) |
фиксирует выполнение и перевыпол |
нение задания планируемого периода. Проанализируем каждую по зицию, изображенную на рис. 16.
П о з и ц и я |
1 — характеризуется отставанием в |
выполнении |
||||
планового |
задания на величину ( Я п — Я ф ) > |
Оп , или ( Я п — Я ф ) — |
||||
— НП=ПѴ, |
т. е. период отставания превысил |
величину |
норматив |
|||
ных |
заделов детали ( О п ) , и |
образовавшийся |
разрыв |
определяет |
||
зону |
простоя |
( Я р ) . Состояние |
производства аварийное. |
Из-за пол |
ного отсутствия данной детали в технологической цепи изготовле
ния изделий образовался разрыв. |
|
|
||
П о з и ц и я |
2 — аналогично первой подтверждает невыполне |
|||
ние |
планового |
задания. Величина |
отставания в данном |
случае |
( Я п |
— Я ф = Оп ) |
равна опережению |
и подтверждает полное |
исполь |
зование нормативных заделов детали. Если очередная партия де талей на следующие сутки не будет изготовлена, то в производстве возникнет простой и мы получим состояние его обеспеченности, приведенное к первой позиции.
П о з и ц и я 3. Величина отставания в данном случае макси мально допустимая для сохранения нормального режима работы подразделений предприятия. Она соответствует периоду использо вания страхового'запаса детали ( Я п — Нф — Т) и оставшейся его величине, равной длительности производственного цикла изготов
ления очередной партии деталей |
( О п — К=Т или Я п — Нф — Т). |
Это состояние укомплектованности |
производства деталью опреде- |
94
ляется критическим сроком запуска в работу новой партии дета лей. Выполнение этой команды является гарантией выполнения ус тановленных сроков изготовления изделий и заданных на период
объемов работ. |
|
|
|
П о з и ц и я |
4 соответствует выполнению заданий в установ |
||
ленный планом |
срок (Нф = Н п ) . |
Дата |
укомплектования производ |
ства деталями |
совпала с текущей |
датой |
( Я ф = Я п ) . Величина нор |
мативного задела деталей равна расчетной. Оставшийся объем ра бот для завершения планового задания периода определяется про
должительностью |
интервала от текущей даты до конца периода |
( Я к п — Я п = Я ф ) . |
свидетельствует о перевыполнении установлен |
П о з и ц и я 5 |
ного на текущую дату объема работ, однако выполнение задания всего периода еще не завершено. Опережение в выполнении гра фика характеризуется зоной перевыполнения работ, которая оцени вается продолжительностью интервала от текущей даты до даты фактического укомплектования производства деталью (Нф — #„)• Для выполнения плана периода необходимо выполнить объем ра бот, измеряемый интервалом от даты укомплектования производ ства деталью до последнего дня периода (Ніт — Яф).
В частном случае при прекращении производства детали в пла нируемом периоде может быть определен конечный срок ее изго товления, т. е. перемещение для данной позиции конца периода таким образом, чтобы сохранить величину интервала от даты, фак тически подлежащей укомплектованию деталью, до конца планиру емого периода равной величине нормативного задела детали (опе режению Оп—Нкп— Нф). Соблюдение этих условий обеспечит возможность прекратить изготовление детали до конца планируе мого периода и одновременно питать ими производство за счет использования деталей из задела с таким расчетом, чтобы к концу периода весь задел был использован.
П о з и ц и я |
6 — задание планового периода |
выполнено в |
уста |
||
новленном объеме (Нф=Ннп) |
при сохраненной |
нормативной |
вели |
||
чине задела (опережения О п ) . |
перевыполнение |
плана |
периода |
(ме |
|
П о з и ц и я |
7 — фиксирует |
||||
сяца, квартала) |
на величину, |
равную разности |
между |
фактической |
датой укомплектования производства деталями и последним днем
планируемого |
периода (Нф — |
Я 1 Ш ) . |
П о з и ц и я |
8 — аналогична |
позиции 7, характеризуется перевы |
полнением планового задания периода. Однако величина этого пе ревыполнения может быть оценена как максимально допустимая исходя из условий изготовления деталей расчетными технико-эко- номнчески обоснованными партиями запуска. В данном случае
объем |
перевыполнения планового |
задания |
равен |
величине |
|||
партии |
запуска: Нф — Я к п = 0 3 |
, |
где |
0 3 |
— величина |
обеспече |
|
ния производства деталями в днях |
за |
счет |
партии запуска |
||||
деталей |
(Я 3 ) . |
|
|
|
|
|
|
П о з и ц и я 9 — характеризуется |
сверхнормативным |
(превыша |
|||||
ющим |
технико-экономическую |
целесообразность) перевыполне- |
95