ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 279
Скачиваний: 1
котором на фоне нормальной кривой (менее плоской) нанесена кривая (-распределения при п = 3.
Таким образом, распределение Стьюдента — это всего лишь частный случай нормального распределения; оно отражает спе цифику малой выборки, распределяющейся по нормальному закону в зависимости от п. Для практических расчетов, связан ных с распределением Стьюдента, составлена специальная таб лица, облегчающая решение практических задач. Она приведена в приложениях под № V. В этой таблице указаны критические (стандартные) значения критерия t для разных уровней значи мости (Р ) в зависимости от числа степеней свободы k, что по зволяет оценивать расхождение между генеральными парамет рами по разности выборочных показателей. В верхней строке табл. V указаны уровни значимости для двустороннего, а в ниж-
Рис. 11. (-распределение при п = 3 (на фоне нормальной кривой)
ней строке — для одностороннего критерия t. Это значит, что в первом случае учитывается отклонение t от центра распределе ния, где ( = 0, как в сторону положительных ( + ), так и отрица тельных (—) значений. Ведь в одном конце кривой распределе ния t= + 1,96 соответствует Р = 2,5% и в другом конце і= 1,96 соот ветствует Р = 2,5%. А всего (±1,96 соответствует 2,54-2,5 = 5,0%. Это и есть уровень значимости двустороннего критерия (. Ка ким из этих критериев пользоваться, зависит от самой задачи исследования. При сравнении, например, двух средних х\ и Х2 , когда знак разности не имеет значения, для ее оценки исполь
зуется двусторонний критерий.
Когда выборки независимы, разность между генеральными параметрами оценивается по разности выборочных средних (хі — —хг = D). Числа степеней свободы в таких случаях определяют ся по формуле
k = (Пі — 1) —I- (^2 — 1) = f l l -f- /І2 — 2.
Если же сравниваемые выборки зависимы одна от другой, то разность между генеральными средними следует оценивать пар ным способом, т. е. не по разности выборочных средних, а по средней разности между парными вариантами (х—y — d) сопря
105
женных распределений. В этом случае числа степеней свободы определяются по формуле
k = п — 1 (или k = п — 2).
Нулевая гипотеза отвергается при іф — ---------^ rsi для со т о
ответствующих Р и k.
Переходим к рассмотрению соответствующих примеров, на которых легче усвоить значение критерия t в оценке генераль ных параметров по данным выборочных наблюдений.
СЛУЧАИ НЕЗАВИСИМЫХ ВЫБОРОК
Возьмем следующий пример. Изучалось влияние кобальта на увеличение живого веса кроликов. Опыт проводился на двух группах животных — опытной и контрольной. Возраст кроликов в обоих группах колебался в пределах от полутора до двух ме сяцев. Исходный вес особей не выходил за пределы 500—600 г. Опыт длился полтора месяца. Обе группы животных содержа лись на одном и том же кормовом рационе. Но, в отличие от кон трольных, опытные кролики ежедневно получали в виде водного
раствора по 0,06 |
г хлористого кобальта |
на |
1 кг живого веса. |
|||||||
За время опыта животные |
дали |
следующие |
прибавки |
в весе: |
||||||
контрольные: |
504 |
560 |
580 |
600 |
420 |
530 |
490 |
580 470; щ = |
9 |
|
опытные: |
580 |
692 |
700 |
621 |
640 |
561 |
680 |
630; |
«2 = |
8 |
Прежде всего заметим, что перед нами величины, которые варьируют независимо: каждая величина принимает то или иное значение совершенно независимо от того, какое значение приня ла другая величина.
В табл. 28 показан расчет средних и квадратов отклонений ва риант от средних арифметических в опыте и в контроле. Сред няя арифметическая опытной группы равна 638 г, а в контроле — 526 г. Разница составляет 638—526=112 г. По формуле 59а определяем ошибку этой разности:
|
-і/ |
46 806 |
9 + |
8 |
,------- |
|
|||
|
У |
8 + |
X —— = |
У736,8 = 27,13 г. |
|
||||
|
7" |
9 X : |
|
|
|
||||
Критерий достоверности |
|
|
112 |
= 4,1. |
Для уровня значимо |
||||
|
|
|
|
|
27,13 |
|
|
|
|
сти Р = 0,01 и |
числа |
степеней |
свободы, |
&= 9 + 8 — 2=15 по |
|||||
табл. V приложений находим |
tst = 2,95. Полученная в опыте ве |
||||||||
личина ^ф = 4,1 значительного |
превосходит критическое |
значение |
|||||||
этого критерия |
(4г = 2,95), |
что |
позволяет |
отвергнуть |
нулевую |
гипотезу и признать разницу в привесах кроликов в опыте и в контроле статистически достоверной.
106
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 28 |
Привесы (г) |
Отклонения от средней |
Квадраты отклонения |
|||
|
|
арифметической |
|
|
|
опыт |
контроль |
опыт |
контроль |
опыт |
контроль |
580 |
504 |
58 |
22 |
3 364 |
484 |
692 |
560 |
54 |
34 |
2 916 |
1 156 |
700 |
420 |
62 |
106 |
3 844 |
11236 |
621 |
600 |
17 |
74 |
289 |
5 476 |
640 |
580 |
2 |
54 |
4 |
2 916 |
561 |
530 |
77 |
4 |
5 929 |
16 |
680 |
490 |
42 |
36 |
1 764 |
1296 |
630 |
580 |
8 |
54 |
64 |
2 916 |
|
470 |
|
56 |
|
3 136 |
£: 5 104 |
7 434 |
|
|
18 174 |
28 632 |
X ■ 638 |
526 |
— |
— |
46 806 |
Рассмотрим еще один аналогичный пример. На двух группах лабораторных мышей—-опытной и контрольной — выяснялось действие химио-терапевтического препарата на развитие орга низма животных. В результате месячных испытаний обнаружи лись следующие различия в весе животных, выраженном в граммах:
контрольные: |
70 |
78 |
60 |
80 |
60 |
60 68; |
х г — 68 |
г |
опытные: |
80 |
75 |
62 |
70 |
68 |
71; |
Х2 = 71 |
г |
Разница между средними опытной и контрольной групп равна: 71— 68 = 3,0 г. Определим ошибку этой разности, для чего сна чала рассчитаем суммы квадратов отклонений вариант от их средних по формуле
|
2 а2 = |
2 {хі — х ) 2= |
(2*)2 |
||
|
2х2 — - — — . |
||||
|
2 |
(702 + |
782 + |
|
4762 |
|
Контроль: 2аі = |
802 + ... + 682) ----- -— |
|||
= |
32 808 - 32 368 = |
440 |
|
|
|
|
2 |
|
+ 622 |
+ |
4262 |
|
Опыт: 2а3 = (8 0 2 + 752 |
... + 712) ------— = |
|||
= |
30 434 — 30 246 = |
188 |
|
|
|
Находим объединенный средний квадрат отклонений:
а |
440 -J- 188 |
628 |
’* _ |
7 + 6 - 2 |
57,1, |
ТГ |
107
откуда ошибка разности средних определится так:
У |
2 |
щ + «2 |
= |
т / |
„ |
13 |
4,2 г. |
|
|
«1 X «2 |
^ |
57,1 Xтх- = У17,7 = |
|||||
|
|
|
F |
|
'42 |
|
|
|
|
|
п . \ / п о |
|
|
у |
|
|
|
Критерий достоверности различий |
3,0 |
По |
табл. V |
|||||
0,71 |
||||||||
приложений для |
Я = 0,05 |
и |
6=11 |
4~2 |
|
Так как |
||
находим tst = 2,2. |
нулевая гипотеза сохраняется, разность между генераль ными средними этих групп оказывается статистически недосто
верной. Отметим, что когда известна генеральная средняя |
(М), |
||||
то разность |
между ней и выборочной средней (ж) оценивается |
||||
нормированным отклонением |
выборочной |
средней |
от средней |
||
генеральной |
через ошибку |
выборочной |
средней |
(потому |
что |
генеральная средняя ошибки не имеет), т. е. |
|
|
|||
х — М |
х — М |
Г |
|
|
|
t — ---------, |
или t = ----------Уп как было показано выше. |
|
|||
тх |
о |
|
|
|
|
Например, методом селекции на повышение жирномолоч ности создана линия крупного рогатого скрта общей численно
стью 12 животных со |
средним процентом жира в молоке |
4.16 + 0,025%. Исходная |
порода характеризуется средней жир |
номолочностью 4,09%. Спрашивается, достоверна ли разница 4.16 — 4,09 = 0,07%, характеризующая эффективность селекцион ной работы, направленной на повышение жирномолочности ста
да? Критерий t0 = в’в-- _ з)2. По |
таблице Стьюдента для |
0,025 |
|
Р = 0,01 (двусторонний критерий) и |
6 = 1 2 — 1= 11 критерий |
/st=3,11. Так как t ^ > t st, нулевая гипотеза должна быть отверг нута. Отбор на жирномолочность оказался эффективным.
СЛУЧАИ ЗАВИСИМЫХ ВЫБОРОК
Когда приходится сравнивать выборки, значения которых варьируют в определенной зависимости друг от друга, что бы вает связано с самим характером опыта, описанный выше спо соб оценки генеральных параметров в приложении к таким слу чаям зависимых переменных оказывается неточным. Покажем это на следующем примере. Изучалось влияние черного и ап рельского пара на урожай ржи. Опыт длился на протяжении шести лет. Учитывался вес тысячи зерен в граммах. Результаты опыта оказались следующие (по Сапегину, 1937):
год посева: |
1898 |
1899 |
1901 |
1902 |
1903 |
1904 |
Хі — 27,9 |
г |
по черному пару: |
31,1 |
24,0 |
24,6 |
28,6 |
29,1 |
30,1; |
||
по апрельскому: |
31,6 |
24,2 |
24,8 |
29,1 |
29,9 |
31,0; |
^ = 28,4 |
г |
Видно, что урожай ржи по апрельскому пару несколько выше, чем по черному; средняя разница в весе 1000 зерен составляет
108
x i—X2 =D — 0 ,b г. Можно ли положиться на эту разницу, надеж на ли она?
Если подойти к оценке этих данных по разности средних, т. е. тем способом, который описан выше, не учитывая сопряжен ность, существующую между вариантами по годам опыта, полу
чится следующий результат |
(табл. 29). |
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 29 |
|
|
|
Урожай (вес 1000 |
Отклонения |
Квадраты отклонений |
||||
|
|
зерен) |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
||
Годы |
|
черный пар |
апрельский |
|
|
|
|
|
|
|
öl |
02 |
|
|
4 |
||
|
|
(*і) |
пар ( х 2) |
|
|
|||
1898 |
|
3 1 ,1 |
3 1 , 6 |
3 , 2 |
3 , 2 |
1 0 ,2 4 |
1 0 ,2 4 |
|
1899 |
|
2 4 ,0 |
2 4 , 2 |
3 , 9 |
4 , 2 |
1 5 ,2 4 |
1 7 ,6 4 |
|
1901 |
|
2 4 , 6 |
2 4 , 8 |
3 , 3 |
3 , 6 |
1 0 ,8 9 |
1 2 ,9 6 |
|
1902 |
|
2 8 , 6 |
2 9 ,1 |
0 , 7 |
0 , 7 |
0 , 4 9 |
0 , 4 9 |
|
1903 |
|
2 9 ,1 |
2 9 , 9 |
1 ,2 |
1 ,5 |
1 ,4 4 |
2 , 2 5 |
|
1904 |
|
3 0 ,1 |
3 1 , 0 |
2 , 2 |
2 , 6 |
4 , 8 4 |
6 , 7 6 |
|
Сумма |
|
- |
— |
j |
|
4 3 ,1 4 |
5 0 ,3 4 |
|
|
|
|
||||||
Выборочная ошибка разности в таком случае определяется |
||||||||
по формуле 59: |
|
|
|
|
|
|
||
mD |
= |
2а22 |
W |
-і/ 43,14 + 50,34 |
У 9,35 = |
3,1, |
||
У Пі + |
/і2 — 2 |
|
= |
|||||
|
|
' ‘ 6 + 6 — 2 |
|
|
|
|||
отсюда |
іф — |
Для &=10 и Р = 0,05 критерий tat= 2,23. |
||||||
Поскольку |
|
нулевую |
гипотезу |
отвергнуть |
нельзя. |
|
||
Если |
же исходить из сравнения не средних, |
а вариант, Т. е. |
оценивать генеральные параметры по средней разности вариант,
учитывая |
сопряженность |
между |
ними, |
получается следующий |
|||||
результат |
(табл. 30). |
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 30 |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
Вес 1000 зерен по годам опыта |
|
|
|||
|
Посев |
1898 |
1899 |
1901 |
1902 |
1903 |
1904 |
Среднее |
|
|
|
|
|
||||||
По черному пару . . . . |
31,1 |
24,0 |
24,6 |
28,6 |
29,1 |
30,1 |
27,9 |
||
Апрельскому..................... |
31,6 |
24,2 |
24,8 |
29,1 |
29,9 |
31,0 |
28,4 |
||
Разность |
(d) .................... |
0,5 |
0,2 |
0,2 |
0,5 |
0,8 |
0,9 |
— |
|
Квадрат |
(d2) ................ |
0,25 |
0,04 |
0,04 |
0,25 |
0,64 |
0,81 |
Та!2=2,03 |
109