Файл: Лакин Г.Ф. Биометрия учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 279

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

котором на фоне нормальной кривой (менее плоской) нанесена кривая (-распределения при п = 3.

Таким образом, распределение Стьюдента — это всего лишь частный случай нормального распределения; оно отражает спе­ цифику малой выборки, распределяющейся по нормальному закону в зависимости от п. Для практических расчетов, связан­ ных с распределением Стьюдента, составлена специальная таб­ лица, облегчающая решение практических задач. Она приведена в приложениях под № V. В этой таблице указаны критические (стандартные) значения критерия t для разных уровней значи­ мости (Р ) в зависимости от числа степеней свободы k, что по­ зволяет оценивать расхождение между генеральными парамет­ рами по разности выборочных показателей. В верхней строке табл. V указаны уровни значимости для двустороннего, а в ниж-

Рис. 11. (-распределение при п = 3 (на фоне нормальной кривой)

ней строке — для одностороннего критерия t. Это значит, что в первом случае учитывается отклонение t от центра распределе­ ния, где ( = 0, как в сторону положительных ( + ), так и отрица­ тельных (—) значений. Ведь в одном конце кривой распределе­ ния t= + 1,96 соответствует Р = 2,5% и в другом конце і= 1,96 соот­ ветствует Р = 2,5%. А всего (±1,96 соответствует 2,54-2,5 = 5,0%. Это и есть уровень значимости двустороннего критерия (. Ка­ ким из этих критериев пользоваться, зависит от самой задачи исследования. При сравнении, например, двух средних х\ и Х2 , когда знак разности не имеет значения, для ее оценки исполь­

зуется двусторонний критерий.

Когда выборки независимы, разность между генеральными параметрами оценивается по разности выборочных средних (хі — —хг = D). Числа степеней свободы в таких случаях определяют­ ся по формуле

k = (Пі — 1) —I- (^2 — 1) = f l l -f- /І2 — 2.

Если же сравниваемые выборки зависимы одна от другой, то разность между генеральными средними следует оценивать пар­ ным способом, т. е. не по разности выборочных средних, а по средней разности между парными вариантами (х—y — d) сопря­

105

женных распределений. В этом случае числа степеней свободы определяются по формуле

k = п — 1 (или k = п — 2).

Нулевая гипотеза отвергается при іф — ---------^ rsi для со­ т о

ответствующих Р и k.

Переходим к рассмотрению соответствующих примеров, на которых легче усвоить значение критерия t в оценке генераль­ ных параметров по данным выборочных наблюдений.

СЛУЧАИ НЕЗАВИСИМЫХ ВЫБОРОК

Возьмем следующий пример. Изучалось влияние кобальта на увеличение живого веса кроликов. Опыт проводился на двух группах животных — опытной и контрольной. Возраст кроликов в обоих группах колебался в пределах от полутора до двух ме­ сяцев. Исходный вес особей не выходил за пределы 500—600 г. Опыт длился полтора месяца. Обе группы животных содержа­ лись на одном и том же кормовом рационе. Но, в отличие от кон­ трольных, опытные кролики ежедневно получали в виде водного

раствора по 0,06

г хлористого кобальта

на

1 кг живого веса.

За время опыта животные

дали

следующие

прибавки

в весе:

контрольные:

504

560

580

600

420

530

490

580 470; щ =

9

опытные:

580

692

700

621

640

561

680

630;

«2 =

8

Прежде всего заметим, что перед нами величины, которые варьируют независимо: каждая величина принимает то или иное значение совершенно независимо от того, какое значение приня­ ла другая величина.

В табл. 28 показан расчет средних и квадратов отклонений ва­ риант от средних арифметических в опыте и в контроле. Сред­ няя арифметическая опытной группы равна 638 г, а в контроле — 526 г. Разница составляет 638—526=112 г. По формуле 59а определяем ошибку этой разности:

 

-і/

46 806

9 +

8

,-------

 

 

У

8 +

X —— =

У736,8 = 27,13 г.

 

 

7"

9 X :

 

 

 

Критерий достоверности

 

 

112

= 4,1.

Для уровня значимо­

 

 

 

 

 

27,13

 

 

 

сти Р = 0,01 и

числа

степеней

свободы,

&= 9 + 8 — 2=15 по

табл. V приложений находим

tst = 2,95. Полученная в опыте ве­

личина ^ф = 4,1 значительного

превосходит критическое

значение

этого критерия

(4г = 2,95),

что

позволяет

отвергнуть

нулевую

гипотезу и признать разницу в привесах кроликов в опыте и в контроле статистически достоверной.

106


 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 28

Привесы (г)

Отклонения от средней

Квадраты отклонения

 

 

арифметической

 

 

опыт

контроль

опыт

контроль

опыт

контроль

580

504

58

22

3 364

484

692

560

54

34

2 916

1 156

700

420

62

106

3 844

11236

621

600

17

74

289

5 476

640

580

2

54

4

2 916

561

530

77

4

5 929

16

680

490

42

36

1 764

1296

630

580

8

54

64

2 916

 

470

 

56

 

3 136

£: 5 104

7 434

 

 

18 174

28 632

X ■ 638

526

46 806

Рассмотрим еще один аналогичный пример. На двух группах лабораторных мышей—-опытной и контрольной — выяснялось действие химио-терапевтического препарата на развитие орга­ низма животных. В результате месячных испытаний обнаружи­ лись следующие различия в весе животных, выраженном в граммах:

контрольные:

70

78

60

80

60

60 68;

х г — 68

г

опытные:

80

75

62

70

68

71;

Х2 = 71

г

Разница между средними опытной и контрольной групп равна: 71— 68 = 3,0 г. Определим ошибку этой разности, для чего сна­ чала рассчитаем суммы квадратов отклонений вариант от их средних по формуле

 

2 а2 =

2 {хі х ) 2=

(2*)2

 

2х2 — - — — .

 

2

(702 +

782 +

 

4762

 

Контроль: 2аі =

802 + ... + 682) ----- -—

=

32 808 - 32 368 =

440

 

 

 

 

2

 

+ 622

+

4262

 

Опыт: 2а3 = (8 0 2 + 752

... + 712) ------— =

=

30 434 — 30 246 =

188

 

 

 

Находим объединенный средний квадрат отклонений:

а

440 -J- 188

628

’* _

7 + 6 - 2

57,1,

ТГ

107


откуда ошибка разности средних определится так:

У

2

щ + «2

=

т /

13

4,2 г.

 

«1 X «2

^

57,1 Xтх- = У17,7 =

 

 

 

F

 

'42

 

 

 

 

п . \ / п о

 

 

у

 

 

Критерий достоверности различий

3,0

По

табл. V

0,71

приложений для

Я = 0,05

и

6=11

4~2

 

Так как

находим tst = 2,2.

нулевая гипотеза сохраняется, разность между генераль­ ными средними этих групп оказывается статистически недосто­

верной. Отметим, что когда известна генеральная средняя

(М),

то разность

между ней и выборочной средней (ж) оценивается

нормированным отклонением

выборочной

средней

от средней

генеральной

через ошибку

выборочной

средней

(потому

что

генеральная средняя ошибки не имеет), т. е.

 

 

х — М

х — М

Г

 

 

 

t — ---------,

или t = ----------Уп как было показано выше.

 

тх

о

 

 

 

 

Например, методом селекции на повышение жирномолоч­ ности создана линия крупного рогатого скрта общей численно­

стью 12 животных со

средним процентом жира в молоке

4.16 + 0,025%. Исходная

порода характеризуется средней жир­

номолочностью 4,09%. Спрашивается, достоверна ли разница 4.16 — 4,09 = 0,07%, характеризующая эффективность селекцион­ ной работы, направленной на повышение жирномолочности ста­

да? Критерий t0 = в’в-- _ з)2. По

таблице Стьюдента для

0,025

 

Р = 0,01 (двусторонний критерий) и

6 = 1 2 — 1= 11 критерий

/st=3,11. Так как t ^ > t st, нулевая гипотеза должна быть отверг­ нута. Отбор на жирномолочность оказался эффективным.

СЛУЧАИ ЗАВИСИМЫХ ВЫБОРОК

Когда приходится сравнивать выборки, значения которых варьируют в определенной зависимости друг от друга, что бы­ вает связано с самим характером опыта, описанный выше спо­ соб оценки генеральных параметров в приложении к таким слу­ чаям зависимых переменных оказывается неточным. Покажем это на следующем примере. Изучалось влияние черного и ап­ рельского пара на урожай ржи. Опыт длился на протяжении шести лет. Учитывался вес тысячи зерен в граммах. Результаты опыта оказались следующие (по Сапегину, 1937):

год посева:

1898

1899

1901

1902

1903

1904

Хі — 27,9

г

по черному пару:

31,1

24,0

24,6

28,6

29,1

30,1;

по апрельскому:

31,6

24,2

24,8

29,1

29,9

31,0;

^ = 28,4

г

Видно, что урожай ржи по апрельскому пару несколько выше, чем по черному; средняя разница в весе 1000 зерен составляет

108


x iX2 =D — 0 ,b г. Можно ли положиться на эту разницу, надеж­ на ли она?

Если подойти к оценке этих данных по разности средних, т. е. тем способом, который описан выше, не учитывая сопряжен­ ность, существующую между вариантами по годам опыта, полу­

чится следующий результат

(табл. 29).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 29

 

 

Урожай (вес 1000

Отклонения

Квадраты отклонений

 

 

зерен)

 

 

 

 

 

 

 

Годы

 

черный пар

апрельский

 

 

 

 

 

 

 

öl

02

 

 

4

 

 

(*і)

пар ( х 2)

 

 

1898

 

3 1 ,1

3 1 , 6

3 , 2

3 , 2

1 0 ,2 4

1 0 ,2 4

1899

 

2 4 ,0

2 4 , 2

3 , 9

4 , 2

1 5 ,2 4

1 7 ,6 4

1901

 

2 4 , 6

2 4 , 8

3 , 3

3 , 6

1 0 ,8 9

1 2 ,9 6

1902

 

2 8 , 6

2 9 ,1

0 , 7

0 , 7

0 , 4 9

0 , 4 9

1903

 

2 9 ,1

2 9 , 9

1 ,2

1 ,5

1 ,4 4

2 , 2 5

1904

 

3 0 ,1

3 1 , 0

2 , 2

2 , 6

4 , 8 4

6 , 7 6

Сумма

 

-

j

 

4 3 ,1 4

5 0 ,3 4

 

 

 

Выборочная ошибка разности в таком случае определяется

по формуле 59:

 

 

 

 

 

 

mD

=

2а22

W

-і/ 43,14 + 50,34

У 9,35 =

3,1,

У Пі +

/і2 — 2

 

=

 

 

' ‘ 6 + 6 — 2

 

 

 

отсюда

іф —

Для &=10 и Р = 0,05 критерий tat= 2,23.

Поскольку

 

нулевую

гипотезу

отвергнуть

нельзя.

 

Если

же исходить из сравнения не средних,

а вариант, Т. е.

оценивать генеральные параметры по средней разности вариант,

учитывая

сопряженность

между

ними,

получается следующий

результат

(табл. 30).

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вес 1000 зерен по годам опыта

 

 

 

Посев

1898

1899

1901

1902

1903

1904

Среднее

 

 

 

 

По черному пару . . . .

31,1

24,0

24,6

28,6

29,1

30,1

27,9

Апрельскому.....................

31,6

24,2

24,8

29,1

29,9

31,0

28,4

Разность

(d) ....................

0,5

0,2

0,2

0,5

0,8

0,9

Квадрат

(d2) ................

0,25

0,04

0,04

0,25

0,64

0,81

Та!2=2,03

109