ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 261
Скачиваний: 1
число позвонков (X): |
103 |
104 |
105 |
106 |
107 |
108 |
109 |
ПО |
111 |
количество особей (р): |
1 |
8 |
45 |
183 |
274 |
221 |
96 |
31 |
3 |
Если признак варьирует слабо, то независимо от того, как он варьирует — дискретно или непрерывно, совокупность его значе-. ний можно распределить в безынтервальный вариационный ряд. К сожалению, многие признаки варьируют в очень широких пре делах и распределение их в безынтервальные ряды не достигает цели: ряды получаются слишком растянутыми, плохо обозримы ми, они недостаточно четко отображают закономерность варьиро вания. Например, в отобранных случайным способом 50 колосьях двухрядного ячменя были подсчитаны зерна, содержавшиеся в каждом колосе. Результаты оказались следующие:
21 |
27 |
17 |
20 |
22 |
12 |
24 |
13 |
20 |
19 |
22 |
16 |
22 |
21 |
16 |
23 |
16 |
21 |
24 |
18 |
11 |
22 |
15 |
23 |
21 |
10 |
15 |
18 |
15 |
21 |
14 |
15 |
9 |
18 |
22 |
15 |
17 |
19 |
17 |
18 |
17 |
18 |
24 |
19 |
16 |
17 |
15 |
25 |
16 |
17 |
|
|
|
|
|
от 9 до 27 зерен |
на |
колос. Если |
||||||
Видно, что признак варьирует |
эту совокупность распределить в дискретный вариационный ряд, получается следующее:
*:9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
5 |
22 |
23 |
24 |
25 |
26 |
27 |
р: 1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
6 |
5 |
6 |
5 |
3 |
2 |
5 |
|
2 |
3 |
1 |
0 |
1 |
Распределение оказалось плохо выражающим закономерность варьирования: Лучший результат в таких случаях получается от распределения совокупности наблюдений в интервальный вариа ционный ряд. Техника построения такого ряда заключается в сле дующем. Вся вариация признака от минимальной до максималь ной варианты разбивается на равные интервалы, или промежут ки (от — до), называемые также к л а с с а м и . Затем все варианты совокупности распределяются поэтим классам. В ре зультате получается интервальный вариационный ряд, в котором частоты (р) относятся уже не к отдельным конкретным вариан там, как в безынтервальном вариационном ряду, а к установ ленным классовым интервалам т. е. оказываются частотами не вариант, а классов.
Но так как обобщающие биометрические характеристики — средние величины —• вычисляются на дискретных вариационных рядах, ряды непрерывного варьирования превращаются в дис кретные вариационные ряды. Эта операция сводится к замене классовых интервалов их срединными (центральными) значения ми, которые равны полусумме нижней и верхней границ каждого класса. Срединные значения классов приобретают значения от дельных вариант (х) с их частотами (р) и потому называются классовыми вариантами, в отличие от конкретных вариант сово купности.
Число классов, на которые следует разбить вариацию призна ка при составлении интервального вариационного ряда, 'зависит от задачи исследования и характера собранного материала. При
18
этом нужно учитывать, что ширина классового интервала сказы вается не только на характере распределения вариант по клас сам, но и на точности числовых (средних) характеристик вариа ционного ряда. При очень узких интервалах увеличивается точ ность, с какой вычисляются средние показатели, но искажаются существенные черты варьирования признака. При очень широких интервалах увеличивается внутриклассовая вариация, что также ухудшает общую картину варьирования и сильно сказывается на точности средних показателей. Поэтому понятны попытки найти подходящий критерий, который позволил бы определять опти мальное или минимальное число классов, на которые следует разбить вариацию признака, чтобы получился хорошо обозримый вариационный ряд при достаточной точности вычисляемых сред них характеристик. Г. А. Стерджес (Sturges, 1926) рекомендовал следующую формулу:
I |
= |
Хтах |
Хщіп |
, |
,.. |
----------------- |
|
(1) |
|||
|
|
1 +3,32 lg П |
w |
где і — величина классового интервала, которая берется обычно целым числом и постоянной для всех интервалов ряда; хтах — максимальная, а хты— минимальная варианты совокупности; 1g n — десятичный логарифм общего числа вариант данной сово купности.
Формула Стерджеса позволяет определять то минимальное число классов, на которое можно разбить вариацию признака. Близкой к формуле Стерджеса является другая формула, осно ванная на рекомендации К. Брукса и Н. Карузерс (1963), кото рые определяют число интервалов К при данном объеме наблю дений п, исходя из условия K=SS5xlg«. Отсюда формула для оп ределения величины классового интервала:
i = |
■^mai |
-^mln |
. |
/riN |
-----------------5 X l g« |
(2) |
|||
|
|
1 |
Кроме отмеченных формул, существуют и другие рекомендации. Все они носят эмпирический характер и не должны применяться догматически.
Рассмотрим методику построения интервального вариационого ряда по данным подсчета количества зерен в каждом из 50 колосьев ячменя. Крайние варианты этой совокупности равны: Хшіп=9 и Хтах—27 зерен на колос. Величина классового интерва ла по формуле Стерджеса равна 3, а по формуле Брукса — Ка рузерс — несколько более 2 зерен. Остановимся на і = 3. При раз бивке вариации на классы границы первого класса устанавлива ем с таким расчетом, чтобы минимальная варианта попала примерно в середину этого класса. Поэтому нижняя граница пер вого класса должна быть несколько меньше минимальной вари-
19
л +
т
анты данной совокупности. Если взять нижнюю границу первогб класса 8, получатся следующие семь классов, по которым распре-* делятся все 50 вариант этой совокупности: 8—11 —14—17— 20—23—26—29.
Возникает вопрос, в какие классы относить варианты, кото рые по величине совпадают с верхней границей одного и с ниж ней границы другого класса? Например, в какой класс отнести варианту 11 — в первый или во второй? В решении этого вопроса возможны 2 варианта: 1) в один и тот же класс помещаются ва рианты, которые больше нижней, но меньше или равны верхней границе данного класса, т. е. варианты распределяются по клас сам по принципу «от — до включительно», 2) обычно верхние границы классов уменьшаются на какую-то незначительную ве личину, например на 0,1 или на 0,01, чем и достигается необходи мое разграничение классов. Так, в данном примере при умень шении верхней границы классов на 0,1 получаются следующие классовые интервалы: 8—10,9; 11—13,9; 14—16,9; 17—19,9; 20— 22,9; 23—25,9 и 26—28,9. Остается все 50 вариант распределить по этим классам. В результате получается интервальный вариа ционный ряд, который превращается в ряд прерывистого варьи рования (табл. 3)
|
|
Т а б л и ц а 3 |
|
Классы по числу зерен |
Срединные значения |
Частоты (р) |
|
в колосьях ячменя |
классов (*) |
||
|
|||
8—10,9 |
9,5 |
2 |
|
11—13,9 |
12,5 |
3 |
|
14—16,9 |
15,5 |
12 |
|
17—19,9 |
18,5 |
14 |
|
20—22,9 |
21,5 |
12 |
|
23—25,9 |
24,5 |
6 |
|
26—28,9 |
27,5 |
1 |
|
Сумма . . . . |
— |
50 |
Срединные значения классов, приведенные в табл. 3, получе ны следующим образом. Среднее значение первого класса, рав ное 9,5, является полусуммой значений нижней и верхней границ этого класса: (8+11): 2 = 9,5. Срединное значение второго клас са рассчитано таким же способом: (11 + 14): 2= 12,5 и т. д. Если верхняя граница класса уменьшена, срединные значения опреде ляются указанным способом по полусумме начал данного и по следующего классов.
При построении интервального вариационного ряда наиболее пристального внимания требует операция распределения вари ант по классам. Еіельзя допускать, чтобы одна и та же варианта учитывалась дважды и чтобы одинаковые варианты попадали в
2 0
разные |
классы. Чтобы избегать ошибок, рекомендуется не |
и с к а т ь |
одинаковые варианты в совокупности, а р а з н о с и т ь |
их по классам, что не одно и то же. Игнорирование этой рекомен дации, как показывает опыт, отнимает много времени на поиски одинаковых вариант, а главное приводит к ошибкам, на исправ ление которых затрачивается немало времени, особенно при на личии большого числа наблюдений.
Возьмем следующий пример, на котором удобно показать ме тодику построения интервального вариационного ряда при ис пользовании совокупности наблюдений большого объема. На группе клинически здоровых павианов-гамадрилов определялось содержание кальция (мг%) -в сыворотке крови. Результаты 100 анализов оказались следующие:
13,60 |
12,90 |
12,30 |
9,90 |
12,73 |
11,72 |
10,83 |
10,42 |
10,91 |
10,21 |
14,70 |
10,42 |
11,35 |
11,75 |
12,08 |
12,12 |
10,91 |
9,17 |
10,71 |
11,50 |
13,10 |
10,91 |
11,96 |
11,13 |
13,52 |
13,53 |
11,25 |
10,10 |
13,96 |
10,00 |
11,65 |
12,35 |
11,93 |
11,42 |
12,77 |
11,40 |
10,91 |
12,70 |
13,75 |
13,25 |
11,94 |
10,82 |
11,05 |
12,57 |
12,98 |
10,27 |
12,67 |
11,81 |
12,07 |
10,65 |
12,18 |
11,91 |
11,58 |
10,60 |
11,11 |
10,70 |
12,31 |
11,52 |
11,15 |
11,62 |
12,67 |
10,49 |
11, 18 |
11,86 |
9,66 |
10,05 |
9,55 |
12,50 |
(8 ,99) |
12,30 |
11,52 |
12,27 |
12,85 |
12,63 |
12,80 |
12,50 |
11,40 |
12,80 |
13,20 |
14,20 |
12,30 |
14,20 |
12,60 |
11,70 |
12,20 |
12,30 |
11,60 |
12,00 |
12,50 |
13,50 |
11,60 |
11,90 |
11,40 |
12,00 |
14,70 |
11,25 |
14,20 |
13,20 |
12,50 |
13,80 |
Минимальная и максимальная варианты этой совокупности, в дальнейшем обозначаемые через min и шах, равняются: min = 8,99 и т а х = 14,70 (эти варианты отмечены скобками). При наличии в совокупности 100 вариант и размахе вариации призна ка, равном 14,70—8,99 = 5,71, можно взять величину классового интервала і = 0,7 мг%. В масштабе этого интервала разбиваем вариацию признака на классы и разносим по ним варианты. Что бы не сбиться со счета, каждая варианта, относимая в свой класс, отмечается черточкой или каким-нибудь другим знаком. Удобно отмечать варианты, особенно при распределении очень большого числа наблюдений, с помощью следующего шифра частот:
о о о о о о о о -о |
о -о о -о |
о -о |
о -о о -о |
||||||
|
|
|
о |
о о О О |
О О |
0—0 |
0—0 |
0—0 |
0—0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
1 0 |
Как и в предыдущем примере, построение интервального ва риационного ряда облегчается при использовании вспомогатель ной таблицы (табл. 4).
Распределив все варианты по классам, как показано в табл. 4, подсчитывают их частоты в каждом классе и находят об щую сумму частот, которая должна равняться общему числу ва риант в данной совокупности. Построив интервальный вариаци онный ряд, его превращают в ряд прерывистого варьирования, т. е. находят срединные значения классов.
21