Файл: Лакин Г.Ф. Биометрия учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 263

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Классы

)

Срединные значения классов{ х

по уровню

кальция

 

в сыворотке

 

крови (мг %)

 

8 ,5 5 —

9 ,2 4

8 ,9

9 ,2 5 —

9 ,9 4

9 ,6

9 ,9 5 — 1 0 ,6 4

1 0 ,3

1 0 ,6 5 — 1 1 ,3 4

11,0

1 1 ,3 5 - 1 2 ,0 4

1 1 ,7

1 2 ,0 5 - 1 2 ,7 4

1 2 ,4

1 2 ,7 5 — 1 3 ,4 4

1 3 ,1

1 3 ,4 5 - 1 4 ,1 4

1 3 ,8

1 4 , 1 5 - 1 4 , 8 4

1 4 ,5

Сумма . . . -

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(р )

 

 

Отметки разносимых по классам вариант

Частоты

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

1

1

 

 

 

 

 

 

 

2

1

1

1

 

 

 

 

 

 

3

1

1

1

1

1

1

1

1

1

9

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1

17

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1

25

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1

2 3

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1

10

1 1 1 1 1 1 1

 

 

7

i

l

l

!

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

100

Пр и м е ч а н и е . Пятая графа (хр) понадобится в дальней­ шем.

ГРАФИКИ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ

Чтобы придать большую наглядность закономерности варьи­ рования признаков, вариационные ряды принято изображать гра­ фически в виде гистограммы, или полигона, а также в виде кумуляты или огивы. График, называемый гистограммой, получает­ ся, если в системе координат отложить по оси абсцисс границы классов, а по оси ординат— их частоты, как показано на рис. 1.

Рис. 1. Гистограмма распределения кальция (мг %) в сыворотке крови павианов-гамадрилов:

на оси абсцисс — границы классов, на оси ординат — частоты вариант

22


Гистограмма изображает закономерность распределения вариант по классам вариационного ряда, т. е. при непрерывном варьиро­ вании признака. Прямоугольники соответствуют классам, а их высота — частотам вариационного ряда.

Если из срединных точек прямоугольников гистограммы опус­ тить перпендикуляры на ось абсцисс, а затем эти точки соединить между собой, получится график дискретного варьирования, на­ зываемый полигоном распределения. На рис. 2 изображен поли-

Рис. 2. Полигон распределения кальция (мг %) в сы­ воротке крови павианов-гамадрилов:

на оси абсцисс — значения классовых вариант, на оси орди­ нат — частоты

гон распределения кальция (мг%) в сыворотке крови павиановгамадрилов. Полигон распределения можно построить и незави­ симо от гистограммы, нанося на ось абсцисс срединные значения классов. А когда возникает необходимость, можно полигон прев­ ратить в гистограмму.

В других случаях график вариационного ряда строится в ви­ де кумуляты. Для этого по оси абсцисс откладываются значения классовых вариант, а по оси ординат — накопленные частоты. Сое­ диняя -затем соответствующие точки в системе координат, полу­ чаем график, называемый кумулятой і(рис. 3). Накопленные час­ тоты получаются последовательным суммированием или кумуля­ цией (от лат. cumulo— накапливаю) частот в направлении от минимальной варианты до конца вариационного ряда. На рис. 3 изображена кумулята распределения кальция (мг%) в сыворот­ ке крови гамадрилов. Полный ряд накопленных частот, обозна­ чаемый через Si, получен следующим образом:

X:

8,9

9,6

10,3

11,0

11,7

12,4

13,1

13,8

14,5

р :

2

3

9

17

25

23

10

7

4

Si

2

5

14

31

56

79

89

96

100

23


Если ряд накопленных частот нанести на ось абсцисс, а зна­ чения вариант расположить по оси ординат и построить график, получается огива (рис. 4). Легко заметить, что огива есть не что, иное как кумулята, перевернутая на 180°.

Рис. 3.

Кумулята распределения

Рис, 4. Огива распределения каль­

кальция (мг %) в сыворотке кро­

ция (мг %) в сыворотке крови па­

ви павианов-гамадрилов:

вианов-гамадрилов:

на оси

абсцисс — значения классовых

на оси абсцисс — накопленные частоты

вариант, на оси ординат — накопленные

классовых вариант, на оси ординат —

 

частоты

значения классовых вариант

Значение графиков заключается в их наглядности. Но они не дают точной характеристики варьирующего признака, так как зависят от принимаемых масштабов. Точную характеристику варьирующих признаков дают статистические (количественные) показатели, о которых речь пойдет в следующих главах.

ГЛАВА ТРЕТЬЯ

ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ВАРЬИРОВАНИЯ

В распределении эмпирических совокупностей бросается в глаза одна важная особенность — преимущественное накаплива­ ние вариант в центральных классах и постепенное убывание их числа по мере удаления от срединной точки вариационного ряда. Эта особенность, составляющая одну из характерных черт варьи­ рования биологических признаков,— факт очень важный, имею-

Рис. 5. Процентные соотношения в распределении 117 мужчин по росту (из Бейли, 1959):

на оси абсцисс — рост в английских дюймах, на оси ор­ д и н ат — частоты в процентах от общего числа наблю де­ ний

щий широкое распространение в природе. Кому, например, неиз­ вестно, что чаще встречаются люди среднего роста, а индивиды очень большого или очень малого роста встречаются сравнитель­ но редко. Но, вероятно, не все знают, что среди населения инди­ видов выше среднего и ниже среднего роста оказывается пример­ но одинаковое количество. Если совокупность людей одного пола и возраста поставить по ранжиру так, чтобы люди приблизитель­ но одинакового роста стали в затылок друг другу, получится как бы живая диаграмма распределения, более или менее симметрич­ ная.

На рис. 5 изображена гистограмма распределения 117 муж­ чин по росту, хорошо иллюстрирующая эту закономерность. Отмеченная черта варьирования обнаруживается не только в рас­ пределения людей по росту, но и по другим признакам, в част­ ности по размерам обуви. На рис. 6 изображена гистограмма рас-

25


пределения мужского населения Москвы и центральных областей Российской Федерации поэтому признаку.

Впервые на это явление обратил внимание А. Кетле (1835), исследовавший распределение нескольких тысяч солдат амери­ канской армии по росту (длине тела). «... Человеческий рост,— писал он, — изменяющийся, по-видимому, самым случайным об­ разом, тем не менее подчиняется самым точным законам; и эта особенность свойственна не только росту; она проявляется также и в весе, силе, быстроте передвижений человека, во всех его фи­ зических... и нравственных способностях. Этот івеликий прин-

25

Рис. 6. Процентные соотношения в распределении мужской обу­ ви среди населения центральных областей Российской Феде­ рации:

на оси абсцисс — номера обуви, на оси ординат — частоты в процентах от общего числа наблюдений

цип,... разнообразящий проявление человеческих способностей,...

кажется нам одним из самых удивительных законов мира» Описанная закономерность относится не только к человеку,

она проявляется во всей живой природе. Более того, не только биологические признаки, но и случайные ошибки, допускаемые при измерении физических предметов, следуют в общей массе указанной закономерности. Иллюстрацией могут служить резуль­ таты опыта, описанного Р. Шульце (1926), с многократным изме­ рением металлического стержня, приведенные в табл. 5.

Из этой таблицы видно, что погрешности, случайно допущен­ ные при 80-кратном измерении одного и того же предмета, рас­ пределяются строго закономерно, образуя правильный (симмет­ ричный) ряд. «Не удивительно ли, — писал Кетле, — что слу­ чайные ошибки располагаются в таком совершенном порядке и наши бессознательные промахи проявляются с такой симметрией,

' К е т л е А. Социальная физика. Т. I. Киев, 1911, стр. 38—39.

26

 

Т а б л и ц а 5

Длина стержня (мм)

Сколько раз эта длина

(варианты)

встретилась в опыте

999,6

1

999,7

3

999,8

8

999,9

17

1000,0

22

1000,1

17

1000,2

8

1000,3

3

1000,4

1

Всего испытаний . . .

80

какая кажется могла бы быть результатом тщательно обдуман­ ных расчетов» 1.

Не во всяком случае при измерении тех или иных предметов получаются столь отчетливые результаты, как это описано Шульце. Но главное не в этом; важно, что в самых различных слу­ чаях проявляется одна и та же закономерность: в массе относи­ тельно однородных единиц (вариант) подавляющее большинство составляют варианты среднего размера, и чем дальше они откло­ няются от среднего уровня признака, тем реже встречаются в данной совокупности. Иными словами, между различными зна­ чениями признака и частотой их встречаемости в любой сово­ купности существует определенная связь. Наглядным выраже­ нием этой связи и служит вариационный ряд и его график — вариационная кривая. Чтобы глубже понять содержание отме­ ченной закономерности и ту роль, которую она играет в области статистического анализа массовых явлений, следует рассмотреть ее более подробно.

ВЕРОЯТНОСТЬ И ЕЕ СВОЙСТВА

Предположим, что в роддоме приняты 208 мальчиков и 200 девочек — всего 408 детей. Число 208 — это абсолютная частота родившихся мальчиков, а число 200 абсолютная частота ро­ дившихся девочек. Если число мальчиков и девочек, родившихся в этом роддоме, отнести к общему числу новорожденных детей, получаются относительные частоты, или частости этих событий:

208

=

n rt

0,51—относительная частота родившихся мальчиков,

408

 

 

200

=

0 49 относительная частота, или доля родившихся девочек.

408

 

 

1 К е т л е А. Социальная физика. Т. I. Киев, 1911, стр. 330.

2 7


Само собой разумеется, что в разных случаях частость или доля рождающихся особей мужского и женского пола может быть раз­ личной. Теоретически, однако, можно ожидать, что в большей массе случаев доля родившихся девочек окажется равной доле новорожденных мальчиков. Теоретическое значение относитель­ ной частоты ожидаемого события называется его в е р о я т н о ­ стью. Причем событием принято называть тот результат, кото­ рый получается при каждом испытании. Под испытанием же понимается процесс осуществления какого-либо комплекса усло­ вий, который может быть повторен неограниченное число раз. Например, метание монет, игральных кубиков, розыгрыш лоте­ рейных билетов, проведение опытов и т. п. действия — все это на языке теории вероятностей обозначается термином и с п ы т а н и я .

Если при каждом испытании событие неизбежно наступает,

оно называется д о с т о в е р н ы м .

Если же в заданных условиях

событие произойти не может, его

называют н е в о з м о ж н ы м .

Когда же событие в каждом отдельном испытании может про­ изойти, но может и не произойти, его называют возможным, или с л у ч а й н ы м , событием. События, которые при испытании в постоянных условиях повторяются многократно, получили назва­ ние м а с с о в ы х . Примером массовых событий случайного ха­ рактера может служить рождаемость особей мужского и жен­ ского пола — явление, которое в отдельных случаях точно пред­ сказать нельзя, но в общей массе новорожденных можно ожидать

определенные

числовые соотношения между полами, доступ­

ные измерению и предсказанию.

Согласно

классическому определению, вполне подходящему

для наших целей, вероятностью называется отношение числа слу­ чаев или исходов т, благоприятствующих наступлению ожидае­ мого события А, к числу всех возможных и несовместимых в дан­

ном испытании исходов п, і. е.

 

Р(А) = - ,

(3)

п

 

где Р ( А ) — символ, обозначающий вероятность Р

ожидаемого

события А. Например, в урне помещается 5 белых и 10 черных шаров. Наугад вынимается один шар. Какова вероятность, что вынутый шар окажется белым? Так как из общего числа 15 шаров в урне 5 белых, то из 15 возможных исходов всего лишь 5 «благоприятствуют» ожидаемому событию — появлению белого

шара. Откуда искомая

вероятность Р(А) = 5/15 =

1/3 = 0,33.

В то же время вероятность

появления черного шара при одно­

кратном тираже выразится

величиной P{Ä) = 10/15 = 0,67. Вид­

но, что чем больше шансов

благоприятствующих

наступлению

ожидаемого события, тем выше его вероятность.

называется

Вероятность, которую

можно указать до опыта,

априорной. Например, при метании монеты заранее, т. е. до ис­ пытания, известно, что она может лечь либо гербом вверх, либо

28