Файл: Калечиц И.В. Химия гидрогенизационных процессов в переработке топлив.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 182
Скачиваний: 0
|
|
|
|
Продолжение |
табл. 4 |
|
|
|
Объемная |
|
|
|
|
Давле |
Темпера |
скорость |
|
|
Лите |
|
ние, |
тура, |
(проточн. |
Катализаторы |
Основные результаты |
||
рату |
||||||
кгс/см 2 |
°С |
уст.), |
|
|||
|
|
ч - і |
|
|
ра |
84 |
274-343 |
NiS на Al2 03 + Si02 |
35-105 £ 0 0 - 4 2 5
54
435-450 |
0,9-1,5 |
Fe на полукоксе |
405-435 |
1,0—1,6 |
№ 0 2 + М0О3 на А12 03 |
450 |
1,5-2,0 |
A l + |
Ni + Mo |
400-470 |
1,4-4,0 |
Al + |
Mo + Co (I); Al |
|
+ |
Mo + |
Ni (II) |
420-470 |
A l + Co + Mo |
380-460 |
1,0—2,0 |
То же |
350—410 |
|
A l + Со+Мо |
580-640 |
|
Специальный |
Из газойлей различных типов (температура конца кипения до 450 °С) с помощью «изокрекинга» получают низкозастывающее реактивное топливо. В приведенном примере из тяжелого газойля (219—452 °С) получено до 40% авиационного керосина. Общий выход про дуктов С4 и выше — 117 объемн. %, расход водорода 1,2%
Предлагается новый процесс висбрекинга (отноше ние мазут : разбавитель от 2 : 1 до 5:1) с добавкой донора водорода, которым служит предварительно гидрированная фракция 371—482 °С. Расход водорода на гидрирование циркулирующего разбавителя 27 м3 /м3 (см.3 8 8 )
Сообщается об универсализации процесса «юникрекинг», в котором может быть переработано различное, в том числе утяжеленное, сырье. Процесс осуществляет ся в одну или две ступени в зависимости от вида сырья. Сера и азот удаляются полностью. Срок службы ката лизатора без регенерации 6 месяцев
Сообщается о разработке процесса гидрирования лег кого пироконденсата. Катализатор регенерируемый Без приведения условий и сведений о катализаторе сообщается об осуществлении в промышленном мас штабе процесса деметилирования толуола (процесс «детол» фирмы Houdry). Выход бензола 81,6% , тяжелых остатков — 1,2%, остальное — газ. Чистота бензола
99,95%, расход водорода 2,2%
Преимущества процессов «изокрекинг» и «ломаке» соединены в процессе «изомакс», при помощи которого можно получать бензин, реактивное и дизельное топ ливо из различного сырья, включая вакуумные газойли.
Выход жидких углеводородов 115—120 объемн. % Дальнейшее усовершенствование метода Варга поз волило повысить выход товарных продуктов до 75— 80% и снизить потребление водорода до 0,68%. В гидрогенизате 12,5% бензина, 65,9% дизельного топлива и 20,6% низкосернистого котельного топлива. Опреде лены кинетические зависимости и по ним оптимизиро
ваны условия процесса
При гидроочистке образцов нефтей юго-восточных районов Башкирской АССР выход бензина повышается, содержание серы снижается до 0,34—0,94%
На смеси арланской и чекмагушской нефтей с содер жанием серы 2,96% подбирались условия, обеспечива ющие 70%-ную десульфуризацию. Катализатор (1) нужно регенерировать через 5 ч, а катализатор (II) — через 11 ч. Влияние условий изучалось на катализа торе (II); содержание серы понижалось до 0,3—1,1% в гидрогенизате и до 0,7 — 1,7% в остатке
Исследовано влияние условий процесса гидрокре кинга на циркулирующем катализаторе на удаление асфальтенов и серы. При температурах ниже 420 °С нельзя получить низкосернистое котельное топливо. Для снижения содержания серы до 0,5% срок службы катализатора между регенерациями должен быть 16 ч, до 1 % — 40 ч. Почти полное удаление ванадия дости гается при 470 °С. (См.2 6 3 , 2 М ,2 9 0 )
Для гидроочистки бензинов каталитического крекин га и дизельных топлив могут быть применены газы каталитического риформинга, содержащие 50 — 70% водорода
Показано, что при гидроочистке дизельных топлив снижение давления с 50 до 30 и 20 кгс/см2 (с частичной компенсацией подъемом температуры) позволяет сни жать расход водорода на 27—48%
Описывается процесс Bextol фирмы Shell Oil демети лирования толуола. Выход бензола 96,8% от теорети ческого, расход водорода 2,04 моль/моль
Продолжение табл. 4
о
|
|
Объемная |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Давле |
Темпера |
скорость |
Катализ аторы |
|
|
|
|
Основные |
результаты |
|
|
|
|
|
|||||||
ние, |
тура, |
(проточи, |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
кгс/смг |
°С |
уст.), |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
СоО + МоОз на |
носителе |
Сообщается |
об |
осуществлении деалкшіирования |
||||||||||||||
|
|
|
гомологов |
нафталина |
в промышленном |
масштаое. Рас |
|||||||||||||||
|
|
|
с добавками Na2 0 |
|
ход водорода 0,43 м3 на 1 кг нафталина |
|
|
|
|
||||||||||||
|
|
|
|
|
|
переработки |
|||||||||||||||
5-50 |
350-450 |
0,5-5,0 |
Активированный |
уголь |
Предлагается |
двухступенчатый |
процесс |
||||||||||||||
остатков и асфальтенистых сырых нефтей: термоката |
|||||||||||||||||||||
|
|
|
на А1о03 |
и алюмосиликате |
|||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
литическая коагуляция асфальтенов, затем гидрообес- |
|||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
серивание. Первая ступень при содержании асфальте |
|||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
нов 1—2% |
осуществляется |
на стационарном |
катализа |
||||||||||||
|
|
|
|
|
|
торе, при более высоком содержании |
асфальтенов — |
||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
на взвешенном, |
который |
отфильтровывается |
|
вместе |
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
с асфальтенамн. Повышение температуры облегчает |
|||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
выпадение асфальтенов и приближает процесс к вис- |
|||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
брекингу |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
35—70 |
400-450 |
|
|
|
|
Изучены скорости гидродесульфуризации в процессе |
|||||||||||||||
|
|
|
|
Gulf-HDS |
(см.2 8 6 ) и факторы, влияющие на нее. Из |
||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
вакуумного остатка |
кувейтской |
нефти |
с |
5,45% |
серы |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
получены гидрогенизаты, содержащие от 1.2 до 3,8% |
|||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
серы. |
Теоретический |
расход |
водорода |
равен |
2 |
моль |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
на 1 г-атом серы, однако фактический расход выше и |
|||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
тем больше, чем глубже обессерпвание. |
Разработан |
||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
новый катализатор, дающий аналогичные результаты при |
|||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
более |
низкой |
температуре |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
63-70 |
444 |
1,0 |
Fe на |
полукоксе |
Описаны |
результаты |
второго |
длительного |
|
пробега |
|||||||||||
|
(сред |
|
|
|
|
установки процесса гидрокрекинга Варга, в ходе кото |
|||||||||||||||
|
|
|
|
|
рого было переработано 42 т отбензиненной смеси туй- |
||||||||||||||||
|
няя) |
|
|
|
|
||||||||||||||||
|
|
NiO -f М0О3 на А1 2 0 3 |
мазинской |
и |
ромашкинской |
нефтей |
плотностью |
||||||||||||||
55 |
405-435 |
1,1 |
|||||||||||||||||||
0,904 г/см3 , содержащей |
1,65% |
серы, |
1,9% |
асфальте |
|||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
нов, |
5,4% |
кокса. Расход водорода 0,6—0,8%, образо |
|||||||||||||
|
|
|
|
|
|
вание кокса 0,5—1,0%, выход жидких продуктов |
|||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
96,4 |
|
удаление |
серы |
60—70% |
|
|
|
процесса |
|||||||
|
|
|
|
|
|
Статья |
посвяшена |
химии |
и |
механизму |
|
Высокое —.
50-250 275-450
190 440-460
|
|
|
|
|
|
гидрокрекинга |
«изомакс». |
Процесс двухступенчатый |
||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
в первой ступени удаляются азот, кислород, сера и |
||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
металлы, |
во |
второй — идет |
собственно |
гидрокрекинг |
||||||||||||
|
|
|
|
|
|
Наиболее трудно идет удаление азота |
|
|
|
|
|
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
Разработан новый катализатор гидрокрекинга, кото |
||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
рый устойчив к соединениям, содержащим серу и азот |
||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
Катализатор состоит из небольшого количества благо |
||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
родного металла на специальной подложке. Действие |
||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
серы и азота можно компенсировать повышением тем |
||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
пературы: при |
содержании |
0,1% |
азота |
температуру |
||||||||||||
|
|
|
|
|
|
повышают на 70, а при содержании 0,5% |
серы |
- |
||||||||||||||
|
Ni- |
W |
на |
алюмосилн- |
только |
на |
|
13 °С |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
кате |
|
|
|
|
Описан новый вариант процесса гидрокрекинга Иу-С |
||||||||||||||||
|
|
|
|
|
в котором |
перерабатывались как прямогонные, |
так и |
|||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
г ! ° Р о " ч |
н " е |
г а з ° и л и |
с температурой |
конца |
кипения |
до |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
5(0 С. Іазойль |
и водород проходят снизу вверх через |
|||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
псевдоожиженный |
слой |
катализатора. |
|
Превращение |
||||||||||||
|
|
|
|
|
|
пропорционально давлению в степени 1,4. Отложение |
||||||||||||||||
|
WS, |
М0О3 |
или металл |
кокса |
незначительное |
|
|
|
|
|
гидрокре |
|||||||||||
V I I I группы периодической |
Описаны дальнейшие разработки процесса |
|||||||||||||||||||||
кинга |
в |
ФРГ (см. |
|
"в). Процесс |
осуществляется |
в |
||||||||||||||||
системы на |
фторированном |
одну или две стадии в широком интервале условий в за |
||||||||||||||||||||
алюмосиликате |
|
|
висимости от качества сырья. В двухступенчатом про |
|||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
цессе |
давление |
на |
обеих |
ступенях |
одинаковое — |
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
100 кгс/см2 . Разработаны |
новые катализаторы. Катали |
|||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
затор |
WS2 |
|
на |
терране |
заменен сульфидом |
железа, |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
а также |
Ni |
на алюмосиликате. В |
качестве |
носителей |
||||||||||||
|
|
|
|
|
|
испытаны |
А 1 |
2 0 3 |
и Fe2 |
03 , активированные |
I I F, в каче |
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
стве гидрирующих агентов — металлы VI и V I I I |
групп |
|||||||||||||||
|
Сульфиды |
металлов |
V I |
периодической |
системы |
|
|
|
|
|
|
муха- |
||||||||||
и V I I I |
групп |
периодиче |
Осуществлен гидрокрекинг вакуум-дистиллятов |
|||||||||||||||||||
новской и ромашкинской нефтей. При расходе водорода |
||||||||||||||||||||||
ской системы на А12 03 |
или |
320—430 |
м |
3 |
/т получено |
20—25% |
легких |
продуктов, |
||||||||||||||
- , |
лине |
|
|
|
|
|
||||||||||||||||
|
|
|
|
|
а также смазочные масла и парафин. Подбором катали |
заторов процесс может быть направлен на производ ство бензина, авиационного керосина пли дизельного топлива
317
318
319
320
|
|
|
|
Продолжение |
табл. 4 |
|
|
Объемная |
|
|
Лите |
Давле |
Темпера |
скорость |
Катализаторы |
Основные результаты |
|
ние, |
тура, |
(проточи, |
рату- |
||
кгс/см г |
"С |
уст.), |
|
|
ра |
|
|
ч - 1 |
|
|
|
— — —
• 55 |
550—580 |
40 |
700—720 |
200 |
400-435 |
0,5 |
200 |
450—465 |
0,5 |
100 400-435 0,5-2,0
45 570
70 |
' 480 |
0,5 |
430—445
30-150 350-450
35-70 540-650 —
30-300 300460 |
1,0 |
—
А1 + Со + Мо Без катализатора
Никель и ванадий, содержащиеся в тяжелых дистил |
321 |
|
лятах нефти, осаждаются на катализаторах гидроочи |
|
|
стки и гидрокрекинга, дезактивируя их. Показано, что |
|
|
при регенерации катализаторов для удаления окислов |
|
|
никеля и ванадия целесообразно добавлять комплексо- |
|
|
образователи типа щавелевой кислоты, диоксана, аце- |
|
|
тилацетона |
|
|
Фракция |
215—300 °С каталитического крекинга, |
322 |
содержащая |
15—25% метилнафталинов, экстрагирует |
|
ся фурфуролом, гидроочищается и гидродеалкилирует- |
|
|
ся. Выход нафталина 10%, чистота 96—97% (с ката |
|
|
лизатором) |
и 99,8% (без катализатора). Кроме нафта |
|
лина получают обессеренные дизельное топливо и лигроин
WS;
А1-+- Со + Мо
NiO + МоОз (I); WS2 (II)
Из деасфальтизата деструктивной гидрогенизацией 323 получены высококачественные авиационные масла с вы ходом до 18%. Лучший катализатор — WS2
Сочетание гидрирования и контролируемого гидро 324 крекинга дает высокоиндексные смазочные масла с вы ходом на 10—50% выше, чем при очистке раствори телями
Из вакуум-дистиллята ромашкинской нефти (2,11% 325 серы) с выходом 35—45% получены очищенные смазоч ные масла (содержание серы 0,15% с первым и 0,42% со вторым катализатором)
Сг 2 0 3 на А12 03
Pt на А12 03 ; Pt на фто рированном А12 03 ; С0М0О4 на А12 03 ; NiO на А12 03
Многофункциональный
Описан новый хромовый катализатор для процесса 326 гидродеалкилирования толуола, более активный, чем промышленный: степень конверсии за проход 40
против 22%, длительность работы в зоне температур 590—610 °С — 500 против 300 ч. Катализатор регене рируется смесью азот—воздух
Продукты конденсации терфеннлов (нолифенилы, трифенилены и др.), образующиеся при использовании органических теплоносителей в ядерном реакторе, реге нерируются при помощи гидрокрекинга
Сообщается о переработке различных видов тяже лого сырья на установке Н-Оіі. Процесс Н-Оіі и его модификация Ну-С позволяют превращать остатки в более легкие продукты (степень превращения 95%)
Разработан новый процесс гидрокрекинга Ily-G (фирмы Houdry и Gulf), перерабатывающий широкий ассортимент тяжелого сырья, вплоть до деасфальтизатов. Катализатор регенерируется через 3—8 месяцев без выгрузки. Из тяжелого вакуумного газойля можно получить (в объемн. % ) : 1) 5,2% углеводородов С3 , 14,1% углеводородов С4 , 112,3% бензина или 2) 1,3% углеводородов Са , 3,2% углеводородов С4 , 23,4% бен зина, 87,7% печного топлива
С0М0О4 на А12 03 |
Предложен процесс обессеривании сырых нефтей. |
|
В промышленной установке достигнуто 53%-ное обес- |
|
серивание иракской нефти (начальное содержание серы |
|
2,08%). Расход катализатора 3,5 м3 /кг |
|
|
|
|
Сообщается об условиях |
и опыте |
работы процесса |
||||
|
|
|
деметилирования |
толуола — «детол». |
Катализатор |
|||||
|
|
|
очень стабилен и не менялся в течение четырех лет. |
|||||||
|
|
|
Чистота |
бензола |
99,95%, |
содержание |
тиофена менее |
|||
|
|
|
1 млн"1 . (См.3 0 2 ) |
|
|
|
|
|||
NiO + MoO, на А12 |
0 |
|
Гидроочистка |
применена |
для повышения |
качества |
||||
2 |
^ з |
не только парафинов, но и микрокристаллических |
||||||||
|
|
|
восков: содержание серы |
в восках понижено с 0,45 |
||||||
|
|
|
до |
0,02%. Оптимальные |
условия |
процесса: |
360 Р С |
|||
|
|
|
и |
300 |
кгс/см2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Продолжение |
табл. 4 |
Давле |
Темпера |
Объемная |
|
|
|
скорость |
|
|
|
||
ние, |
тура, |
(проточж |
Катализаторы |
Основные результаты |
Лите |
кгс/см ! |
°С |
уст.), |
|
рату |
|
|
|
|
|
|
ра |
50—150 380-425 |
1,0 |
Со + Мо на А12 03 |
50 375-400 0,1-1,5
20 |
340-360 |
5,0-50,0 |
А1 + Со + Мо |
270 |
300-325 |
0,5-0,6 |
NiS (40%) + WS2 (60%) |
50 |
320 |
1,0 |
NiS + WS2 на А12 03 |
Описана модификация процесса гидрокрекинга фир мы BASF (DHC-Verfahren) применительно к различ ным видам сырья. Катализаторы не содержат благород ных металлов. Дизельное топливо можно получать в одну ступень, бензин и реактивное топливо — лучше в две. При парциальном давлении водорода 110 кгс/см2 и циркуляции тяжелых фракций вакуум-дистилляты перерабатывали с объемной скоростью 0,35—1,1 ч - 1 .
Выход целевых продуктов 96,3% |
(ливийская нефть) |
и 94,1% (кувейтская). Цетановые |
числа дизельных |
топлив порядка 50, содержание серы не более 0,01%.
(См.1 9 7 - 1 9 8 , 3 1 В )
Показано, что гидрокрекинг арланского вакуумного дистиллята (3,4% серы) дает гидрогеннзаты с содержа нием серы 0,08—0,45%. Выход бензина 0,3—4,0%, дизельного топлива 28,5—56,1%, остатка 71,2—39,9%. Расход водорода 1 %. Катализатор служит 3 месяца без снижения активности. При опытном пробеге на про мышленной установке выход остатка с 0,1% серы составил 55,9%. Для более глубокого расщепления нужны две ступени. Во второй ступени применяется катализатор NiS на алюмосиликате, удовлетворительно работающий при достижении в первой ступени содер жания азота 0,01 %. В бензиновом варианте выход бензина 55% , дизельного топлива 27,4% , остатка 9,0% ; в дизельнотопливном — соответственно 32,0, 51.0 и 10,2%
Разработана схема гидрирования с катализатором, взвешенным в жидкой фазе. Из вакуумного газойля получено до 11,1% бензина, 23,6—49,4% дизельного топлива и 39,7—76,4% остатка, в котором содержа лось только 0,11—0,32% серы
Показано, что удается гидроочищать бензины вто ричного происхождения, лишь незначительно затра гивая олефины. В одном из опытов содержание серы снижалось с 0,41 до 0,12%, йодное число — с 90 до
70мг І2 /100 г
Впромышленном масштабе осуществлено глубокое гидрирование бензола до циклогексана; степень кон версии бензола 99%, чистота циклогексана 99,38% Осуществлено гидрирование нафталиновой фракции до тетралина и декалина. Степень конверсии 93—95% Сообщается о возможности использования процесса
«изомакс» для переработки остатков
Разработан процесс гидрокрекинга BASF-I FP [фирма BASF (см.3 3 6 ) и Французский Институт нефти]. Особен ность процесса—возможность производить дизельное и печное топливо. В одноступенчатом процессе (или в первой ступени двухступенчатого варианта) в качестве катализатора применяются окислы Ni или Со и окис лы \Ѵили Mo, нанесенные на кристаллические алюмоси ликаты. Во второй ступени—платиновый или палладиевый катализаторы. Сырье для второй ступени должно содержать менее 0,001% азота и 0,1% серы. Дизельное топливо может быть получено из любого сырья, даже из деасфальтизата. В одном из опытов выходы в одно
ступенчатом |
процессе |
составили: |
I I 2 |
S |
N H , |
||
1,02% |
Cj + С |
2 , 3,79% |
С? + С4 , 5,88% легкого |
бен |
|||
зина, 13,65% |
лигроина, 65,36% дизельного топлива, |
||||||
10,0% |
печного |
топлива. В двухступенчатом |
варианте: |
||||
2,75% H2 S + |
|
NII3, 1,45% С1 + С,, 12,20% |
С3 + С4 , |
||||
22.0% |
легкого |
бензина |
(октановое'число |
82), 64,90% |
|||
тяжелого бензина (октановое число 58) |
о |
процессе |
|||||
Сообщаются |
более подробные сведения |
гидрокрекинга Hy-G. Может быть переработан любой тип газойля (кроме смолистого) в бензин, лигроин, авиационный керосин или печное топливо. Приведены расходные коэффициенты, катализатор служит 2 года, цикл между регенерациями — 6 месяцев. (См.3 3 0 . 3 3 1 )
|
|
|
|
Продолжение |
табл. 4 |
|
|
Объемная |
|
|
|
Давле |
Темпера |
скорость |
Катализаторы |
Основные результаты |
Лите |
ние, |
тура, |
(проточи, |
рату |
||
кгс/см2 |
°С |
уст.), |
|
|
ра |
|
|
ч-1 |
|
|
|
50 |
350-360 1,0-3,0 |
СоО + МоОз на А12 03 |
70 |
425 |
0,5 |
Ni + ѴѴ |
на |
алюмосили |
|
|
|
кате |
|
|
50 |
350—450 |
0,7—1,5 |
Бентонит |
и |
зола камен |
|
|
|
ного угля |
|
|
50—100 |
|
|
A l + Co + Mo |
|
|
50 |
350-400 |
0,5-2,0 |
То же |
|
|
300 |
370—420 0,4-1,3 |
WS2 ; WSjj-f NiS на А12 03 |
Ni
|
|
Благородный металл |
25-90 |
700- |
Без катализатора |
|
1100 |
|
Повы 400-480 шенное
Дано более полное описание процесса |
струйной |
342 |
|||||
гидроочистки фирмы Shell Oil (см.2 0 4 , 2 2 Э |
, 2 в 1 |
) . |
Отличи |
|
|||
тельной особенностью является небольшая степень |
|
||||||
рециркуляции и подача водорода в смеси с сырьем |
|
||||||
прямотоком сверху вниз. При этом дистиллят образует |
|
||||||
пленку |
на |
поверхности |
катализатора. |
Выше |
390° С |
|
|
начинается гидрокрекинг. Расход водорода 3—4 моль |
|
||||||
на 1 г-атом серы. Азот удаляется не полностью, |
хорошо |
|
|||||
удаляются кислород, диены и олефины |
|
|
|
|
|||
Разработан катализатор, особенно хорошо подходя |
343 |
||||||
щий для удаления азота при гидроочистке или первой |
|
||||||
ступени гидрокрекинга. Из газойля с 0,319% |
азота |
|
|||||
стандартный |
алюмокобальтмолибденовый |
катализатор |
|
||||
удалял |
80% |
азота, новый — 92,5%. Новый |
катализа |
|
|||
тор стабилен и через 90 суток еще удалял |
75% азота |
344 |
|||||
Предлагается процесс |
деметаллизации |
остаточных |
|||||
нефтепродуктов. При использовании бентонита сте |
|
||||||
пень деметаллизации составляет 88,6% |
|
|
|
|
|||
Показано, что в одноступенчатом процессе |
гидрокре |
345 |
|||||
кинга с рециркуляцией остатка невыгодно снижение |
|
||||||
глубины разложения за проход, более целесообразно |
|
||||||
повышение давления с 50 до 100 кгс/см2 , при этом ко |
|
||||||
эффициент рециркуляции снижается почти вдвое (до |
|
||||||
2,7) |
|
|
|
|
|
|
|
Найдена возможность |
глубокого обессеривания экс |
346 |
тракта ароматических углеводородов из высокосерни стой нефти (4,67% серы) с одновременным частичным гидрированием конденсированных би- и трициклических углеводородов. Удаление серы на 96—98%, сте пень гидрирования 45—70%. Получен малосернистый
продукт, содержащий 60% моноциклических аромати ческих углеводородов. Селективность катализатора сохраняется в течение 1000 ч
На примере мазута из ромашкинской нефти показана возможность получения смазочных масел гидрирова нием. Лучший катализатор WS2 . С меньшей произво дительностью можно работать и при 150 кгс/см2
Фирмой British Petroleum предложено разделить процесс гидрирования бензола до циклогексана на 3 ступени: гидроочистка, гидрирование основной масры (до 95%) с использованием газов риформинга и догйдрирование. Предложен новый катализатор; утвержда ется, что новая технология снижает себестоимость. Чистота циклогексана 99,99%
Рекламируется процесс НА-84 гидрирования бен зола фирм Sinclair Research и Engelhard Industry. Новый катализатор RD-260 работал 2 года со 100%-ным превращением бензола и полным отсутствием изомери зации циклогексана в метилциклопентан
Описан процесс МНС—термическое деалкилирование, разработанный фирмой Mitsubishi. Сырьем служит пироконденсат производства этилена. Особенностями процесса являются возможность содержания в сырье до 30% неароматических углеводородов, низкие тре бования к чистоте водорода, специальная конструкция реактора. Неароматические углеводороды гидрокрекируются до метана. Чистота получаемого бензола 99,96—99,99%
При помощи гидрокрекинга может быть получен бытовой сжиженный газ. В двух вариантах — умерен ном и жестком (цифры в скобках) — из лигроина, со держащего 11,5% ароматических углеводородов, полу чено: 0,9 (8,7)% Сі—С2, 14,8 (61,4)% С3 , 30,0 (14,4)% С4 , 34,1 (0,0)% бензина. Выход углеводородов С3 —С4 растет с увеличением степени превращения и достигает максимума при 85—95%