Файл: Калечиц И.В. Химия гидрогенизационных процессов в переработке топлив.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 178

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Продолжение табл. 4

 

 

Объемная

 

 

Давле­

Темпера­

скорость

Катализаторы

Основные результаты

ние,

тура,

(проточи,

кгс/см»

уст.),

 

 

60

350

 

277—288

392-424 0,48-0,53

288-300

420

0,2

260-278

452-466

0,47-

 

 

0,51

50

360

1,18

300

400

3,17

250

480

0,5

250

460

0,6-0,7

Zn + Mg + Mo на глине

WS2 w s 2

Fe на полукоксе

WSWS,2

Fe на полукоксе (I)

Разработана технология гидроочистки коксохими­ ческого бензола. Выход очищенного продукта 98%, расход водорода 0,4%. Содержание серы уменьшается с 0,45 до 0,004%. Водород можно заменить коксовым газом (160 кгс/см2 )

Мазуты содержащие 15,8—4,0% асфальтенов, 1,86— 2,04% серы и 0,27—0,84% азота и кислорода, гидри­ ровали на плавающем и стационарном катализаторах. Показаны преимущества замены плавающих катализа­ торов стационарными, а также возникающие при этом трудности, связанные с отравлением катализатора

Изучалось влияние условий процесса на скорости реакций гидрирования и расщепления. Достаточно глубокое гидрирование ароматизированного сырья про­ исходит при давлениях 200 кгс/см2 и выше, скорость зависит от химического состава сырья и может изме­ няться в широких пределах. Гидрирование полицикли­ ческих соединений протекает последовательно, наи­ более медленной ступенью является гидрирование моноциклических ароматических углеводородов

Первое упоминание о возможности гидрогенизации сырой нефти в промышленных установках

Разработан «комбинированный» способ гидрогени­

WS2 на терране (II); но­ зации

нефтяных остатков, при котором исключаются

вый катализатор на основе

сброс

давления и стадия дистилляции между

жидко-

алюмосиликатов (II)

фазной и парофазной ступенями. Между этими

ступе­

 

нями помещают два отстойника, в которых собирается

 

твердый остаток, а паро-газовая смесь без охлаждения

 

поступает далее на стационарный катализатор.

Полу­

 

чаемый продукт содержит 32% бензина, 56% дизель­

 

ного

топлива, 12% тяжелого масла. При замене во

50

2,0

 

20-50

350-ЗЭО

Со + Мо на А1 2 0 3

35

320-350

 

 

50-70

400-460

6,8-68

415-427

0,5-5,0

Со + Мо

на А1

2 0

 

 

 

ботанный

фтором)

27

400

0,25

Ѵ2Ов (I)

 

 

13,5

480

0,8

Ѵ 2 0 6 (II)

 

ел

втором реакторе катализатора WS2 на терране «но­ вым» катализатором содержание бензина повышается до 42%, а содержание дизельного топлива и тяжелого масла составляет соответственно 51 и 7%. Одновременно повышается качество бензинов. При бензинировании газойля над катализатором WS2 на терране бензин содержит 8% ароматических углеводородов и имеет октановое число 76 (с 0,04% ТЭС), а над новым ката­ лизатором — соответственно 17,5% и 83

Осуществлена гидроочистка прямогонного газойля и сырой нефти. Содержание серы снижается соответ­ ственно с 0,75 до 0,04—0,22% и с 1,50 до 0,35-0,48% Разработана технология гидроочистки нефтепродук­ тов, отличающаяся от других методов тем, что созда­ ются условия для сохранения части сырья в жидкой фазе. Жидкость стекает по большому числу слоев катализатора, циркулирующий водород просачивается через нее. Улучшение условий контакта водорода с сырьем позволяет снизить количество циркулиру­ ющего газа и тем самым удешевить процесс на 15—

20%

Сообщается об очистке сырого бензола под давлением коксового газа

Обосновывается нецелесообразность повышения кон­ центрации водорода, растворенного в сырье, за счет повышения давления. Более эффективна добавка жид­ ких переносчиков водорода, например тетралина; в реакцию входит 84% водорода из тетралина и только 15% водорода из газовой фазы

Разработана технология гидроочистки продуктов, выкипающих до 360 °С, водородом, выделяющимся при дегидрировании нафтенов. Выходы продуктов 96—99,7%, содержание серы снижается с 0,081 — 1,43 до 0,00007-0,36%

Изучалась гидроочистка бензинов, содержащих олефины; в мягких условиях (режим I) обессерпвание сопровождается гидрированием, в жестких (режим II) — олефины частично сохраняются

198

204

205

206

207

208


Продолжение табл. 4

 

 

Объемная

 

 

 

 

 

 

 

Давле­

Темпера­

скорость

 

Катализаторы

 

 

Основные результаты

ние,

тура,

(проточи,

 

 

 

кгс/смг

°С

уст.),

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ч->

 

 

 

 

 

 

 

350

470-480

1,35-4,3

WS2 ;

MoS2

Проведены опыты жидкофазной гидрогенизации ма­

 

 

 

 

 

зута и полугудрона в трубчатой печи, чтобы выяснить

 

 

 

 

 

роль

турбулизации.

Найдено, что

применение труб­

 

 

 

 

 

чатых печей не дает преимуществ

 

300

464-480

0.96-2,2

Fe на

полукоксе

Обзор работ (см.1 9 0 ) по гидроочистке с использованием

35-50

230-370

Высокие

W + N i + S

катализатора W +

Ni -f- S. В процессе гидроочистки

 

 

 

 

 

светлых нефтепродуктов селективно удаляется 60—

 

 

 

 

 

70%

серы (при ее начальном содержании 0,4—1,5%)

 

 

 

 

 

без крекинга, полимеризации и заметного гидрирова­

 

 

 

 

 

ния

ароматических

углеводородов.

Гидрогенизация

 

 

 

 

 

диенов проходит

полностью, моноолефинов — не пол­

 

 

 

 

 

ностью. Срок службы катализатора до регенерации

 

 

 

 

 

2—4 и 10 месяцев

в

зависимости от сырья

20 или

350

 

 

40 (кок­

 

 

 

совый

 

 

 

газ)

425-450 0,5-0,2

Металлический

34-68

1,3-11

315

10

W + NiS + S

(опти­

I

 

 

мальное

 

 

6)

 

 

 

30-40

425

 

Окпсный

Приводятся данные по очистке бензола и швель-бензи- на. Содержание серы снижается с 0,2 до 0,005—0,007%, но одновременно бромное число уменьшается до 0,1 — 0,5гВг2 /100 г

Описан процесс гидроочистки Gulf-HDS дистиллятных продуктов и остатков. Катализатор регенерируется через 4—24 ч перегретым паром и воздухом. Наряду с обессериванием частично протекает гидрокрекинг

Испытано влияние условий на селективность уда­ ления серы и диолефинов при гидроочистке крекингбензинов. Лучший результат — полнота удаления серы 50—60%, полнота удаления диенов — 90% при со­ хранении 80—90% моноолефинов. См. также 1 9 ° , 2 1 0

Описывается процесс Diesulforming, разработанный в основном для очистки дизельных топлив. Установки гидроочистки потребляют водород каталитического риформинга. Содержание серы уменьшается в легких

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

дизельных топливах с 1,32 до 0,21%,

в тяжелых ди­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

зельных топливах — с 1,77

до 0,37%, в котельных то­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

пливах — с 2,2 до 0,35

и с 1,02 до 0,105%.

Выходы

 

20—300

400-460

 

Fe

на

активированном

топлив

соответственно

97,3, 98,6, 98,4

и

96,2%-

 

 

Разработан процесс

деструктивной

гидрогенизации

215,

 

 

70

450

0,6

угле

же

 

(оптимальные

венгерской

смолистой

нефти, содержащей

14,9% ас­

216

То

 

фальтенов.

Найдено,

что

расщепление

ускоряется

 

 

 

 

условия)

 

 

 

 

 

в первую очередь повышением температуры;

продукты

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

расщепления

не успевают

 

гидрироваться

растворен­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ным водородом даже при 300 кгс/см2 , но в присутствии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

доноров

водорода (тетралин

или

фракция

гидрогени-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

зата) образуют очень мало кокса, выносимого из реак­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

тора вместе с катализатором. В оптимальных

условиях

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

образуется 70% перегоняющихся продуктов (против

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20% из сырой нефти) и только 0,2%

кокса;

одновре­

 

148—

390

 

Ni

 

 

 

 

 

 

менно удаляется половина

 

(из 3,5%)

серы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проведены опыты по гидрокрекингу

высокоаромати-

217

320*

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

зированной нефти. Выходы

бензина

48,9—56,9%, со­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

держание серы уменьшается с 4,57 до 0,29 и с 2,37

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

до 0,15%. Отношение количеств сырья и катализатора

 

9

370-410

 

Co-f-Mo

на

А1

 

0

 

1 : 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

3

Разработан

процесс автогидроочистки

керосиновых

218,

(парци­

 

 

 

 

альное

 

 

 

 

 

 

 

 

 

и газойлевых фракций. Длительность цикла соот­

219

водоро­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ветственно 600 и 200 ч,

полнота

удаления

серы 90—

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

95 и 60—80%. Отложение

кокса на катализаторе 5—

 

да)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7%, катализатор легко

регенерируется

 

 

 

 

 

200-300

280-380

0,4-0,9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработан процесс гидрирования бензола до цикло-

220

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

гексана

с незначительной

изомеризацией. Степень пре­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

вращения бензола до 95,5—97,0%, чистота

получа­

 

20-40

380-400

 

Со + Мо на

А12 03

ющегося

циклогексана

93—97%

 

 

 

 

 

 

 

 

При гидроочистке

керосиновых

дистиллятов

восточ­

221

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ных нефтей

СССР

срок

службы

катализатора

более

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2000 ч, этот срок сокращается при понижении давле­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ния водорода

(см.2 1 8 , 2 1 9 )

 

 

 

 

 

 

 

 

 

* Время контакта (стационарная установка) 0,5 ч.


Продолжение табл. 4

 

Объемная

 

 

Темпера­

скорость

Катализаторы

Основные результаты

тура,

(проточи,

уст. ),

 

 

378-455 0,5-1,2

470 2,5

390-400 2,0

700-900

300-600 440

20-50 380-425 1,5

41-52 366-383

3-13 204-288 3,0-18,0

Мо0

3 на А1

2

03 ; С г 2 0 3 на

Разработана

технология

гидрогенизации

нефтей и

А12 03 ;

NiO на

 

А1 2 0 3

нефтяных остатков в диспергированном состоянии над

 

 

 

 

псевдоожпженным катализатором при невысоком да­

 

 

 

 

влении. Основная идея заключается в облегчении

 

 

 

 

контакта сырья с катализатором, с тем чтобы ускорить

 

 

 

 

гидрирование;

трудно

гидрируемые

высокомолекуляр­

 

 

 

 

ные

продукты

образуют

кокс,

который

выжигается

 

 

 

 

при регенерации катализатора. Расход водорода 1,04—

 

 

 

 

1,36% на сырье. При гидрогенизации

50%-ного мазута

 

 

 

 

выход автомобильного бензина 30%, дизельного топ­

 

 

 

 

лива 58%, газа 8,5%, кокса 4,8%. При возврате в цикл

 

 

 

 

фракции >»240 °С

выходы

соответственно

21,0, 61,0,

 

 

 

 

14,5 и 6,0. Расход водорода

возрастает

до 2,5%

Fe (I)

 

 

Разработана

технологическая

схема

двухступенча­

WS2

(II)

 

 

той

гидрогенизации

тяжелого

остатка

с

 

высокими

 

 

 

 

объемными

скоростями.

Отравление

стационарного

 

 

 

 

катализатора

во

второй

ступени

предотвращается

 

 

 

 

выводом '--25% гидрогенизата с первой ступени в ва­

 

 

 

 

куумную колонну, в которой отделяется шлам, а ва­

 

 

 

 

куум-дистиллят присоединяется к наро-газовым про­

 

 

 

 

дуктам с первой ступени, поступающим из сепаратора

 

 

 

 

во второй реактор. Расход водорода 3,5%. Общий

 

 

 

 

выход моторных топлив 79,5%, шлама 7,8%, газов

 

 

 

 

(включая потери)

16,2%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Описаны

опыты

по гидрогенизации нефтепродуктов

 

 

 

 

в псевдоожиженном слое кокса. Получается газ с теп­

 

 

 

 

лотворной

способностью 5150—6770

ккал/м3 .

Из лег­

ких дистиллятов образуется только 3% жидких про­ дуктов. Переработка газойля дает 82,1% газа, 11,9% бензола и 3,9% нафталина; переработка сырой нефти дает 78,9% газа, 8,6% жидких продуктов и 2,4% кокса;

 

 

 

 

переработка

котельного

топлива

дает

68,5%

 

газа

 

WS2 ; WS2 + NiS2 Ha А1

2 0

3 ;

0,1% жидких продуктов и 4,2% кокса '

 

 

1,64%

 

 

Гидрогенизация

сырой

нефти,

содержащей

226

WS2 на тер ране

 

 

 

серы,

0,03%

золы

и

2,24%

асфальтенов,

приводит

 

 

 

 

к

отравлению

всех

 

исследованныхГХГІ1

катализаторов

 

 

 

 

 

 

 

IT

 

 

 

iivvnv^uuu Ii

 

J

на

A1

2 03 :

 

 

 

 

 

 

 

Несколько

стабильнее

WS, +

NiS

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ІГТТТ.ГГАЛ

Л\7С

 

І Т Ѵ Г - С і

 

 

* л

1

при

 

 

 

 

 

давлении

600 кгс/см

2

его

активность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

сохранялась

 

Со + Мо на А12

03

 

 

в

течение

600 ч

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработан

активный регенерируемый

катализатор

227

 

 

 

 

 

 

 

 

 

и найдены оптимальные технологические режимы

 

 

 

 

 

гидроочистки

прямогонных

дистиллятов

(до

350 °С),

 

 

 

 

 

газойлей каталитического крекинга, керосина терми­

 

 

 

 

 

ческого крекинга, газойлей коксования. Содержание

 

 

 

 

 

серы уменьшается с

0,57—1,92 до 0,03—0,10%. Одно­

 

 

 

 

 

временно происходит изменение группового состава

 

 

 

 

 

сырья,

существенно

 

улучшающее

качество

продукта

 

 

 

 

 

и делающее его пригодным для дальнейшей переработки.

 

 

 

 

 

Увеличивается количество парафино-нафтеновых и лег­

 

 

 

 

 

ких ароматических углеводородов (соответственно с

 

 

 

 

 

44,7 до 52,7 и с 21,7 до 33,1%) и уменьшается

доля

 

 

 

 

 

тяжелых ароматических углеводородов и смол (соот­

 

 

 

 

 

ветственно с 27,5 до 13,3 и с 6,1 до 0,9%). Выходы жид­

 

СоМо04 на А1а 0

 

 

 

ких

продуктов во всех случаях 97—98%

 

 

 

 

3

 

 

 

Показано, что гидрогенизация

сырья для каталити­

228

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ческого крекинга в мягких условиях улучшает пока­

 

 

 

 

 

затели последнего: коксоотложенпе уменьшается па

 

 

 

 

 

30%,

содержание

серы

и металлов — на

90%;

 

пол­

 

Со + Мо на А12 0

 

 

 

ностью

устраняется

образование

сероводорода

 

 

 

3

 

 

Сообщаются дополнительные данные о процессе

 

гид­

229

 

 

 

 

 

 

 

 

 

роочистки

с

противотоком

сырья

 

(см. 2 0

4 ) .

Расход

 

 

 

 

 

водорода 3,1 м3 на 1 кг удаленной серы. Сера удаля­

 

WS2 + NiS

 

 

 

ется, по промышленным

данным, на 80—90%

 

 

 

 

 

 

 

 

Установлено, что

отношение

констант

скоростей

230

 

 

 

 

 

 

 

 

 

гидрирования дпгнов и олефинов тем больше, чем

 

 

 

 

 

ниже температура: 66 при 288 и 103 прп 204 "С. Однако

 

 

 

 

 

селективность повышается со снижением температуры

 

 

 

 

медленнее, чем падает скорость гидрирования дпенов,

 

 

 

 

которая

уменьшается

в

этом

интервале

температур

 

в 10 раз


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Продолжение табл. 4

Давле­

Темпера­

Объемная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лите­

скорость

Катализаторы

 

 

Основные результаты

 

 

 

 

ние,

тура,

(проточи,

 

 

 

 

 

 

рату­

кгс/см'

 

уст.),

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ра

°С

ч-\

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

48-3

До 400

До 4,5

Co-f-Mo на А1 2 0 3

Найдено эмпирическое уравнение типа уравнений для

231

 

 

 

 

псевдомономолекулярных реакций,

связывающее

тех­

 

 

 

 

 

нологические показатели (плотность керосиновой фрак­

 

 

 

 

 

ции и ее средний молекулярный вес, общее давление,

 

 

 

 

 

отношение

количеств

водорода

и

сырья,

объемная

 

 

 

 

 

скорость) с отношением количеств серы в сырье и про­

 

 

 

 

 

дукте. Полнота удаления серы при

400 "С — 99%

 

8-43

343-371

10

Co-J-Mo на А12 03

Для повышения селективности

гидроочистки

кре­

232

 

 

 

 

кинг-бензинов применены новые технологические при­

 

 

 

 

 

емы: к сырью добавляется «природный тормозитель»

 

 

 

 

 

гидрирования

олефинов,

гидроочистке

подвергается

 

 

 

 

 

не весь бензин, а фракция

> 182 "С, в которой нахо­

 

 

 

 

 

дится большая часть сернистых соединений, но мало

 

 

 

 

 

олефинов,

преобладающих

в

головных

фракциях.

 

 

 

 

 

В длительном

опыте при 20 кгс/см2

глубина

обессери-

 

 

 

 

 

вания фракции >• 182 °С составляла 84% при остаточ­

 

 

 

 

 

ном содержании олефинов 40%. По отношению ко

 

 

 

 

 

всему бензину достигалась 80%-ная очистка без изме­

 

 

 

 

 

нения октанового числа, тогда как гидроочистка

всего

 

 

 

 

 

бензина понижала октановое число на 6 пунктов

 

34—204

370-468

До 5,0

Стандартный для десуль-

Разработан

новый процесс гидрокрекинга

нефтяных

233

 

 

(опти­

фуризации

остатков: конструкция реактора обеспечивает макси­

 

 

 

мальная)

 

мальную изотермичность каталитического слоя с пере­

 

 

 

 

 

падом температур не более 10—11

°С. Из остатка нефти,

 

 

 

 

 

содержащего 5,32% серы и дающего 17,2% кокса (по

 

 

 

*

 

Конрадсону),

получено

19,8% бензина,

24,0%

легкого

 

 

 

 

газойля, 29,1% тяжелого

газойля

и 29,4%

остатка:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание серы в них соответственно 0,057, 0,17,

 

 

 

 

 

0,64 и 2,52%.

Расход

водорода

24 кг на 1 м 3 сырья

 

27—55

385-440

0,5—2,0

С0М0О4

 

 

 

 

 

 

Проведены

опыты

деструктивной

гидрогенизации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

асфальта, отделяемого

на

установках

деасфальтиза-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ции. Катализатор регенерируется через 500 ч. Степень

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

превращения сырья —60%. Выход газа 2,3% ,

бензина

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12,1%, фракции дизельного топлива 16,4%, газойля

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(343-537 °С) 31%, остатка >537 °С 45,2%

 

 

 

432

0,8

 

 

 

 

 

 

 

 

Процесс гидрогенизации нефти с высоким содержа­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

нием

асфальтенов 2 1 5 , 2 1 6 проведен на пилотной

уста­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

новке производительностью 10 т/сутки. Получено 6,2%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

газа,

14,9%

бензина, 62,9%

газойля,

9,4%

тяжелого

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

газойля и 21,5% вакуумного остатка. Расход водо­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

рода

0,7%

 

 

 

 

 

 

100

443-485

0,2-0,44

С0М0О4

 

 

 

 

 

 

Для производства высококалорийного газа и легких

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ароматических углеводородов из нефтяных остатков

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

предлагается сочетание двух процессов: гидрокрекинга

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

и

гидрогазификации. Выход газа 90,2—90,6%, жид­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ких продуктов 9,4—9,8%. Газ почти нацело состоит

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

из

метана, в жидких продуктах содержится

90,1 —

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

94,6%

 

бензола, а также толуол, ксилолы и нафталин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В опытах с индивидуальными углеводородами замет­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ное отложение кокса наблюдалось только при гидро­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

газификации

нафталина

 

 

 

 

238

435-438

1,0

2%

ШО на A l

2

0

3

+ Si0

2

;

Описан процесс гидрокрекинга нефтяных остатков

 

 

 

10%

NiS на A l

2

0

3

+ Si0

2

; в

присутствии разбавителя

(большей

частью

бутана

 

 

 

Со + Мо на А12 0

3

 

 

 

 

в

количестве

35% от массы

остатка).

Особенностями

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

процесса являются низкий расход водорода и малый

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

выход газа, высокие выходы сырья для каталитиче­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ского крекинга, отсутствие регенерации катализатора.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Расход

водорода (в порядке

перечисленных

катализа­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

торов): 5,5,7,7 и 10,8 кг/м3 ;

выход бензина

13,4,14,7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

и 20,3%, выход газойля 63,0,66,8 и 65,5%, выход

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

остатка 28,2, 22,3 и 18,2%; выход газа 1,5, 1,8

и 1,9%,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

баланс

бутана — 2,2,—0,2 и +1,1%

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Продолжение

табл. 4

Давле­

 

О бъемная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Темпера­

скорость

Катализаторы

 

 

Основные

результаты

 

 

 

Лите­

ние,

тура,

(проточн.

 

 

 

 

 

рату­

кго/см2

°С

уст.),

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ра

 

 

ч-«

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

300

450-470

0,1-0,4

Fe (I)

Изучена

зависимость

показателей

процесса

деструк­

238

300

400

0,87-

WS2 (II)

тивной

гидрогенизации

в

жидкой

фазе (условия

I)

 

 

 

0,93

 

от качества сырья: чем больше оно ароматизировано,

 

 

 

 

 

тем ниже

объемная

скорость

и

производительность

 

 

 

 

 

H тем больше расход водорода на бесполезное

образо­

 

 

 

 

 

вание газа (до 95% в случае крекинг-остатков). Более

 

 

 

 

 

целесообразно сочетание гидрогенизации на стацио­

 

 

 

 

 

нарных катализаторах с другими процессами нефте­

 

 

 

 

 

переработки: удалением

асфальтенов

термическими

 

 

 

 

 

методами и гидрированием деасфальтизатов (условия 11).

 

 

 

 

 

Показано, что выходы жидких продуктов в таких ва­

 

 

 

 

 

риантах составляют

до 85—88%

(от

нефти),

расход

 

 

 

 

 

водорода на газообразование 24—37%. Производитель­

 

 

 

 

 

ность

аппаратуры

высокого

давления

увеличивается

 

внесколько раз

300

345-410

WS,

Приведен опыт переработки

различных

видов сырья

239

 

 

 

с помощью деструктивной гидрогенизации. Из керо-

 

 

 

 

сино-газойлевой фракции получают дизельное топливо,

 

 

 

 

осветительный керосин, реактивное и специальное

 

 

 

 

дизельное топливо, бензин

БР-1 и

уайт-спирит.

 

 

 

 

Из вакуумного газойля получают дизельное топливо,

 

 

 

 

осветительный керосин, бензин. Выходы перечислен­

 

 

 

 

ных целевых продуктов соответственно 90—92 и 85—

 

 

 

 

88%

 

 

 

Показана возможность сочетания процесса деструк­ 240 тивной гидрогенизации дистиллятов с синтезами ме­ танола и аммиака. Разработанные схемы повышают производительность аппаратуры и обеспечивают более полное использование компонентов синтез-газа, по­ зволяя частично или полностью заменить непроизводи­ тельный процесс отмывки окиси углерода процессом

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

синтеза метанола. Блок синтеза метанола в этих усло­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

виях

может

работать

автотермически

петролатума

300

320-420

1,0-2,0

WS

2

+ NiS на

А1

2

0

3

; WS,

Показана

возможность

гидрирования

 

 

 

с целью

получения

сырья для производства вазелино­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

вого масла и для дальнейшего

окисления

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предлагается подготовка сырой нефти для гидриро­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

вания путем фильтрования ее через слой глины при

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

425—475 °С.

Обессмоленная

таким

образом

нефть

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

может гидрироваться при давлении 100 кгс/см2 . Даль­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

нейшее сочетание гидрирования с каталитическим кре­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

кингом дает общий выход светлых нефтепродуктов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

84,6%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10-15

400—425

0,6-1,0

Со + Мо на А12

 

 

 

Установлены

параметры

автогидроочистки керосина

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

и дизельного топлива. Содержание серы снижается

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

соответственно с 0,14—0,37 до 0,01 и с 0,84 до 0,20%

То же

 

 

 

 

 

Изучалась

 

динамика отложения кокса в процессе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

гидроочистки

дизельных

топлив. При

300

кгс/см2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

и 450 °С кокс

может быть удален водородом на 80%.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кокс удаляется тем легче, чем выше давление и ниже

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

температура

 

гидроочистки

 

 

 

 

 

 

50-300

320-400

»

 

 

 

 

 

 

 

Разработана

 

технология

получения

низкозастыва-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ющих масел из сернистого сырья

(фракция 200—500 °С

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

каталитического крекинга мазута) с последующей де-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

парафинизацией

гидрогенизатов

 

 

 

 

40

425

0,5

Со + Мо на А12 03

 

 

 

Гидроочисткой

сернистых

нефтепродуктов

можно

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

получать

турбинное,

трансформаторное,

веретенное,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

вазелиновое

и

другие

масла

 

 

 

 

 

450

 

 

 

 

 

 

 

Проведены

опыты термического крекинга в присут­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ствии тетралина. Выход кокса понижается с 17 до 2%.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Другие разбавители (декалин, гептан, бензол, нафта­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

лин) дают худшие результаты. Предполагают, что таким

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

путем можно будет комбинировать крекинг и гидрогени­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

зацию, проводя их при давлениях менее 34 кгс/см2 .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Преимуществом метода является гидрирование дистил­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

лятов

том

числе

нафталина,

образовавшегося из

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

тетралина),

а

не

суммарного

 

остатка,

требующего

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

применения

высокого

давления