Файл: Калечиц И.В. Химия гидрогенизационных процессов в переработке топлив.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 184
Скачиваний: 0
-о
00
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Продолжение |
табл. 4 |
||||
|
|
Объемная |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Давле |
Темпера |
скорость |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ние, |
тура, |
(проточи, |
Катализаторы |
|
|
|
|
|
Основные |
результаты |
|
|
|
|
|
|
||||||
кгс/см2 |
°С |
уст.), |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ч-» |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7-700 |
232-427 |
|
Окислы или сульфиды |
При |
двухступенчатом гидрокрекинге |
вредное |
влия |
|||||||||||||||
|
|
|
Со и Ni |
ние |
остаточных |
|
азотистых |
соединений |
после |
первой |
||||||||||||
|
|
|
|
ступени |
(при их содержании |
0,0003—0,002 вес. %) |
||||||||||||||||
|
|
|
|
можно |
компенсировать |
добавками |
|
галогенсодержащих |
||||||||||||||
|
|
|
|
соединений типа дихлорэтана, четыреххлористого угле |
||||||||||||||||||
|
|
|
|
рода, mpe/71-бутилхлорида и других |
в количестве 10 — |
|||||||||||||||||
|
|
|
|
300 атомов галогена на 1 атом азота. |
Отравление |
ката |
||||||||||||||||
|
|
|
|
лизатора уменьшилось в 2,5 раза |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
Сообщается о пуске первой в мире установки «изо- |
||||||||||||||||||
|
|
|
|
макс» |
для обессеривания |
котельных |
топлив |
(фирма |
||||||||||||||
40 |
390-430 |
0,3-2,0 |
С0М0О4 на AI 2 O s |
Idemitsu, |
Япония) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
Изучалось гидрообессеривание нефти |
месторождения |
|||||||||||||||||||||
|
|
|
|
Хафи (Ближний Восток), содержащей 2,8% серы. Сде |
||||||||||||||||||
|
|
|
|
лан вывод, что экономически более выгодно вести про |
||||||||||||||||||
|
|
|
|
цесс в мягких условиях с удалением 30—60% серы. |
||||||||||||||||||
|
|
|
|
При |
этом |
расход |
водорода |
близок |
|
к |
теоретическому, |
|||||||||||
|
|
|
|
около 4 моль на 1 г-атом серы |
|
(считая, |
что сера |
пред |
||||||||||||||
|
|
|
|
ставлена |
соединениями |
типа |
бенз- |
и |
дибензтиофена). |
|||||||||||||
|
|
|
|
В жестких условиях при удалении 80% серы расход |
||||||||||||||||||
|
|
|
|
водорода возрастает до 6 моль на 1 г-атом серы. В мяг |
||||||||||||||||||
|
|
|
|
ких условиях соединения ванадия не разрушаются, что |
||||||||||||||||||
|
|
|
|
увеличивает срок |
службы |
катализатора |
|
|
процесса |
|||||||||||||
|
|
|
|
Рекламируется |
возможность использования |
|||||||||||||||||
|
|
|
|
«изомакс» |
для |
облагораживания |
нефтяных |
остатков |
||||||||||||||
|
|
|
|
(процесс RCD-Isomax). Так, из нефтяных |
остатков, со |
|||||||||||||||||
|
|
|
|
держащих 3,0—4,2% |
серы, |
0,035—0,102% |
никеля |
+ |
||||||||||||||
|
|
|
|
+ ванадия и 42—54% асфальтенов, выход жидких |
||||||||||||||||||
|
|
|
|
продуктов 101,9—102,6 объемн. %, в том числе 99,3— |
||||||||||||||||||
|
|
|
|
100 объемн. % |
фракции выше |
177° С с |
содержанием |
|||||||||||||||
|
|
|
|
серы 1% |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
Предлагается |
два |
варианта |
|
процесса |
переработки |
|||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1а |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
нефтяных остатков: RCD-Isomax (максимальное обес- |
||||||||||||||||||
|
|
|
|
серивание |
при незначительном |
крекинге) |
и BOC-Iso- |
|||||||||||||||
|
|
|
|
max (максимальный гидрокрекинг со значительным |
||||||||||||||||||
|
|
|
|
обессериванием). |
|
По |
каждому |
|
из |
вариантов |
пущены |
|||||||||||
|
|
|
|
промышленные установки. Так, из вакуумного |
гудрона |
|||||||||||||||||
|
|
|
|
с 5,07% серы получено в процессе RCD-Isomax 64,0% |
||||||||||||||||||
|
|
|
|
дистиллятов с 0,24% серы и 32,2% остатка с 2,03% |
||||||||||||||||||
|
|
|
|
серы (обессеривание на 84%), в процессе BOC-Iso- |
||||||||||||||||||
|
|
|
|
max — 81,3% дистиллятов с 1,64% |
серы и 10,4% остат |
|||||||||||||||||
|
|
|
|
ка с 4,93% серы |
(обессеривание на 65%). |
|
|
|
|
|||||||||||||
|
|
|
|
Фирмой Esso Research предлагается три варианта |
||||||||||||||||||
|
|
|
|
получения малосернистого котельного топлива: 1) ва |
||||||||||||||||||
|
|
|
|
куумная перегонка, гидроочистка дистиллята и сме |
||||||||||||||||||
|
|
|
|
шение гидроочищенного продукта с вакуумным остат |
||||||||||||||||||
|
|
|
|
ком (содержание остаточной серы 1—2%); 2) то же -(- |
||||||||||||||||||
|
|
|
|
•+ деасфальтизация и |
добавка |
деасфальтизата |
к ди |
|||||||||||||||
|
|
|
|
стилляту |
для обессеривания |
(содержание |
остаточной |
|||||||||||||||
|
|
|
|
серы 0,5—1,0%); 3) прямая гидроочистка мазута до со |
||||||||||||||||||
|
|
|
|
держания серы 0,3—1,8% на новых металлоустойчивых |
||||||||||||||||||
|
|
|
|
катализаторах со сроком службы |
до 2 месяцев |
|
|
|||||||||||||||
|
|
|
|
В качестве одного из упрощенных вариантов полу |
||||||||||||||||||
|
|
|
|
чения малосернистых котельных топлив (см.2 1 ) пред |
||||||||||||||||||
|
|
|
|
лагается легкий термический крекинг нефтяных остат |
||||||||||||||||||
|
|
|
|
ков, содержащих менее 2,2% серы, вакуумная перегон |
||||||||||||||||||
|
|
|
|
ка, гидроочистка дистиллята и смешение с остатком |
||||||||||||||||||
|
|
|
|
перегонки |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ромашкинской |
|||||||
|
|
|
|
Изучен процесс легкого гидрокрекинга |
||||||||||||||||||
|
|
|
|
нефти |
в |
присутствии |
|
доноров |
|
водорода. |
Содержание |
|||||||||||
|
|
|
|
серы |
снижается |
с 1,62 |
до 1,0%, увеличивается |
выход |
||||||||||||||
|
|
|
|
газойля и котельного |
топлива |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
|
|
|
|
Обзор процессов гидроочистки дистиллятного сырья. |
||||||||||||||||||
|
|
|
|
Дальнейший прогресс может быть достигнут только |
||||||||||||||||||
|
|
|
|
разработкой новых катализаторов, применение кото |
||||||||||||||||||
|
|
|
|
рых |
позволило |
бы снизить |
давление |
и |
температуру, |
|||||||||||||
|
|
|
|
а также облагораживать дистилляты и другими путями, |
||||||||||||||||||
|
|
|
|
помимо удаления |
серы. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Продолжение |
табл. 4 |
|||
|
|
Объемная |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Давле |
Темпера |
скорость |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Лите |
ние, |
тура, |
(проточи. |
Катализаторы |
|
|
|
|
|
|
|
|
Основные результаты |
|
|
|
|
рату |
||||
кгс/см г |
"С |
уст.), |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ра |
|
|
ч-» |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
150-260 |
Со + Мо на А12 03 |
\ |
|
m |
Приведена сводка наиболее применяемых процессов |
|||||||||||||||
|
310-430 |
Со+Мо на А12 03 |
] |
( 1 |
> |
гидрооблагораживания бензина, получаемого в про |
|||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
цессе производства этилена. Наиболее распространен |
||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
двухступенчатый процесс фирмы Universal Oil Pro |
||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
ducts |
(I), |
осуществляемый |
с |
1958 г. |
Фирма British |
|||||||||
|
170 |
NiS + |
WS2 |
1 |
(II) |
Petroleum с |
1959 г. использует |
одноступенчатый |
про |
||||||||||||
|
200—240 |
, п |
п |
цесс |
(II), в |
котором |
катализатор |
разделен |
на |
3 |
|||||||||||
|
355 |
Со + Мо на А12 03 |
/ |
( І І |
І > |
слоя. На предприятии Leuna (ГДР) осуществлен |
|||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
двухступенчатый |
процесс |
с |
двумя |
разными |
ката |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
лизаторами ( I I I ) . |
Модификации |
гидроочистки |
пиро- |
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
конденсата разработаны также фирмами Kellogg (1962 г.) |
||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
и Houdry |
(1963 г.). (QM.1 9 3 , 2 1 3 , 2 3 ° , 2 8 1 , soi) |
|
|
|
||||||||||
|
343—413 |
Со + Мо на А1 2 0 3 |
(I) |
|
Дается |
сводка |
и общая |
характеристика |
процессов |
||||||||||||
|
Различные (II) |
|
|
|
гидрооблагораживания |
смазочных |
масел *: |
гидродо- |
|||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
очистка |
(I), |
гидроочистка |
и глубокая |
очистка |
(II). |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
Процесс осуществляется в относительно мягких усло |
||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
виях, удаляются нестабильные компоненты и неугле |
||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
водородные примеси. Из последних легко удаляются |
||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
соединения, содержащие кислород и серу, |
относительно |
|||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
трудно |
(на |
10—25%) — азотсодержащие |
соединения. |
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
В процессе I I протекают реакции |
изомеризации |
(осо |
||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
бенно парафинов), гидрирования и деструкции поли |
||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
циклических |
соединений; |
образуются |
высокоиндекс |
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
ные масла. При осуществлении процесса в более жест |
||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
ких условиях индекс вязкости увеличивается, но вяз |
||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
кость и выходы при этом |
снижаются |
|
|
|
|
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
Приводится неполная |
сводка работ по |
гидроочистке |
||||||||||||
|
370-454 |
|
|
|
|
|
и гидрокрекингу |
нефтяных |
остатков ** |
|
|
|
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
Подробное описание результатов, полученных в про |
|||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
цессе |
Н-Оіі |
(см.3 2 8 > 3 2 9 ) . Два реактора |
установки по- |
|
|
|
|
|
зволяют добавлять и выводить катализатор. При гид |
||||||
|
|
|
|
|
рокрекинге |
остатков |
катализатор |
добавлялся |
1 раз |
||
|
|
|
|
|
в сутки, при обессеривании масел — 1 раз в несколько |
||||||
|
|
|
|
|
суток. Продолжительность жизни катализатора от 39— |
||||||
|
|
|
|
|
40 м3 /кг до |
9,3 м3 /кг. |
Обессеривание остатков |
самых |
|||
40 |
|
|
|
|
различных нефтей достигалось на 75—80% |
|
|||||
70-150 |
1,0 |
Pd |
сульфидированный |
Испытан новый катализатор гидростабилизации пи- |
|||||||
50*** |
200 |
|
A l + Co + Mo |
роконденсата (см.3 6 0 ) |
|
|
|
|
|||
— |
|
Промывка |
растворителями закоксованного катализа |
||||||||
|
|
|
|
|
тора гидрокрекинга снижает на 60% содержание |
кокса |
|||||
28-40 |
380—400 |
0,8-1,2 |
А1 + |
Со + Мо; |
и |
облегчает |
последующую регенерацию |
катализатора |
|||
Al + Ni + |
В промышленных условиях гидроочистки дизельного |
||||||||||
|
|
|
+ Mo |
|
топлива сравнивались два катализатора. Через |
20 ме |
|||||
|
|
|
|
|
сяцев алюмоникельмолибденовый |
катализатор |
после |
||||
|
|
|
|
|
регенерации |
не отличался по активности от свежего, |
|||||
|
|
|
|
|
а |
алюмокобальтмолибденовый — несколько снизил ак |
|||||
|
|
|
Ni или Pd на |
тивность (см. 2 9 6 ) |
|
|
|
|
|||
— |
— |
— |
цеолитах |
Разработана технологическая схема сочетания про |
|||||||
|
|
|
|
|
цессов гидрокрекинга и дегидрирования, |
позволяющая |
|
|
|
|
|
|
|
перерабатывать прямогонные тяжелые бензины в вы |
||
100 |
425 |
1,0 |
|
Различные |
|
сококачественные автомобильные |
бензины |
||
|
|
Сравнивались катализаторы второй ступени двухсту |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
пенчатого гидрокрекинга вакуумных дистиллятов в мо |
||
|
|
|
|
|
|
|
торные топлива. Испытаны железные, никелевые, пла |
||
|
|
|
|
|
|
|
тиновые, хромовые, молибденовые |
и другие окисные |
|
|
|
|
|
|
|
|
и сульфидные катализаторы на различных носителях. |
||
|
|
|
|
|
|
|
Лучшими оказались Ni и Pt на алюмосиликатах, глав |
||
|
|
|
|
|
|
|
ным образом никель в частично осерненной форме. |
||
|
|
|
|
|
|
|
Определены нормы очистки сырья от азота в первой |
||
|
|
|
|
|
|
|
ступени; эти нормы тем жестче, чем ниже давление во |
||
50 |
400—440 |
1,0—1,5 |
Fe на |
алюмосиликате |
дорода на |
второй ступени |
|
||
Проведен опытный пробег установки гидроочпстки |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
дизельного топлива. Из сырья с 0,8—0,9% серы полу |
||
|
|
|
|
|
|
|
чено товарное дизельное топливо |
с 0,19—0,28% серы |
|
* См. также ССЫЛКИ 246, |
282, |
323—325, |
330, |
347. |
|
|
|
||
** |
См. также ССЫЛКИ 275, |
277, |
286, 290, |
304, |
307, 328, 329, |
332, 336, 340, |
351—358. |
|
|
*** |
Время контакта (стационарная установка) 4 ч. |
|
|
|
|
|
|
|
Продолжение |
табл. 4 |
|
|
Объемная |
|
|
|
Давле |
Темпера |
скорость |
Катализаторы |
Основные результаты |
Лите |
ние, |
тура, |
(проточн. |
рату |
||
кгс/см2 |
°С |
уст.), |
|
• |
ра |
50 |
350-425 |
0,5-5,0 |
А1 + Со + Мо |
|
100 |
|
|
AI + Со + Мо; |
А1 + Ш + |
|
|
~ |
+ Со |
|
|
|
|
|
|
50-150 |
360-385 0,42- |
AI + Со + Мо |
|
|
100 |
380-420 |
1,09 |
Pt на алюмосиликате |
|
0,24— |
||||
|
|
0,94 |
|
|
50 |
380-390 V |
|
А1 + Со + Мо |
|
50 |
400—460 |
1,0—1,3 |
WS2 |
|
20 |
350-465 |
0,5 |
Al + Со + Mo; WS2 |
|
250 |
400-440 0,5-1,6 |
WS2 + NiS на |
A l 2 0 3 |
|
50-250 |
425 |
1,0 |
Со + Мо на А12 03 |
• |
100 |
400--450 1,0-3,0 Al + Ni + Mo |
|
Показано, |
что продукт |
экстракции |
керосино-газой- |
370 |
||||||
левой фракции высокосернистой нефти обводненным |
|
|||||||||
пиридином может быть гидроочшцен. После этого он |
|
|||||||||
становится |
пригодным |
либо для каталитического кре |
|
|||||||
кинга, либо для высокотемпературной |
гидрогенизации |
|
||||||||
с получением ароматических углеводородов Сб —С1 0 |
371 |
|||||||||
Гидрированием |
в одну или две ступени из фракций |
|||||||||
360—500 °С |
сернистой |
нефти |
получены |
различные |
|
|||||
типы депарафинированных моторных масел, успешно |
|
|||||||||
прошедших моторные |
испытания |
|
|
|
372 |
|||||
Гидроочисткой тяжелого вакуумного дистиллята в пер |
||||||||||
вой ступени |
и гидрокрекингом — во второй |
ступени |
|
|||||||
можно получить 60% масел, в том числе высокоиндекс |
|
|||||||||
ных, и 40% топлив, в том числе 30% зимнего дизельного |
|
|||||||||
топлива |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
373 |
Технические парафины и гачи в одноили двухсту |
||||||||||
пенчатом процессе могут быть переработаны в высоко |
|
|||||||||
индексные |
смазочные |
масла |
|
|
|
|
374 |
|||
Вязкие масла (авиационные, трансформаторные и ма |
||||||||||
сла для |
прокатных |
станов) |
получают |
смешением |
|
|||||
продуктов |
гидрирования |
и гидрокрекинга |
деасфальти- |
|
||||||
рованных гудронов |
|
|
|
|
|
|
375 |
|||
Глубоким гидрированием фракций сырой нефти, |
||||||||||
выкипающих |
при 300—400 °С, и фракций |
продуктов |
|
|||||||
каталитического |
крекинга, выкипающих |
при 200— |
|
|||||||
500 °С, получены |
специальные |
нафтеновые и компрес |
|
|||||||
сорные масла |
|
|
|
|
|
|
|
376 |
||
При переработке вакуумного газойля из смеси сер |
||||||||||
нистых нефтей, содержащих 2,16% серы, |
получены |
|
||||||||
гидрогенизаты с^0,06—0,26% |
серы (в зависимости от |
|
давления). Выход тяжелой фракции, выкипающей выше
350 °С, равен 38,3—50,9%. При возвращении этой фрак |
|
||
ции в цикл выход моторных топлив до 90% , в том числе |
|
||
81—82% малосернистого дизельного топлива |
377 |
||
Гидрокрекинг в трехфазном |
псевдоожиженном слое |
||
катализатора разработан на холодной модели (см.3 3 6 ) |
|
||
и проверен на пилотной установке с дистиллятным |
|
||
сырьем и мазутом арланской нефти. Глубина |
расщепле |
|
|
ния и обессеривания значительно больше, |
чем в не |
|
|
подвижном слое катализатора |
(см.3 6 2 ). Из |
мазута с |
|
4,11% серы получено 4,9% бензина, 51,2% дизельного топлива и 38,5% остатка >360° С, содержащего 0,84% серы
100 |
400--450 |
1,0-3,0 |
То же |
Гидрокрекинг |
в |
циркулирующем |
потоке |
катализа |
378 |
||||||||||
|
|
|
|
тора проверен на пилотной установке мощностью |
|
||||||||||||||
|
|
|
|
10—35 кг/ч на |
обессоленной |
отбензиненной |
нефти и |
|
|||||||||||
|
|
|
|
вакуумном |
дистилляте. |
Расход водорода 0,99—1,12%; |
|
||||||||||||
|
|
|
|
выход гидрогенизата 89,2—91,0%; содержание серы |
|
||||||||||||||
|
|
|
|
снижается с 1,70-2,01 |
до |
0,25-0,31%. |
Остаток |
|
|||||||||||
|
|
|
|
>330 °С с 0,52% серы может быть получен с выходом |
|
||||||||||||||
|
|
|
Алюмосиликат |
35,9% |
на нефть. ( С м . 2 6 3 , 2 6 4 , г 9 ° , 3 °7 ) |
|
|
|
|
|
379 |
||||||||
50—140 |
430--480 |
1,0 |
В |
схеме |
Варга |
катализатор FeS04 |
на |
полукоксе |
|||||||||||
70—140 |
340--430 |
0,5-1,5 |
Окись металла на А12 03 |
заменен |
природным |
алюмосиликатом |
с |
7% |
FeS04. |
|
|||||||||
|
|
|
|
В первой |
|
ступени |
удаляется |
30% серы, |
во второй — |
|
|||||||||
|
|
|
|
89,5% |
оставшейся. |
Из |
отбензиненной |
романікинской |
|
||||||||||
|
|
|
|
нефти получено |
41,35% фракции |
до |
280 °С ((0,0% |
|
|||||||||||
|
|
|
|
серы, 26,1% фракции 280-360 °С (0,12% серы), 19,35% |
|
||||||||||||||
|
|
|
|
фракции 360—445 |
°С (0,18% серы), |
2,7% |
фракции |
|
|||||||||||
|
|
|
|
445—520 |
°С (0,17% серы), |
6,3% фракции |
>520 С |
|
|||||||||||
100 |
380--410 |
0,5-1,0 |
? |
Разработан |
катализатор, |
устойчивый |
в |
условиях |
380 |
||||||||||
|
|
|
|
гидроочистки |
остатков. При очистке |
до 1% |
серы он |
|
|||||||||||
|
|
|
|
работает |
|
1500 ч. При 300 кгс/см2 срок службы |
увели |
|
|||||||||||
|
|
|
|
чивается в 2—3 раза. Регенерация его, однако, |
затруд |
|
|||||||||||||
|
|
|
|
нена, так как он адсорбирует из сырья до 1—3% |
никеля |
|
|||||||||||||
|
|
|
|
И 1,5—5,0% |
ванадия. |
Рекомендуется для переработки |
|
||||||||||||
|
|
|
|
деасфальтизатов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Т.
W
|
|
Объемная |
Давле |
Темпера |
скорость |
ние, |
тура, |
(проточи. |
кгс/см 2 |
°С |
уст.), |
|
|
ч - і |
—— —
100 400—450 1,0
40-60 49-249
150-300 360-440
40 390-430
1,5-1,8 70-90 450-920
100 180-200 —
50 И 30 380-400 2 и 5—6
——
28-84 204-371 —
Ниже |
177—316 |
6,0 |
обычно |
|
|
го
Продолжение табл. 4
-
Катализаторы
—
WS2 + NiS на А12 03 (фторпрованный)
A l + N i + Mo и А1 + Со + + Mo
А1 + Мо + Со
Гіалладпевый
Ni + Cr
Al + Co + Mo
То жэ
На основе благородных металлов
—
|
|
|
|
|
л и т е- |
|
|
Основные результаты |
|
рату- |
|
|
|
|
|
|
ра |
Сообщается о работе пилотной установки (в Канаде) |
381 |
||||
для гидрокрекинга тяжелых остатков, пеков и битумов. |
|
||||
В установке использован принцип процесса |
Kombi- |
|
|||
verfahren (см.1 *8 ) |
|
|
|
||
С целью подбора условий одноступенчатого гидро |
382 |
||||
крекинга вакуумных газойлей до средних дистиллятов |
|
||||
испытаны различные катализаторы. Разработан новый |
|
||||
катализатор (фторированный), на котором при степени |
|
||||
превращения 53,5—69,5% образуется 76—78% фрак |
|
||||
ций >150° С. Катализатор работает 1800 ч, после чего |
|
||||
в сырье нужно добавлять фтор (в виде фтортолуола) |
|
||||
Описан опыт работы самой крупной в мире установки |
383 |
||||
гидрокрекинга. Установка состоит из двух блоков |
|
||||
типа |
«изомакс»: первый — одноступенчатый, |
перера |
|
||
батывающий деасфальтизат на сырье для каталитиче |
|
||||
ского |
крекинга: второй — двухступенчатый, перераба |
|
|||
тывающий газойли каталитического крекинга на бен |
|
||||
зин и реактивное топливо. Комбинирование с катали |
|
||||
тическим крекингом существенно улучшило показатели |
|
||||
и производительность второго |
блока |
|
|
||
Описан двухступенчатый процесс гидростабилизации |
384 |
||||
пиробензинов (фирма Kellogg). В первой ступени диены |
|
||||
и ацетиленовые углеводороды селективно гидрируются |
|
||||
до моноолефинов; продукт первой ступени может быть |
|
||||
добавлен в товарный бензин. |
Во второй ступени гид |
|
|||
рируются моноолефины и разрушаются сернистые сое |
|
||||
динения, чтобы подготовить продукт к экстракции аро |
|
||||
матических |
углеводородов. (См.3 6 0 ) |
|
385 |
||
Разработана и проверена в полупромышленном мас |
|||||
штабе схема получения малосернистого котельного |
|
||||
топлива из |
высокосернистых! |
нефтей с высоким со |
|
держанием металлов. Схема включает деасфальтизацию мазута (в которой удаляется 90—95% Ni, V, порфиринов и асфальтенов) и гидрирование деасфальтнзата (ср.3 8 0 ) с последующим смешением с гидроочищен ным газойлем. Выходы (на нефть): 24,7% бензинов, 5,4% легкого газойля, 25,0% газойля, 39,6% котель ного топлива с 1% серы. Расход водорода 0,45%. Катализаторы новые, разработанные на основе стан дартных Al + Ni + Mo и Al - f Со + Mo
На примере гидроочистки сырой хайфинской нефти (см.3 5 4 ) сравнены катализаторы с различной кажущейся плотностью. Лучшим катализатором оказался катали затор с меньшей кажущейся плотностью
При гидродеалкилировании алкилароматических сое динений в качестве донора водорода использован 9,10дигидрофенантрен
Достигается полное гидрирование диенов (бутади- ена-1,3) при гидрировании фракции С4 газов крекинга, к-бутилен и изобутилен затрагиваются незначительно Осуществлено селективное гидрирование циклопентадиена и его димера в циклопентен. Гидрирование побочных продуктов дает бензин с октановым числом 76 Глубоким гидрированием бензинов вторичных про цессов получено высококачественное сырье для ката литического риформинга с содержанием серы менее
0,003%, азота 0,0002% Доказано, что осернение катализатора сероводородом
снижает коксообразование на 25—30% и увеличивает межрегенерационные пробеги в процессах гидроочистки и гидрокрекинга
Рекламируется новый процесс Unisar — гидрирова ние ароматических углеводородов в реактивном то пливе. Катализатор не требует предварительной гид
роочистки |
сырья |
|
||
|
Рекламируется новый процесс глубокого гидрирова |
|||
ния для |
получения |
высококачественных керосинов |
||
и |
реактивных |
топлив. |
Катализатор регенерируемый, |
|
с |
длительным |
сроком |
службы |
I