Файл: Калечиц И.В. Химия гидрогенизационных процессов в переработке топлив.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 154
Скачиваний: 0
Продолжение табл. 2
Основные результаты
200-300 |
425-500 |
Сульфиды Ni; Со |
|
|
и Mo на А1 2 0 3 |
Сообщается, что фирмой CoHsoli dation Coul по правительственному заказу разработан п опробован в масштабе пилотной установки (4,5 кг/ч) процесс ги дрогенизации угля, включающий экстракцию фрак циями гидрогенизата, отделение экстракта от остатка, гидрирование экстракта и коксование остатка в псевдоожиженном слое. Гидрирование осуществляется в реак торе с трехфазным псевдоожиженным слоем, подобно процессу Н-Оіі гидрокрекинга нефтяных остатков (см. табл. 4). Время пребывания жидкой фазы в реак
торе 4 ч, степень превращения 85%, выход |
продукта |
||
С4 — 400 °С 55—57% (на сухой |
уголь), остальное — |
||
газы и полукокс. Приведен расчет завода мощностью |
|||
9,5 тыс. м3 /сутки |
|
|
|
На |
опытной установке процесса H-Coul (см. 89> 9 1 ) |
||
гидрировался (пробег 300 ч) австралийский |
бурый |
||
уголь, |
содержавший 23,2 вес. % |
кислорода. |
Выходы |
продуктов (вес. % на сухой уголь); СО + С 0 2 — 8,7, |
|||
Сх —С3 — 6,6, дистиллят, |
выкипающий |
от т. кип. бу- |
|
танов |
до 524 °С — 48,8, |
остаток > 524 |
°С — 8,3, вода |
16,4, |
аммиак — 0,4, сероводород — 0,7, зола 8,3, не- |
преврагценный уголь 6,5. Степень превращения 93%, суммарный выход жидких продуктов 0,62 м3 /т сухого угля. Полный набор процессов для предлагаемого за вода включает гидроочистку, гидрокрекинг и рифор минг гидрогенизата после процесса H-Coul. Дан рас чет завода мощностью 7950 м3 /сутки
Лучшие перспективы имеют новые процессы, |
разработанные |
в США фирмами Consolidation Coul и Hydrocarbon |
Research (про |
цесс H-Coul). В первом из них проблема отделения минеральной части угля решена введением экстракции растворителем — переносчиком водорода, которым служит тяжелая фракция следующей ступени — гидрирования. Заметим, что теоретические основы экстракции твер
дых горючих ископаемых были разработаны в СССР |
в так называ |
емом процессе термического растворения 5 5 . Ступень |
гидрирования |
решена совсем по-иному, чем в старом процессе гидрогенизации, — использованы реактор с псевдоожиженным слоем, возможность вво дить активный катализатор и выводить отработанный для регенера ции, защита поверхности катализатора от отложений соли и метал лов при помощи импульсных струй жидкости 9 4 . В процессе H-Coul также применен реактор с псевдоожиженным слоем, позволяющий отдельно выводить пары, жидкие продукты, катализатор и золу 9 6 .
Оба процесса пока не реализованы в промышленности. Несом ненно, что чисто топливное направление переработки угля в этих процессах будет иметь большие трудности, чем топливно-химическое. Характерно, что в одном из вариантов использования процесса H-Coul 9 2 рекламируется выделение из гидрогенизата ценных ком понентов (фенолов) с последующей переработкой гидрогенизата процессами риформинга и пиролиза на ароматические и олефиновые углеводороды. Таким образом, из данных табл. 2 можно сделать вывод, что промышленного осуществления процесса гидрогенизации углей пока нет, но в этом направлении достигнут значительный про гресс и накоплен большой опыт работы.
Еще большее число работ опубликовано по гидрогенизации слан цев и смол (см. табл. 3).
Из приведенных в табл. 3 данных видно, что наибольший интерес исследователей вызывают сланцевые смолы, а наименьший — кок совые. Это находится в прямой зависимости от легкости гидрирова
ния смол, убывающей в ряду: |
сланцевые >> угольные |
полукоксо |
вые >> угольные коксовые 9 6 . Как |
и при гидрировании |
углей, наи |
большее внимание привлекает получение не столько топливных, сколько химических продуктов, особенно фенолов *, а также низ ших ароматических углеводородов **. Это понятно, так Аак перера ботка смол дороже, чем переработка нефти, и поэтому желательно получение более ценных, чем топливо, продуктов. Был разработан ряд принципиальных технологических схем переработки сланцевых и угольных смол на химические продукты и топлива ***. В этих схемах помимо технологических приемов, позволяющих сохранять ценные фенолы и ароматические углеводороды, применялись и специально
разработанные катализаторы 28> 1 6 0 > 1 8 3 . |
Была |
осуществлена |
гидро |
|||||
генизация смолы, получаемой при пиролизе |
нефтепродуктов 1 6 8 > 1 6 9 ь |
|||||||
* См. ссылки 106, |
116, 117, 126, 134, |
136, |
137, |
140, |
142, 155, |
156, 170, |
||
172, 173, 176, |
181, 184 |
и др. |
160, |
161, |
178, |
182. |
|
|
** См. ссылки 119, 130, 133, 140, 158, |
|
|||||||
*** См. |
ссылки 26, 126, 127, 140, 141, |
155, |
170, |
182. |
|
|
21
Таблица 3. Гидрогенизация сланцев, сланцевых й угольных полукоксовых смол
Давление, кгс/см 2
Температура, °С |
Объемная скорость (проточная уста новка), Ч"1 |
Время контакта (статическая систе ма), ч |
Катализаторы |
Основные результаты |
15 |
375-475 |
— |
— |
Окислы и сульфи |
|
|
|
|
|
ды Со, Mo, Cr, |
|
|
|
|
|
Na, Zr, V, Fe |
|
|
|
|
|
и W на носдте- |
|
|
|
|
|
лях |
|
85 |
420 |
— |
— |
MoOo |
|
104 |
447 |
0,9- |
— |
Co + Mo |
|
|
|
1,1 |
|
|
|
130 |
— |
— |
— |
MoS2 на активиро |
|
|
|
|
|
ванном |
угле |
600 |
425-470 |
1,0 |
— |
WS2 , WS2 |
+ NiS |
|
|
|
|
на А12 03 ; Со + Мо; |
|
|
|
|
|
К-536 |
|
200 |
370-410 |
0,5 |
— |
WSo + |
NiS |
30 |
460-480 |
|
|
WS2 + V2 S5 ; |
|
(начальное) |
|
|
А12 03 ; |
Мо03 ; Fe2 03 |
|
200 |
392-450 |
0,32- |
Сг 2 |
0 3 ; |
MoS3; MoS3 |
|
|
0,46 |
на |
глине; Fe(OH)2 |
|
|
|
|
на |
активированном |
|
|
|
|
|
|
угле |
50 |
480-540 |
|
Мо03 |
на А12 03 |
|
300 |
400 |
|
(I |
ступень); WS2 |
|
|
|
|
|
( I I |
ступень) |
300 |
300-500 |
— |
— |
WS2 ; |
WS2 |
+ NiS |
|
|
|
|
на |
А1 2 |
0 3 |
200 |
375 |
0,16— |
|
Cr2 |
(MoS4 )3 |
|
|
|
0,57 |
|
в 25% -ном |
этиленгликоЛе
Изучалась возможность селективного обессерпвания сланцевого бензина. Лучшие катализаторы: Cr на А1 2 0 3 и Zn + Со + Mo на А1 2 0 3 , однако для промышленного применения они непригодны
Установлено, что при гидрогенизации фракций фено лов буроугольной смолы выход ароматических и не насыщенных углеводородов тем больше, чем выше температура кипения фракций
Изучены условия гидрирования коксового дистил лята из сланцевой смолы. Получены низкооктановый бензин (октановое число 39,5) и дизельное топливо (цетановое число 54,6—60,4). Содержание азота сни жается с 1,60 до 0,02%, серы с 0,80 до 0,07—0,15%
Фракция сланцевой смолы ^> 200 °С стабилизуется гидрированием; выход продукта 100%, октановое число бензина 70
В опытах на модельной установке получен продукт, свободный от азота и серы; однако через 240 ч наблю далось падение активности катализатора. Сделан вы вод, что одноступенчатая переработка смолы нерента бельна, более целесообразно сочетание гидроочистки и каталитического крекинга
Изучалась гидроочистка сланцевого масла; в ходе опыта падение активности катализатора компенсирова-
лось повышением температуры на 0,5 °С в день. Содер жание серы понижалось с 0,90 до 0,10%, азота с 2,0 до 0,70%, а при максимальной температуре — соответ ственно до 0,05 и 0,10%
Наиболее высокий выход низших фенолов (55— 57%) получается при гидрогенизации фракции высших
фенолов |
буроугольной смолы над катализатором |
w s 2 + |
V 2 S 5 |
Отбензиненная сланцевая смола гидрировалась в про точной установке с плавающими катализаторами. Най дены условия, при которых предотвращается коксова ние и осаждение катализатора. Лучший катализатор —
MoS3 , но более перспективен по экономическим |
сообра |
||||
жениям Fe(0H) |
2 на активированном угле. Содержание |
||||
азота уменьшается с 1,23 |
до 0,64 (на |
Mo) и |
0,79% |
||
(на Fe) |
двухступенчатая |
схема |
переработки |
||
Разработана |
|||||
остатка (>200 ? С) перегонки продукта |
гидрирования |
||||
(ступень бензинирования) |
буроугольной смолы. |
Выход |
|||
бензина 45%, содержание |
в нем ароматических |
углево |
|||
дородов 35%. |
Отбензиненный |
гидрогенизат |
первой |
ступени гидрируется, давая реактивное топливо с т. заст. —61 °С. Основными затруднениями на первой ступени были отравление катализатора азотистыми со единениями и отложение кокса, которые были устра нены отмывкой циркуляционного газа и конструктив ным усовершенствованием реактора
Смесь 85% буроугольного дегтя и 15% легкого масла гидрировалась до бензина. Максимальный выход бен зина 85% при 500 °С. Для получения бензина лучшим катализатором является WS2 , а для парафинистых масел — WS2 + NiS на А1 2 0 3
Изучена гидрогенизация смолы подземного пиролиза шведских сланцев. Выход бензина 32%, октановое число 66; дизельное топливо содержит 42% ароматических углеводородов, при хроматографическом отделении ко торых его цетановое' число повышается с 10 до 55
ю
со
Продолжение табл. 3
|
|
Л |
|
|
|
|
И |
|
|
|
|
О |
1 |
|
|
|
О |
й |
S ° |
|
|
°>Я |
||
Давление, |
о, |
к |
2 и1 |
S и |
кгс/см 2 |
|
5 к |
||
|
|
а 21« |
Ks |
|
|
|
S S ж |
© cd |
Катализаторы |
Основные результаты |
Ö*
- Г
S
S
200 |
430-445 |
0,21- |
Fe на активирован |
Разработана |
технология |
жидкофазной |
гидрогени |
111 |
||||||||||
|
|
0,52 |
ном |
угле |
зации |
остатка |
сланцевой |
смолы |
(>> 325 °С) ; |
выход |
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
широкой фракции 50—60%. Азот удаляется незначи |
|
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
тельно, |
сера — на 1 / 3 — 2 / з - |
Содержание |
фенолов в ши |
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
рокой фракции выше, чем в той же фракции сырья |
|
|
||||||||||
200 |
380-420 |
0,5- |
MoS2 на |
активиро |
Широкая фракция жидкофазного гидрирования (см. |
112 |
||||||||||||
|
|
1,0 |
ванном угле |
предыдущую аннотацию) перерабатывается в паровой |
|
|||||||||||||
|
|
|
(I ступень); |
фазе в две ступени. Конечный бензин |
имел |
октановое |
|
|||||||||||
200 |
420-435 |
|
MoS2 на глине ( 1 : 8) |
число 58—61, |
а при добавке 4 мл Р-9 на 1 л октановое |
|
||||||||||||
|
|
|
( I I ступень) |
число повышалось до 84—85 |
|
|
|
|
|
|
||||||||
? |
375 |
0,5 |
Cr2 (MoS4 )3 ; CoMoS4; |
Разработана |
технология |
получения |
трансформатор |
113 |
||||||||||
|
|
|
FeS; Sn |
ного масла гидрированием фракций сланцевой смолы. |
|
|||||||||||||
|
|
|
|
|
|
Хорошие результаты получены лишь при использова |
|
|||||||||||
50 |
391-425 |
|
М0О3 на А12 03 ; |
нии в качестве катализаторов Cr2 (MoS4 )3 и CoMoS4 |
114 |
|||||||||||||
|
Разработана |
технология |
гидроочистки |
фракций ди |
||||||||||||||
|
|
|
WS2 ; WS2 |
+ NiS |
зельного топлива из буроугольной смолы. Выход 95%, |
|
||||||||||||
|
|
|
на |
А1 2 |
0 3 |
содержание серы снижалось с 0,8 до 0,063%, цетановое |
|
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
число |
возрастало |
с 36 |
до 46. |
Катализаторы |
WS2 |
|
||||||
|
|
|
|
|
|
и WS2 + NiS |
на |
А1 2 0 3 |
в |
этом |
процессе |
менее |
ста |
|
||||
До 300 |
До 450 |
|
Без катализатора |
бильны |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
Показано, |
что |
процесс |
термического |
растворения |
115 |
||||||||||||
|
|
|
|
|
|
может быть использован для переработки |
американ |
|
||||||||||
|
445-513 |
|
0,5— Fe на полукоксе |
ских сланцев. Выход органической массы более 90% |
|
|||||||||||||
256-434 |
|
Показано, |
что |
при гидрогенизации |
|
черемховской |
116 |
|||||||||||
|
|
|
.3,0 ч |
|
|
полукоксовой смолы гидрогенизат обогащается низ |
|
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
шими фенолами. Содержание низших фенолов в исход |
|
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
ном сырье 12%; |
выход |
низших |
фенолов |
при 480— |
|
150 |
375-450 |
WS2 |
; Fe на полу |
|
|
|
коксе |
40 |
408-493 |
Мо03 на А12 03 |
50-57 |
485-527 0,5- |
То же |
|
0,75 |
|
100 |
350—360 1,2 |
WS2 + NiS на А І 2 0 |
3 |
|
|
(I) |
(I |
реактор); |
|
|
400-420 |
WS2 |
( I I реактор) |
|
|
(И) |
|
|
|
25, 80 |
380-490 |
Со + Мо на А12 03 |
|
490 °С и 300-340 кгс/см2 17,5% |
|
|
|
|
|
|||||
Гидрировались кислотные и нейтральные компо |
117 |
|||||||||
ненты генераторной сланцевой смолы ( > 325 °С). Пер |
|
|||||||||
вые склонны к коксообразованию, но дают большее |
|
|||||||||
количество низших фенолов, |
вторые легче |
расщепля |
|
|||||||
ются, дают большое количество соединений |
кислотного |
|
||||||||
характера |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Гидрогенизация буроугольного дегтя при среднем |
US |
|||||||||
давлении может быть осуществлена в узких температур |
|
|||||||||
ных пределах: снижение температуры ухудшает рафи |
|
|||||||||
нирование, при повышении ее осаждается кокс. Однако |
|
|||||||||
глубина гидрирования недостаточна. Для уменьшения |
|
|||||||||
отложения кокса деготь смешивают с гидрированным |
|
|||||||||
шпиндельным |
маслом. |
Возможна |
двухступенчатая |
|
||||||
схема с повторной гидрогенизацией фракций до 350С С. |
|
|||||||||
Суммарный выход дизельного топлива 98%, цетановое |
|
|||||||||
число дизельного топлива 36 |
|
|
|
|
|
|
||||
Показана возможность предотвращения коксообра- |
119 |
|||||||||
зования |
при |
гидрировании |
фракций |
|
буроугольных |
|
||||
смол путем установки форполимеризатора перед реак |
|
|||||||||
тором и использования фракций с более низкой темпе |
|
|||||||||
ратурой |
конца |
кипения |
(до 210 °С). В |
промышленных |
|
|||||
условиях из легкого масла получено 84,29% гидро |
|
|||||||||
генизата. |
Бензин, |
полученный |
при |
440, |
490, 510 |
|
||||
и 520 °С, содержал |
соответственно 26, 45, |
51 и 53% |
|
|||||||
ароматических углеводородов; октановые числа бен |
|
|||||||||
зина соответственно 63, 71, 74, 76 |
|
|
|
|
|
|||||
Разработана технология гидроочистки фракций слан |
120 |
|||||||||
цевой смолы и продукта термического |
растворения |
|
||||||||
сланцев. Содержание серы понижается с 0,87 до 0,020— |
|
|||||||||
0,04 (в бензинах) и 0,09—0,18% (в дизельном топливе). |
|
|||||||||
Схема основана на применении двух реакторов; в реак |
|
|||||||||
торе I I количество катализатора |
в 4 раза |
больше, чем |
|
|||||||
в реакторе I |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Показана возможность гидроочистки сланцевого бен |
121 |
|||||||||
зина. Содержание серы понижается до 0,05%; выход |
|
|||||||||
бензина 96% и выше. Однако из-за гидрирования оле- |
|
|||||||||
финов октановое число бензина |
снижается |
|
|
to |
Продолжение табл. 3 |
|
о |
О 1 |
S я |
|
|
|
О сб |
|
|||
|
о |
|
|||
|
а н |
и ° |
|
||
|
« |
° 8. |
|
||
|
СО щ |
|
|||
Давление, |
а |
° к" |
|
||
ВІ |
Катализаторы |
||||
к гс/см 2 |
Температу |
S S я1 |
|||
|
Объемн (проточ новка), |
о 3 |
|
||
|
|
|
V |
|
|
|
|
|
SS»* |
||
|
|
|
а н |
- |
|
|
|
|
« cß |
||
|
|
|
»gl? |
||
|
|
|
m S я |
||
78 |
450 |
|
|
Со + Мо на А12 03 |
2/—55 |
10-538 |
То же |
200 |
475-500 0,98- |
|
|
|
1,00 |
200 |
435 |
1,02 |
Основные результаты
Предложена технологическая схема переработки сланцевой смолы, включающая коксование, гидрогени зацию фракции ;> 205 °С, каталитический крекинг гидрогенизата >-205 °С и риформинг фракций <205 °С коксового дистиллята и гидрогенизата. Однако при гидроочистке удаляется только 80% азота; остаточное содержание азота в сырье для риформинга 0,26%, в сырье для крекинга 0,49%. Суммарный выход бен зина 52,3%, дизельного топлива 19,1%
Усовершенствована технология гидроочистки про дуктов коксования сланцевой смолы (см. предыдущую аннотацию). Высокие температуры благоприятны для сохранения октанового числа; лучшие результаты по лучены при смешении сырья с частью легкой фракции, промытой раствором едкого натра
Предложены схемы гидрогенизации сланцевой смолы
с |
рециркуляцией фракций, |
кипящих выше |
бензина |
(I |
вариант), или сырья для каталитического |
крекинга |
|
( I I |
вариант). Выход бензина |
78,7^—81,8%, |
октановое |
число 51—75 (в зависимости от сырья и температуры). Отложения на катализаторе 0,2—0,8%. Во втором варианте выход бензина 95,8%, но содержание азота не ниже 0,07%. Показано, что при крекинге гидро генизата выход бензина тем ниже, чем выше содержание азота
325 |
350—400 |
|
|
WS2 |
+ NiS на |
А І 2 0 3 |
Описана |
технология |
гидрогенизационной |
перера |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
ботки испанской сланцевой смолы; 50% сырья пере |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
гоняется выше |
350 °С и |
содержит |
1% |
асфальтенов, |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
0,06% серы, 0,7% азота, 1,7% кислорода. Полнота |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
удаления серы, азота и кислорода 95—99%. Выход |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
гидрогенизата 98%; из него получают бензин, дизель |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
ное топливо, парафин, смазочные масла |
|
|
|
|
||||||
50 |
380—425 |
0,5 |
|
|
|
|
Описана технологическая схема переработки сланце |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
вой смолы, включающая перегонку, термический кре |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
кинг, коксование, гидроочистку, риформинг и поли |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
меризацию. При гидроочистке содержание азота по |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
нижается с 0,34 до 0,02%, но дизельное топливо имеет |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
высокую температуру застывания (0 °С) |
|
|
|
|||||||
100 |
350- |
1,2- |
|
WS2 |
+ NiS на |
А12 03 |
Разработано несколько вариантов переработки сланца |
||||||||||
|
360; |
1,5 |
|
|
|
|
и продуктов его термического растворения или полу |
||||||||||
|
400 |
|
|
|
|
|
коксования на моторное топливо, химические продукты |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
и газ; все варианты включают гидроочистку при пони |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
женном давлении. Выход бензина на стадии гидроочи |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
стки 95—98,2%, содержание серы понижается до 0,017— |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
0,042% |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
100 |
400-410 |
2,3 |
0,25 |
Никелевая |
руда |
Показано, что органическая масса сланца гидри |
|||||||||||
100 |
400 |
0,8 |
|
|
(I) |
|
руется легче, |
чем сланцевая |
смола, |
подвергавшаяся |
|||||||
|
|
WS2 (II) |
термическому |
воздействию. |
Принципиальная |
схема |
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
включает жидкофазную гидрогенизацию с высокой |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
объемной |
скоростью |
(I), термоконтактную |
перегонку |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
шлама и гидростабилизацию |
широкой |
фракции (II). |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
Чисто топливный вариант дает 20,9% бензина, 41,1% |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
дизельного |
топлива, |
23,9% |
газа, |
5,9% |
полукокса; |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
топливно-химический — 16,6% бензина, 37,3% дизель |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
ного топлива, 5,8% фенолов, 5,7% нейтральных кис |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
лородсодержащих соединений, 22,1% газа, 5,9% полу |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
кокса. Разработанная схема характеризуется большей |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
производительностью |
аппаратуры |
(в |
5—6 |
раз), чем |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
обычная схема гидрогенизации угля и сланцев под |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
давлением 300—700 кгс/см2 |
|
|
|
|
|
|