Файл: Калечиц И.В. Химия гидрогенизационных процессов в переработке топлив.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 155
Скачиваний: 0
іл |
Продолжение табл. 3 |
Давление, кгс/см2
и
о Температура,
рость - |
та :исте- |
уста |
с |
Объемнаяско (проточная новка), ч-1 |
Времяконтак (статическая ма), ч |
Катализаторы
Основные результаты
Литература
250 385-425 — —
200 404 -543 .1,0
300 320--340
550-600 493-508 0,45-
0,5
300
260 375-510 0,5-
2,0
240 |
460 |
2 - 4 |
150 |
425 |
1,0 |
(начальное) |
|
|
50 |
340- |
|
|
350; |
|
|
410-4'0 |
|
WS2 ; WS2 на терранѳ (I); Fe на глине (обработанный HF)
(II); Со + Мо на
А12 03 , Ni на алюмосиликате
( I I I )
С0М0О4
w s 2
Cr
MoS2; NiO
MoS2
Fe на активирован ном угле
Fe
М0О3 на А12 03 и новый катализа
тор
Описано |
последовательное усовершенствование |
про |
130 |
|||||||||||||
цесса гидрогенизации креозотового масла, направлен |
|
|||||||||||||||
ное на возможно более полное сохранение аромати |
|
|||||||||||||||
ческих углеводородов. Сначала одноступенчатый про |
|
|||||||||||||||
цесс |
(250 кгс/см2 , |
|
400 °С) |
на |
|
стационарном |
|
|||||||||
катализаторе был разделен на две |
ступени |
(WS2 , |
|
|||||||||||||
385 °С и |
WS |
2 |
|
на терране, 400 °С), затем во |
второй |
|
||||||||||
ступени |
был |
|
применен |
новый |
катализатор — Fe |
на |
|
|||||||||
монтмориллоните, обработанном |
H F при 370 °С. Доля |
|
||||||||||||||
ароматических |
|
углеводородов |
возросла |
сначала |
с 3 |
|
||||||||||
до 7, а затем до 15%. В последнем варианте WS2 |
за |
|
||||||||||||||
менен Со -\- Mo на А1 |
2 0 |
3 , a |
Fe |
на глине — никелем |
|
|||||||||||
на алюмосиликате. Меньшая гидрирующая активность |
|
|||||||||||||||
катализаторов позволила повысить содержание арома |
|
|||||||||||||||
тических углеводородов до 53% |
|
глубину |
гидро |
|
||||||||||||
Изучено |
влияние температуры на |
131 |
||||||||||||||
генизации сланцевого масла с рециркуляцией фракций, |
|
|||||||||||||||
кипящих |
выше |
бензина. Содержание |
азота |
снижается |
|
|||||||||||
с 2,1 |
до 0,02—0,04% |
только |
при температуре |
выше |
|
|||||||||||
475 °С. При 475 °С выход гидрогенизата |
86,6%, в том |
|
||||||||||||||
числе бензина 39,4% (72,4% на свежее сырье). Бензин |
|
|||||||||||||||
содержит 18% ароматических углеводородов. В газо |
|
|||||||||||||||
вых продуктах преобладают метан и этан |
вазелина |
|
||||||||||||||
Показана |
возможность |
получения |
белого |
132 |
||||||||||||
и церезина |
гидрированием смоляных |
продуктов |
|
|
Разработан новый стабильный катализатор, отли чающийся хорошей селективностью сохранения моно циклических ароматических углеводородов. Выход бен зина из широкой фракции черемховской смолы 60,53% (68,2% с С5 ). Октановое число бензина 81,3, а с добавкой 1 мл Р-9 на 1 л — 86,8. Процесс пригоден п для нефтя ного сырья, в этом случае выход бензина 62,44% (68,4%
с С5 ), октановое число 85,2, |
а с добавкой Р-9 — 91,1 |
При низкотемпературном |
гидрировании фракций |
нейтральных кислородсодержащих соединений слан цевой смолы образуется до 30% фенолов (на MoS2) или до 60% (на NiO)
Проведен длительный (740 ч) пробег пилотной уста новки, показана возможность пошшения содержания азота с 1,01—1,08 до 0,04—0,06%. Выход жидких продуктов до 98,1%, расход водорода 2,5%
Гидрировались три фракции фенолов из фушуньской сланцевой смолы с преобладанием соответственно алкилфенолов, инданолов и пафтолов. Для первых более характерно превращение в низшие фенолы, чем восстаповление, для последних — нгаоборот. Инданолы за нимают промежуточное положение
При гидрогенизации кислотных и нейтральных ком понентов сланцевой смолы выход фенолов повышается при снижении температуры и давления
Разработан новый катализатор для выходной ступени процесса гидрогенизации среднего масла буроугольной смолы при среднем давлении. Регенерация Мо03 па А12 03 ведется в реакторе, коррозия под действием S02 устраняется экстракцией катализатора перед регене рацией (см. также 1 1 9 , 1 2 2 )
Установлено, что одной из причин дезактивирования стационарных катализаторов при гидрогенизации чеш ских буроугольных смол является содержание в смо лах мышьяка. Мышьяк удаляется обработкой сырья паровой фазы отработанным катализатором
Продолжение табл. 3
|
|
О |
I |
S а |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Р.Еч |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
о |
ее |
go |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
о |
о |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Давление, |
|
a >*• |
as |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
кгс/см 2 |
|
И Р - |
I i |
Катализаторы |
|
|
|
Основные |
результаты |
|
|
|
|
||||||
|
|
Sis |
i l - |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
lu |
M A S |
- |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
<D c« |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
500 |
470-480 0,8- |
|
Fe (I |
ступень) |
Разработана |
двухступенчатая |
схема |
производства |
|||||||||||
75 |
520 |
1,0 |
|
Мо0 |
|
на А12 03 |
химических |
продуктов, |
моторного |
топлива |
и |
газов |
|||||||
0,8- |
|
3 |
из смолы черемховских углей. Фенолы и азотистые |
||||||||||||||||
|
|
1.0 |
|
( I I |
ступень) |
основания выделяются из гидрогенизата первой сту |
|||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
пени, остальные продукты — из гидрогенизата |
второй |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ступени. Выход фенолов С |
6 —С8 10,5%, азотистых осно |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ваний 3,6%, нейтральных кислородсодержащих соеди |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
нений (флотореагенты) 0; 0; 5,7%; высших фенолов 0; |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0; 9,0%; двухатомных фенолов 0; 0; 1,5%; |
бензола 2,0; |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1,4; 7,1%; толуола 3,5; |
2,4; 8,2%; ксилолов 6,0; 3,9; |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10,2%; нафталина 0,8; 2,5; 0,6%; метилнафталинов 1,1; |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3,5; 0,8%; |
сульфонатов |
из фракции |
205—300 °С 6,3; |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0; 4,9%; автомобильного бензина 34,7; 22,0; 0%; керо |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
сина 0; 23,9; 0%; дизельного топлива ДЗ 2,4; 5,5; |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2,4%; газов Сг |
— С5 25,3; 18,1; 33,5%; аммиака 0,4%; |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
сероводорода 0,8% |
|
|
|
|
|
|
|
|||
100 |
375 |
0,6 |
|
WS2 ; |
WS2 |
+ NiS |
Разработана |
технологическая |
схема |
переработки |
|||||||||
100 |
515-525 0,6- |
|
на |
А12 03 |
(I)j |
полукоксовых смол угля на топливо и химические |
|||||||||||||
|
М0О3 на А1 2 0 3 (II) |
продукты |
без |
ступени |
жидкофазной |
гидрогенизации, |
|||||||||||||
|
|
0,7 |
|
|
|
|
|
для чего |
смола |
сначала |
перегоняется, а пек отбрасы |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
вается. Схема включает гидрогенизацию фракции 300— |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
400 °С (I), причем гидрогенизат возвращается на ректи |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
фикацию и гидроароматизацию (II) фракции до 300С С, |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
которая |
предварительно |
освобождается |
от |
фенолов |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
и азотистых оснований. Расход водорода 2,4%. Фракция |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
до 300 °С после выделения фенолов и оснований гидри |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
руется над Мо03 на А1„03 , фракция 300—400 °С — |
над WS3 . Суммарный выход фенолов 14,4%, азотистых оснований 1,1%, ароматических углеводородов 13,4%,
|
|
|
|
|
автомобильного бензина 28,4%, газов 10,2%, пека |
||||||||
100—140 |
420-500 |
3 |
Fe на полукоксе |
|
30,0% |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Показано, что с повышением температуры выкипания |
||||||||||||
(начальное) |
|
|
|
|
гидрируемых фракций фенолов из черемховской полу |
||||||||
|
|
|
|
|
коксовой смолы выход |
низших |
фенолов |
|
снижается. |
||||
|
|
|
|
|
Из фракций фенолов 100—125, 100—150 и 100—160 С С |
||||||||
|
|
|
|
|
(при 200 мм рт. ст.) получается |
соответственно |
70,3, |
||||||
|
300-460 0,5- |
|
|
|
50,5 и 49,0% фенол-крезольной фракции |
|
|
|
|
||||
260 |
|
MoS2 |
|
Изучено влияние параметров процесса, выбраны |
|||||||||
|
3,0 |
|
|
|
условия,для двух режимов: гидроочистка (260 кгс/см2 , |
||||||||
|
|
|
|
|
400 °С, объемная скорость |
1,2 ч - 1 ) и высокотемператур |
|||||||
|
|
|
|
|
ное расщепление (260 кгс/см2 , 440—445 С С, объемная |
||||||||
|
|
|
|
|
скорость 1,0—1,2 ч - 1 ) . Изучен механизм |
|
отравления |
||||||
|
|
|
|
|
катализатора. Для предотвращения отравления необ |
||||||||
|
|
|
|
|
ходимо разделение процесса на две ступени с обяза |
||||||||
|
|
|
|
|
тельной очисткой в первой ступени до содержания азота |
||||||||
|
|
|
|
|
0,05%, для чего следует ступенчато повышать |
темпера |
|||||||
|
|
|
|
|
туру от 400 до 460 °С. Обе ступени проверены в дли |
||||||||
|
|
|
|
|
тельных О |
700 ч) опытах. При суммарном |
расходе |
||||||
|
|
|
|
|
водорода 3,5% общий выход товарных продуктов |
||||||||
|
|
|
|
|
(автомобильный бензин, дизельное топливо с т. заст. |
||||||||
|
|
|
|
|
—10 или —20 °С, авиационный |
керосин, |
|
веретенное |
|||||
70-260 |
360—460 0,35- |
|
WS2 ; MoS2; |
|
масло и др.) составил 87,8% |
|
|
|
|
|
|||
|
|
В процессах гидроочистки и гидрокрекинга |
фушунь- |
||||||||||
|
1,2 |
|
WS2 + NiS на A12 03 ; |
ской сланцевой смолы (см. предыдущую |
|
аннотацию) |
|||||||
|
|
|
Co + Mo на А12 03 |
;; |
испытаны различные катализаторы. По активности их |
||||||||
|
|
|
MoS2 на'активиро |
можно расположить в следующий ряд: WS |
2 |
^ |
MoS2 ~> |
||||||
|
|
|
ванном угле |
|
> WS2 + |
NiS на А1 2 0 3 |
> |
СоМо04 на А1 |
2 |
0 3 |
> |
MoS2 |
|
|
|
|
|
|
на активированном угле. На активных катализаторах |
||||||||
|
|
|
|
|
можно снижать давление, компенсируя это уменьше |
||||||||
|
|
|
|
|
нием объемной скорости. Общий выход жидких про |
||||||||
|
|
|
|
|
дуктов до 90,9%. Температура застывания |
|
понижается |
||||||
|
|
|
|
|
с повышением глубины расщепления, поэтому высокое |
||||||||
|
|
|
|
|
качество товарных продуктов обеспечивается |
при вы |
|||||||
|
|
|
|
|
ходе фракции до 325 °С ^ |
83% |
|
|
|
|
|
|
|
о |
і |
|
|
О со |
|
|
а |
а |
к |
Давление, |
° |
£ |
|
кгс/см2 |
|
|
|
Ils
lu
260 400—440 1,2
70 460-480 0,5-
0,8
200 403-542 1,0
50 |
450 |
0,8 |
50 |
420 |
0,5 |
300 |
341, 370 |
— |
82—376 |
705 |
— |
70-160 |
445-500 |
|
(начальное) |
|
|
260 |
360-400 |
1.2 |
100 |
400 |
— |
(начальное) |
|
|
70 |
380—460 |
0,8— |
|
|
1,0 |
H
§
£Катализаторы
«S В-
я Б . » СО " a g i ?
WS,
Fe (руда)
СоМо04 ; Мо03 па Al>03 ; К-536; WS2 ; Pt, Ni + Cr,
Fe, V 2 0 5 , W,
C0WO4, СоѴ04 на
A12 03 и других
носителях
Fe
Mo
—WS,
2,5 |
|
|
|
0,5- |
Соединения Fe, |
Sn, |
|
3,0 |
Mo, Zn на носите |
||
|
лях |
|
|
— |
WS2 ; MoS,; |
2 03 ; |
|
|
WS3 + N1S на Ä1 |
||
|
Go + Mo на |
|
|
1,0 |
A1 |
2 03 ; |
|
MoS2 на |
активиро |
||
|
ванном угле |
|
|
|
5871 |
|
СО
Продолжение табл. 3
Основные результаты
Схемы безостаточной переработки сырой сланцевой смолы (см.1 4 3 , 1 4 4 ) проверены на маоминской смоле в опыте продолжительностью 830 ч. Выход жидких продуктов гидрокрекинга 92,6%. Лучшим катализа тором является вольфрамовый
Показана возможность гидроочнстки легких сланце вых масел. Выход продукта 80%; содержание серы снижается с 10,3 до 0,13%
Со всеми катализаторами при температурах ниже 476 °С выходы жидких продуктов близки к 100% (по объему), а при температурах выше 476 °С быстро падают. Наибольший выход бензина с катализатором МоОя на А1»Оя
Разработана технология гидрогенизации угольных полукоксовых смол. По одному варианту процесс ведут в две ступени над железным и молибденовым катализа торами при среднем давлении с добавкой в первую сту пень растворителей — переносчиков водорода, кото рыми служат фракции 230—350 °С второй ступени. Продуктами процесса являются низшие фенолы (7,0%), бензин (32,0%), дизельное топливо (21,2%), остаток > 350 °С (23,6%) и газ (13,0%). Расход водорода 1,65%. Другой вариант представляет собой одноступен чатую гидрогенизацию на молибденовом катализаторе
срециркуляциейвысших фенолов, которые доба-
вляются к разбавителю. По этой схеме выход низших фенолов 12,1, легкого дизельного топлива 65,2, остатка 8,7, газа 13,6%
Снижение температуры при гидрогенизации чешских буроугольных дегтей дает возможность в первой сту пени превращать двухатомные фенолы в одноатомные, а во второй ступени — восстанавливать последние в ароматические углеводороды. Выход ароматических
углеводородов повышается |
на 10% по |
сравнению |
с обычной технологией. Из гидрогенизата |
выделяется |
|
20,5% масел и 7,5% твердого |
парафина |
|
Предложена технология исчерпывающей гидрогазифнкации сланца для получения высококалорийного газа, состоящего почти нацело из метана и пригодного для дальнейшего газоснабжения
Испытано 33 катализатора для гидрирования в Ж И Д К О Й фазе высших фенолов из черемховской смолы. Лучшими оказались SnCl2 , SnCl2 на глине и Fe на полукоксе, пропитанный "серной кислотой. Лучший выход низших фенолов составил 34,2—34,9% на исход ное сырье (фракция 125—180 °С при 20 мм рт. ст.)
Выяснялась возможность оценки катализаторов ги дроочнстки сланцевой смолы от соединений азота в про точной установке по опытам гидрогенолиза хинолина в автоклавах. Показано, что порядки активностей в ос
новном совпадают, образуя |
ряд W S |
2 |
5 Ï M O S 2 ] > W S 2 + |
+Ni S на Al2 03 ;>Co-f-Mo на А12 03 >> MoS2 на активиро |
|||
ванном угле, т. е. опыты с |
хинолином |
|
могут служить |
простейшим критерием оценки активности катализато ров
Разработан катализатор для гидроочистки фракций угольной смолы до 350—370 °С. Остатки коксуются, коксовые дистилляты поступают на гидрогенизацию. Из сырья выделяют фенолы. Выходы гидрогенизатов 83,65% (460 °С) — 92,34% (420 °С). Катализатор ста билен. Содержание серы уменьшается с 0,244 до 0,071 — 0,118%, содержание фенолов и оснований меняется незначительно
со
|6> |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Продолжение табл. 3 |
|
о |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
О I |
eg |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
о СО |
2 S |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
а |
и |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
° ä |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Давление, |
|
Uк« T |
S « |
Катализаторы |
|
|
|
Основные результаты |
|
|
|
||||
кгс/см2 |
|
w S з" |
й K |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
се Я * |
О о |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Jas |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
S S F |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
к « |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Bas |
щ сб |
* |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
fflSs |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Сообщается об испытаниях в малых проточных уста |
||||||||
50-275 |
400-500 |
|
|
Re; Re2 S7 |
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
новках рениевых катализаторов для гидрогенизации |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
буроугольной смолы. Катализаторы на кислотных |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
носителях оказались подходящими для расщепления, |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
давая бензин с октановым числом 73. При среднем |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
давлении бензин получается только из предварительно |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
очищенных фракций смолы |
|
|
|
||||
200 |
418-440 |
|
|
|
|
|
|
Показано, что качество сырья, получаемого из слан |
|||||||
|
|
|
|
|
|
цевой смолы и используемого для крекинга, |
зависит |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
от остаточного содержания азота. При содержании |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
азота |
0,14% |
и |
более |
сырье неудовлетворительное, |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
при 0,10% и менее — не отличается |
от |
прямогонного |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
легкого газойля |
|
|
|
|
|
||
300 |
460-485 |
|
|
Fe на |
активирован |
Предложена |
схема |
двухступенчатой |
переработки |
||||||
300 |
380-450 |
|
|
ном угле (I) |
сланцевой смолы |
для |
получения моторного |
топлива |
|||||||
|
|
WS2 ; |
|
WS2 |
+ NiS |
и химических продуктов. Гидрогенизат первой сту |
|||||||||
|
|
|
|
на |
А1 2 0 3 |
(II) |
пени, выкипающий до 325 °С, освобождается от фенолов |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
и азотистых оснований, после чего гидрируется во вто |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
рой ступени |
|
|
|
|
|
|
|
50 |
'300-400 |
1,0 |
|
WS2 ; |
Co + Mo |
Смесь фенолов |
(73%) и нейтральных веществ (27%) |
||||||||
|
|
|
|
на |
А12 03 |
гидрировались в виде 10— 20%-кого раствора в бензине. |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
Выход очищенных фенолов 82,5%, пейтральные веще |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
ства восстанавливаются па 75% |
|
|
|
||||
40 |
380 |
1,5- |
|
1% СоО + 1% Р 2 0 3 + |
Из бензиновой фракции полукоксовой смолы с вы |
||||||||||
|
|
3,0 |
|
+ 10% Мо03 на |
ходом |
97% |
получен |
гидрогенизат, |
освобожденный |
||||||
|
|
|
|
А12 03 (88%) |
от серы и кислорода на 90—95%, а |
от |
азота |
только |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
на 30%. Степень превращения ароматических углеводо- |
|
|
|
|
|
|
|
родов 4%, олефинов 60—80% |
|
|
|
|
||||||
100—200 |
520-550 0,5- |
Мо03 |
|
на А12 03 ; |
|
Из антраценовой |
фракции |
каменноугольной |
смолы |
||||||||
|
|
1,2 |
СоО + Мо03 на |
|
с выходом 80% при расходе водорода 5% |
получены |
|||||||||||
|
|
|
* |
|
А1 2 0 3 |
|
ароматизированные |
продукты: индивидуальные |
арома |
||||||||
40 |
350 |
0,75 |
Со + Мо на А12 03 |
|
тические углеводороды Св —С8 |
, нафталин и его гомологи |
|||||||||||
|
В опыте продолжительностью 4000 ч показана воз |
||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
можность гидроочистки сырого коксохимического бен |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
зола под давлением коксового газа до содержания серы |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
0,0002% (в сырье 0,3%) |
|
|
|
|
|
|
||||
300 |
510 |
1,0 |
C r + Z n + W + M o + |
На катализаторе I в течение 97 ч выход гидрогенпзата |
|||||||||||||
|
|
|
+ V + N Ï на аска |
составлял 82%. В полученном гидрогенизате фракция |
|||||||||||||
|
|
|
ните (I); |
|
до 170 °С содержала |
50% |
ароматических углеводоро |
||||||||||
600 |
500—505 |
1,0 |
2,9% Сг + 0,75% W |
+ |
дов. Катализатор |
I I |
сохранял активность |
в |
течение |
||||||||
|
|
|
+ 59% |
|
Zn + 6,1% |
S |
314 ч |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
на асканите (73,35%), |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
обработанный HF |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
30 |
540-650 |
|
(40%) (И) |
|
Гидрогенизацией высококипящих фракций смол с вы |
||||||||||||
|
А1 + Со + Мо |
|
|||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
ходом 65% получена пафталиновая фракция, содер |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
жащая 70—75% |
нафталина |
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
Fe на |
активирован |
Сравнивались |
различные |
катализаторы. |
Показано, |
|||||||||
|
|
|
ном угле |
|
что носитель должен иметь удельную поверхность не |
||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
менее 400 м2 /г при среднем |
радиусе |
пор ^15—19 À |
||||||||
70-260 |
360-460 |
0,2— |
MoS2 |
; Со + Мо |
|
Изучено влияние давления на скорость |
удаления |
||||||||||
|
|
1,3 |
на А1 |
2 |
03 ; MoS2 на |
азота из сланцевых смол. В пределах |
80—260 |
кгс/см2 |
|||||||||
|
|
|
активированном |
|
скорость удаления |
азота |
прямо пропорциональна |
да |
|||||||||
|
|
|
|
|
угле |
|
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
влению, что описывается уравнением к'аР |
= |
In ~ , |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
где No и N — содержание |
азота в сырье и гидрогени- |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
зате^ а> — фиктивное |
время |
реагирования, |
Р — давле |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
ние. В этих пределах снижение давления может ком |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
пенсироваться |
снижением |
объемной |
скорости. |
При |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
70 кгс/см2 |
содержание |
остаточного |
азота |
0,05% |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
(см. і*з-і45) |
м о ж е т |
быть достигнуто при 0,21 |
ч - 1 , но |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
при этом катализатор быстро теряет |
активность. Ста |
бильная работа достигается при 170 кгс/см2
.в»
I