ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 183
Скачиваний: 4
Полученный таким образом график допустимых ускорений для низкочастотных колебаний и вибраций справедлив для одночастотных процессов. Если процесс содержит спектр частот, то следует учесть зависимость допустимых ускорений от частотного состава. Пусть задана спектральная плотность ускорений 5(со).
|
|
151 |
|
|
|
|
|
|
|
'3 |
10 |
|
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 Й |
|
|
|
||
|
|
|
|
0 |
|
|
|
|
|
«о |
|
|
V. |
|
|
|
|
|
|
|
|
44 |
|
|
|
|
|
I |
|
|
л |
|
|
|
|
|
П. |
V. АЛ |
|
А |
|
|||
|
|
О |
3 |
Ч |
5 |
|
ГЦ |
|
|
|
|
|
|
Чистота. |
|
|
|
|
Рис. 87. Гистограмма терпимости к вибрации |
|
|
|||||
Разобьем |
весь спектр со на k интервалов, каждый из которых ра |
|||||||
вен Асо. Тогда дисперсия для со/{ |
равна |
|
|
|
||||
|
|
|
|
Dk(fk) = — S(coft)Aco, |
|
|
||
где |
S(cofc) —средняя |
ордината |
спектральной |
плотности (прини |
||||
|
fh |
мается постоянной для coft = |
2nfk); |
|
||||
|
—частота в Гц. |
|
|
|
|
|||
ент |
Теперь для каждой частоты fh можно |
определить коэффици |
||||||
плавности |
хода, |
предложенный Н. М. Антышевым, |
и по |
|||||
строить график зависимости его от частоты воздействия. |
|
|||||||
|
Коэффициент плавности хода на частоте fk |
равен |
|
|||||
|
|
|
BV'* |
V[D(fk)] |
|
|
|
|
где |
[D(fk)] |
— квадрат |
допустимого ускорения |
на частоте |
fh. |
|||
|
В точке, где Яв (/Й) < 0, плавность хода недостаточна. |
Мож |
но получить коэффициенты плавности в зависимости от скорости
движения машины и указать такие скоростные |
режимы, на ко |
|||||||
торых работа недопустима. |
|
|
|
|
|
|
||
Аналогично можно |
получить |
коэффициент |
плавности |
хода |
||||
для горизонтальных колебаний Лг (/&). |
по |
выбору |
допусти |
|||||
В работах [30, 40] даны рекомендации |
||||||||
мых ускорений при переезде экипажем единичной неровности. |
||||||||
В работе (30] рекомендуется |
принимать |
ускорение |
единично |
|||||
го воздействия |
равным |
2,8—3,0 |
g и |
время |
приземления |
tnv, = |
||
= 0,06 ~ 0,08 с. |
Если |
представить |
ускорения |
человека |
после |
Ю Зак . 830 |
1 45 |
момента удара в виде затухающей гармонической кривой, соот ветствующей переходному процессу в одномассовой упругой си стеме, то время приземления, согласно работе [30], будет соот ветствовать половине периода гармонических колебаний. Тогда собственная частота колебаний человека в положении приземле ния равна /о = 6 -е- 8 Гц.
Эта частота несколько выше той, которая |
получена |
на осно |
|
вании массовых испытаний людей на колеблющейся |
платфор |
||
ме. Но, как известно [29], собственные частоты колебаний |
чело |
||
веческого тела существенно зависят от его |
положения |
(сидя, |
стоя и т. д.). Легко представить, что в момент соприкосновения с полом на конечной стадии прыжка мышцы человека напряже ны и собственная частота колебаний повышена. Для того чтобы окончательно привести модель человека к схеме упругой систе мы, определим коэффициент апериодичности ty.
Используя данные работы [29], получим гр = 0,515.
Критерием для оценки единичного воздействия с учетом амп литуды ускорения, частоты и степени затухания ускорения мо
жет быть допустимое |
квадратичное отклонение, отнесенное к |
||
|
2л |
— 2 |
|
периоду колебаний Т0 |
= — . Величина хо может быть |
вычислена |
|
по формуле |
СОо |
|
|
|
т |
|
|
|
|
|
|
Подставляя в предыдущее |
выражение х — Ae~htcos |
соо^, пре |
|
делы интегрирования, |
Го и вводя коэффициент затухания г|з, по |
||
лучим после преобразований |
|
|
А* 1 + 2ф»
д8фл ' 1 + г|52 '
где А — начальная величина единичного ускорения;
h — коэффициент затухания; |
|
|
щ = 2 п к , ф = — • |
|
|
Подставляя гр = 0,515 и А = 3,0g, |
получим |
критерий плав |
ности хода при единичном воздействии |
хд2 — 0,84g'2. Отсюда до |
|
пустимое среднеквадратичное отклонение Vхъ |
= 0,92g. |
Для определения среднего квадрата ускорения при переезде единичной неровности аналитически не требуется построения графика переходного процесса во времени.
Коэффициент плавности хода при переезде единичной не ровности можно рассчитывать для разных скоростей движения машины.
Глава V. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЕ УРАВНЕНИЯ КОЛЕБАНИИ ТРАКТОРОВ
ИИХ РЕШЕНИЕ
1.Уравнения колебаний трактора и методы их решения
для воздействия произвольного вида
Рассмотрим обобщенную схему, которая в частных случаях приводится к схемам для расчета колебаний гусеничного и колесного тракторов. Расчетная схема показана на рис. 88. На схеме обозначены: М0 , /о — масса и момент инерции остова трактора относительно поперечной оси, проходящей через центр тяжести; т , — i-я неподрессоренная масса подвески; z\ и гп — координаты точек остова в местах присоединения 1-й и я-й рес сор; \i — координата неподрессоренной массы; qi{t) —ордината профиля неровностей под i-й связью; / — приведенный к оси
Рис. 88. Обобщенная схе |
а |
|
|
b |
|
|
|
|
|
ма к расчету колебаний |
|
с |
^ я |
X |
тракторов |
|
^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^^
звездочки (колеса) |
момент |
инерции масс трансмиссии; z o b |
JC0I — |
||||||
координаты |
точки |
приведения; |
<р-—угловая |
координата |
приве |
||||
денных |
масс |
трансмиссии. |
Все |
координаты |
отсчитываются от |
||||
положения статического |
равновесия. Qz, |
Qx, |
MQ — проекции |
||||||
главного вектора и главный момент приведенных |
сил сопротив |
||||||||
ления сельскохозяйственной машины или орудия. |
|
|
|||||||
При |
таком способе |
учета |
влияния сельскохозяйственной |
машины на колебания остова рассматривается лишь рабочее
положение орудия. При |
расчете колебаний |
остова |
с |
орудием |
||||
в транспортном положении с учетом упругого |
элемента в цен |
|||||||
тральной |
тяге навесной |
системы |
трактора |
расчетная |
схема |
|||
колебаний |
остова существенно усложняется. |
Однако |
экспери |
|||||
менты |
с гусеничными тракторами |
класса |
3,0 |
тс на |
грунтовой |
|||
дороге |
и |
в поле показывают, что |
во всем |
диапазоне |
рабочих |
скоростей практически не ощущается влияния колебаний плуга
10* 147
относительно остова трактора на колебания остова |
машины и |
||||
его можно рассматривать принадлежащим остову. |
|
||||
Дифференциальные |
уравнения |
колебаний удобно |
составить, |
||
пользуясь |
уравнением |
Лагранжа |
с |
«лишними» координатами. |
|
В качестве |
обобщенных координат |
целесообразно, |
поскольку |
||
упруго-демпфирующие |
силы зависят |
от относительных переме |
щений масс, выбрать деформации упругих связей. Обозначим их
для рессорных элементов |
для |
элементов |
неподрессоренных |
|||||||||||
масс |
и для масс трансмиссии |
£т . Число |
таких |
координат |
||||||||||
в общем случае равно 2п + 1, а число степеней свободы |
|
системы |
||||||||||||
|
|
L |
|
при |
вертикальных |
колеба |
||||||||
|
Li |
|
|
ниях равно |
п + |
3. |
Следова |
|||||||
|
|
|
тельно, п — 2 |
координаты |
||||||||||
|
|
|
|
|||||||||||
|
|
|
|
являются |
|
«лишними». |
По |
|||||||
|
|
|
|
этому |
необходимо |
составить |
||||||||
|
J, |
|
|
и — 2 дополнительных |
урав |
|||||||||
|
|
|
|
нений связи. Уравнения |
свя |
|||||||||
|
|
|
|
зи |
можно |
получить из того |
||||||||
|
|
|
|
условия, |
что остов |
трактора |
||||||||
|
|
|
|
является |
жестким |
|
телом и |
|||||||
Рис. 89. Схема к определению уравнений |
перемещения |
двух его точек |
||||||||||||
(например, |
с |
кординатами |
||||||||||||
связей |
|
|
|
|||||||||||
ляют |
|
|
|
2, |
и zn) |
полностью |
опреде- |
|||||||
перемещения любой точки На рис. 89 схематично |
показа- |
|||||||||||||
ны два положения остова. В результате |
перемещения |
остова |
||||||||||||
суммарная деформация 1-го ряда |
упругих элементов при q\ = |
|||||||||||||
= qn |
= 0 равна |
£i + |
а ft-ro — (£„ + |
Q . |
Легко |
|
видеть, что |
|||||||
деформация некоторого t'-ro ряда равна |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
£, + E ; H l - x ) ( £ , + |
£ i ) + |
x<(5„ + |
Q . |
|
|
|
|
|
|||||
где xi = ~ , i = |
2, 3 , п |
— 1. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
При <7i = qn |
ф 0 необходимо добавить соответствующие |
сла |
||||||||||||
гаемые в левую и правую части: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
It + £ + ft = О - х . ) (£, + |
+ ?,) + ъ{1п |
+ Ъ'п + |
дп), |
|
|||||||||
|
|
г = 2,3, ... , |
п—1. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Уравнения связей можно записать в такой форме:
|
|
Ф,(£„ |
= |
+ |
+ |
2 |
х«(£* + £; + </*), |
(61) |
где |
Xti = |
(1 — Хг); Xin = Хь i = |
2, з |
, f t — 1. |
|
|||
|
Обратимся теперь к уравнению Лагранжа |
|
||||||
|
|
d_ ( дТ |
\ |
дТ |
|
|
(62) |
|
|
|
dt { dti |
) |
dU |
|
|
||
|
|
|
f - 2 |
|
||||
|
/ = |
1, 2 , f t , |
/г + |
1, ...,2л + |
1; |
|
||
где |
|
|
148
Т— кинетическая энергия системы;
—обобщенная сила;
Яг •— неизвестные функции времени |
(Лагранжевы |
множи |
||
тели). |
|
|
|
|
Здесь для |
упрощения |
координатам |
£ [ даны |
индексы |
п + 1, ...,2л. |
|
|
|
|
Определим кинетическую энергию системы |
|
|||
Т = -±- ^ |
тД,2 + ± / ф 2 |
+ - L (М0 25 + /0 во) + - у Moil |
(63) |
где £i = S • + ^; Ф •— угловая скорость поворота диска, эквива лентного приведенным массам трансмис сии;
|
Хо, Zo — проекции |
на |
оси координат |
скорости |
|
|
центра тяжести |
остова. |
|
||
Скорость центра тяжести остова и угловая скорость его |
|||||
поворота |
(см. рис. 88) |
|
|
|
|
|
2 0 = |
(1—Xo)zi + xoz„; |
|
||
|
9o = |
Xo(z„—2,), |
|
|
|
где Хо' = |
-j-i Хо = -у-; zi |
= £i + |
Б,' + <7i; «n = £n + |
+ <7n- |
Угловая скорость поворота масс трансмиссии в абсолютном движении равна
Ф = Фо + Ёт. |
(65) |
где фо — угловая скорость поворота в переносном движении от колебаний остова в вертикальной и горизонтальной плоскости;
£т — угловая скорость поворота в относительном движении. Определим угловую скорость масс трансмиссии от колебаний остова. Пусть заданы вертикальное .Zoi (рис. 90) и горизонталь ное х0\ перемещения оси звездочки. Принимаем гусеничную цепь нерастяжимой. Тогда смещение оси звездочки приводит к ее повороту. Составим уравнение проекций отрезков 0\а и аЬ на
оси z и х:
Л = / ц sin ф2 — R sin ф,; | |
^ |
|
В = /ц С05ф2 —ft COS ф], J |
|
|
где 1Ц — длина отрезка цепи; |
|
|
ft — радиус ведущей звездочки. |
|
|
Продифференцируем уравнение (66), полагая, что |
|
|
/t t = const; UA-zqu |
dB = x'0\; £?ф! = ф0 ; d(f2 = |
^0. |
149