Файл: Барский И.Б. Динамика трактора.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 182

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Получим

2oi = /цСОЭфа^о—^совф^о; x'oi = — / ц зтф 2 г|) 0 + R sin-ф^о- Исключив угол г|зо, получим

 

z0 i эшфз + x'oi cos ф 2 = # ф 0

з т ( ф 1 — ф2 ).

 

 

 

Учитывая, что приращения

углов ф 1 и >ф2

малы, а также что

их номинальные значения связаны соотношением

(рис. 90)

 

 

 

 

фоо = ф Ю

-270°

 

 

 

 

 

 

получим

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фо =

sin

ф М

 

COS ф2 о

 

 

 

 

 

 

 

Zoi

 

 

 

 

 

 

 

 

 

где

zoi = (1 — XT)ZI + Хт2п-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Z

 

Здесь Хт = -J- ;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

а т — расстояние

от пе­

 

 

Л/

 

 

 

 

редней

опоры

до

 

 

 

 

 

 

 

оси

звездочки.

 

 

 

 

а 1

 

Горизонтальное

смещение оси

 

и

/

вращения х'ох

ведущей

звездочки

 

 

 

 

складывается

из

горизонтального

 

 

 

 

 

в

 

 

перемещения остова Xoi " переме­

 

 

 

щения оси х'0\,

соответствующего

Рис.

90. Схема к учету

влияния

повороту остова вокруг его цент­

ра

тяжести. Последнее равно

 

масс трансмиссии на колебания ос­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

това

трактора

 

 

 

 

*01 =

Ro® C O S ф з о ,

 

 

где R0 — расстояние

между центром

тяжести

остова

и

осью

 

вращения ведущей звездочки;

 

 

 

 

 

 

 

 

Фзо номинальное

значение

угла

между

 

вертикалью

и

направлением линии, соединяющей центр тяжести остова и ось вращения ведущей звездочки.

• Угловая скорость поворота диска, вызванная колебаниями остова, равна

Фо =

где

sinq>2Q \

COS ф 2 0

R I

Х„ = — C O S ф2 0 C O S фзо-

Обратимся к правой части уравнения Лагранжа. Вычислим обобщенные силы. Для этого составим выражение элементарной работы упругих, демпфирующих и внешних сил, приложенных

150



костову трактора на возможных перемещениях. Обозначим

упругие и демпфирующие силы Qt(£i, U)- Тогда

+1

1=1

Коэффициенты

при вариациях обобщенных координат

являются обобщенными силами:

 

Qv = - Q ( S i , £1) + Q 2 ( l - Х о ) - х 0 Л 1 г ;

QE« = - Q ( £ „ ,

У

+ Q2Xo + x0Mz;

Qc'i =

- Q ( S l , S i ) +

Q 2 ( i - X o ) - x X ;

Qc'n = Q

Sn) + Q2Xo + XoMz;

(/ = 2, 3,., ., n — l , n + 1, - • - , 2/i—1);

Q j x = - Q ( 5 r , £ r ) -

Подставляя уравнения (64) и (65) в уравнение (63), а затем

в уравнение (62) и исключая неизвестные ^ и х01, получим диф­ ференциальные уравнения колебаний трактора в общем виде:

k= 1, я

= Q z ( l - X o ) - X o M 2

- 2 Q ( ^ '

S')5Cn;

 

(67)

 

 

 

 

i =2

 

 

 

 

кт«Ст + 2

^ ( i k + i ' k +

<7ft)+Q(s„,

и

=

 

k=\,n

 

n—l

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

= QzXo + x o M z - 2

Q'(S*

 

 

 

(68)

 

 

 

t=2

 

 

 

 

m , ( S i + ^ i ) + |iiiST +

^

i*i*(Sft + S* +

^ * )

+

Q(Sl,

=

 

 

* - l , n

 

 

 

 

 

= Q 2 ( i - X o ) - x ; M 2 - 2 ] x n K ( ^ ' + ^ ) +

Qfc: , &)] ;

(69)

 

 

( - 2

 

 

 

 

 

 

 

ft-i,n

 

 

 

 

 

 

 

n—l

 

 

 

 

 

 

= Q2Xo + X 0

M z

- 2

Х|»МС<' + ?,) + <г(£, &')];

(70)

 

 

1 = 2

 

 

 

 

 

 

151


J''t+

2 ^ * ( E *

+ Ei + ^ ) + Q ( & r . W

= 0;

(71)

 

* - 1 ,n

 

 

 

 

 

m t(l'i+qt)

+ Q{ti,il)

=

Q{Zt,ii)

(i = 2 , 3

, . . . , n - l ) ,

(72)

где

( - ^ ) ( 1 - Х т ) - Х Д о ] 2 ^ + ^ о ( 1 - 7 о ) 2 + / о ( 7 . о ) 2 - ^ ;

K i =

X

/

sin

ф 2 0

 

(

 

^

 

здесь

 

 

 

 

 

 

 

,

/

 

vT l

=

/

(

 

 

 

 

\

 

 

V T

n =

 

\.

) Хт + ХДо + M 0 ( l — Xo)Xo— ^o(Xo)

cos cp0 2o

sin ф г о

(1—Хт)

/.До

 

R

 

R

 

 

 

 

S'.n

 

фго

 

 

COS фго

 

+ ХДо

J

 

 

XT

R

 

R

 

 

 

с о э ф г о

 

\ 2 + M0;

 

 

U'

= У

S П фи,

 

 

+ M0%i + JQ(x0y

 

 

 

XT + ХДо

 

 

 

 

 

 

( - ^ ) ( 1 - Х т ) - Х Д 0

 

 

 

здесь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

cos

Ф20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

R

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0

 

 

 

 

 

 

 

 

J, =

/-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

sin фго

\

j _ .

. '

 

 

 

Пять

 

уравнений

(67) — (71)

совместно

с п — 2

уравнения­

ми связи

(61)

и п — 2 уравнениями

(72) позволяют

 

полностью

решить

задачу

о колебаниях трактора

как

системы,

имеющей

п + 3 степеней

свободы. Уравнения

(67) — (71)

в

связи с

наличием

членов,

отражающих

упруго-демпфирующие силы

всистеме, которые в общем случае являются нелинейными

функциями

деформации

и скорости

деформации упругих

связей

являются нелинейными дифференциальными урав­

нениями.

Прежде

чем

перейти к их

решению, рассмотрим

простейший случай

колебаний системы,

когда упруго-демпфи-

152


рующая сила Q(£i, U) может быть представлена в виде суммы двух слагаемых: одно из них зависит линейно только от деформации упругой связи, а другое, также линейно, от скорости деформации, т. е.

Q(£<,C<) = C & + K & ,

(73)

где Си Кг — постоянные коэффициенты, называемые

жестко­

стью и коэффициентом

демпфирования.

 

Рассмотрение линейной задачи

подрессоривания

трактора

имеет важное практическое значение. В этом случае колебания описываются линейными дифференциальными уравнениями, ре­ шения которых можно получить в замкнутом виде, и достаточно

просто просмотреть влияние параметров системы

на

плавность

хода машины. Линейные

дифференциальные

уравнения

доста­

точно точно описывают малые

колебания

системы

подрессори­

вания

трактора.

При

увеличении

амплитуд

колебаний

возможно включение дополнительных упругих элементов

(излом

характеристик) и

т. д.,

тогда

линейное

приближение

оказы­

вается

недостаточным.

Уточнение результатов,

полученных

в первом приближении, выполняется при рассмотрении

нелиней­

ных зависимостей для упруго-демпфирующих

 

сил.

После

подстановки

Q(Z,'{,

£•

)

из

выражения

(72)

в

уравнения

(69) — (71)

получим

совместно с уравнением

(61)

систему ли­

нейных дифференциальных уравнений, которую удобно записать в матричной форме

Mt+Kt + a ^ Q c ^ W + Q',

(74)

1=1

где М — матрица инерционных коэффициентов;

К— матрица коэффициентов демпфирования;

С— матрица жесткостей;

 

£ — столбец обобщенных координат;

 

 

 

Q, — столбец возмущающих

сил, который можно

выразить

 

с помощью суммы столбцов

ускорений

неровностей

 

2{1г-<7г и столбца сил сопротивления орудия

Q'.

 

Обозначим

элементы матриц

М, К,

С, fi,-, Q'

через т^,

Kji,

Cji, pjj, Q '.,

а матрицы столбца £ через Q, где

 

 

/,/

= 1 , 2 , 2n + 1.

 

 

 

 

Введем оператор демпфирования р = —. dt

Пользуясь правилом дифференцирования матриц и применяя оператор р к левой части уравнения (74), получим

153