Файл: Сакман Г. Решение задач в системе человек - ЭВМ пер. с англ.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 137
Скачиваний: 0
Сопоставление открытого и закрытого режимов |
105 |
критериями при сопоставлении открытого и закрытого
режимов, но |
и получить |
ценную |
информацию |
о задачах |
|
и различиях |
в |
индивидуальной |
деятельности |
пользова |
|
телей. Работа |
Гранта и |
Сакмана оказалась |
единствен |
ной, в которой для анализа деятельности испытуемого применялся факторный анализ.
Экспериментальная процедура предусматривала предварительную группировку испытуемых на основании результатов анкетного опроса. В трех эксперименталь ных исследованиях, выполненных по плану типа «латин ский квадрат», производили расслоение выборок (напри мер, квалифицированные программисты, особо успеваю щие студенты и стажеры), а предъявление испытуемым различных экспериментальных ситуаций было рандомизировано и проводилось в соответствии с планом экс перимента. Мотивационное регулирование по существу ограничивалось выставлением отметок студентам и рас пределением заданий при участии в работе квалифици рованных программистов. Личное соперничество, воз можно, побуждало большинство испытуемых проявлять большее упорство при работе с предложенными зада чами и не высказывать свои соображения о стратегии и тактике решения задач, по крайней мере в экспери ментах с малыми выборками. Подобные мотивационные ограничения менее ощутимы в работе Смит, отличаю щейся выборкой большого объема.
Процедуры регистрации обычно включают машинную регистрацию машинного времени, регистрацию испытуе мыми числа человеко-часов, затраченных на выполне ние экспериментальных задач, анкеты, предназначенные для отбора и сопоставления испытуемых, а также для сбора наблюдений и оценок, связанных с установлени ем преимуществ вычислительной системы определенного типа и с самооценкой испытуемых. Во всех трех иссле дованиях квалификация программистов проверялась с помощью анкетных тестов. Щацофф, Цзяо и Уайиг при влекали к работе студентов, получивших отметку А за выполнение «теста оценки способностей в области обра ботки данных», практикуемого фирмой IBM (IBM. data processing aptitude test). В двух экспериментальных ра ботах, выполненных фирмой «Систем девелопмент
106 |
Глава 4 |
корп.», к испытуемым применялся «основной тест квали фикации программиста» (ВРКТ). Машинная регистра ция, очевидно, более объективна, чем другие процедуры, в то время как регистрация, осуществляемая самими ис пытуемыми, подвержена намеренным и непреднамерен ным искажениям. В четырех работах с малыми выбор ками было проще'наблюдать за деятельностью испытуе мых, контролировать результаты их саморегистрации и тактично устранять возникающие несоответствия. В ис следованиях с большими выборками контроль экспери ментаторами деятельности отдельных испытуемых был менее непосредственным. Как правило, ошибки или сме щения, которые могут появиться в результате самореги страции испытуемых, подробно не обсуждаются.
Последняя методологическая проблема связана с оценками, используемыми в эксперименте. Во всех рабо тах используются две основные оценки эффективности деятельности испытуемых — число человеко-часов и ма шинное время, затрачиваемое на выполнение экспери ментального задания. Оценка машинного времени пред ставляет собой наиболее явный критерий. Оценка числа человеко-часов существует в разных модификациях, и ее составляющие квалифицируются не всегда одинаково. Например, в двух работах, выполненных фирмой «Си стем девелопмент корп.», и в исследовании Адаме и Кохена время составления программы рассматривается отдельно от времени ее отладки. В остальных работах используется общая оценка затрат времени (в человекочасах) на выполнение экспериментального задания, ко торая различными способами разделяется на составляю щие. Сравнение получаемых оценок затрудняется тем, что в разных условиях они определяются по-разному.
В трех исследованиях, предусматривающих использо вание планов эксперимента типа «латинский квадрат», некоторое внимание уделялось анализу индивидуальных различий в деятельности пользователей. Хотя изучение индивидуальных различий и не ставилось вначале основ ной целью исследований, применение дисперсионного анализа к экспериментальным данным, полученным в каждой работе, позволило выявить многие различия, оп ределяемые человеческой природой объекта исследования,
Сопоставление открытого и закрытого режимов |
107 |
В работах, выполненных фирмой «Систем девелоп- |
|
мент корп.», в качестве оценок эффективности |
деятель |
ности пользователя использовались окончательный раз мер программы и время ее прохождения. Удивительно, что эти объективные, легко регистрируемые и естествен ные оценки эффективности программирования отсутст вуют в двух других исследованиях. Было бы очень по
лезно выяснить, в каком |
из режимов — открытом |
или |
закрытом — составлялись |
программы, оказавшиеся |
бо |
лее эффективными по двум этим критериям. |
|
|
Оценки эффективности |
деятельности, использован |
ные в работе Шацоффа и др. [50], включают сравни тельные оценки стоимости открытой и закрытой систем, в которых учитываются как человеческий, так и машин ный факторы. Эти оценки расходов были получены на основе экспериментального измерения затрат времени пользователей и машинного времени, которые затем бы ли использованы в качестве эмпирических параметров при построении простейших стоимостных моделей.
В двух исследованиях фирмы «Систем девелопмент корп.» была предпринята попытка выяснить взаимосвязь между результатами анкетных тестов и эффективностью выполнения экспериментальных заданий, для чего при
анализе индивидуальных различий |
учитывались оценки |
за «основной тест квалификации |
программиста». По |
скольку объемы выборок были малыми, а корреляцион ные связи между успешным выполнением анкетных тес тов и практическим решением задач обычно оказывают ся умеренными или слабыми, к таким тестам в лучшем случае можно относиться как к очень предварительной рекогносцировке.
Итак, каковы же основные методологические харак теристики, достоинства и упущения этих шести экспери ментальных исследований с точки зрения выбора испы туемых, задач, оснащения вычислительной системы, экс периментальной процедуры и оценок эффективности деятельности испытуемых? Испытуемыми в основном были студенты и программисты-стажеры, и только в од ном исследовании участвовал персонал, достаточно ква лифицированный в области обработки данных. В экс периментах использовался обширный набор заданий,
108 |
Глава 4 |
включающий много типов задач и процедур обработки данных, успешное выполнение которых требовало мно-; гочасовой работы, однако задания определенного типа, одинаково характерные как для режима пакетной обра ботки, так и для режима разделения времени, отсутст вовали. Трудно оценить, насколько в принципе показа тельны эти задачи для процесса обработки данных и хорошо ли они приспособлены для объективного срав нения открытого и закрытого режимов использования вычислительных систем. Одна из самых неприятных проблем возникает из-за необходимости обеспечивать сопоставимость систем с разделением времени и с па кетной обработкой; много проблем создает подбор под ходящей вычислительной машины и эквивалентных языков. И наконец, такая переменная, как время обра щения, имеющее для режима пакетной обработки решаю щее значение, обычно не подвергалась систематическому контролю.
Экспериментальные процедуры характеризуются са мыми различными уровнями сложности, причем их кри тические проблемы по большей части связаны с наблю дением и регистрацией деятельности пользователей. Раз нообразие оценок эффективности деятельности, исполь зованных уже на этом раннем этапе исследований, не может не произвести впечатления, так как охватывает
множество показателей, характеризующих |
функциониро |
|
вание систем |
человек — машина. Однако |
несколько ра |
зочаровывает |
малочисленность оценок |
эффективности |
деятельности испытуемого и работы программ, регист
рируемых |
автоматически. В особенности это относится |
|||
к |
режиму |
открытого |
доступа. Необходимо |
разработать |
и |
использовать при |
экспериментальном |
исследовании |
самых разнообразных задач пользователей более мощ ные экспериментальные методики, ориентированные на непосредственную регистрацию в темпе изучаемого про цесса, например регенеративный метод регистрации деятельности пользователей. Этот метод обеспечивает полную фиксацию в реальном времени всего процесса взаимодействия пользователя с вычислительной маши ной и тем самым дает возможность «проигрывать» этот процесс заново в процессе анализа (см. работу [44]).
Сопоставление открытого и закрытого режимов |
109 |
4.3. Проблемы, связанные с интерпретацией результатов
Что же среди результатов четырех предварительных исследований представляет собой достоверную законо мерность, какие факты не поддаются однозначной интер претации и в чем состоят пробелы и недостатки? Были рассмотрены шесть типов оценок эффективности дея тельности, содержащихся в экспериментальных данных: время, затрачиваемое испытуемым, машинное время, за траты на вычислительную систему, система предпочте ния пользователя, индивидуальные различия и специ альные оценки.
Результаты четырех из шести исследований свиде тельствуют о том, что разделение времени (или его мо дельный эквивалент) позволяет пользователю затрачи вать на разработку программ и решение задач меньше времени, чем в режиме пакетной обработки (или его модельном эквиваленте). В работах Шацоффа, Цзяо и Уайига [50], а также Адаме и Кохена [1] обнаружи вается противоположная тенденция. В первой из них об щее время выполнения экспериментального задания ока зывается более коротким при использовании режима раз деления времени. С другой стороны, в работе Эриксона [13] было установлено наибольшее относительное преимущество режима разделения времени в отношении эффективности деятельности (почти 2 : 1 по затрате чело веко-часов для программистов-стажеров). В этом иссле довании предусматривалось использование в обоих ре жимах языка, снабженного развитой системой интерпре тации и ориентированного на режим взаимодействия пользователя с вычислительной системой, что обеспечи вало определенное преимущество режиму разделения времени. Учитывая оба экстремальных результата, можт но считать, что при использовании разделения времени
проявляется тенденция |
к уменьшению |
общего времени |
и числа человеко-часов, |
затрачиваемых |
на разработку |
программ и решение задач. Степень этого повышения эф
фективности деятельности |
не |
очень велика — значение |
|
медианы |
временных затрат |
испытуемых, подсчитанное |
|
по: всем |
шести исследованиям, |
для режима разделения |