Файл: Сакман Г. Решение задач в системе человек - ЭВМ пер. с англ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 138

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

100

Глава 4

3. Индивидуальные различия перекрывают различия, вызываемые использованием вычислительных систем разных типов.

4. Большинство студентов предпочитают «мгновенную» пакетную обработку разделению времени. Однако сведения о наличии у ис­ пытуемых опыта общения с системами обоих типов ие приводят­ ся. Предпочтение, отдаваемое студентами пакетной обработке, может быть вызвано лучшим знакомством с этим режимом.

дачах, системах использования вычислительной маши­ ны в открытом и закрытом режимах, порядке проведе­ ния экспериментов, оценках деятельности пользовате­ лей, а также основные результаты.

4.2. Методологические проблемы

В настоящем разделе проводится сравнительный ана­ лиз методологий, использованных во всех шести экспе­ риментальных исследованиях, с целью выяснения тех­ нических особенностей и ограничений, характерных для каждого из них. Последовательно рассматриваются все основные элементы экспериментальной работы — испы­ туемые, задачи, характеристики вычислительной систе­ мы, порядок проведения эксперимента и оценки дея­ тельности пользователей.

Во всех шести исследованиях в общей сложности участвовали 213 испытуемых. В основном это были сту­ денты и стажеры, и лишь одна выборка представляла высококвалифицированную группу программистов [20]. В работах с малыми выборками использовались доволь­

но

эффективные планы экспериментов, что обеспечива­

ло

оптимальность по извлекаемой информации.

 

При отборе испытуемых с точки зрения эксперимен­

тальной ситуации весьма существенное значение имеет фактор, который еще не рассматривался. Этим факто­ ром является опыт общения испытуемых с вычисли­ тельными машинами и возникшее у них в результате пристрастие к системам с разделением времени или к системам с пакетной обработкой. Так, например, ис­ пытуемые, участвовавшие в исследовании Эриксона [12], в основном были подготовлены для програм­ мирования, ориентированного на открытый режим ис­ пользования вычислительной системы. В то же время


Сопоставление открытого и закрытого режимов

101

Шацофф, Цзяо и Уайиг отмечают, что опыт их испытуе­ мых в основном связан с пакетной обработкой, поэтому, работая в процессе эксперимента в режиме разделения времени, они использовали процедуры, ориентированные на пакетную обработку. В остальных исследованиях при­ нимали участие испытуемые, имевшие известный опыт работы с вычислительными системами как в открытом, так и в закрытом режимах. Экспериментальный отбор испытуемых, которые были бы в равной степени знако­

мы с открытым и

закрытым режимами вычислитель­

ных систем и имели

опыт работы с ними, очень сложен.

В таких случаях производят специальный отбор испытуе­ мых одинаковой квалификации в сочетании с интенсив­ ным практикумом на системе при равном внимании к обоим режимам, что обеспечивает повышение квалифи­ кации испытуемых до определенного уровня. В рассмат­ риваемых здесь работах этот прием использовался лишь эпизодически.

В эксперименты были включены весьма разнообраз­ ные проблемы, связанные с программированием и реше­ нием задач: математические задачи, разного рода голо­ воломки, процедуры классификации и трансляции. Хотя многие из них типичны для процесса программирования, их едва ли можно считать репрезентативными. Так, сре­ ди них нет задач, предусматривающих обработку боль­ ших информационных массивов, и задач статистическо­ го анализа, т. е. тех типов задач, решение которых' свя­ зано с большим объемом вычислений и требует значительного объема памяти. Задачи такого типа с большей эффективностью обычно решаются в режиме пакетной обработки. С другой стороны, в число экспе­ риментальных задач не входят и такие, для решения которых требуются длинные программы, например про­ граммы, используемые в' системах, ориентированных на воспроизведение графической информации или снабжен­ ных экранными пультами. Эти задачи лучше решать в режиме разделения времени. Все задачи предполагали индивидуальное, а не групповое решение. Самым же главным, вероятно, является отсутствие эмпирических нормативов, позволяющих оценить репрезентативность различных задач, связанных с обработкой данных.

102

Глава

4

Уровень сложности большинства исследований колеб­

лется от самого

простого до

относительно высокого.

Время, необходимое испытуемым для выполнения экс­ периментальной задачи, изменяется от нескольких до 60 часов. Более длинные задачи позволяют получить не­ которое представление о значительных затратах рабо­ чей силы при проведении такого рода исследований и выявляют общую тенденцию использовать в качестве

испытуемых

студентов

или

стажеров.

 

Рассмотрение

возможностей реализации открытого

и закрытого

режимов

обнаруживает основные

дилем­

мы, предстающие

перед

экспериментаторами,

стараю­

щимися обеспечить одинаковые и несмещенные условия для объективного сравнения режимов разделения вре­ мени и пакетной обработки. В двух исследованиях (фирма «Систем девелопмент корп.»), которые были описаны в предыдущей главе, режим разделения вре­ мени осуществляется реально, а пакетную обработку приходилось моделировать на машине Q-32, ориентиро­

ванной на работу в системе

TSS. В исследовании

Смит основная система была

рассчитана на пакет­

ную обработку, а разделение времени было представ­ лено эффективной моделью посредством обеспечения «мгновенного» времени обращения (несколько минут). В этом смоделированном открытом доступе не исполь­ зовались технические средства, позволяющие вести диа­ лог или устанавливать какое-либо другое непосредст­ венное взаимодействие с вычислительной системой. Хотя исследование Смит посвящено главным образом сопо­ ставлению режима обычной пакетной обработки и ре-' жима пакетной обработки с очень малым временем обращения, оно включено в рассмотрение в связи с тем, что содержит интересные данные, характеризующие ре­ жимы разделения времени и пакетной обработки с точ­ ки зрения темпа работы и обратной связи. Лишь в ра­ ботах Адаме и Кохена, а также Шацоффа, Цзяо и Уайи.- га были обеспечены сопоставимые открытые и закры­

тые

режимы без использования моделирования в любых

формах.

 

Машинный язык — еще одна регулируемая перемен­

ная

эксперимента, вызывающая большие сложности.


Сопоставление открытого и закрытого режимов

103

В трех работах испытуемые пользовались одним и тем же языком, в равной степени применимым и удобным для использования в обоих режимах. В исследовании Эриксона входной язык TINT, предназначенный для ре­ жима взаимодействия, использовался в режиме без вся­

кого, взаимодействия.

В

экспериментах,

проведенных

Грантом и Сакманом

[20], большинство

испытуемых

пользовались языком

JTS,

разработанным

первоначаль­

но для СПО и приспособленным в дальнейшем для СРВ. Шацофф, Цзяо и Уайиг вообще ничего не сообщают

о

языке.

Поскольку они указывают, что их

испытуемые

в

режиме

разделения времени использовали

процедуры

пакетной обработки и, кроме того, были лишь поверх­ ностно знакомы с разделением времени, на нашу долю остаются лишь сомнения в том, что их сравнительный анализ основан на действительно сопоставимых исход­ ных позициях для обоих режимов. Те же претензии, хо­ тя бы отчасти, могут быть предъявлены и к остальным работам.

Трудности в проведении экспериментов увеличивают­ ся еще больше из-за проблем, связанных с временем оборота в режиме пакетной обработки. Время обраще­ ния изменяется от нескольких минут до нескольких ча­ сов, а иногда результат может выдаваться лишь на сле­ дующий день. Грант и Сакман зафиксировали эту пере­

менную,

выбрав для

нее значение, равное 2

ч; Адаме

и Кохен

обеспечили

«мгновенное» обращение.

Хотя по­

добная методика предполагала неукоснительное соблю­ дение заданного времени обращения в ходе эксперимен­ та, очевидно, было бы нереалистично не предусмотреть определенную гибкость в системе обращения работ. Дру­ гие исследователи просто.оставляли своих испытуемых на произвол конкретных операционных систем, обеспечи­ вающих пакетную обработку, и не пытались измерить истинное значение времени обращения для каждого про­ хождения работы.

Помимо этого, во всех исследованиях осталось не­ выясненным, занимался испытуемый в течение времени ожидания при использовании пакетной обработки своей задачей или нет. Для некоторых работ неясно, включа­ лось ли время ожидания в подсчет затрат человеко-ча-


104

Глава 4

сов на решение испытуемыми'экспериментальной задачи. В дальнейших исследованиях следует предусмотреть си­ стематическое изменение и контроль времени оборота системы, а также тщательную регистрацию того, чем в это время занимается испытуемый. Отсутствие контроля за этими составляющими эксперимента, несомненно, увеличивает дисперсию ошибки в оценках параметров деятельности пользователя и уменьшает достоверность окончательных результатов.

Что касается процедуры проведения эксперимента, то здесь мы обнаруживаем целый ряд планов эксперимен­ та. Самый сложный из них — план типа «греко-латин­ ский квадрат»1 , использовавшийся в работе Шацоффа, Цзяо и Уайига [50]. В работах Смит [57] и Адаме и Кохена [1] проводилось сравнение средних значений оценок параметров соответствующих групп. Об оценках дисперсии или применении статистических критериев значимости в этих работах не сообщается. Чтобы можно было получить надежные результаты по выборке, со­ стоящей из четырех испытуемых, как в работе [50], экс­ периментальная процедура должна быть наиболее эф­ фективной со статистической точки зрения. Различия в средних, полученные в работе Смит по выборке, вклю­ чающей 127 испытуемых, соответственно более достовер­ ны. Как бы то ни было, можно только сожалеть об отсутствии статистических критериев и невнимании к рассеянию данных. В результате подобные приемы сни­ жают технико-экономическую эффективность экспери­ ментов, не позволяют однозначно интерпретировать ко­ личественные результаты и лишают широкие круги ис­ следователей и пользователей важной информации, относящейся к проблеме индивидуальных различий.

Результаты

трех

экспериментальных исследований,

в которых

использовались планы эксперимента

типа

«латинский квадрат»-, обрабатывались

с помощью дис­

персионного

анализа

и корреляционных

методов.

Это

позволило

не

только

воспользоваться

 

статистическими

1 Греко-латинский квадрат — план эксперимента, в котором че­ тыре фактора располагаются таким образом, что каждый уровень любого фактора лишь один раз сопоставляется с каждым уровнем трех остальных факторов. — Прим. перев.