Файл: Сакман Г. Решение задач в системе человек - ЭВМ пер. с англ.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 138
Скачиваний: 0
100 |
Глава 4 |
3. Индивидуальные различия перекрывают различия, вызываемые использованием вычислительных систем разных типов.
4. Большинство студентов предпочитают «мгновенную» пакетную обработку разделению времени. Однако сведения о наличии у ис пытуемых опыта общения с системами обоих типов ие приводят ся. Предпочтение, отдаваемое студентами пакетной обработке, может быть вызвано лучшим знакомством с этим режимом.
дачах, системах использования вычислительной маши ны в открытом и закрытом режимах, порядке проведе ния экспериментов, оценках деятельности пользовате лей, а также основные результаты.
4.2. Методологические проблемы
В настоящем разделе проводится сравнительный ана лиз методологий, использованных во всех шести экспе риментальных исследованиях, с целью выяснения тех нических особенностей и ограничений, характерных для каждого из них. Последовательно рассматриваются все основные элементы экспериментальной работы — испы туемые, задачи, характеристики вычислительной систе мы, порядок проведения эксперимента и оценки дея тельности пользователей.
Во всех шести исследованиях в общей сложности участвовали 213 испытуемых. В основном это были сту денты и стажеры, и лишь одна выборка представляла высококвалифицированную группу программистов [20]. В работах с малыми выборками использовались доволь
но |
эффективные планы экспериментов, что обеспечива |
ло |
оптимальность по извлекаемой информации. |
|
При отборе испытуемых с точки зрения эксперимен |
тальной ситуации весьма существенное значение имеет фактор, который еще не рассматривался. Этим факто ром является опыт общения испытуемых с вычисли тельными машинами и возникшее у них в результате пристрастие к системам с разделением времени или к системам с пакетной обработкой. Так, например, ис пытуемые, участвовавшие в исследовании Эриксона [12], в основном были подготовлены для програм мирования, ориентированного на открытый режим ис пользования вычислительной системы. В то же время
Сопоставление открытого и закрытого режимов |
101 |
Шацофф, Цзяо и Уайиг отмечают, что опыт их испытуе мых в основном связан с пакетной обработкой, поэтому, работая в процессе эксперимента в режиме разделения времени, они использовали процедуры, ориентированные на пакетную обработку. В остальных исследованиях при нимали участие испытуемые, имевшие известный опыт работы с вычислительными системами как в открытом, так и в закрытом режимах. Экспериментальный отбор испытуемых, которые были бы в равной степени знако
мы с открытым и |
закрытым режимами вычислитель |
ных систем и имели |
опыт работы с ними, очень сложен. |
В таких случаях производят специальный отбор испытуе мых одинаковой квалификации в сочетании с интенсив ным практикумом на системе при равном внимании к обоим режимам, что обеспечивает повышение квалифи кации испытуемых до определенного уровня. В рассмат риваемых здесь работах этот прием использовался лишь эпизодически.
В эксперименты были включены весьма разнообраз ные проблемы, связанные с программированием и реше нием задач: математические задачи, разного рода голо воломки, процедуры классификации и трансляции. Хотя многие из них типичны для процесса программирования, их едва ли можно считать репрезентативными. Так, сре ди них нет задач, предусматривающих обработку боль ших информационных массивов, и задач статистическо го анализа, т. е. тех типов задач, решение которых' свя зано с большим объемом вычислений и требует значительного объема памяти. Задачи такого типа с большей эффективностью обычно решаются в режиме пакетной обработки. С другой стороны, в число экспе риментальных задач не входят и такие, для решения которых требуются длинные программы, например про граммы, используемые в' системах, ориентированных на воспроизведение графической информации или снабжен ных экранными пультами. Эти задачи лучше решать в режиме разделения времени. Все задачи предполагали индивидуальное, а не групповое решение. Самым же главным, вероятно, является отсутствие эмпирических нормативов, позволяющих оценить репрезентативность различных задач, связанных с обработкой данных.
102 |
Глава |
4 |
Уровень сложности большинства исследований колеб |
||
лется от самого |
простого до |
относительно высокого. |
Время, необходимое испытуемым для выполнения экс периментальной задачи, изменяется от нескольких до 60 часов. Более длинные задачи позволяют получить не которое представление о значительных затратах рабо чей силы при проведении такого рода исследований и выявляют общую тенденцию использовать в качестве
испытуемых |
студентов |
или |
стажеров. |
|
|
Рассмотрение |
возможностей реализации открытого |
||||
и закрытого |
режимов |
обнаруживает основные |
дилем |
||
мы, предстающие |
перед |
экспериментаторами, |
стараю |
щимися обеспечить одинаковые и несмещенные условия для объективного сравнения режимов разделения вре мени и пакетной обработки. В двух исследованиях (фирма «Систем девелопмент корп.»), которые были описаны в предыдущей главе, режим разделения вре мени осуществляется реально, а пакетную обработку приходилось моделировать на машине Q-32, ориентиро
ванной на работу в системе |
TSS. В исследовании |
Смит основная система была |
рассчитана на пакет |
ную обработку, а разделение времени было представ лено эффективной моделью посредством обеспечения «мгновенного» времени обращения (несколько минут). В этом смоделированном открытом доступе не исполь зовались технические средства, позволяющие вести диа лог или устанавливать какое-либо другое непосредст венное взаимодействие с вычислительной системой. Хотя исследование Смит посвящено главным образом сопо ставлению режима обычной пакетной обработки и ре-' жима пакетной обработки с очень малым временем обращения, оно включено в рассмотрение в связи с тем, что содержит интересные данные, характеризующие ре жимы разделения времени и пакетной обработки с точ ки зрения темпа работы и обратной связи. Лишь в ра ботах Адаме и Кохена, а также Шацоффа, Цзяо и Уайи.- га были обеспечены сопоставимые открытые и закры
тые |
режимы без использования моделирования в любых |
формах. |
|
|
Машинный язык — еще одна регулируемая перемен |
ная |
эксперимента, вызывающая большие сложности. |
Сопоставление открытого и закрытого режимов |
103 |
В трех работах испытуемые пользовались одним и тем же языком, в равной степени применимым и удобным для использования в обоих режимах. В исследовании Эриксона входной язык TINT, предназначенный для ре жима взаимодействия, использовался в режиме без вся
кого, взаимодействия. |
В |
экспериментах, |
проведенных |
Грантом и Сакманом |
[20], большинство |
испытуемых |
|
пользовались языком |
JTS, |
разработанным |
первоначаль |
но для СПО и приспособленным в дальнейшем для СРВ. Шацофф, Цзяо и Уайиг вообще ничего не сообщают
о |
языке. |
Поскольку они указывают, что их |
испытуемые |
в |
режиме |
разделения времени использовали |
процедуры |
пакетной обработки и, кроме того, были лишь поверх ностно знакомы с разделением времени, на нашу долю остаются лишь сомнения в том, что их сравнительный анализ основан на действительно сопоставимых исход ных позициях для обоих режимов. Те же претензии, хо тя бы отчасти, могут быть предъявлены и к остальным работам.
Трудности в проведении экспериментов увеличивают ся еще больше из-за проблем, связанных с временем оборота в режиме пакетной обработки. Время обраще ния изменяется от нескольких минут до нескольких ча сов, а иногда результат может выдаваться лишь на сле дующий день. Грант и Сакман зафиксировали эту пере
менную, |
выбрав для |
нее значение, равное 2 |
ч; Адаме |
и Кохен |
обеспечили |
«мгновенное» обращение. |
Хотя по |
добная методика предполагала неукоснительное соблю дение заданного времени обращения в ходе эксперимен та, очевидно, было бы нереалистично не предусмотреть определенную гибкость в системе обращения работ. Дру гие исследователи просто.оставляли своих испытуемых на произвол конкретных операционных систем, обеспечи вающих пакетную обработку, и не пытались измерить истинное значение времени обращения для каждого про хождения работы.
Помимо этого, во всех исследованиях осталось не выясненным, занимался испытуемый в течение времени ожидания при использовании пакетной обработки своей задачей или нет. Для некоторых работ неясно, включа лось ли время ожидания в подсчет затрат человеко-ча-
104 |
Глава 4 |
сов на решение испытуемыми'экспериментальной задачи. В дальнейших исследованиях следует предусмотреть си стематическое изменение и контроль времени оборота системы, а также тщательную регистрацию того, чем в это время занимается испытуемый. Отсутствие контроля за этими составляющими эксперимента, несомненно, увеличивает дисперсию ошибки в оценках параметров деятельности пользователя и уменьшает достоверность окончательных результатов.
Что касается процедуры проведения эксперимента, то здесь мы обнаруживаем целый ряд планов эксперимен та. Самый сложный из них — план типа «греко-латин ский квадрат»1 , использовавшийся в работе Шацоффа, Цзяо и Уайига [50]. В работах Смит [57] и Адаме и Кохена [1] проводилось сравнение средних значений оценок параметров соответствующих групп. Об оценках дисперсии или применении статистических критериев значимости в этих работах не сообщается. Чтобы можно было получить надежные результаты по выборке, со стоящей из четырех испытуемых, как в работе [50], экс периментальная процедура должна быть наиболее эф фективной со статистической точки зрения. Различия в средних, полученные в работе Смит по выборке, вклю чающей 127 испытуемых, соответственно более достовер ны. Как бы то ни было, можно только сожалеть об отсутствии статистических критериев и невнимании к рассеянию данных. В результате подобные приемы сни жают технико-экономическую эффективность экспери ментов, не позволяют однозначно интерпретировать ко личественные результаты и лишают широкие круги ис следователей и пользователей важной информации, относящейся к проблеме индивидуальных различий.
Результаты |
трех |
экспериментальных исследований, |
||||
в которых |
использовались планы эксперимента |
типа |
||||
«латинский квадрат»-, обрабатывались |
с помощью дис |
|||||
персионного |
анализа |
и корреляционных |
методов. |
Это |
||
позволило |
не |
только |
воспользоваться |
|
статистическими |
1 Греко-латинский квадрат — план эксперимента, в котором че тыре фактора располагаются таким образом, что каждый уровень любого фактора лишь один раз сопоставляется с каждым уровнем трех остальных факторов. — Прим. перев.