Файл: Сакман Г. Решение задач в системе человек - ЭВМ пер. с англ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 130

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

156

Глава 6

ним коррелированы. В данном эксперименте при выпол­ нении анализа интерес представляли три проблемы: во-первых, важность различий между факторами, выде­ ленными для групп разделения времени и пакетной об­ работки; во-вторых, существование генерального факто­ ра, который, если он существует, может проявляться в различных оценках деятельности системы человек — вы­ числительная машина, процесса решения задач и приня­ тых установок пользователей; в-третьих, установление групповых факторов (в противоположность единственно­ му генеральному фактору), отвечающих с наибольшей значимостью за зарегистрированные характеристики дея­ тельности испытуемых. Для того чтобы можно было получить ответы на все эти вопросы, изложение резуль­ татов факторного анализа разделено на две части: сна­ чала рассматривается проблема существования генераль­ ного фактора, а затем проводится анализ групповых факторов.

В случае недостаточной осведомленности о фактор­ ном анализе смысл этих гипотез легче будет уяснить, если воспользоваться аналогией с тестированием умст­ венных способностей. Подход, предусматривающий выде­ ление генерального фактора, можно использовать при желании ограничиться единственной характеристикой — оценкой общего умственного развития. С другой сторо­ ны, групповой метод факторного анализа предполагает изучение нескольких сравнительно независимых свойств типа навыков словесно-логического мышления, ариф­ метических склонностей и способности к пространствен­ ной ориентации. В настоящем исследовании изучались общие навыки в решении задач, проявляющиеся при выполнении экспериментального задания, а не специфи­ ческие независимые характеристики, связанные, напри­ мер, со скоростью, точностью или мотивацией. Оба эти подхода, как следует из опубликованных работ, посвя­ щенных психологическому тестированию, позволяют по­ лучить интересные результаты и разработать продуктив­ ные теории. Таким образом, можно надеяться на анало­ гичные успехи в нашей работе или по крайней мере про­ верить сделанные предположения.

Закономерности

поведения при решении задачи

157

6.2.1. Изучение генерального фактора процесса решения задачи

Метод факторного анализа, предусматривающий вы­ деление генерального фактора, может быть реализован в ходе проведения факторного анализа групповым мето­ дом при изучении первого (и наибольшего) из невращаемых факторов. Этот фактор определяется первой главной осью выборочной корреляционной матрицы. При состав­ лении корреляционных матриц для факторного анализа деятельности группы пакетной обработки, группы разде­ ления времени и объединенной группы испытуемых не­ обходимо было предусмотреть включение соответствую­ щих переменных в каждый из трех объектов.

Повторяющиеся переменные, например одинаковые пе­ ременные из анкет, заполняемых до и после эксперимен­ та, были опущены, а в соответствующие матрицы вклю­ чались лишь результаты постэкспериментального анкет­ ного опроса. (Сопоставление результатов доэксперимен- талы-юго и постэксперимеитального опросов обсуждается в следующем разделе.) Ложные переменные, характери­ зующие соотношения расчлененных и нерасчлененных параметров, были изъяты (например, переменная «Вре­ мя работы центрального процессора» была оставлена, но зато переменная «Сумма времени работы центрального процессора и времени ввода/вывода» опущена; все четы­ ре отметки были оставлены, а интегральная оценка — ис­ ключена). Некоторые переменные определялись лишь для одной экспериментальной группы, например «Отно­ сительное число успешных исполнений программы (толь­ ко в режиме пакетной обработки)» и «Относительное число успешных взаимодействий (только для режима разделения времени)». Ни эти, ни остальные переменные, характерные для конкретной группы испытуемых, нельзя включать в информационный массив, предназначенный для факторного анализа деятельности объединенной груп­ пы, основанного на общих для обеих групп оценках. С другой стороны, столь важная переменная, как «Пакет­ ная обработка при разделении времени», входит лишь в информационный массив совместного факторного анали­ за. Таким образом, факторный анализ деятельности груп-



158

Глава 6

пы разделения времени и группы пакетной обработки включает 36 переменных, а факторный анализ совместной деятельности обеих групп оперирует 35 оценками, при­ чем большинство этих переменных одинаково для всех трех вариантов. В частности, во всех трех процедурах факторного анализа используются переменные 7, 10—39 и 41—43; переменные 44 и 50 учитываются только при анализе работы в режиме разделения времени, перемен­ ные 51 и 52 — при анализе работы в режиме пакетной обработки, а переменная 53 включена только в объеди­ ненный массив (табл. 6.2).

Сравнительные результаты факторного анализа дея­ тельности обеих экспериментальных групп, посвященно­ го исследованию генерального фактора, приведены в табл. 6.2. Первая позиция этой таблицы расшифровы­ вается следующим образом. Переменная «Дата установ­ ления первого решающего правила» (20) в группе раз­ деления времени имеет наибольшую нагрузку (—0,82) на первый фактор, выделенный до начала вращения фак­ торов. Следует отметить, что нагрузки фактора ранжи­ рованы по абсолютной величине и что приведены лишь наибольшие из них, т. е. те, которые вносят основной вклад в описание выделенного фактора.

Результаты, представленные в табл. 6.2, свидетель­ ствуют о проявлении в деятельности обеих групп вполне обоснованного и хорошо определенного генерального фактора для процесса решения задач." Это означает, что типы переменных, связанные, как можно предполагать, с генеральным фактором для процесса решения задач, вообще говоря, широко представлены в этих результа­ тах. Так, например, включены в главный фактор и ха­ рактерны для обеих групп переменные, определяющие срок и скорость решения задачи, лучший результат (раз­ мер прибыли), достигаемый при выполнении экспери­ ментального задания, правильность действий пользова­ теля в процессе общения с вычислительной машиной (относительное число успешных исполнений программы в режиме пакетной обработки и относительное число успешных взаимодействий в режиме разделения време­ ни), положительное отношение к исследуемым вычис­ лительным системам (оценки), опыт работы с языком

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 6.2-

 

 

 

Нагрузки

на генеральный фактор, полученные для групп разделения

 

 

 

 

 

 

 

 

времени

и пакетной

обработки

 

 

 

 

 

 

 

Группа разделения

времени

 

 

 

Группа пакетной обработки

 

Ранг

Номер

 

Название

переменной

 

Фактор­

Номер

 

Название

переменной

Фактор­

 

пере­

 

 

ная на­

пере­

 

ная на­

 

менной

 

 

 

 

 

 

 

грузка

менной

 

 

 

 

 

грузка

1

20

Дата

установления

первого

ре­

—0,82

11

Удовлетворенность

результатами

0,87

 

 

шающего

 

правила

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

18

Оценка

 

режима

разделения

вре­

0,75

16

Оценка режима пакетной обра­

0,83

 

 

мени

 

 

 

 

 

 

 

 

ботки

 

 

 

 

 

3

26

Дата установления

оптимального —0,70

10

Качество

вычислительной систе­

0,81

 

 

решающего

правила

 

 

 

 

мы

 

 

 

 

 

4

42

Время

работы

 

центрального

про­

0,69

19

Затрата времени на установление —0,76

 

 

цессора

 

 

 

 

 

 

 

 

первого

решающего

правила

 

5

10

Качество

вычислительной системы

0,67

20

Дата

установления

первого ре­

—0,64

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

шающего

 

правила

 

 

6

44

Общее

число

 

взаимодействий с

0,63

52

Относительное

число успешных

0,61

 

 

вычислительной

машиной

 

 

 

прогонов

программы

 

 

7

23

Дата установления последнего ре­ —0,62

28

Время

ознакомления

—0,58

 

 

шающего

 

правила

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

30

Время

установления

значений

па­

0,62

41

Лучший

результат

 

0,56

 

 

раметров

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Продолжение табл. 6.2.

 

 

Группа разделения

времени

 

 

Группа пакетной

обработки

 

 

Ранг

Номер'

 

Название переменной

Фактор­

Номер

 

 

Название

переменной

 

 

Фактор­

 

пере­

 

ная на­

пере­

 

 

 

 

ная на­

 

менной

 

 

 

 

 

грузка

менной

 

 

 

 

 

 

 

 

грузка

9

50

Относительное

число

успешных

0,59

7

Достаточность

времени

 

 

0,55

 

 

взаимодействий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

оптимального —0,54

10

11

Удовлетворенность

результатами

0,57

26

Дата

установления

 

 

 

 

 

 

 

 

 

решающего правила

 

 

 

 

11

27

Общее

время

решения

задачи

0,55

33

Время

 

ожидания результатов

—0,51

12

16

Оценка режима пакетной обработ­ —0,51

38

Оценка

С: операбельность модели

0,50

13

43

ки

 

 

 

 

0,51

23

"'Дата

установления

последнего ре­ —0,50

Общее время

выполнения задания

 

 

 

 

шающего

правила

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14

15

Опыт

использования

языка —0,49

36

Оценка

А:

понимание

динамики

0,46

 

 

D YNAMO в СПО

 

 

 

 

модели

 

 

 

 

 

 

 

 

15

34

Перенос

внимания

 

 

0,46

39

Оценка

D: восприимчивость

и по­

0,45

 

 

 

 

 

 

 

 

 

нимание

 

 

 

 

 

 

 

16

41

Лучший

результат

 

 

0,43

14

Опыт

 

использования

язык а

0,40

 

 

 

 

 

 

 

 

 

DYNAMO в СПО

 

 

 

 

17

17

Опыт

использования

языке

0,38

35

Использование

времени,

отведен­ —0,40

 

 

DYNAMO в СРВ

 

 

 

 

ного на другие

предметы

 

 

0,40

18

13

Опыт работы с

языком

моделирова­

0,38

42

Время

 

работы

центрального

про­

19

 

ния DYNAMO

 

 

 

 

37

цессора

 

В:

стратегия,

использо­

0,39-

 

 

 

 

 

 

 

Оценка

 

 

 

 

 

 

 

 

43

ванная при работе с моделью

0,38

20

 

 

 

 

 

 

 

Общее

время

выполнения задания


Поведение при решении задачи

161

моделирования и вычислительной системой, а также до­ вольно интересное наблюдение, что в обоих режимах испытуемые, действовавшие наиболее успешно, затрати­ ли больше времени работы центрального процессора, чем их коллеги. При выполнении конкретного экспери­ ментального задания, допускающего множество реше­ ний, наиболее способные студенты могли работать с вы­ числительной системой так, что за счет увеличения за­ трат машинного времени добились более высокой прибыли.

Наибольшие различия между экспериментальными группами связаны с отметками, выставлявшимися за письменные отчеты о выполнении экспериментального задания, которые появляются только среди переменных, характеризующих группу пакетной обработки, а также с временем ознакомления и продолжительностью ожида­ ния результатов, имеющими существенное значение то­ же только для этой группы. Отрицательные нагрузки (или, что то же самое, помехи процессу решения зада­ чи), соответствующие двум временным оценкам, пока­ зывают, что уменьшение эффективности деятельности вызывается увеличением запаздывания и перерывами, связанными с продолжительностью времени оборота в режиме пакетной обработки. Этот результат позволяет сделать вывод, что прерывание процесса решения задачи отрицательно сказывается на эффективности деятельно­ сти системы человек — вычислительная машина, причем, чем длиннее перерыв, тем хуже результат.

В группе пакетной обработки на генеральный фактор приходится 21% суммарной дисперсии матрицы, а в группе разделения времени — 19%. В общем эти резуль­ таты свидетельствуют о действии существенного и со­ держательного генерального фактора для процесса ре­ шения задач, практически одинакового для обеих экспе­ риментальных групп. Основные различия в генеральных факторах обеих групп связаны с явно выраженной отри­ цательностью нагрузок в группе пакетной обработки, определяемой задержками из-за продолжительного вре­ мени оборота пакета программ и прерыванием процесса решения задачи.

11-2019

162

Глава 6

Таблица 6.3

Нагрузки на генеральный фактор, полученные для объединенной экспериментальной группы

Ранг

Номер

 

 

 

Название

переменной

 

 

 

Факторная

переменной

 

 

 

 

 

 

нагрузка

1

10

Качество

вычислительной

системы

0,87

2

11

Удовлетворенность

результатами

 

0,81

3

53

Пакетная

обработка

или

разделение

—0,73

 

времени

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

42

Время

работы

центрального

процес­

0,73

5

сора

 

 

результат

 

 

 

 

 

0,65

41

Лучший

 

 

 

 

 

 

6

26

Дата

установления оптимального

ре­

—0,63

 

шающего

 

правила

 

 

 

 

 

 

 

7

12

Качество

второй

вычислительной

си­

—0,61

 

стемы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

25

Время установления оптимального ре­

—0,59

9

шающего

 

правила

 

последнего

ре­

—0,59'

23

Дата

установления

 

шающего

правила

 

 

 

 

 

 

 

10

19

Время

 

установления

первого реша­

—0,54

11

ющего

правила

времени

 

 

 

 

0,51

7

Достаточность

 

 

 

 

12

22

Время

 

установления

последнего

ре ­

—0,50

13

шающего

правила

разделения

времени

0,48

18

Оценка

режима

 

14

17

Опыт использования языка

DYNAMO

0,48

 

в СРВ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15

28

Время

 

ознакомления

с

задачей

 

—0,45

16

33

Время

ожидания

результатов

и

по­

—0,45

17

39

Оценка

 

D: восприимчивость

0,44

18

нимание

работы с

языком

моделирования

0,43

13

Опыт

 

DYNAMO

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

19

35

Использование

времени,

отведенного

—0,41

 

на

другие

 

предметы

 

 

 

 

 

 

В табл. 6.3 приведены результаты исследования гене­ рального фактора, выполненного на основе объединен­ ной выборки, причем на этот раз учитывалась также переменная «Пакетная обработка или разделение вре­ мени». Эти результаты подтверждают выводы относи­ тельно генерального фактора, сделанные на основании данных, полученных для отдельных экспериментальных] групп, обнаруживая ряд примечательных изменений.