Файл: Сакман Г. Решение задач в системе человек - ЭВМ пер. с англ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 121

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

214 Глава 8

альные различия за счет своей величины затемняли раз­ личия между вычислительными системами. Отношение наибольшего числа прогонов программы к наименьшему по всей выборке составляло 59:2, т. е. примерно 30: 1.

Результаты по классным оценкам в среднем оказа­ лись почти одинаковыми для групп, работающих в усло­ виях открытого и закрытого доступа к системе. Однако различия между отделениями и преподавателями для классных оценок оказались существенными. Они были связаны частично с различными преподавателями, а ча­ стично с «расслоением» студентов при распределении их по отделениям в соответствии со средним уровнем по всему училищу. Подобный фактор может проявиться, если не меньше двух отделений одновременно должны слушать один и тот же курс. Например, если один и тот же курс в одно и то же время слушают два отделения, то с целью повышения эффективности обучения курсан­ ты разбиваются на две одинаковые по численности груп­ пы в соответствии со средним общим уровнем так, чтобы в каждом отделении был более однородный по уровню состав. В ходе исследования более подготовлен­ ное отделение получило значительно более высокую оценку, чем другое отделение. В результате распреде­ ление студентов по режимам работы на вычислительной машине для основного эксперимента было переработано таким образом, чтобы в условиях и открытого и закры­ того доступа обеспечивался одинаковый процент ото­ бранных и неотобранных студентов всех уровней знаний. Такой контроль применим только к «постоянной» схеме эксперимента, так как он связан со сравнением отделе­ ний менаду собой. Схема «качелей» сама включает конт­ роль внутри отделения, подгруппы которого подобраны по общему среднему уровню.

Форма распределений частот оценок по заданиям бы­ ла близка к прямоугольной. Максимальная оценка за синтаксически и логически правильную программу была равна 300. Примерно одна.треть всей выборки получила оценки от 200 до 300, одна треть — от 100 до 200 и одна треть от 0 до 100 соответственно за правильное или по­ чти правильное, частичное и неправильное решения. Это означает, что примерно одна треть выборки с заданием

Методика эксперимента

215

не справилась. Результаты относятся как к обычным оценкам, получаемым курсантами, так и к скорректиро­ ванным оценкам, в которых учитывается взыскание за задержку сдачи задания преподавателю. (За каждый день задержки студентов наказывали снижением оценки на 20%; задерживать отчеты разрешалось максимум на три дня).

Распределение оценок отражает дополнительный не­ контролируемый фактор, который входит в интерпрета­ цию результатов как описываемого, так и основного экс­ перимента и связан с характером экспериментального задания. Все студенты не доводили свои задачи до од­ ной и той же стадии их выполнения (синтаксически и логически правильного решения), поэтому такие показа­ тели, как человеко-часы, нельзя было точно сопоставить. Одинаковое число человеко-часов для одних студентов указывало время до полного успешного решения задачи, для других — только время до частичного решения, а са­ мые слабые за это время вообще еще не успевали при­ ступить к работе. Трудность интерпретации заключается в сочетании человеко-часов с оценкой, получаемой за задачу.

Явный недостаток контроля в доведении задач до разных стадий их выполнения не означает, что экспери­ мент не имеет смысла. Это свидетельствует лишь о том, что задание отчасти не имело фиксированной конечной ситуации, по крайней мере в том смысле, что для боль­ шинства студентов увеличение затраченного на решение времени привело к повышению оценок. С другой сторо­ ны, задание имело фиксированную конечную ситуацию, или было замкнутым, для курсантов, которые добились успешного решения и получили наивысшие оценки. Та­ ким образом, имеет место сложный континуум от одной конечной ситуации, где сравнительно ограниченная зада­ ча легко решается большинством, до другой, в которой задача оказывается очень трудной и практически не

ограниченной. Предварительное задание

приближается

к той

ситуации

континуума,

где

задача

оказывается

очець

трудной.

Как показано

ниже,

различные задания

в зависимости от уровня сложности попадают в различ­ ные точки континуума.


216 глава 8

При оценке отношения к режимам работы в группах летчиков обнаружились результаты, отличающиеся от тех, которые были опубликованы в более ранних рабо­ тах, посвященных изучению открытого и закрытого до­ ступа при обработке информации. Основное отличие со­ стоит в том, что режим разделения времени не одер­ жал верха над пакетной обработкой. Оценки по различ­ ным показателям сравнения этих двух режимов оказа­ лись средними, причем в обоих случаях они располага­ лись вблизи середины шкалы. Изменения средних раз­ личий по анкетам до и послеэксперимента, как правило, не были статистически значимыми. Это явилось следст­ вием того, что курсанты приступали к эксперименту ча­ ще всего с нейтральных позиций относительно своих прежних навыков и предпочитали оценивать разделение

времени

и пакетную

обработку без предубеждения,

лишь на

основании

рабочих характеристик этих ре­

жимов.

 

 

Преимущества пакетной обработки заключались в том, что это более привычный режим работы, а эксплуа­ тация СПО лучше налажена. Кроме того, АЛГОЛ обла­ дал преимуществом более мощного и знакомого языка программирования. Преимущества пакетной обработки компенсировались такими преимуществами разделения времени, как открытый доступ и связь человека с маши­ ной; результат для этой выборки выпадал по жребию. Например, всей группой было отдано предпочтение па­ кетной обработке при решении сложных задач, в отно­ шении возможности индивидуального творчества и при­ менительно к более опытным пользователям. Такие от­ зывы, очевидно, несколько ухудшаются связью пакетной обработки с АЛГОЛом. С другой стороны, всей группе летчиков больше понравился режим разделения време­ ни применительно к начинающим, для самообучения и для отладки программ. Эти отзывы в равной мере ухуд­ шаются связью режима разделения времени с языком BASIC Наблюдалась заметная тенденция к улучше­ нию опенок по мере накопления опыта работы на протя­ жении всего времени между периодом до начала экспе­ римента и после эксперимента. В согласии с более ран­ ней работой Сакмана и Голда [47], представляется оче-


Методика эксперимента

21?

видным, что по мере освоения вычислительных систем возникает скорее положительное, чем отрицательное от­ ношение к конкретному режиму. Оценки режима разде­ ления времени после эксперимента возросли несколько больше, чем оценки режима пакетной обработки. План основного эксперимента позволил определить, сохраня­ ются ли эти и связанные с ними другие тенденции в те­ чение почти всего семестра при выполнении четырех по­ следовательных заданий, и провести продольную, в про­ тивовес поперечной, проверку этих гипотез.

.Из ответов на свободные пункты анкеты задания сложилась достаточно полная картина теста. По обще­ му мнению, это была трудная задача, характеризующая­ ся почти всеобщей недооценкой времени и усилий, необ­ ходимых для ее решения; бесчисленными ограничения­ ми, обусловленными слабым обслуживанием вычисли­ тельных систем (особенно разделения времени); труд­ ностями обращения с языками программирования и преобладающей тенденцией студентов как-нибудь дове­ сти задачу до правильного решения.

Хотя отзывы оказались преимущественно отрицатель­ ными, общая картина не кажется безнадежной. Тех, кто успешно справился с задачей, поразила способность вы­ числительной машины сжать очень большую моделируе­ мую выборку (30 ООО) до короткого выполнения про­ граммы; на многих произвели благоприятное впечатле­ ние простота языка BASIC и легкость отладки про­ граммы в условиях открытого доступа; многие узнали цену тщательной подготовке перед выходом на машину. Были даны многочисленные рекомендации — от широ­ ких философских рассуждений до форматов, учитываю­ щих особенности пользователей, направленные на улуч­ шение эксплуатации вычислительных машин к увеличе­ ние ценности курса вычислительной техники.

Были сделаны интересные наблюдения, связанные с характером проблемы инсайта, временем и местом его проявления. В частности, наиболее «критические» мо­ менты чаще проявлялись не во время общения с маши­ ной, а в моменты полного одиночества; интуитивные сдвиги были тесно связаны с ответами преподавателя на вопросы студента. Оценка того, какой тип интуиции наи-


Глава 8

более важен, существенно, менялась в зависимости от уровня знаний студентов: слабые студенты отводили ин­ туиции основную роль в общем понимании задачи, тог­ да как сильные полагались на интуицию в чисто техни­ ческих вопросах при составлении программ.

В заключение можно сказать, что предварительное исследование послужило средством достижения основ­ ных целей обучения, а также обеспечило благополуч­ ное завершение основного эксперимента. Эксперимен­ тальные методики и формы представления данных были пересмотрены и сделаны более эффективными. Были выделены и включены в план некоторые существенные параметры контроля за экспериментом. На основании предварительных данных был сделан ряд полезных но­ вых предположений, которые могут быть проверены в ос­ новном эксперименте. Хотя все эти вопросы были рас­ смотрены лишь вкратце, нельзя не отметить, сколь ве­ лико значение предварительного исследования для ус­ пешного планирования и проведения многопланового эксперимента.

Глава 9

О Т К Р Ы Т ЫЙ И З А К Р Ы Т Ы Й Р Е Ж И М Ы РАБОТЫ

В настоящей главе рассматривается первый этап ис­ следования, связанный с изучением различий между ре­ жимами резделения времени и пакетной обработки. Вви­ ду значительного объема результатов приводятся лишь основные данные, касающиеся в первую очередь объеди­ ненной выборки. За результатами следует их интерпре­ тация, составляющая последний раздел этой главы. Сле­ дующая глава посвящена решению задач, в частности, с точки зрения индивидуальных различий.

9.1. Результаты работы в открытом и закрытом режимах

Результаты работы в режимах разделения времени и пакетной обработки, полученные по анкетам до и после эксперимента, приводятся прежде всего с целью выде­ лить показатели контроля и отношения к режимам. За­ тем даются основные результаты рабочих журналов и заключений по отделениям, отражающие важнейшие ха­ рактеристики работы курсантов. Наконец, представлены

данные анкет

задания.

 

9.1.1. Анкеты

до

и после

эксперимента

В табл. 9.1

показаны

результаты анкетного опроса

до и после эксперимента. В первой колонке перечисля­ ется 31 пункт аикеты .(Полная анкета, включающая все пункты и шкалы оценок, приводится в приложении.) Первая группа колонок содержит результаты, получен­ ные до эксперимента, для каждого из трех курсов и для объединенной выборки. Среднее значение, среднеквадра­ тичное отклонение и объем выборки обозначены соот­ ветственно буквами М, S и N . Соответствующие резуль-


Результаты анкетного опроса до и после эксперимента

 

Название

переменной

 

 

Значение

 

 

 

 

 

 

 

 

1.

Знание

режима

пакет­

м

ной обработки

(опыт

обработ­

S

к и данных в пакетном

режиме)

N

2.

Знание

режима

 

разде­

м

ления

времени

(опыт

обработ­

S

ки данных в режиме разделе­

N

ния

времени)

вычислительной

М

3.

Знание

машины

(опыт

работы

на вы-

S

•числительных

машинах)

 

 

N

4.

Ценность

режима

пакет­

М

ной обработки

(оценка

режима

S

пакетной обработки с

точки

N

зрения

конкретной

помощи)

М

5.

Ценность

режима

 

раз­

деления

времени

(оценка

ре­

S

жима

разделения

времени с

N

точки

зрения

конкретной

по­

 

мощи)

 

 

 

 

 

па­

М

6.

Сравнение режимов

кетной

обработки

й

разделе­

S

н и я

времени

(долгосрочная

N

 

До эксперимента

После эксперимента

Гуманитарные науки (230)

Общественные науки (240)

Основные предметы (254)

Объединенная выборка

Гуманитарные науки (230)

Общественные науки (240)

Основные предметы (254)

Объединенная выборка

 

 

 

 

 

|

 

 

0,29

0,21

0,77

0,45

3,08

2,85

3,20

3,03

1,27

0,70

4,31

2,83

1,12

1,89

4,67

3,25

69

178

167

414

65

175

163

403

0,86

0,08

0,10

0,21

2,91

2,39

2,31

2,44

0,39

0,38

0,56

0,54

1,20

4,08

1,86

2,97

69

178

167

414

65

173

163

401

0,99

0,30

0,80

0,61

4,40

5,01

4,82

4,83

1,40

0,78

4,27

2,83

1,79

5,69

4,47

4,75

68

178

166

412

65

174

164

403

4,39-

3,74

4,29

4,08

5,74

4,93

4,49

4,88

1,86

2,60

1,83

2,20

2,15

2,53

2,24

2,38

69

172

167

408

65

165

165

395

7,23

4,34

5,72

5,39

6,03

3,78

5,34

4,78

1,57

2,90

2,21

2,65

2,44

2,94

2,72

2,91

69

173

167

409

65

171

162

398

6,87

5,46

5,79

5,83

5,49

4,56

5,68

5,16

1,56

2,03

1,83

1,93

2,85

2,55

2,33

2,56

69

172

166

407

65

174

165

404

Таблица 9.1

Среднее различие в

после экспернмента

а

 

| о «

н

я a =

О - (I

 

й " 4

а х

а.

0,39

0,000*

0,46

0,000*

0,47

0,000*

0,17

0,000*

0,10

0,001*

0,14

0,000*

ценность

пакетной

обработки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

по сравнению с режимом раз­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

деления

времени)

 

 

 

М

 

 

1,98

2,02

2,28

2,21

2,23

2,23

0,11

0,000*

 

7.

Кодирование

 

(кодиро­

1,86

•2,12

вание

и

компоновка

вашей

S

0,90

0,82

0,89

0,86

0,90

0,87

0,90

0,89

 

 

программы)

 

 

 

 

 

N

69

179

167

415

64

175

163

402

 

0,826

 

8.

Отладка

(отладка вашей

М

1,04

1,56

1,29

1,37

1,53

1,45

1,24

1,38

0,00

программы)

 

 

 

 

 

S

0,67

0,75

0,64

0,67

0,89

0,77

0,64

0,75

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

N

69

179

167

415

64

175

164

403

 

 

 

9. Работа на вычислитель­

М

1,91

1,98

1,77

1,88

2,38

2,61

2,44

2,52

0,37

0,000*

ной

машине

 

(надежность

S

0,87

0,81

0,86

0,85

0,81

0,64

0,78

0,73

 

 

эксплуатации)

 

 

 

 

 

N

69

179

167

415

65

175

164

404

 

 

 

10.

Скорость

 

решения

(бы­

М

1,03

1,47

1,23

1,30

1,60

1,70

1,29

1,52

0,15

0,000*

строта

решения

вашей

задачи)

S

0,24

0,62

0,55

0,57

0,86

0,85

0,66

0,80

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

N

69

179

167

415

65

175

164

404

 

0,000*

 

11.

Экономичность

програм­

М

1,25

1,53

1,51

1,47

1,78

1,79

1,71

1,76

0,18

мы (более экономичными

счи­

S

0,60

0,66

0,77

0,70

0,91

0,85

0,84

0,85

 

 

таются более короткие и быст­

N

69

179

167

415

65

174

163

402

 

 

ро

исполняемые

программы)

М

1,67

2,13

•2,08

2,04

2,45

2,11

2,07

2,15

0,06

0,076

 

12.

Самоорганизация

(лег­

че

организовать

работу

в ва­

S

0,89

0,85

0,94

0,91

0,88

0,93

0,97

0,95

 

 

шем

собственном

темпе)

N

69

179

167

415

65

175

164

404

 

0,000*

 

13.

Простота

 

обучения

(лег­

М

1,77

1,98

2,07

1,98

2,31

2,14

2,21

2,20

0,13

че

изучить и

понять)

 

 

S

0,84

0,75

0,84

0,81

0,86

0,82

0,84

0,84

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

N

69

179

167

415

65

175

164

404

 

0,283

 

14.

Сомнения

(больше

сом­

М

1,28

1,66

1,47

1,52

1,60

1,74

1,40

1,58

0,03

нений

и

интереснее)

 

 

S

0,54

0,72

0,73

0,71

0,90

0,79

0,71

0,79

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

N

69

179

167

415

65

175

164

404

 

0,373

 

15.

Анализ

(легче

разбить

М

1,86

2,07

2,05

2,03

2,09

2,06

2,10

2,08

0,03

задачу на подзадачи и решать

S

0,88

0,79

0,90

0,86

0,96

0,90

0,92

0,92

 

 

ее

в

несколько

этапов)

 

N

69

179

167

415

65

175

164

404