Файл: Сакман Г. Решение задач в системе человек - ЭВМ пер. с англ.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 109
Скачиваний: 0
Ретроспектива, перспективы и социальные последствия |
297 |
рессирующее обучение по мере успешного развития эк сперимента.
В исследовании Голда открытый доступ к машине облегчает для пользователя продвижение в решении за дачи относительно малыми шагами, т. е. облегчает вы бор таких частей задачи, которые он может легко обра ботать. Если же сравнить ситуацию при закрытом доступе, то в этих условиях пользователь должен прове рить правильность составленной программы или прог раммного модуля в каждом обращении к машине. Та ким образом, менее способный испытуемый при откры том доступе имеет возможность сократить решаемую часть задачи, тогда как при закрытом доступе он фак тически вынужден работать со всей задачей в один сеанс, чтобы решить ее в приемлемое время. Малоспо собные испытуемые в режиме разделения времени до стигают лучших успехов и делают меньше ошибок, чем при пакетной обработке. Из работы Голда следует, что открытый доступ к машине обеспечивает большие воз можности для решения задач разделением их на части, дает немедленную обратную связь и более предпочтите лен, если учитывать склонность человека ошибаться. Од нако это преимущество открытого доступа при обучении по частям и целому отчетливо выявлено только в иссле довании Голда. Результаты, полученные курсантами Училища ВВС, в этом вопросе оказались одинаковыми п,ля обоих режимов.
12.2.3. Инсайт и метод проб и ошибок
Интенсивной проверке были подвергнуты также вы воды, касающиеся инсайта и метода проб и ошибок в процессе обучения. Решение типа «инсайт» представ ляет собой внезапное обучение с одновременным замет ным улучшением в исполнении, охват и понимание выс шего уровня отношений задачи, внутреннюю репетицию успешного решения — «ага». переживание, увековечен ный Архимедом, открывшим принцип плавания тел во время купания. Обучение путем проб и ошибок представ ляет собой более постепенный процесс познания, при ко тором с каждым разом получаются все более успешные
298 |
Глава 12 |
результаты проб до тех пор, пока не будет достигнут требуемый критерий решения. Гештальт-психологи, на пример Кёлер [26], делали упор на решение задач по средством «инсайта». Однако теоретики, изучающие по ведение во время обучения, в большей степени склоня ются к систематике и более подробной интерпретации отдельных частей процесса, которые обеспечивает кон цепция метода проб и ошибок.
Как и в других «дихотомиях» (обучение, концентри рованное и рассредоточенное, по частям и целому), ни одна из альтернатив не устраняет другую, а эффектив ность каждой зависит от задачи и экспериментальных условий. В бихевиористской литературе считается, что применение метода проб и ошибок наиболее плодотвор ным оказывается в задачах, которые не могут быть по няты как целое без осуществления промежуточной (в процессе решения) обратной связи. В противополож ность этому обучение типа «инсайт» происходит, когда для конкретной задачи или части задачи накоплено до статочно большое количество данных, так что значи тельно улучшенное решение может быть концептуализи ровано и внутренне отрепетировано. Оба типа решения задач рассматриваются в открытом и закрытом режимах.
В своей первой работе Голд [19] обнаружил наличие циклического равновесия между инсайтом и методом проб и ошибок при решении задач. Главный результат состоял в том, что, как оказалось, первая попытка при проверке испытуемыми программы в режиме разделе ния времени дает улучшение, которое в среднем втрое эффективнее, чем улучшение программы в результате последующих обращений к машине в течение того же периода работы за пультом. В своих анкетах испытуе мые описывают основную цель первой попытки при ра боте за пультом как испытание нового решающего пра вила или «введение других факторов в существующее решающее правило», тогда как при последующих обра щениях к машине основные цели предусматривают пов торные испытания различных .значений констант или «отыскание еще не найденных ошибок в программе».
• В экспериментах Голда различие между первой по пыткой и последующими обращениями к машине в ре-
Ретроспектива, перспективы и социальные последствия |
299 |
жиме разделения времени предполагает противополож ный характер обучения в результате инсайта, отражаю щегося в новом или модифицированном подходе к ре шению задач, и последующего обучения путем проб и ошибок при варьировании значений некоторых пара метров или при исправлении ошибок. На основании этих данных было сделано предположение, что интервалы между работой за пультом используются для выработ ки «стратегических» (инсайтных) изменений в решении задачи, а время, проводимое непосредственно за пуль том (после завершения первой пробной проверки новой
стратегии), в основном посвящается |
«тактическим» |
це |
л я м — усовершенствованию решения |
задач путем |
проб |
и ошибок. |
|
|
Работа за пультом обеспечивает серьезную проверку реализуемости предложенного решения, однако наибо лее продуктивные с творческой точки зрения инсайты происходят, очевидно, в то время, когда испытуемый находится вне пульта. Эти данные подчеркивают первен ствующую роль чисто человеческого элемента при реше нии задач в системе человек — машина и необходимость изучения поведения пользователя при решении задач в целом, а не только фрагментов его поведения за пуль том. Даже у любого представителя из сферы вычисли тельной техники простой взгляд на «Мыслителя» Роде на должен был бы исправить ошибочную концепцию, издавна сохраняющуюся в литературе по вычислитель ной технике, и понять, что решение задач человеком — результат умственной работы мозга, а не рук.
Увеличенное число попыток при отладке программы при открытом доступе придает, по-видимому, более «исследовательский» характер процессу обучения на основе метода проб и ошибок и обеспечивает более бо
гатую данными |
базу |
для последующего |
обдумывания |
|
решения задачи |
вне пульта. Это |
в свою |
очередь ведет |
|
к повышению явления |
«инсайта» |
для последовательных |
периодов обучения за пультом. Экспериментальное под тверждение подобного суждения было найдено Голдом в его первом исследовании. Группа, обучавшаяся в ус ловиях открытого доступа, дала среднюю дополнитель ную прибыль ПО долл. в первый же период работы
300 Глава 12
с ЭВМ по сравнению со средней дополнительной при былью 90 долл. за один период работы в пакетном ре жиме. Группе открытого доступа при последовательных взаимодействиях с машиной в течение одного периода обучения за пультом к первоначальной средней прибы ли 110 долл. удалось добавить в среднем еще 30 долл. Таким образом, первая проба, представляющая «стра тегические или ннсайтоподобные» изменения, оказалась эффективнее, чем в режиме пакетной обработки, и по следующие изменения в результате проб и ошибок при обучении в открытом режиме еще больше увеличили эту разницу. Очевидно, что обоим типам процесса реше
ния задач |
способствуют условия открытого |
режима. |
В связи |
с этим особый интерес представляет тот факт, |
|
что обе группы испытуемых почти в точности |
соблюдали |
одинаковый темп обучения, судя по числу периодов ра
боты за пультом (в среднем |
4,8 |
периода для режима па |
|||||
кетной |
обработки |
и 4,7 — для |
режима |
разделения |
вре |
||
мени). |
Если |
считать, что обе |
группы |
затратили |
одно |
||
и то же время на |
обучение |
(немногим |
больше четырех |
||||
дней), |
становится |
очевидным, |
что основной характер |
||||
ный цикл для |
«обдумывания» |
решения |
и проверки |
его |
на ЭВМ обычно занимает один рабочий день. Этот вы вод подтверждается исследованиями, проведенными в Училище ВВС, в которых число периодов работы на ЭВМ довольно близко к числу дней, затраченных на полное решение задачи (см. табл. 9.2). В исследовании Голда испытуемые, давшие лучшие показатели в обеих группах, стремились использовать больше машинного времени, получая в среднем более чем один период обу чения в день или начиная работу раньше и позже ее за канчивая. В этом случае задачи с «нефиксированной конечной ситуацией» давали более высокие оценки про порционально увеличению времени работы за пультом.
Первым вариантом инсайтного подхода к решению задач человеком является теория, предложенная Уолле сом [64] и основанная большей частью на анализе от чета ученых и художников, описывающих свой собствен ный творческий процесс. Теория предполагает четыре различные стадии в процессе решения задачи: подготов ку; инкубацию, озарение и проверку. Стадия озарения—
Ретроспектива, перспективы и социальные последствия |
301 |
стадия инсайта. Четыре стадии решения задач, предло женные Уоллесом, представлены различными схемами других исследователей, как показано в хронологическом порядке в табл. 12.3, взятой из работы Хефела [21]. По-
Таблица 12.3
Этапы развития творческого процесса при решении задач
Гельмгольц [23] Подготовка Инкубация Озарение
Уоллес [641 Подготовка Инкубация Озарение
Проверка правильности
Россман [43] Выяснение трудностей и требований Анализ требований
Поиск подходящей информации Критический анализ предлагаемых решений с точки зрений преимуществ и недостатков Возникновение новой идеи, изобретение
Эксперименты для проверки наиболее перспективного реше ния; -усовершенствование конечного представления повторе нием нескольких или всех предыдущих ходов
Дыои (1938 г.)
Нарушение равновесия, проведение исследования Формулирование задачи Формулирование гипотезы Экспериментальная проверка
Восстановление равновесия, окончание исследования
Янг [69] Сбор и объединение материала
Усвоение материала Инкубация Возникновение идеи
Разработка практической применимости
Осборн [35] Ориентация: нацеливание на задачу
Подготовка: сбор подходящих данных Анализ: классификация подходящего материала
Гипотезы: накопление альтернатив при обдумывании Инкубация: ожидание озарения Синтез: объединение частей
Проверка: обсуждение окончательной идеи
302 |
Глава |
12 |
следующие |
работы показали, |
что эти стадии являются |
итеративными и перекрывающимися. Можно считать, что исследование Голда в сущности подтверждает это опи сание процесса решения, если подготовку, инкубацию и озарение рассматривать как процессы, происходящие вне пульта вычислительной машины, а проверку интер претировать как результат оценки человеком обратной связи, полученной от вычислительной машины. Итера ция получается при последовательных циклах, заканчи
вающихся пробами на |
машине, |
а |
перекрывание — в ре |
||
зультате перестановки |
их |
порядка |
или при |
параллель |
|
ном протекании более чем |
одного процесса. |
|
|||
Исследование, проведенное |
в |
Училище |
ВВС, дает |
обширный дополнительный экспериментальный материал об инсайте и методе проб и ошибок при обучении как на индивидуальном, так и на групповом уровне. Во-первых, следует отметить, что решение задач в процессе состав ления вычислительных программ вполне соответствует трехшаговому процессу — формулированию задачи, ко дированию и отладке программы. На уровне учебной группы получены классические кривые обучения, под тверждающие конвергентное поведение в процессе проб и ошибок при решении задачи. Другими словами, при увеличении периодов обучения (или попыток) время, за траченное за один рабочий период, постоянно уменьша ется. При этом уменьшается также число синтаксиче ских ошибок. Более того, на индивидуальном уровне обучения наблюдалась особая взаимосвязь между обу чением в результате инсайта и обучением методом проб и ошибок, которая выражалась в виде эффекта «умень шающегося зуба пилы». Эффект «зуб пилы» включает два элемента: скачок — возрастание уровня понимания логики задачи, что соответствует инсайту, и постепенное возрастание в процессе отладки, в большей степени со ответствующее методу проб и ошибок. В рамках проб ного логического решения задачи испытуемый стремит ся улучшать синтаксис своего кода до тех пор, пока не исчезнут синтаксические ошибки. Но его синтаксически правильный код может не давать правильного логиче ского решения. Тогда он формулирует новый код, кото рый, по его ожиданиям, представляет собой лучшее ло-