Файл: Сакман Г. Решение задач в системе человек - ЭВМ пер. с англ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 106

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Глава 12

жает влияние различных классов задач. Факторы, ори­ ентированные ' на оценку личности («Энергичность» и «Тщательный сортировщик»), проявились только в ис­ следовании Голда. Фактор «Эксплуатация вычислитель­ ной системы» тоже выявлен только в исследовании Гол­ да.. Появление обоих этих уникальных факторов может быть отнесено за счет изученного Голдом типа задач с нефиксированной конечной ситуацией — задач о прибы­ ли. Синдром «ранняя пташка» в случае энергичных ис­ пытуемых и более экстенсивное использование машинно­ го времени в факторе «Эксплуатация вычислительной системы» способствовали более тщательному исследова­ нию задач с альтернативами прибыли и возрастанием оценок в задачах с нефиксированной конечной ситуацией. «Тщательный сортировщик» проявляет слишком осто­ рожное поведение, что ведет к постепенному ослаблению инсайта. Задачи в исследовании училища, напротив, име­ ли фиксированные правильные решения, для получения которых не требовалось прилагать чрезмерных усилий, по крайней мере тем студентам, которые быстро добива­ лись правильных решений. Таким образом, структура факторов формировалась на основе различных навыков, необходимых для выбранных задач и требований отно­ сительно выплаты за задачу. Этот общий момент, согла­ сующийся с предлагаемой гипотезой, подтвердился впоследствии в смешанном дифференциальном наборе факторов для 12 задач в главном исследовании учили­ ща. Даже для обучаемой популяции различные требо­ вания в задачах ведут к появлению различных типов факторов.

Имеющиеся данные еще слишком немногочисленны, чтобы можно было дать окончательное заключение относительно гипотезы «прогрессивной дифференциа­ ции». Эта гипотеза лишь предполагает одну интерпре­ тацию для объединенного описания полученных перво­ начальных данных, указывает новые направления ис­ следований и констатирует продолжающийся спор в отношении значительных и все возрастающих индиви­ дуальных различий в эффективности работы системы человек — машина. Можно считать, что проведенный краткий обз',р основных идей в литературе по решению

Ретроспектива, перспективы и социальные последствия

311

задач достиг своих целей, если при этом удалось про­ демонстрировать, что исследования взаимосвязей внут­ ри системы человек — машина могут быть с полным основанием включены в главное направление науки о

поведении. Эти

исследования

существенно

выиграют

от результатов

уже

проведенных работ

и в свою

очередь повлияют

на

методы и

результаты,

полученные

с помощью этих дисциплин. В задачу настоящего об­ зора не входит углубление в задачи и знакомство с ло­ вушками и реквизитом науки о взаимосвязях внутри системы человек — машина в реальном времени. Это было сделано Сакманом в другой работе [44]. К сожа­ лению, недостаток экспериментальных данных и значи­ тельные пробелы в имеющихся знаниях мешают фор­ мулированию всеобъемлющих теорий решения задач че­ ловеком в системе человек — машина.

12.3. Перспективы научного изучения решения задач системой человекЭВМ

Этот заключительный раздел объединяет рекоменда­ ции, касающиеся проведения дальнейших исследований процесса решения задач в системе человек — машина, и раскрывает роль новых эволюционных форм исследо­ вания в будущем использования машинной обработки информации. Предлагаемые рекомендации основаны на материале этой книги: важная роль последовательно проводимых исследований системы человек — машина для будущего вытекает из более широкого социального

рассмотрения,

свидетельствующего

о возникновении

коммунальной

системы

передачи

и

распределения ин­

формации.

 

 

 

 

 

J2.3.1. Рекомендации

по

поводу

 

 

дальнейших

исследований

 

 

Индивидуальные

различия. В

литературе, посвящен­

ной открытому и закрытому режимам работы на ЭВМ, подробно рассмотрены большие индивидуальные разли­ чия при решении задач в системе человек—машина да­ же при стратифицированной выборке среди испытуемых.


312

Глава 12

Здесь можно получить огромный экономический выиг­ рыш, поскольку различия в эффективности работы че­ ловека значительно больше, чем различия в вычисли­ тельных системах (часто на порядок величины). Для пользователей машинами необходимо проводить экспе­ риментальную таксономию. Особое внимание следует обращать на трудности, испытываемые слабыми поль­ зователями, и на анализ ошибок системы человек— ЭВМ. Необходимо разработать нормативы для оценки уровня работы среднего (при достаточно представитель­ ной выборке) пользователя при решении мм стандарт­ ных задач. Различия в мотивации и отношении к режи­ му также должны систематически исследоваться для оценки перспективы развития навыков программистов и пользователей. Эту работу следует вести как на инди­ видуальном, так н на групповом уровне. Поскольку ана­ лиз индивидуальных различий в работе с вычислитель­ ной машиной все еще не вышел из младенческого воз­ раста, необходимость проведения указанных исследова­ ний особенно велика.

Эффективность машинного языка и удобства пультов управления. Необходимо провести сравнительные иссле­ дования по измерению эффективности работы на вы­ числительной машине в зависимости от. используемых языков и терминалов. Подобных исследований фактиче­ ски нет. В измерение эффективности, помимо стандарт­ ных оценок, например затрачиваемого машинного вре­ мени и числа человеко-часов при решении стандартных' задач, должны быть включены и такие параметры, как время обучения, индивидуальная частота ошибок, нали­ чие требуемых навыков у пользователя, отношение поль­ зователя к машинному языку и типу пульта управления.

Различие

между

режимом

быстрой пакетной

обра­

ботки

и режимом

разделения

времени.

Конкуренция

между

открытым и

закрытым

доступом

к

машине

фактически

сводится к противопоставлению

режима

разделения времени и режима быстрой пакетной обра­ ботки. Имеющихся данных пока еще недостаточно, что­ бы можно было сделать однозначное заключение отно­ сительно разницы в эффективности между усовершенст­ вованными формами режима разделения времени и


РетроаХектива, перспективы и социальные последствия

313

режимом быстрой пакетной обработки. Для этого необ­ ходимо поставить соответствующие эксперименты.

Инженерно-психологическое создание алгоритмов.

Современные системы с разделением времени опти­ мальны с точки зрения использования вычислительной машины и быстроты ответа пользователю, но из этого еще не следует оптимальность указанных режимов с точки зрения эффективности деятельности человека. Имеется все увеличивающееся число данных, что

«скорострельный»

режим

взаимодействия

пользователя

с машиной на вербальном

уровне наиболее благоприя­

тен для рутинной

работы,

для проверки

обдуманных и

легко понимаемых идей и для «тактического» решения задачи. Однако стратегическое или инсайтное решение задач, как хорошее вино, может потребовать более дли­

тельного времени «созревания». Новые

алгоритмы

(с учетом

инженерно-психологических

требований)

с разумным

выбором более длинных или

меняющихся

интервалов времени больше подходят для возникнове­ ния инсайта во время работы за пультом, чем сущест­ вующие режимы, в которых большая часть творческой работы осуществляется вне пульта вычислительной ма­ шины. Эффективность системы с разделением времени, обслуживающей одновременно многих пользователей, может существенно возрасти, если это предположение окажется верным.

Система обслуживания ЭВМ. Появляется все возра­ стающее количество данных, согласно которым надеж­ ность системы обслуживания вычислительных машин (включая центральную вычислительную машину, обору­ дование для пользователей и информационное обслужи­ вание) следует рассматривать в отношении эффектив­ ности не только на основании таких традиционных фак­ торов, как тип вычислительной системы, машинный язык или тип терминалов, но и ряда других факторов.

Препятствия, чинимые владельцами вычислительных систем, затрудняют объективное изучение их надеж­ ности. Но. несмотря на это, если мы претендуем на объ­ ективную интерпретацию экспериментальных результа­ тов, касающихся решения задач системой человек — ЭВМ, необходимо обеспечить экспериментально про-


314

Глава 12

веренные оценки уровня машинного обслуживания. В частности, с. возникновением массовой системы комму­ нального использования информации объективные стан­ дарты надежности системного обслуживания могут стать доминирующей основой в политике регулирования и ли­ цензий.

Режим работы в реальном времени. Область взаимо­ действия человека с машиной находится на той стадии развития, когда одновременно с детальным исследова­ нием поведения личности необходимо проводить концен­ трированное экспериментальное изучение поведения при решении задач в реальном времени.

Подобно тому как Фрейд совершил переворот в ин­ тенсивном анализе клинического поведения личности, так и мы можем добиться значительного прогресса, про­ слеживая поведение человека при решении задач на протяжении всего жизненного цикла «реальных» задач, используя при этом все доступные методы. Полный ох­ ват взаимодействия между человеком и вычислитель­ ной машиной в реальном времени, как это было сделано с помощью регенерирующей записи [44], явится бесцен­ ным вкладом в реконструкцию и анализ поведения в реальном времени.

Таксономия в решении задач. В исследовании Голда в отличие от других исследований открытого и закрыто­

го

режимов выявлено много систематических различий

в

работе системы человек—машина при решении задач

с нефиксированной конечной ситуацией по сравнению с детерминированными задачами. По-видимому, сущест­ вуют и другие важные классы задач, которые покажут столь же разительные различия в процессе их решения. Эмпирически выведенная таксономия для задач в систе­ ме человек—машина должна быть основана на учете найденных различий в стилях решения задач, а не на основе путаного сумбура строго описательных харак­ теристик. Например, исследование Голда показало, что лучшие исполнители стремятся использовать больше машинного времени для задач с нефиксированной ко­ нечной ситуацией, тогда как в других исследованиях при детерминированных задачах были получены проти­ воположные результаты. Поведенческая литература по-

Ретроспектива, перспективы и социальные последствия

315

'называет основные достижения, отражающиеся на фор­ мулировании новых и разнообразных проблемных ситуа­ ций, как, например, в гештальт-психологии, которая рассматривает задачи, требующие инсайта. Подобные успехи могут быть достигнуты также при исследовании машинного решения реальных задач.

Разделение времени и малые вычислительные ма­ шины. Экспериментальные исследования технико-эконо­ мической эффективности режима разделения времени по сравнению с использованием малых автономных вы­ числительных машин для решения стандартных задач еще не проводились. Сторонники малых вычислительных машин приводят аргументы, что меньшие оперативные затраты и фактическое сокращение общей затраты вре­ мени делают малые машины индивидуального пользо­ вания весомой альтернативой. Защитники режима раз­ деления времени утверждают, что возможность непос­ редственного контакта с машиной в этом режиме повышает эффективность решения задач, что более раз­ ностороннее обслуживание доступно только для доста­ точно мощных вычислительных систем и что благодаря этому стоимость режима разделения времени сравнима со стоимостью работы на малых вычислительных маши­ нах.

Как и при оценке открытого и закрытого режимов, предположительные рассуждения в этом случае должны быть заменены серьезным научным исследованием.

Тесты типа «бумага и карандаш». Два общих теста типа «карандаш и бумага» необходимо более полно раз­ работать в направлении большего теоретического и прак­ тического выхода — анкеты для пользователей, а стан­ дартизованные тесты — для эффективного выбора тре­ нажа и оценок эффективности взаимодействия в системе человек — машина. Анкетный опрос весьма эффективен для описываемых исследований, так как при этом учи­ тывать можно быстро и за небольшую цену множество разнообразных функций. Ловушки и проблемы, возни­ кающие при анкетном опросе, хорошо известны, но остается фактом, что решение задач системой человек — машина прежде всего является результатом человече­ ской деятельности, и мы были бы очень недальновидны,