Файл: Сакман Г. Решение задач в системе человек - ЭВМ пер. с англ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 110

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

284

Глава И

лее конструктивных и положительных отношений к воз­ можностям вычислительных машин так, чтобы значи­ тельная часть студентов не исключалась вычислитель­ ной машиной.

Условия возникновения инсайта. Искусство програм­ мирования на вычислительных машинах, согласно от­ ветам курсантов по открытому и закрытому режимам, включает главным образом обучение действием — пост­ роение решений и опробирование их на машине в про­ тивоположность изучению и просто восприятию команд, даже если они и необходимы. Эти данные подтвержда­ ют авторитетное мнение, что для эффективного овладе­ ния искусством работы с машиной студенты должны иметь легкий, быстрый и достаточный доступ к машине как при разделении времени, так и при пакетной обра­ ботке.

Место

возникновения

инсайта. Инсайт,

по крайней

мере

судя

по ответам

курсантов, появляется в то время

и в

том

месте, когда

человек испытывает

наибольшие

затруднения при работе над задачей. У курсантов груп­ пы пакетной обработки инсайт появлялся только за пультом управления, у студентов группы разделения

времени — чаще на

терминале и почти так же часто —

за пультом. Инсайт

мог проявляться с таким же успехом

и в других местах. Имеется несколько сообщений об инсайтах в других местах, о множественном инсайте в раз­ личных местах и вообще ничем не примечательном ин­ сайте. Для этих данных можно сделать основной вывод, что инсайт и творчество сопутствуют сосредоточенной работе и моменту, когда встречается индивидуальное затруднение при решении задачи. Инсайт как таковой при программировании на машине зависит главным об­ разом от личной организации работы индивидуума и

только во вторую

очередь — от разработки и организа­

ции обслуживания

вычислительных машин.

Стадии решения задач. Наиболее частой классифи­ кацией стадий решения задач была разновидность ос­ новного трехшагового процесса: формулирование, коди­ рование и отладка программных решений (56%). Эти выводы подтверждают распространенный практиками ртереотип процесса программирования на машине, 0$-


Интерпретация индивидуальных

различий

285

нако анализ графиков обучения также показал, это эти стадии перекрываются, являются циклическими и схо­ дятся к «лучшему» решению. Акцент в записи курсантов на отладку программы предполагает возможность сме­ щения для обучения студентов правильному синтаксису машинного языка за счет хороших или полезных реше­ ний. Синтаксические ошибки обычно отчетливо видны, логические ошибки часто незаметны, и это может приве­ сти к избирательному усилению синтаксически правиль­ ного кода за счет более эффективных решений.

Ч А С Т Ь IV

ЭПИЛОГ

Глава 12

РЕТРОСПЕКТИВА, ПЕРСПЕКТИВЫ

ИСОЦИАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ

Вданной главе сводятся воедино основные направ­ ления обсуждавшихся на протяжении всей книги ис­ следований, посвященных сопоставлению открытого и закрытого режимов использования вычислительной ма­ шины, и проблемы некоторых смежных областей, а так­ же приводятся некоторые соображения об изучении со­ циальных и поведенческих аспектов решения задач си­ стемой человек—вычислительная машина. Первая часть главы посвящена комплексной оценке эффективности разделения времени и пакетной обработки. Во второй части обобщаются основные проблемы динамики про­ цесса решения задач в открытом и закрытом режимах; при этом широко используются соответствующие дан­ ные из литературы, посвященной процессам решения за­ дач. В последней части определены необходимые направ­ ления исследования процессов решения задач системой человек — машина, потребность в которых вызывается перспективами «компьютеризации» общества.

12.1.Общий взгляд на результаты сравнительного изучения открытых и закрытых систем

Втабл. 12.1 приведены основные характеристики наиболее важных исследований, посвященных сопостав­ лению открытого и закрытого режимов, а также наибо­ лее интересные результаты, взятые из литературных ис-

Ретроспектива, перспективы и социальные последствия

U8?

точников. Она включает сравнительные эксперименталь­ ные данные по шести проведенным исследованиям, обзор которых дается в первой части книги: исследова­ нию Голда, описанному во второй части, предваритель­ ному и основному исследованиям, проведенным в Учи­ лище ВВС США, а также результаты недавно опубли­ кованной работы Фрая и Пака [17].

В табл. 12.1 представлены результаты десяти иссле­ дований, характеризующие затраты человеко-часов, ма­ шинного времени, расходы и предпочтения пользовате­ лей по отношению к этим режимам. Три из этих иссле­ дований выполнены в Училище ВВС: принципиальное сравнение режимов разделения времени и пакетной обработки (1968 г.), предварительное исследование. (1969 г.) и главный эксперимент. В таблицу включены интегральные оценки работы в режиме разделения вре­ мени и пакетном режиме и медианные оценки для всех рассмотренных исследований. Каждое исследование рассматривается в равной мере как независимое при определении значений медианы, которые обеспечивают, хотя и несколько грубо, обобщение результатов отдель­ ных исследований. Медианные оценки, хотя они и пока­ зательны, не должны затенять значительных расхожде­ ний в экспериментальных данных, полученных при раз­ личных экспериментальных условиях.

Основной вывод, который следует из табл. 12.1, со­ стоит в том, что результаты главного исследования Учи­ лища ВВС по существу согласуются с общей картиной, которую можно составить по опубликованным работам, посвященным открытому и закрытому режимам. Меди­ анная оценка (в человеко-часах) равна 1,2:1 в пользу режима разделения времени. Этот обобщенный резуль­ тат сравнительно близок к отношению 1,1:1 в пользу пакетного метода (полученному в училище), особенно с учетом характера системы обслуживания. В других исследованиях гарантированное и безотказное машинное обслуживание в режиме разделения времени считалось неотъемлемой частью экспериментальных условий. Од­ нако этого нельзя сказать об обслуживании в режиме разделения времени в главном исследовании училища из-за новизны системы и сравнительно ограниченных


Таблица 12.1

Результаты десяти исследований в открытом и закрытом режимах работы вычислительных систем

 

 

 

 

Затраты чело­

Машинное

Расходы

Предпочтение

 

 

 

 

 

веко-часов

время

пользователя

 

 

 

 

 

 

Училище ВВС США Разделение1

Пакетная

Примерно

Примерно

(предварительное

времени

обработка

одинаковы

одинаково

исследование,

 

1,2:1

1,7:1

 

 

1968)

 

 

 

Пакетная

Пакетная

Пакетная

То же

Училище ВВС США

(предварительное

обработка

обработка

обработка

 

исследование,

 

1,2:1

1,8:1

 

 

1969)

 

 

 

Пакетная

Пакетная

То же

Разделение

Училище ВВС США

(Главное

исследо­

обработка

обработка

 

времени

вание,

1969)

 

1,1:1

1,9:1

Пакетная

Пакетная

Адаме

и Кохен

[1]

Примерно

Пакетная

 

 

 

 

 

одинаковое

обработка

обработка

обработка

 

 

 

 

 

количество

3,8:1

6,7:1

 

 

 

 

 

 

1 • 1

 

 

 

Зриксон

[12]

 

1 . i

Разделение

Разделение

Разделение

 

Разделение

 

 

 

 

 

времени

времени

времени

 

 

 

 

 

времени

 

 

 

 

 

1,9:1

3,4:1

 

То же

Фрай

и Пак [17]

Нет данных

Пакетная

Пакетная

 

 

 

 

 

 

обработка

обработка

 

 

 

 

 

 

 

3,8:1

3,3:1

 

Голд

[19]

 

 

 

Разделение

Пакетная

Примерно

 

 

 

 

 

 

времени

обработка

одинаковы

 

 

 

 

 

 

1,2:1

5,7:1

 

 

Грант и Сакман

[20]

Разделение

Пакетная

То же

 

 

 

 

 

 

времени

обработка

 

 

 

 

 

 

 

1,6:1

1,4:1

Пакетная

Нет данных

Шатцофф,

Цзао и!

Пакетная

Разделение

Уайиг

[50]

 

обработка

времени

обработка

 

 

 

 

 

 

2,1:1

1,1:1

1,5:1

 

Смит

[58]

 

 

Мгновенная

Пакетная

Примерно

Мгновенная

 

 

 

 

 

пакетная

обработка

одинаковы

пакетная

 

 

 

 

 

обработка2

1,5:1

 

обработка

 

 

 

 

 

1,2:1

 

 

 

Медиана

 

(по

всем!

Разделение

Пакетная

Пакетная

Разделение

исследованиям)

времени

обработка

обработка

времени

 

 

 

 

 

1,2:1

1,8:1

 

 

1 Режим, которому согласно результатам исследования, отдается предпочтение, заносится в таблицу вместе с «коэффициентом предпочтения», например, данный "результат указывает на уменьшение затрат человеко-часов в режиме разделения времени в отношении 1,2:1.

2 Под мгновенной пакетной обработкой в данном случае понимается машинная модель режима с разделением времени.


Ретроспектива, перспективы и социальные последствия

289

возможностей введения разделения времени. Эти несо­ гласующиеся результаты не слишком отличаются друг от друга, и молено сделать вывод, что для достаточно

широкого класса задач пользователя различия

в затра­

те человеко-часов между режимами разделения

времени

и пакетной обработки не слишком велики.

 

Результаты главного исследования, проведенного в училище, подтверждают предыдущие данные по затра­ там машинного времени на решение стандартных задач. Медиана, подсчитанная по результатам всех исследова­ ний в пользу пакетного режима, равна 1,8: 1, тогда как в фундаментальном исследовании училища в пользу этого же режима получено соотношение 1,9:1. Имею­ щиеся данные очень хорошо согласуются в отношении того, что решение задач в условиях закрытого доступа требует значительно меньше машинного времени.

Оценка прямых расходов в процессе работы системы человек — машина в среднем оказывается несколько вы­ ше для режима разделения времени по сравнению с па­ кетной обработкой. Значение медианы показывает бо­ лее низкую стоимость режима пакетной обработки. Это заключение справедливо только в отношении прямых расходов, связанных с решением стандартных задач и определяемых на основе непосредственных затрат ма­ шинного времени и человеко-часов на решение задачи. В главном исследовании училища указывается на не­ сколько более низкие прямые расходы в пакетном режи­ ме, что объясняется в основном экономией машинного времени. В оценке действительной общей «долговремен­ ной» стоимости решения задач в режимах разделения времени и пакетной обработки играют роль и многие другие факторы, которые не были учтены в этих иссле­ дованиях.

В этом отношении представляет интерес работа ис­ следовательских лабораторий ESSA (United States'De­ partment of Commerce Environment, Science Service Lab. Управление научных служб по исследованию ок­ ружающей среды Министерства торговли США). Отчет, отражающий длительный опыт использования вычисли­ тельной системы в лабораториях ESSA (на протяжении трех лет) с обслуживанием в режиме разделения вре-

19-2019