Файл: Сакман Г. Решение задач в системе человек - ЭВМ пер. с англ.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 105
Скачиваний: 0
316 |
Глава 12 |
если бы пренебрегли методами прямых вопросов и само наблюдения. В связи с этим метод опроса в открытом режиме, еще находящийся на ранней стадии развития, должен явиться логичным и мощным продолжением эк спериментальной методологии не только для исследова ния процесса решения задач, но и для изучения откры того режима подсчетом голосов.
Стандартизованные тесты типа «бумага и каран даш», проводимые с целью выявления навыков пользо вателей при взаимодействии с машиной, следует состав лять более строго, с учетом существующих больших ин
дивидуальных |
различий и еще большего возрастания |
этих различий |
по мере более широкого распространения |
машинно-информационной |
службы. |
Хотя соответствие |
|
между оценками, |
полученными при |
аналогичных тестах |
|
в академической |
среде и |
в других |
специфических сфе |
рах деятельности, обычно относительно невелико, пра вильное использование этих тестов при отборе, обучении и назначении испытуемых, по-видимому, окажется эф фективным и в отношении стоимости.
Разработка моделей стоимостных показателей. Для сравнительной оценки стоимостных показателен вычис лительных систем необходимо вести разработку модели рования особых форм их организации. Такие модели мо гут включать как характерные человеческие параметры, так и параметры машин и задач в основном с упором на модели, позволяющие проводить экспериментальные измерения эффективности, и в меньшей степени — на абстрактные и слишком упрощенные модели, как это происходило в прошлом.
Организационные вопросы. Многие крупные органи зации уже накопили 20-летний опыт использования вы числительных машин. Профессиональные исследования и социологический анализ опыта расширенного исполь зования вычислительных машин, вероятно, дадут неоце нимые знания, которые можно будет с большой выгодой использовать всем организациям. Учебные институты остро нуждаются в руководствах по вычислительной технике и в услугах вычислительных центров. Исследо вания ESSA, уже упоминавшиеся в этой главе (см. ра боту Слутца [56]), представляют собой попытку, сделан-
Ретроспектива, перспективы и социальные последствия |
317 |
ную в этом направлении. То же можно сказать и о про веденном Сакманом историческом обзоре по системе противовоздушной обороны SAGE [44].
Экспериментальный |
анализ |
решения |
задач |
в систе |
||
ме человек — вычислительная |
машина |
может |
претендо |
|||
вать на строгость, если |
его |
отделить |
от |
проводившихся |
||
в более широких рамках социальных |
исследований, |
|||||
посвященных применению |
человеком |
вычислительных |
||||
машин. |
|
|
|
|
|
|
Взаимное обогащение с науками о поведении. В на стоящей книге сделана попытка показать, что изучение взаимосвязи человека и машины с наукой о поведении в отношении обмена и взаимного проникновения идей, методов и полученных данных может оказаться взаимо выгодным. Наука о вычислительной технике может внести свой вклад в изучение поведения человека при решении задач в реальном времени, а концепции наук о поведении могут заметно изменить наше представление о взаимодействии человека и вычислительной машины по сравнению с сегодняшни представлением. Для обеих этих дисциплин необходимы более координированные иссле дования.
Социальное значение. Исследование оптимальных ус ловий и подходов к обучению человека и решению им задач при использовании вычислительной техники име ет прямое отношение к повышению индивидуальной эф фективности и в конечном счете влияет на социальную эффективность. Помимо прямых экспериментальных ре зультатов, данные о допущенных ошибках и слабых исполнителях также могут претендовать на социальное обобщение. Эти данные будут способствовать организа ции обучения испытуемых, которые нуждаются в помо щи и внимании для достижения требуемого уровня про фессиональной подготовки. Расширение коммунальной системы информационного обслуживания может при вести к хаосу, если в информационной службе не пре дусмотреть возможность аккомодации к широкому ряду индивидуальных различий и разнообразным запросам населения в отношении информации.
318 |
Глава |
12 |
|
12.3.2. Кооперативное исследование |
коммуникаций |
||
человека |
и ЭВМ применительно |
к |
созданию |
системы |
массового информационного |
обслуживания |
Рассмотрим вопрос о социальной эффективности ре шения задач в системе человек — машина и перспекти вы разработки системы массового информационного об служивания. Рост массового потребителя вычислитель ной информации представляет собой новую и. сложную социальную проблему, затронутую уже рядом исследо вателей, в том числе Спрагом [59] и Сакманом и На не [48]. В этом заключительном разделе дается лишь очень краткий обзор проблемы, который может служить про логом к дальнейшим социальным исследованиям взаимо отношений человека и вычислительной машины.
Прежде всего следует отметить, что создание феде ральных объединений в сфере вычислительных комму никационных линий делает еще более очевидным, что Объединение телевизионных антенн (CATV) предостав ляет наиболее широкие возможности для связи с квар тирой рядового американца. Федеральная комиссия по коммуникациям (FCC), созданная в декабре 1968 г., предложила Объединению телевизионных антенн орга низовать программное обслуживание заинтересованной публики, что предполагает передачу вычислительной информации через коаксиальные кабели на экраны те левизоров непосредственно в квартиры потребителей. В настоящее время в США более 3 млн. семей, имею щих телевизоры, подписались на обслуживание с по мощью 2 тыс. оперативных систем, а к 1975 г. таким видом услуг будет охвачена примерно половина всех владельцев телевизоров.
Второе важное обстоятельство заключается в том, что ведущие фирмы конструируют и испытывают усо вершенствованные системы информационных коммуни каций с целью внедрения этих систем для массового обслуживания потребителей информации, используя в качестве дисплея для получения вычислительной инфор мации домашние телевизионные установки (при соот ветствующей их модернизации). Благодаря новым адрес ным устройствам центральная вычислительная машина
Ретроспектива, перспективы и Социальные последствия |
319 |
может получать запросы пользователей и высылать индивидуальному потребителю запрашиваемую инфор мацию, извлекая ее из специальных крупных архивов. Центральная вычислительная машина может выполнять роль цифрового переключателя, направляющего потоки информации в соответствующие пункты, обслуживая од новременно тысячи потребителей. Возможность реализа ции подобной системы больше не вызывает сомнений. Для массовой коммунальной системы информационного обслуживания в настоящее время уже подготовлены все основные технические элементы. Под вопросом остается только рентабельность «упаковки» информации.
Третий важный аспект состоит в том, что, ориенти руясь на соответствующие экономические показатели, ведущие фирмы по машинной обработке информации совместно с операторами Объединения телевизионных антенн смогут предложить потребителю самые разнооб разные информационные услуги, охватывающие многие области — от увеселительных мероприятий, воспитатель ной и учебной работы вплоть до домашнего хозяйства, до закупки продуктов и всевозможных товаров и т. д., причем при сравнительно низкой ежемесячной плате, приближающейся к плате за пользование телефоном.
Четвертым и, пожалуй, наиболее существенным ас пектом является то, что при введении коммунальной си стемы информационного обслуживания мало кого понастоящему будут интересовать конкретные потребности общества. Именно в этом вопросе вообще нет никакого эффективного руководства. Федеральная комиссия по коммуникациям и компетентные правительственные агентства отстают от темпов развития техники, а не уп равляют этим развитием, не имея достаточного опыта для такого руководства. Проблема регулирования обще ственных интересов в социальной системе информацион ного обслуживания пока еще не возникла. Промышлен ность, выпускающая вычислительные машины, а также вычислительные центры и информационные службы фактически не располагают сведениями о желаниях и потребностях населения. Если вся система обществен ного планирования и впредь будет опираться только на непосредственную выгоду (а в настоящее время другой
320 |
Глава 12 |
альтернативы нет), то в целом система удовлетворения потребностей населения в информации окажется неэф фективной.
Как следует из этой книги, возникновение совокуп ности указанных проблем — плачевный результат тра диционного развития вычислительной техники, резуль тат пренебрежения серьезными исследованиями по использованию вычислительных машин человеком. Такое положение дел может привести к тому, что коренные интересы потребителя окажутся забытыми. Поэтому применение вычислительной техники в общественно-эко номической области, политике и в сфере образования сулит широкие перспективы.
Давно пора провести тщательное исследование и об суждение потребностей широких масс в обслуживании информацией. Развитие системы информационного об служивания в настоящее время в основном происходит в закрытых кругах привилегированных групп. Сфера потребления вычислительной информации слишком важ на, чтобы забота о ней была предоставлена только Фе деральной комиссии по коммуникациям и промышлен ности, выпускающей вычислительные машины. Долг каждого серьезного исследователя — направить усилия на организацию научного исследования важнейших со циальных аспектов рассматриваемой проблемы, запро сов широкого потребителя на всех ступенях обществен ной лестницы и на ознакомление заинтересованной пуб лики с социально-техническими изменениями.
Объем, размах и разнообразие исследований, кото рые необходимо провести в области пользования вычи слительной техникой, поистине грандиозны. Эти иссле дования должны охватить всю гамму различных част ных проблем — от анализа эффективности открытого режима, обсуждения замечаний потребителя, обнаруже ния, диагностики и исправления ошибок пользователей, экспериментальных исследований совокупности задач пользователей и необходимой для их решения информа ции до влияния вычислительной машины на характер процесса человеческого творчества. Указанные пробле мы можно сгруппировать в ряд самостоятельных нап равлений исследований: социальная эффективность, на-
Ретроспектива, перспективы и социальные последствия |
321 |
учная методология, проблема нормативов и гипотезы о поведении. Для организации массовой системы инфор мационного обслуживания прежде всего требуется уве личить темпы исследования пользователя машиной. Ниже даются некоторые рекомендации; касающиеся ор ганизации подобных исследований.
Приведенный выше |
краткий обзор |
предоставляет |
лишь первоначальную |
оценку проблемы |
исследования |
пользователя применительно к целям построения ком мунальной системы информационного обслуживания. Выводы из этого обзора в основном сводятся к единст венной фундаментальной рекомендации: для постановки конкретных проблем и приобретения опыта, необходимо го для разумного регулирования и роста новой социаль ной движущей силы, предстоит исследовать модели (прототипы) коопераций и экспериментальные модели применения вычислительных машин. Объединенные ко оперативные исследования требуют, чтобы достаточно представительные группы потребителей, местные прави тельственные органы, федеральные и местные контро лирующие агентства, представительства коммуникаци онных служб, служб информации и программного обес печения, операторы Объединения телевизионных антенн и научно-административные организации совместными усилиями достигали поставленных целей.
Кроме того, конкретные исследования рекомендуется вести на разнообразных моделях, чтобы конкурирующие альтернативы можно было свободно оценить и плюра листически разрешить в той общественной сфере, к ко торой относится потребление информации.
Пренебрежение указанными выше рекомендациями может привести к увеличению неадекватности и явному банкротству существующей практики при удовлетворе нии растущих потребностей в системе массового, машин ного обслуживания. Исследования пользователя, на ос
новании которых сделаны выводы, |
представленные в |
|
этой книге, — лишь небольшая струйка в том |
потоке |
|
исследований, которые необходимо |
провести. |
К тому |
же эта струйка слишком мала, а исследования проведе ны слишком поздно, чтобы убедительно продемонстри ровать кризис в общественной службе информации.
21—2019