Файл: Сакман Г. Решение задач в системе человек - ЭВМ пер. с англ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 105

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

316

Глава 12

если бы пренебрегли методами прямых вопросов и само­ наблюдения. В связи с этим метод опроса в открытом режиме, еще находящийся на ранней стадии развития, должен явиться логичным и мощным продолжением эк­ спериментальной методологии не только для исследова­ ния процесса решения задач, но и для изучения откры­ того режима подсчетом голосов.

Стандартизованные тесты типа «бумага и каран­ даш», проводимые с целью выявления навыков пользо­ вателей при взаимодействии с машиной, следует состав­ лять более строго, с учетом существующих больших ин­

дивидуальных

различий и еще большего возрастания

этих различий

по мере более широкого распространения

машинно-информационной

службы.

Хотя соответствие

между оценками,

полученными при

аналогичных тестах

в академической

среде и

в других

специфических сфе­

рах деятельности, обычно относительно невелико, пра­ вильное использование этих тестов при отборе, обучении и назначении испытуемых, по-видимому, окажется эф­ фективным и в отношении стоимости.

Разработка моделей стоимостных показателей. Для сравнительной оценки стоимостных показателен вычис­ лительных систем необходимо вести разработку модели­ рования особых форм их организации. Такие модели мо­ гут включать как характерные человеческие параметры, так и параметры машин и задач в основном с упором на модели, позволяющие проводить экспериментальные измерения эффективности, и в меньшей степени — на абстрактные и слишком упрощенные модели, как это происходило в прошлом.

Организационные вопросы. Многие крупные органи­ зации уже накопили 20-летний опыт использования вы­ числительных машин. Профессиональные исследования и социологический анализ опыта расширенного исполь­ зования вычислительных машин, вероятно, дадут неоце­ нимые знания, которые можно будет с большой выгодой использовать всем организациям. Учебные институты остро нуждаются в руководствах по вычислительной технике и в услугах вычислительных центров. Исследо­ вания ESSA, уже упоминавшиеся в этой главе (см. ра­ боту Слутца [56]), представляют собой попытку, сделан-


Ретроспектива, перспективы и социальные последствия

317

ную в этом направлении. То же можно сказать и о про­ веденном Сакманом историческом обзоре по системе противовоздушной обороны SAGE [44].

Экспериментальный

анализ

решения

задач

в систе­

ме человек — вычислительная

машина

может

претендо­

вать на строгость, если

его

отделить

от

проводившихся

в более широких рамках социальных

исследований,

посвященных применению

человеком

вычислительных

машин.

 

 

 

 

 

 

Взаимное обогащение с науками о поведении. В на­ стоящей книге сделана попытка показать, что изучение взаимосвязи человека и машины с наукой о поведении в отношении обмена и взаимного проникновения идей, методов и полученных данных может оказаться взаимо­ выгодным. Наука о вычислительной технике может внести свой вклад в изучение поведения человека при решении задач в реальном времени, а концепции наук о поведении могут заметно изменить наше представление о взаимодействии человека и вычислительной машины по сравнению с сегодняшни представлением. Для обеих этих дисциплин необходимы более координированные иссле­ дования.

Социальное значение. Исследование оптимальных ус­ ловий и подходов к обучению человека и решению им задач при использовании вычислительной техники име­ ет прямое отношение к повышению индивидуальной эф­ фективности и в конечном счете влияет на социальную эффективность. Помимо прямых экспериментальных ре­ зультатов, данные о допущенных ошибках и слабых исполнителях также могут претендовать на социальное обобщение. Эти данные будут способствовать организа­ ции обучения испытуемых, которые нуждаются в помо­ щи и внимании для достижения требуемого уровня про­ фессиональной подготовки. Расширение коммунальной системы информационного обслуживания может при­ вести к хаосу, если в информационной службе не пре­ дусмотреть возможность аккомодации к широкому ряду индивидуальных различий и разнообразным запросам населения в отношении информации.


318

Глава

12

 

12.3.2. Кооперативное исследование

коммуникаций

человека

и ЭВМ применительно

к

созданию

системы

массового информационного

обслуживания

Рассмотрим вопрос о социальной эффективности ре­ шения задач в системе человек — машина и перспекти­ вы разработки системы массового информационного об­ служивания. Рост массового потребителя вычислитель­ ной информации представляет собой новую и. сложную социальную проблему, затронутую уже рядом исследо­ вателей, в том числе Спрагом [59] и Сакманом и На не [48]. В этом заключительном разделе дается лишь очень краткий обзор проблемы, который может служить про­ логом к дальнейшим социальным исследованиям взаимо­ отношений человека и вычислительной машины.

Прежде всего следует отметить, что создание феде­ ральных объединений в сфере вычислительных комму­ никационных линий делает еще более очевидным, что Объединение телевизионных антенн (CATV) предостав­ ляет наиболее широкие возможности для связи с квар­ тирой рядового американца. Федеральная комиссия по коммуникациям (FCC), созданная в декабре 1968 г., предложила Объединению телевизионных антенн орга­ низовать программное обслуживание заинтересованной публики, что предполагает передачу вычислительной информации через коаксиальные кабели на экраны те­ левизоров непосредственно в квартиры потребителей. В настоящее время в США более 3 млн. семей, имею­ щих телевизоры, подписались на обслуживание с по­ мощью 2 тыс. оперативных систем, а к 1975 г. таким видом услуг будет охвачена примерно половина всех владельцев телевизоров.

Второе важное обстоятельство заключается в том, что ведущие фирмы конструируют и испытывают усо­ вершенствованные системы информационных коммуни­ каций с целью внедрения этих систем для массового обслуживания потребителей информации, используя в качестве дисплея для получения вычислительной инфор­ мации домашние телевизионные установки (при соот­ ветствующей их модернизации). Благодаря новым адрес­ ным устройствам центральная вычислительная машина


Ретроспектива, перспективы и Социальные последствия

319

может получать запросы пользователей и высылать индивидуальному потребителю запрашиваемую инфор­ мацию, извлекая ее из специальных крупных архивов. Центральная вычислительная машина может выполнять роль цифрового переключателя, направляющего потоки информации в соответствующие пункты, обслуживая од­ новременно тысячи потребителей. Возможность реализа­ ции подобной системы больше не вызывает сомнений. Для массовой коммунальной системы информационного обслуживания в настоящее время уже подготовлены все основные технические элементы. Под вопросом остается только рентабельность «упаковки» информации.

Третий важный аспект состоит в том, что, ориенти­ руясь на соответствующие экономические показатели, ведущие фирмы по машинной обработке информации совместно с операторами Объединения телевизионных антенн смогут предложить потребителю самые разнооб­ разные информационные услуги, охватывающие многие области — от увеселительных мероприятий, воспитатель­ ной и учебной работы вплоть до домашнего хозяйства, до закупки продуктов и всевозможных товаров и т. д., причем при сравнительно низкой ежемесячной плате, приближающейся к плате за пользование телефоном.

Четвертым и, пожалуй, наиболее существенным ас­ пектом является то, что при введении коммунальной си­ стемы информационного обслуживания мало кого понастоящему будут интересовать конкретные потребности общества. Именно в этом вопросе вообще нет никакого эффективного руководства. Федеральная комиссия по коммуникациям и компетентные правительственные агентства отстают от темпов развития техники, а не уп­ равляют этим развитием, не имея достаточного опыта для такого руководства. Проблема регулирования обще­ ственных интересов в социальной системе информацион­ ного обслуживания пока еще не возникла. Промышлен­ ность, выпускающая вычислительные машины, а также вычислительные центры и информационные службы фактически не располагают сведениями о желаниях и потребностях населения. Если вся система обществен­ ного планирования и впредь будет опираться только на непосредственную выгоду (а в настоящее время другой


320

Глава 12

альтернативы нет), то в целом система удовлетворения потребностей населения в информации окажется неэф­ фективной.

Как следует из этой книги, возникновение совокуп­ ности указанных проблем — плачевный результат тра­ диционного развития вычислительной техники, резуль­ тат пренебрежения серьезными исследованиями по использованию вычислительных машин человеком. Такое положение дел может привести к тому, что коренные интересы потребителя окажутся забытыми. Поэтому применение вычислительной техники в общественно-эко­ номической области, политике и в сфере образования сулит широкие перспективы.

Давно пора провести тщательное исследование и об­ суждение потребностей широких масс в обслуживании информацией. Развитие системы информационного об­ служивания в настоящее время в основном происходит в закрытых кругах привилегированных групп. Сфера потребления вычислительной информации слишком важ­ на, чтобы забота о ней была предоставлена только Фе­ деральной комиссии по коммуникациям и промышлен­ ности, выпускающей вычислительные машины. Долг каждого серьезного исследователя — направить усилия на организацию научного исследования важнейших со­ циальных аспектов рассматриваемой проблемы, запро­ сов широкого потребителя на всех ступенях обществен­ ной лестницы и на ознакомление заинтересованной пуб­ лики с социально-техническими изменениями.

Объем, размах и разнообразие исследований, кото­ рые необходимо провести в области пользования вычи­ слительной техникой, поистине грандиозны. Эти иссле­ дования должны охватить всю гамму различных част­ ных проблем — от анализа эффективности открытого режима, обсуждения замечаний потребителя, обнаруже­ ния, диагностики и исправления ошибок пользователей, экспериментальных исследований совокупности задач пользователей и необходимой для их решения информа­ ции до влияния вычислительной машины на характер процесса человеческого творчества. Указанные пробле­ мы можно сгруппировать в ряд самостоятельных нап­ равлений исследований: социальная эффективность, на-

Ретроспектива, перспективы и социальные последствия

321

учная методология, проблема нормативов и гипотезы о поведении. Для организации массовой системы инфор­ мационного обслуживания прежде всего требуется уве­ личить темпы исследования пользователя машиной. Ниже даются некоторые рекомендации; касающиеся ор­ ганизации подобных исследований.

Приведенный выше

краткий обзор

предоставляет

лишь первоначальную

оценку проблемы

исследования

пользователя применительно к целям построения ком­ мунальной системы информационного обслуживания. Выводы из этого обзора в основном сводятся к единст­ венной фундаментальной рекомендации: для постановки конкретных проблем и приобретения опыта, необходимо­ го для разумного регулирования и роста новой социаль­ ной движущей силы, предстоит исследовать модели (прототипы) коопераций и экспериментальные модели применения вычислительных машин. Объединенные ко­ оперативные исследования требуют, чтобы достаточно представительные группы потребителей, местные прави­ тельственные органы, федеральные и местные контро­ лирующие агентства, представительства коммуникаци­ онных служб, служб информации и программного обес­ печения, операторы Объединения телевизионных антенн и научно-административные организации совместными усилиями достигали поставленных целей.

Кроме того, конкретные исследования рекомендуется вести на разнообразных моделях, чтобы конкурирующие альтернативы можно было свободно оценить и плюра­ листически разрешить в той общественной сфере, к ко­ торой относится потребление информации.

Пренебрежение указанными выше рекомендациями может привести к увеличению неадекватности и явному банкротству существующей практики при удовлетворе­ нии растущих потребностей в системе массового, машин­ ного обслуживания. Исследования пользователя, на ос­

новании которых сделаны выводы,

представленные в

этой книге, — лишь небольшая струйка в том

потоке

исследований, которые необходимо

провести.

К тому

же эта струйка слишком мала, а исследования проведе­ ны слишком поздно, чтобы убедительно продемонстри­ ровать кризис в общественной службе информации.

21—2019