Файл: Медич Д. Статистически оптимальные линейные оценки и управление.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 227

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ДЛя

ip>U, где х—х(і).

В уравнении (2-1)

х — п-вектор"

называемый состоянием

системы;

w—р-вектор, называе­

мый

возмущением;

и — г-вектор,

называемый

управле­

нием;

t — время;

F(t)—матрица

размера

пХп;

G(t) —

матрица размера

пХр;

C(t)—матрица

размера

пхг.

Предполагается, что эти три матрицы, обычно называе­

мые матрицами

 

системы, непрерывны

по времени.

 

Также предполагается, что начальное время U фик­

сировано и начальное состояние x(t0)

известно.

 

Элементы

х

называются

переменными

состояния,

а элементы w

и

и

соответственно

переменными

 

возму­

щения и управления.

Векторы х, w

и и обычно

называют

соответственно

 

векторами

состояния,

возмущения

и

управления.

 

 

 

 

 

 

 

 

Пока w(t) и u(t) считаются произвольными функ­ циями, интегрируемыми по Риману для всех i^U.

Предположим, что выходные сигналы датчиков, пред­ назначенных для наблюдения за поведением системы (2-1), можно описать с помощью соотношения

 

 

 

z ( 0 - / / ( / ) * ( / ) + » ( / ) .

 

(2-2)

В

уравнении

(2-2)

z— m-вектор, называемый

векто­

ром

измерения,

ѵ — m-вектор,

называемый

вектором

ошибки измерения,

a

h'(t)—непрерывная

матрица раз­

мера

тХп,

которая

связывает

состояние и измерение.

Ее обычно называют

матрицей

измерения.

Вектор z ино­

гда также

называют

вектором

выхода

системы.

 

Компоненты z называют

измерениями

или

измеряе­

мыми

переменными,

а компоненты

ѵ—ошибками

измере­

ния

или

переменными

шума

измерения.

Пока v(t) счи­

тается произвольной

функцией для

всех

t^t0.

 

Система, описываемая уравнениями (2-1) и (2-2),на­

зывается

непрерывной

линейной

системой. Под

непре­

рывностью здесь понимается непрерывность времени t. Структурная схема такой системы показана на рис. 2-3, где используются двойные линии, чтобы подчеркнуть векторный характер сигналов.

При исследовании таких систем будет предполагать­ ся, что известны только векторы измерения z(t) и управ­ ления u(t). При обработке первого вектора требуется определить, как действует система. Изменения второго вектора имеют своей целью заставить систему действо­ вать некоторым желаемым образом. Поэтому w{t) и

3*

35


й

v(t) являются нежелательными

сигналами, которые

следует по возможности

компенсировать.

 

 

Приведем

несколько

примеров,

чтобы

показать, как

на

практике

может возникнуть подобная

система.

Рис. 2-3. Структурная схема непрерывной линейной системы.

Пример 2-1. Исследуем упрощенную модель задачи управления

самолетом по углу рыскания в горизонтальном полете. Предположим,

что

порывы

ветра

разворачивают

са.молет относительно требуемого

 

 

 

 

 

 

 

направления

и требуется корректировать

 

 

 

 

 

 

 

ошибки рыскания с помощью соответст­

 

 

 

 

 

 

 

вующих

отклонений

руля.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Будем

рассматривать

только

 

пло­

 

 

 

 

 

 

 

ское движение, считая самолет твердым

 

 

 

 

 

 

 

телом в виде отрезка прямой и полагая

 

 

 

 

 

 

 

угловые

отклонения

малыми. Графически

 

 

 

 

 

 

 

эта

модель

изображена

на

рис.

2-4.

 

 

 

 

 

 

 

Здесь

 

Ѳ — ошибка

рыскания, а

<р — от­

 

 

 

 

 

 

 

клонение руля. Ось рыскания, проходя­

 

 

 

 

 

 

 

щая через центр тяжести, нормальна

 

 

 

 

 

 

 

плоскости

чертежа.

Предполагается,

что

 

 

 

 

 

 

 

самолет имеет относительно этой оси

 

 

 

 

 

 

 

момент

 

инерции

/,

восстанавливающий

 

 

 

 

 

 

 

момент

 

 

пропорционален

отклонению

 

 

 

 

 

 

 

руля, а вязкое сопротивление вращению

Рис.

2-4.

Схематическая

со

стороны

воздуха

и

связь

 

между

углами

 

рыскания

и крена

пренебрежимо

модель

динамики

само­

 

малы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

лета.

 

 

 

 

 

 

 

 

силу

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тогда

в

второго

закона

Нью­

/ — осевая

линия

самолета;

 

 

тона

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 — расчетное

направление;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 — ось

рыскания; 4 — руль.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

где

ki

— коэффициент пропорциональности между

отклонением

руля

и восстанавливающим моментом (йі>0); vjB(t)—момент,

вызывае­

мый порывами

ветра.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разделив

уравнение на /

и обозначая

Ь—

— kJJ,

u(t)

=

f(t) и

w{t)

— wt

(t)/J,

имеем:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13 =

bu(t)

+

w(t).

 

 

 

 

 

 

 


Полученное дифференциальное уравнение имеет второй порядок. Поэтому кроме знания функций u(t) и w(t) для нахождения его ре­ шения при t^tt, требуется задать два начальных условия: Ѳ(/о) — начальную ошибку по углу рыскания и 0 (fo) —начальную ошибку по скорости изменения угла рыскания.

Вводя переменные

*і = Ѳ и

А2 = Ѳ = іі,

запишем уравнение систе­

мы в следующем виде:

 

 

 

 

 

 

или, что то же самое,

 

X2=bu(t)+w(i)

 

 

 

 

 

 

 

 

X =

0

1

х +

0

И 0 +

1

0

0

0

1

 

u(t).

 

 

 

 

b

где

— вектор состояния, состоящий из двух физических величин: ошибки по углу рыскания и ошибки по скорости изменения угла рыскания.

Сравнивая полученный результат с уравнением (2-1), можно ви­ деть, что в рассматриваемом случае

F(t):

011

G ( 0 =

о

о о

С ( о =

 

 

 

а возмущение w(t)

и управление u(t)

являются скалярами.

Предполагая, что ошибки по углу

рыскания и скорости его изме­

нения можно измерять на борту самолета с помощью инерциальной системы, уравнение измерения можно записать в виде

2«) =

где

I) 2і (О z ( 0 = I

• вектор измерения;

v(t)

f. (О

I

" (О

I

 

— вектор ошибки измерения, т. е. »Vi (t) — ошибка измерения угла рыскания, a ѵг(і)—ошибка измерения скорости изменения угла рыскания. Сравнивая этот результат с уравнением (2-2), получим:

О

о

Пример 2-2. Рассмотрим линеаризованную модель двигателя по­ стоянного тока с постоянным током возбуждения и нагрузкой в виде сил инерции и вязкого трения. Задача заключается в регулировании углового положения Ѳ и угловой скорости 0 выходного вала с по-

37


Мощью изменения напряжения якоря ея . Схема модели показана на

рис. 2-5, где У — инерционная

нагрузка; в — коэффициент

жидкого

трения; R — сопротивление цепи

якоря; L — индуктивность

цепи яко­

ря; ія —• ток якоря; е я — напряжение якоря; е п — противо-э. д. с. якоря; і„ = const — ток возбуждения.

Рис. 2-5. Схема электродвигателя постоянного тока с управлением по цепи якоря.

Предположим, что выходной момент, создаваемый двигателем, пропорционален току якоря с коэффициентом пропорциональности Км,

а противо-э. д. с. пропорциональна

угловой

скорости е п = Кп Ѳ, где

Кп = const >0.

 

 

Для механической части системы согласно второму закону Нью­

тона имеем:

 

 

/ Ѳ ' = - В Ѳ +

К„І,.

(2-3)

Для цепи якоря из закона Кирхгофа следует:

L '^ЗГ + Ri* + е* = е*-

<2"4)

Так как первое уравнение второго порядка, а второе уравнение первого порядка, то в качестве переменных состояния выберем вели­ чины Ѳ, Ѳ и ія.

Действуя дальше так же, как и в примере 2-1, запишем:

 

Ѳ =—Т

 

9 + ^ 4

 

 

(2-5)

и

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

dim

R

 

 

Кв

 

 

1

 

 

- 5 г =

Г

'« -

" Г в

+

 

Т " ««•

 

( 2 - 6 )

Обозначим:

/ 2

=

К „ / / ;

ft

=

-K„/L;

f4

=*-R/L;

c=\/L;

X , = 9; x 2 = Ѳ"; xt

= is.

Так как ев

— входная

управляющая

переменная, положим ев = и.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Теперь систему уравнений

(2-5)

и

(2-6) можно

представить

в виде

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Хі = хг ;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Х% =

f\Xz -\-

fiXj,

 

 

 

 

 

 

х3 =

ftx2

+

hx3

+

си (t)

 

 

38


или, полагая

 

 

 

X,

 

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

х

 

 

X* Д

Ѳ

 

 

можно записать:

 

 

 

X,

 

Ч

 

 

0

1

0

 

 

0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

X = 0 h ft

 

X +

0

и (О-

 

 

 

0

h h

 

с

 

 

Полагая, что измерения проводятся с помощью

амперметра в це­

пи якоря и датчика положения

(угла) на выходном валу, получим

вектор

измерения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

z{t) =

 

О О

x(t)

+

v(t).

 

 

О

0

1

 

В этом случае

 

 

 

 

 

 

 

 

Щ

 

 

 

 

 

 

»(0

=

 

 

 

 

 

 

0| (О

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

где vi(t)

—ошибка

измерения Ѳ(/), a Vz(t)—ошибка

измерения і я ( 0 -

В общем случае число переменных состояния опреде­

ляется

порядком

системы

(третий

порядок в последнем

примере, второй в примере 2-1). Однако выбор перемен­ ных состояния не однозначен.

Проиллюстрируем это утверждение на примере 2-2.

Решая уравнение (2-3) относительно ія

и подставляя ре­

зультат

и соотношение

е п = К п Ѳ в уравнение

(2-4),

полу­

чаем:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Группируя члены, имеем:

 

 

 

 

 

LI J . LB + RJ g , RB + KMKn

 

 

 

 

Км

-Ки

 

 

 

КМ

 

 

 

Перепишем это выражение в виде

 

 

 

 

• f i _

LB + RI

fi- RB -f-

KKKn

 

 

(2-7)

 

" —

и

' "

и

u I

и

 

 

 

 

Положим

а = — (LB + RJ) /Ы;

b = (RB+KuKn)

/LJ;

c KnlU

и выберем

в

качестве

переменных

состояния

*і = Ѳ, х2 = Ѳ и

л:3 = Ѳ при

управляющем сигнале

и = ен.

Тогда

 

 

 

 

 

 

 

 

 

*• • •

 

Xi =

bxz +

axs-[-cu{t)

 

 

 

39