ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 160
Скачиваний: 1
Графически зависимость производительности автомобилей от линейных размеров куска горной массы для средних условий Сарбайского карьера приведена на рис. 36.
Для обеспечения заданной производительности при совместном использовании экскаваторов и автомобилей число необходимых автомобилей определяется по формуле
( _Др
Л'я - • Л V
Ча^и. |
‘рз , |
|
|
|
|
е у к „ + U |
|
|
(32) |
||
Ча |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
где £р3 — время |
разгрузки ав |
||||
томобиля в |
приемный |
бункер |
|||
или на |
отвале. |
|
|
||
Число |
автомобилей, необхо |
||||
димых для |
обеспечения плани |
||||
руемого |
объема |
работ, |
может |
||
быть определено также по фор |
|||||
муле |
|
|
|
|
|
дГ __ |
Ча Г г р + ßp |
+ Ірз Н~ ^ож)І |
Рис. 36. Зависимость |
производитель |
ü |
ßy ( E t ü + 7о^м) |
|
ности от линейных размеров кусков |
|
(33) |
||
горной массы |
в забое: |
|
|
|
1 — экскаватора |
ЭКГ-4,6; |
2 — автосамосвала |
где q0 — фактический объем |
|
БелАз-540 |
|
|
||
|
|
|
породы в |
ковше. |
Одним из основных условий достижения требуемой производи |
||||
тельности является |
обеспечение |
постоянного |
числа автомобилей |
в карьере. Степень выхода машин из строя в течение смены характе
ризуется коэффициентом аварийности, |
представляющим отношение |
|||
К |
ав |
|
(34) |
|
N |
’ |
|||
|
|
|||
где N SB — число вышедших из строя |
|
автомобилей; N — число ав |
||
томобилей на линии. |
|
|
|
Необходимый резерв автомобилей с учетом коэффициента аварий
ности к началу і-го часа смены определяется уравнением |
|
Ni = Nkaph |
(35) |
где р; — прогнозирующий процент выхода автомобилей из строя, определяемый статистическим путем.
§ 5. Комплекты погрузочного и транспортного оборудования
Автомобильный транспорт работает на карьерах с разными ти пами погрузочного оборудования и используется для транспортиро вания горной массы с самыми разнообразными физико-механиче скими свойствами и объемной массой.
108
Практика эксплуатации большегрузных автомобилей на ведущих карьерах СССР показывает, что до 70% транспортируемых пород вскрыши имеет объемную массу 2,2—2,7 т/м3, более половины руд черных и цветных металлов характеризуются объемной массой от 2,9 до 3,8 т/м3, объемная масса каменного угля составляет 1,3— 1,6 т/м3. На железорудных карьерах доля скальных пород и руд, транспортируемых автомобилями, в настоящее время достигла 73,5%, а на карьерах цветной металлургии их удельный вес превышает 80%. В дальнейшем при разработке глубоких горизонтов карьеров горная масса будет почти полностью представлена абразивными скальными породами и рудами с объемной массой 2,5—3,5 т/м3.
Емкость кузова карьерного автомобиля является тем конструк тивным параметром, посредством которого осуществляется взаимо связь между грузоподъемностью автомобиля, с одной стороны, и объ емной массой горной породы и емкостью ковша экскаватора — с другой.
Экскаваторный парк карьеров, работающих с автомобильным транспортом, представлен экскаваторами ЭКГ-4; ЭКГ-4,6; ЭКГ-5 и ЭКГ-8 , которые применяются в основном в комплексе с автосамо свалами БелАЗ-540, БелАЗ-548, реже КрАЗ-256Б. В настоящее время утвержденный параметрический ряд карьерных экскаваторов типа механической лопаты, представленный Центрогипрошахтом, предусматривает для каждой базовой модели экскаватора сменные ковши для разработки пород и руд с различными физико-механиче скими свойствами (табл. 37).
Т а б л и ц а 37
Параметры одноковшовых карьерных экскаваторов
Емкость ковша ( M s ) экскаватора
Характер разрабаты ваемых пород и руд
|
ЭКГ-2 |
ЭКГ-3,2 |
ЭКГ-5 |
ЭКГ-8 |
ЭКГ-12,5 ЭКГ-20 |
|
Рыхлые .................... |
2,5 |
4,0 |
6,3 |
10,0 |
16,6 |
25,0 |
Полускалыше . . . |
2,0 |
3,2 |
5,0 |
8,0 |
12,5 |
20,0 |
Скальные ................ |
1,6 |
2,5 |
4,0 |
6,3 |
10,0 |
16,0 |
Исходя из соотношения емкости кузова автомобиля и ковша экскаватора, число ковшей горной массы, погружаемой в автомо биль, определяется как
п = ?а^'г |
(36) |
|
|
9к |
|
Вес породы в ковше составляет |
|
|
?к = |
к Р. э |
(37) |
|
|
где к р- э — коэффициент разрыхления породы в ковше.
109
Тогда коэффициент использования грузоподъемности автомобиля с учетом коэффициента экскавации будет равен
пк„е\
(38)
Qakp. э
При определенных значениях коэффициента использования гру зоподъемности автомобиля коэффициент использования емкости ку зова в случае погрузки горной массы с различной объемной массой может быть рассчитан по формуле
|
<7a/>4r/i';У г и Л р . |
(39) |
|
|
Е у |
|
|
|
|
|
|
где к у П Л |
— коэффициент уплотнения |
горной |
массы, равный отно |
шению |
коэффициента разрыхления |
породы |
в кузове автомобиля |
к коэффициенту разрыхления в ковше экскаватора.
Принято различать грузовместимость и породоемкость кузова автомобиля. Грузовместимость автомобиля определяется как масса груза, который возможно разместить в пределах геометрической емкости платформы автомобиля. Породоемкость представляет собой количество горной массы, которую можно погрузить, не превышая
грузоподъемности автомобиля. |
с учетомзагрузки |
Фактически используемая емкость кузова |
|
с шапкой определяется по формуле |
|
-(- Ѵ ш —FM3, |
(40) |
где Е к — геометрическая емкость кузова; Тш— объем шапки, зави сящий от параметров кузова, физико-механических свойств и угла откоса пород; Ум 3 — объем «мертвой зоны», т. е. незагруженной части геометрической емкости в торцовых участках кузова.
Геометрическая емкость н емкость кузова с шапкой у автосамо свалов и автополуприцепов БелАЗ приведены в табл. 38.
|
|
|
Т а б л и ц а |
38 |
|
|
Грузоподъ |
Геометрическая |
Объем кузова |
||
Автомобиль |
емкость кузова, |
||||
емность, т |
с шапкой, |
м’ |
|||
|
мэ |
||||
|
|
|
|
||
БелАЗ-540 ....................................... |
27 |
15,3 |
18,4 |
|
|
БелАЗ-548 ....................................... |
40 |
21,7 |
26,0 |
|
|
БелАЗ-549 ....................................... |
75 |
35,5 |
43,5 |
|
|
БелАЗ-540В-5271 ........................... |
40 |
23,4 |
27,4 |
|
|
БелАЗ-548В-5272 ........................... |
65 |
34,0 |
40,0 |
|
|
БелАЗ-549В-5275 ........................... |
120 |
55,0 |
66,0 |
|
|
Взаимосвязь емкости ковша экскаватора и кузова автомобиля |
|||||
оценивается соотношением е |
величина которого в зависимости от |
||||
Е к |
|
|
|
|
физико-механических свойств пород и руд, параметров погрузочного и транспортного оборудования, времени транспортного цикла авто мобиля изменяется от 1 : 3 до 1 : 8. На отечественных карьерах авто-
110
самосвалы БелАЗ-540 используются в комплексе с экскаваторами ЭКГ-4, ЭКГ-4,6. Автосамосвалы БелАЗ-548 и БелАЗ-549 целесооб разно использовать с экскаваторами ЭКГ-8 и ЭКГ-8И, которые для погрузкп тяжелых крупнокусковатых и абразивных руд оборудуются ковшом емкостью 6 м3.
Проведенные Институтом горного дела МЧМ СССР исследования по выбору рациональной емкости кузова автомобиля, соответству ющей физико-механическим и весовым свойствам пород и руд и ем кости ковшей погрузочных экскаваторов, дают основание рекомен довать типоразмеры кузовов по геометрической емкости платформы, приведенные в табл. 39.
|
|
|
Т а б л и ц а 39 |
||
Рекомендуемые емкости |
сменных |
кузовов |
|
||
|
Грузоподъ |
Геометрическая емкость кузова, м3 |
|||
Автомобиль |
для угля |
для полу |
для скальных |
||
емность, т |
|||||
|
|
и рыхлой |
скальной гор |
пород и руд |
|
|
|
породы |
ной массы |
|
|
|
Автосамосвалы |
|
|
||
БелАЗ-540 ........................... |
27 |
21,2 |
15,0 |
12.5 |
|
БелАЗ-548 ........................... |
40 |
30,0 |
23,6 |
21,2 |
|
БелАЗ-549 ........................... |
75 |
50,5 |
36,5 |
28.5 |
|
Б е л А З ................................... |
120 |
— |
51,5 |
34,0 |
|
Б е л А З ................................... |
180 |
— |
80,5 |
53,8 |
|
|
Автополуприцепы |
|
|
||
БелАЗ-548В-5272 ................ |
65 |
42,5 |
33,5 |
26,8 |
|
БелАЗ-549В-5275 ................ |
120 |
73,0 |
54,0 |
41.5 |
|
Б е л А З ................................... |
180 |
114,0 |
85,2 |
68.6 |
На зарубежных карьерах, располагающих экскаваторным и ав томобильным оборудованием различных типоразмеров, количество ковшей горной массы при погрузке автосамосвала находится в пре делах 3—10; с автосамосвалами грузоподъемностью 25—120 т рабо тают экскаваторы, имеющие емкость ковша 1,9—9,1 м3.
По зарубежным статистическим данным установлена тесная кор реляционная зависимость между емкостью ковша экскаватора и грузоподъемностью автомобиля (рис. 37). Максимум функции падает на грузоподъемность 65 т, т. е. в автомобиль грузоподъемностью 65 т загружается 6—7 ковшей породы.
Опыт эксплуатации автомобильного транспорта доказывает це-
Е
лесообразность увеличения соотношения —— с ростом грузоподъем
ности и линейных размеров автотранспортных средств. Если для комплекта машин автосамосвал БелАЗ-540 и экскаватор ЭКГ-4,6 оптимальным следует считать соотношение 1 : 3—1 : 4, то при авто мобилях грузоподъемностью 64—120 т соотношение возрастает до 1 : 4—1 : 6 ввиду больших динамических нагрузок на несущие элементы конструкции автомобиля.
111