ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 162
Скачиваний: 1
Е
Кроме того, оптимальное соотношение — увеличивается с ростом
расстояния транспортирования горной массы и увеличением времени транспортного цикла.
По условиям погрузки горной массы в автосамосвал экскавато ром в забое с точки зрения необходимой прочности конструкции наиболее часто встречаются два случая: 1) погрузка горной массы мелкого и среднего фракционного состава, включающей рыхлые и по лускальные породы и руды; 2) погрузка горной массы крупной
К |
Ö |
г |
— ~ |
|
68 -f-0,19 3 Q - |
0 ,0 0 1 6 Q 2 |
|
||
|
о |
о |
||
|
|
|
|
о
(
о
___________ 8 -
о о |
O .^X 'o ' |
|
fO |
Э |
___і |
Wо'0 о О |
о 8 , |
|
> |
||
о |
о |
|
|
|
/ |
о |
L __ __ |
|
|
|
|
|
к |
|
^ |
О |
/ |
о |
ч |
|
-о |
|||||
|
оо |
/ |
, о |
||
0 |
|
|
: ; |
|
|
1 |
о |
|
|
||
|
о |
|
|
5 |
15 |
25 |
35 |
45 |
55 |
65 |
75 |
85 |
95 Qa t т |
Рис. |
37. Корреляционная |
взаимосвязь |
числа |
ковшей |
загружаемой породы |
||||
и грузоподъемности |
автосамосвала |
(по |
данным зарубежной практики) |
фракции, получаемой обычно при разработке трещиноватых и проч ных монолитных скальных пород и тяжелых руд. В обоих случаях при расчете прочности кузова, несущих лонжеронов и других конст руктивных элементов автомобиля должна быть учтена сумма напря жений, возникающих под действием статической огст и динамической Од нагрузок:
ос = <Тст + ад- |
(41) |
При погрузке рыхлых и полускальных пород и руд величина статической нагрузки возрастает по мере наполнения кузова авто мобиля и до погрузки последнего ковша горной массы равна
°ст = GK+ 1000 ( Е — е) у, |
(42) |
где GK— вес конструкции автомобиля, передаваемый на |
раму. |
Если высоту разгрузки принять равной |
|
hp= (1,5 -т-1,6) ]/~qK, |
(43) |
то расчетная динамическая нагрузка приближенно может быть
•определена по формуле |
|
0дл* 2000qKy. |
(44) |
,112
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
40 |
|
|
Рекомендуемые комплекты автотранспортного |
|
|
|
||
|
и экскаваторного оборудования |
|
|
|
||
|
|
|
|
•» |
1 |
|
|
g |
|
|
Н К |
|
|
|
|
|
ё |
° ^ 4 п |
||
|
5 « |
|
|
а |
SglS и |
|
|
|
|
е |
|
|
|
|
Ога |
|
о. |
й я о е |
||
|
Характер разрабатыва |
о |
||||
Автомобиль |
££> |
О |
X |
g S g c |
|
|
к ~ |
емых пород и руд |
Е- |
н |
|
|
|
|
|
|
а |
2 § я я |
||
|
Я О |
|
« |
о |
||
|
|
о |
о |
йнООЯ |
||
|
« S |
|
X |
и 3 Я X с. |
||
|
|
со |
Н |
ево ?»» |
О |
|
|
Рн « |
|
А я X а н |
БелАЗ-540 15,3
БелАЗ-548 21,7
БелАЗ-549 35,5
БелАЗ-540В-5271 23,4
БелАЗ-548В-5272 34,0
БелАЗ-549В-5275 55,0
/ Рыхлые
1 Полускальные I Скальные
1Руды тяжелые Рыхлые
Полускальные
Скальные Руды тяжелые
Рыхлые
Полускальные
Скальные
Руды тяжелые Рыхлые
Полускальные
Скальные Руды тяжелые Рыхлые Попускальные
Скальные
. Руды тяжелые Рыхлые Полускальныѳ Скальные
Руды тяжелые
ЭКГ-5 |
4 |
1:4 |
ЭКГ-5 |
4 |
1:3—1:4 |
ЭКГ-5 |
4; 5 |
1 :3—1 :4 |
ЭКГ-5 |
4 |
1:3—1:4 |
ЭКГ-8 |
6,3 |
1 :4 |
ЭКГ-5 |
5 |
1:5 |
ЭКГ-8 |
8; 6,5 |
1 : 4 - 1 : 5 |
ЭКГ-8 |
6,3 |
1:4 |
ЭКГ-5 |
6,3 |
1:4 |
ЭКГ-8 |
6,3 |
1:4 |
ЭКГ-12,5 |
10 |
1:5 |
ЭКГ-8 |
10; 8 |
1:5—1: 6 |
ЭКГ-12,5 |
10 |
1:5 |
ЭКГ-8 |
10; 8 |
1:5—1:6 |
ЭКГ-12,5 |
10 |
1:5 |
ЭКГ-8 |
10; 8 |
1:5—1:6 |
ЭКГ-8 |
8 |
1:5—1:6 |
ЭКГ-8 |
6,3 |
1:4 |
ЭКГ-5 |
5 |
1:5 |
ЭКГ-8 |
6,3 |
1:5 |
ЭКГ-8 |
6,3 |
1:5 |
ЭКГ-8 |
8 |
1:3 |
ЭКГ-8 |
8 |
1:5 |
ЭКГ-12,5 |
10 |
1:5 |
ЭКГ-8 |
8 |
1:6 |
ЭКГ-12,5 |
10 |
1:4 |
ЭКГ-8 |
10; 8 |
1 : 4 - 1 : 5 |
ЭКГ-8 |
10; 8 |
1:4—1:5 |
ЭКГ-12,5 |
12,5; 10 |
1 :6 |
ЭКГ-12,5 |
12,5 |
1:5 |
ЭКГ-20 |
16 |
1:5—1: 6 |
.ЭКГ-12,5 |
16; 12,5 |
|
ЭКГ-12,5 |
16; 12,5 |
1:4—1:5 |
По условию свободного зачерпывания наибольший размер куска в случае погрузки крупнокускового материала по формуле Е. Ф. Шешко равен
G= (200-250)gKYn, |
(45) |
где уп — объемная масса горной породы в плотном теле.
8 Заказ 283 |
113 |
Прп этом наибольший размер куска для погрузки одноковшовым экскаватором оценивается соотношением
- Is- ^ 3 , |
(46) |
tfcp |
|
где В к — ширина ковша; dcp — средний диаметр куска горной массы,
подготовленной |
к погрузке. |
|
Установлено |
[22], что наибольшая производительность экскава- |
|
тора может быть достигнута при - ~- |
11, а оптимальным по крите- |
|
|
dср |
|
рию минимума затрат на подготовку и погрузку горной массы яв-
ляется соотношение -г-2- ^ 6,5.
« с р
Для достижения наиболее рационального использования экска ваторов п автомобилей при разработке пород и руд с различными ве совыми и объемными показателями рекомендуются комплекты по грузочного и транспортного оборудования, полученные на основе-
технико-экономических расчетов на ЭВМ и обоснованные техноло гическими критериями (табл. 40).
Г л а в а VI
ПРОВЕДЕНИЕ ГОРНО-КАПИТАЛЬНЫХ
ИПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ ВЫРАБОТОК
СИСПОЛЬЗОВАНИЕМ БОЛЬШЕГРУЗНЫХ АВТОМОБИЛЕЙ
§1. Основные способы проведения капитальных и разрезных траншей при автомобильном транспорте
Интенсивность открытых горных работ в значительной степени определяется скоростью проведения капитальных траншей и съез дов, разрезных траншей и пионерных котлованов. Ускоренная под готовка новых горизонтов к эксплуатации обеспечивает высокие темпы строительства карьеров. От скорости проведения основных ка питальных съездов и разрезных траншей по полезному ископаемому зависит возможность развития, направление движения и длина фронта работ по руде, определяющая производственную мощность карьера. Наилучшие показатели строительства карьеров, увеличения фронта добычных работ и наращивания производственной мощности могут быть достигнуты при использовании большегрузного автомо бильного транспорта.
По организации выемочных и погрузочных работ различают сле дующие схемы проведения траншей при автомобильном транспорте:
1) с нижней экскаваторной погрузкой на автосамосвалы (на уровне стояния);
2) с верхней погрузкой на автосамосвалы экскаваторами с удли ненным оборудованием;
3) с комбинированной (нижней и верхней) погрузкой на автосамо свалы.
При схеме с верхней погрузкой наибольшая эффективность работ по проведению капитальных траншей достигается при использовании вскрышных экскаваторов типа ЭВГ-4А, ЭВГ-6И или механических лопат ЭКГ-8 и ЭКГ-8И с автосамосвалами БелАЗ-548 и БелАЗ-549. Высота борта траншей в зависимости от характера вскрышных пород может быть принята 15—25 м при ширине понизу 20— 35 м.
Верхняя погрузка может применяться при проведении траншеи с разделением забоя по высоте на отдельные выемочные слои, что позволяет увеличить скорость проходки, но приводит к некоторому повышению стоимости работ.
По технологии проведения разрезных траншей с применением автомобильного транспорта, конструкции забоя, организации буро взрывных и погрузочных работ различают следующие схемы:
1) проведение сплошным забоем на всю высоту уступа и ширину траншеи без разделения на отдельные выемочные слои или заходки;
8 * |
115 |
а) проведение траншей узким забоем с минимальными размерами понизу, определяющимися условиями размещения погрузочного и транспортного оборудования (рис. 38 и 39);
б) проведение траншей широким забоем; при этом размеры их определяются совокупностью параметров буровзрывных, погрузоч
ных и транспортных работ; |
выемочные |
|
2) |
проведение траншей с разбивкой на отдельные |
|
слои по высоте забоя; выемочные работы ведутся двумя, |
реже не- |
|
скольнпми подуступами по высоте забоя; |
|
С
ß
- |
— <’------ |
|
Рис. 38. Схема проведения траншеи |
Рис. 39. Схема проведения траншеи |
|
узким |
забоем на высоту уступа |
узким забоем с кольцевым разворо |
с тупиковымкразворотом автосамо, |
том автосамосвала |
свала
3)проведение траншей продольными или поперечными заходками
сустройством отдельных автомобильных съездов в торцах траншей (рис. 40);
4)блочное проведение с разбивкой на несколько блоков по длине траншей и устройством временных автомобильных съездов на гра нице смежных отрабатываемых блоков (рис. 41).
116
Условия применения и характеристики основных технологиче ских схем проведения траншей приведены в табл. 41.
Блочный способ проведения траншей с автомобильным транспор том целесообразно применять на месторождениях вытянутой формы при значительной длине разрезной траншеи, когда устройство об особленных выездов в торцах увеличивает расстояние транспорти рования. При этом способе предусматривается разбивка траншеи на отдельные блоки с устройством временных съездов на границе смежных блоков. Горная масса транспортируется от забоя траншеи
а |
б |
|
ГГПТТГТ.- |
ѵ т .-п т т г щ |
Рпс. 40. Схема проведения траншей заходкамп с устройством съездов в торцах, траншей:
а — поперечные заходкн; б — продольные заходкн
по временным автодорогам и временным съездам, которые для авто самосвалов БелАЗ-540 и БелАЗ-548 проводятся с уклоном 7—8 %, в исключительных случаях 9—10%. Ширина съезда должна прини маться не меиее 14—16 м с тем, чтобы обеспечивалась безопасная разминовка встречных автомобилей. Оптимальная длина блока за висит от горно-технических и технологических особенностей разра ботки месторождения и проверяется технико-экономическим расче том. По критерию минимума затрат на проведение траншеи оптималь ная длина блока является функцией следующих величин:
Qv *Р. Смсм. 5 ) -»-min, |
(47)■ |
|
где Смсм — стоимость машиио-смены автомобиля; |
S — поперечное |
|
сечение траншеи. |
|
|
Аналитически оптимальная длина блока определяется по формуле |
||
A.16CctpvVa |
(48). |
|
$£мгм |
||
|
В условиях нагорных карьеров траншеи проводятся на крутых склонах гор и косогорах. Нарезка полутраншей на косогорах про изводится узким забоем (рис. 42) с шириной траншеи понизу до 20 м при взрывной подготовке горной массы к выемке с бурением двух-трех рядов скважин. Автомобили подаются под погрузку по тупиковой схеме заезда; производительность экскаватора при погрузке с углом поворота стрелы 135—160° снижается на 15—22% и для ЭКГ-4,6 не превышает 800 м'*/смену.
Для ускорения проведения траншей на карьерах нагорного типа рекомендуется схема, предусматривающая увеличение ширины
ИТ
Я
Cf
К
Ч
VO
©
b*
ft
о
с
о
К
я
о.
н
й
о
3
5
ѵо
о
й
о
н
а
я
о
ч
о
и
©
н
о
с
к»- о §
gs ь5 я О« н а
с,
G
|
|
:ФР |
|
|
|
Я |
|
|
|
ft |
|
|
|
н |
|
|
|
И |
|
|
|
Р |
|
|
|
те |
|
|
|
>> |
|
|
|
фя |
|
|
|
в |
|
|
|
Ф |
|
|
|
*=с й |
|
|
|
© |
л |
|
|
я |
* в |
|
|
о |
cq |
|
|
f t |
I |
|
|
и u l |
|
|
|
|
т-І |
I |
I I |
|
ч “ * |
|
|
||
я о О |
|
|
|
ftЯ ° |
|
|
|
я о © |
|
|
|
§ g g |
о |
|
|
« a s |
Й |
|
|
4 |
{г* |
о |
|
В |
|
|
|
и я я |
Рн |
||
5 |
и |
|
|
м 3 ч |
|
|
|
*-* Л я |
|
|
|
|
я |
|
|
я |
о |
|
|
|
|
|
|
о |
|
|
|
ч - |
|
|
|
VO’P |
|
|
|
|
о |
|
|
о о |
|
|
|
а |
о |
|
|
Й ч |
|
|
|
ф о |
|
|
|
ч и |
|
|
|
й=я |
|
|
|
a |
2 |
|
|
Р-і к |
|
|
СО
о
н
5 |
Й |
ф |
|
я |
|
ft |
|
н |
|
И |
|
Я |
|
го |
я g £ © |
t» |
ft с» Й-со |
Ф |
|
Ф^ -ч
аЧ *
Я00
От —1
f t |
I |
И І
w
Я :Э ~ О
О
ч
ѵо
2 0
я
и -
ф 5р
ЧО
§§
s
ѴО(2 £
я я я
Я в вВ
«•52ft е?О
Яи ®р «-
2 s
о 2 ft я ftР р и
*=С
S S
5 Я
і л |
ts |
|
|
|
|
|
|
5, ч р |
|
|
|
|
|
|
|
j a |
Я |
|
|
|
|
|
|
& * ° « |
|
|
|
|
|
|
|
о 2 о |
|
ф |
|
|
|
|
|
M S |
H |
|
|
|
|
|
|
м |
о |
|
й |
|
|
|
|
Й |
ф |
|
о |
|
|
|
|
9 I |
|
|
|
|
|
||
|
Я |
|
н |
|
|
|
|
|
О |
|
|
|
|
|
|
я ft |
|
|
|
|
|
|
|
|
>» |
|
|
|
|
|
|
я я |
|
|
|
|
|
|
|
И и |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
° |
» |
È S |
|
|
|
|
|
о Н5 ® |
|
|||
|
|
|
И И ь р |
|
|||
|
|
|
й g 5 Е |
|
|||
|
|
|
|
Ч ф я |
|
||
|
|
|
|
kJ а |
я |
|
|
|
|
|
© Н « н |
|
|||
|
|
|
о я |
я |
я |
|
|
|
|
|
§ |
ft » |
ft |
|
|
|
|
|
Д |
|
О |
СО |
|
|
|
|
р ш а о |
|
|||
|
|
|
Р Он |
s |
|
||
|
|
|
|
f i ® |
я |
||
|
|
|
|
Ч |
ft è |
||
|
|
|
|
О |
В |
и |
|
|
|
|
|
ft а ч о |
|||
§ н § |
|
ѵ о £ ft 5 |
|
||||
ѵо в в |
|
я |
в |
« |
? |
|
|
р р |
|
|
Р |
|
|
|
|
я в в |
|
|
в |
» o |
|
||
в я ф |
|
- 4ч |
|
||||
Н О |
f t |
|
|
о |
„ |
|
|
о ч: g |
|
S âесs5* |
|
||||
ѴО о Р |
|
д |
° |
й |
|
|
|
соftв р |
|
О |
о , |
Я |
|
|
|
|
& в |
ч:" |
Ä |
|
|||
|
а <-> |
|
|||||
|
ѳ„ |
о |
Ö. |
|
|||
|
N |
X |
и s |
|
|||
|
Я |
|
ф |
я |
о |
|
|
|
Р |
СО |
|
со |
X |
|
118