Файл: Васильев М.В. Автомобильный транспорт карьеров.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 141

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

установление оптимальных конструктивных параметров карьер­ ных автотранспортных средств;

обоснование перспективных рядов специализированных карьер­ ных автомобилей с учетом динамики развития открытых горных работ;

определение оптимальных пространственных параметров и об­ ласти применения в карьерах серийно выпускаемых большегрузных автомобилей;

распределение автомобильных грузопотоков по технологическим маршрутам в карьере (забой — перегрузочный пункт; забой — обогатительная фабрика и т. д.);

распределение объема автотранспортных перевозок по отдельным участкам, залежам или карьерам;

выбор типа покрытий карьерных автодорог и конструкции дорож­ ных одежд, обеспечивающих эффективную эксплуатацию карьерных автомобилей большой грузоподъемности;

определение сроков и оптимального режима постадийного усиле­ ния покрытий карьерных автодорог в динамике разработки место­ рождения.

Перечисленные задачи решаются методами линейного или квад­ ратичного программирования. Другой комплекс задач, связанных с необходимостью моделирования реального транспортного процесса, решается методом статистического моделирования (метод МонтеКарло). К ним относятся:

установление оптимального сочетания погрузочного и транспорт­ ного оборудования;

определение оптимального варианта загрузки горнотранспорт­ ного оборудования;

исследование режимов работы карьерного автомобильного транс­ порта во времени с учетом реальных условий эксплуатации;

определение оптимальной пропускной способности магистраль­ ных карьерных автодорог, пунктов приема и перегрузки горной

массы;

оптимальных режимов технического обслуживания

выявление

и ремонта карьерных автомобилей;

исследование вопросов оптимального управления карьерным

автомобильным

транспортом.

Решение задач карьерного автомобильного транспорта с приме­ нением ЭВМ требует математического описания, соответствующего специфике производственного процесса (конструирование автомо­ биля, эксплуатация в карьере, техобслуживание и ремонт), и логи­ ческой постановки задачи. Математическое описание определяет основные количественные взаимосвязи рассматриваемых факторов, определяющие статистические характеристики стохастических про­ цессов, и дает основную математическую формулировку задачи. В соответствии с математическим описанием и целью поставлен­ ной задачи выбирается метод решения и алгоритм его реализации на ЭВМ.

14*

211


§ 2. Многофакторные экономико­ математические модели выбора оптимальных параметров карьерного автомобильного транспорта

Для определения оптимальных конструктивных параметров авто­ транспортных средств и горнотехнических параметров эксплуатации автомобильного транспорта применяют многофакторные экономикоматематические модели, которые позволяют с экономических пози­ ций определить оптимальную область применения серийно выпу­ скаемых карьерных большегрузных автомобилей в горнотехниче­ ских условиях современных карьеров и оптимизировать основные конструктивные параметры автомобилей (грузоподъемность, мощ­ ность двигателя, скорость движения) с учетом современного состоя­ ния и динамики развития открытых горных работ на перспективу. Решение экономико-математических задач в области карьерного автомобильного транспорта основано на оценке сравнительной эффективности вариантов путем сопоставления приведенных затрат, соответствующих каждому из конкурирующих вариантов,

 

 

 

С і -f KjE„ —>- min,

 

(177)

где

Ct — годовые

эксплуатационные расходы

(на расчетный год);

К і

— суммарные

капитальные

затраты по вариантам;

— коэф­

фициент

народнохозяйственной

эффективности

капиталовложений,

равный

0,12—0,15.

 

 

 

 

Поскольку в нашем случае сравниваются варианты внутри одного

вида транспорта, что не влечет за собой существенного изменения технологии разработки месторождения, то нет необходимости учи­ тывать разновременность затрат.

Составление экономико-математических моделей, разработка алго­ ритмов их реализации на ЭВМ и выбор оптимального решения невозможны без установления критерия оценки, соответствующего цели и методу решения поставленных задач и обеспечивающего без­ условно правильное решение. При оптимальном решении задачи данный критерий принято называть критерием оптимальности.

В процессе экономико-математического моделирования при вы­ боре параметров карьерного автомобильного транспорта должны учитываться основные положения Типовой методики определения экономической эффективности капитальных вложений. В частности, параметры эксплуатации автомобильного транспорта должны рас­ сматриваться не обособленно, а в совокупности со смежными техно­ логическими звеньями разработки карьера.

Постановка задачи должна предусматривать определение опти­ мальных горнотехнических параметров эксплуатации автомобилей с учетом технологической взаимосвязи процессов экскавации, транс­ портирования и отвалообразования. В связи с этим условием дол­

212


жен быть выбран и критерий оптимального решения задачи. В на­ шем случае критерием оптимальности, в наибольшей степени отве­ чающим изложенным положениям, является стоимость экскавации, транспортирования и укладки в отвал 1 т горной массы.

При решении задачи по стадиям могут быть выбраны частные критерии оптимальности. Например, для определения горнотехниче­ ских параметров эксплуатации автомобильного транспорта по усло­ вию транспортирования критерием оптимальности является стои­ мость перевозки 1 т горной массы.

В рассматриваемом случае при постановке задачи в общем виде критерий оптимальности должен удовлетворять условию минимума затрат на экскавацию, транспортирование и укладку в отвал 1 т горной массы. Таким образом, оптимальным будет вариант (или несколько вариантов при различных постановках задачи), при кото­ ром будет получена наименьшая стоимость добычи 1 т горной массы по трем технологическим процессам.

Выбор оптимальных горнотехнических параметров и области применения карьерного автомобильного транспорта при помощи ЭВМ. Целью постановки этой задачи является определение опти­ мальных параметров работы карьерного автомобильного транспорта. Однако при этом следует учитывать отмеченную выше технологиче­ скую взаимосвязь процесса транспортирования с другими про­ цессами.

Параметры автомобильного транспорта зависят от вида погрузоч­ ного оборудования и эффективности его использования в забое, от схемы отвалообразования и производительности отвального обору­ дования. Технико-экономические показатели смежных процессов оказывают влияние на эффективность работы автомобильного транс­ порта. В свою очередь, эффективность автомобильного транспорта определяет целесообразные горнотехнические параметры его эксплуа­ тации, важнейшими из которых следует считать дальность транспор­ тирования, глубину разработки (высоту подъема горной массы), продольный уклон откаточных дорог и их профиль по всей длине транспортирования.

В общем случае нам необходимо установить и выбрать параметры эксплуатации автосамосвалов и автополуприцепов семейства БелАЗ на существующих карьерах, характеризующихся определенными условиями транспортирования. Для получения оптимальных пара­ метров принимаем следующий порядок решения поставленной задачи:

1. Анализ реальных и перспективных горнотехнических и тех­

нологических условий

эксплуатации

автомобилей на карьерах

(или

конкретном

карьере).

 

2.

Исследование рациональных эксплуатационных условий и по­

казателей работы

автосамосвалов и автополуприцепов.

3.

Установление статистических закономерностей и взаимосвязей

режимов и показателей

работы автомобильного транспорта с усло­

виями

эксплуатации и

существующим

оборудованием.

213


4.Выбор основных горнотехнических, технологических, дорож­ ных параметров, оказывающих влияние на показатели процесса транспортирования.

5.Выбор критериев оптимальности, отвечающих целям и зада­ чам исследования.

6.Построение экономико-математической модели стоимости экс­

кавации, транспортирования и укладки в отвал 1 т горной массы с учетом технологических взаимосвязей и реальных условий разра­ ботки карьера с применением автомобильного транспорта.

7. Выбор метода решения на ЭВМ, составление программ и реше­ ние задачи при следующих вариантах:

а) транспортирование вскрышных пород во внешние отвалы на карьерах глубинного типа;

б) транспортирование вскрышных пород во внешние отвалы на карьерах нагорного типа;

в) транспортирование полезного ископаемого на внутрикарьер­ ный склад или обогатительную фабрику;

г) определение оптимальных параметров автомобильного транс­ порта на конкретном карьере.

8. Анализ полученных результатов, выбор оптимальных пара­ метров работы автотранспортных средств большой грузоподъем­ ности и их классификация по виду автомобилей и условиям экс­ плуатации.

В структурном виде экономико-математическая модель стоимости 4 т горной массы по трем рассматриваемым процессам при автомо­

бильном транспорте

описывается уравнением

 

С т = (К

э к + К т р -і- К о т ) Е и + Сэк 4- С тр 4- Сот,

(178)

где К э к , К т р , К о т — капитальные затраты на экскавацию, транспор­ тирование и укладку в отвал 1 т горной массы; С э к , С г р , С от — экс­ плуатационные расходы по тем же процессам.

Вэкономико-математической модели предусматривается учет затрат по трем процессам, но при этом не ставится цель одинаково подробно проработать каждый из процессов. В нашем случае наи­ более детально представлена транспортная составляющая.

Вразвернутом виде экономико-математическая модель предста­ влена следующими составляющими:

1. Расчетные капитальные затраты на экскавацию

 

( 2 / І з к

 

ß

(179)

 

(<?а^ц4~еУ^м) Дсп ~1

 

2су<1аТс1Лп С 1Л£)кэк э к ъ

J 1

 

где А ЭК — стоимость экскаватора

в забое; А б

— стоимость бульдо­

зера в забое или

на отвале; qa — грузоподъемность

автомобиля;

£ц — время цикла

экскаватора;

е — емкость

ковша

экскаватора;

у — объемная масса горной породы; <м — время остановки экскава­

тора

при подаче очередного автомобиля; /ссп — коэффициент списоч­

ного

состава, равный 1,2—1,25; Гсм — продолжительность

смены;

п с ы — число смей работы на карьере в сутки; D — число

суток

214


работы карьера в году; к 3 — коэффициент экскавации; к и — коэф­ фициент использования оборудования во времени.

2. Эксплуатационные расходы на экскавацию, выполнение вспо­ могательных работ и устройство временных автодорог

С

 

даіц~<~Г Х І ы \

Т’зд

(180)

Э К -----

вУ9аАэ/>‘в?'см) /

■ШвуЛуВ ’

 

 

 

где Смэ — стоимость машино-смены экскаватора, руб.; Смб — стои­ мость машино-смены бульдозера в забое, руб.; Сзд — стоимость создания и содержания 1 км забойных автодорог, руб.; hy — высота уступа, м; В — ширина рабочей площадки, м.

3. Расчетные капитальные затраты по приобретению подвижного состава на собственно перевозку 1 т горной массы описываются уравнением

ІА'н (.-Іа -f С Q) ^ пр “ Г

к и +1

__ А'ц,___

j_ ^Д’А'тР ~ГД’отв ^ X

 

кѵ

^г- пРквДт

 

 

 

ЦаТсм^смО X

 

^ f

 

_____

 

1^(Зі7Ар)--Ь^А,ы Дг. пРквДт 3 , / і р

(181)

 

X А’нс/гв/гг

 

 

где /с„ — коэффициент неравномерности работы карьера в течение года; А й — первоначальная стоимость автомобиля; С с — стоимость стоянии автомобиля с учетом мощности гаража, среднесуточного пробега автомобиля, выполнения в гараже капитальных ремонтов, внегаражных коммуникаций и т. д.; £пр — время погрузочно-раз­

грузочных операций; к ѵ

— коэффициент, учитывающий соотношение

скорости порожнего и

груженого автомобиля; N'r. п — мощность

автомобиля, приходящаяся на 1 тс веса в груженом и порожнем состоянии; т]кв — к. и. д. ведущего колеса автомобиля; ц т — к. п. д.

трансмиссии; Ь г — расстояние транспортирования по

горизонтали;

Н — высота подъема или спуска горной массы при

транспортиро­

вании

автомобилями;

7/отв — высота отвала; ір — руководящий

уклон

автодороги; к ш

— фактор сопротивления выбегу; ѵ г п — ско­

рость

движения груженого или порожнего автомобиля на подъем,

либо

под уклон; к пС — коэффициент использования автопарка;

кг — коэффициент использования грузоподъемности.

4.Эксплуатационные расходы по процессу транспортирования автомобилями:

3шА’н

Апр Т

1

А'ш___ ^

 

 

ТУг. пГ|квТ|т

 

СТр — '

 

 

 

 

 

ТсмпсыО X

 

 

 

 

 

 

. ________________2А-Ш_______________

\

\ )/Л(3,7ір )2-|-4А-ЦіА'т . п^]кв^]т— З Л і р ____ггв /

I

X А'„сА'вА'г

 

215