порта. В первом случае взаимосвязь коррелируемых величин яв ляется прямолинейной и описывается уравнением первого порядка. С технологической точки зрения очевидна закономерность увеличе ния расстояния транспортирования горной массы в процессе про странственного развития горных работ во времени. Изменение рас стояний перевозки на карьерах, перешедших в процессе эксплуата ции на комбинированный вид транспорта, описывается уравнением второго порядка и представляет собой параболическую кривую, падающая ветвь которой соответствует периоду перехода с автомо
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
бильного транспорта на комби |
|
|
|
|
|
|
нированный. |
парной |
корреля |
|
|
|
|
|
|
Законами |
|
|
|
|
|
|
ции описываются |
взаимосвязи |
|
|
|
|
|
|
основных конструктивных пара |
|
|
|
|
|
|
метров карьерных автомобилей. |
|
|
|
|
|
|
Высокая теснота |
связи наблю |
|
|
|
|
|
|
дается между коррелируемыми |
|
|
|
|
|
|
величинами |
грузоподъемности, |
|
|
|
|
|
|
удельной мощности |
и коэффи |
I960 |
1962 |
1964 |
1966 |
1968 |
1970 |
|
|
Г ОДЫ |
|
|
циента тары |
карьерных |
боль |
|
|
|
|
шегрузных |
автомобилей |
(ри |
Рис. 94. Корреляционные |
зависимости |
сунки 95, 96). Корреляционное |
динамики |
средних |
расстояний |
транс |
отношение, показывающее |
сте |
портирования |
автомобилями |
(Ь.л — |
автомобильный |
транспорт; |
Ь к |
— ком |
пень тесноты связи между кор |
бинированный |
автомобильно-железно |
релируемыми величинами, рав |
дорожный транспорт) |
|
|
но в данном |
случае |
0,82. |
|
|
|
|
|
|
|
Уравнением прямой описывается корреляционная зависимость
крутящего |
момента двигателя от его эффективной мощности. |
Л’ л.с. |
т |
9
8
7
6
5
Рис. 95. Регрессионная связь удельной мощности и грузоподъем ности карьерных автосамосвалов
С увеличением мощности двигателя наблюдается пропорциональный рост крутящего момента во всем диапазоне исследуемых мощностей. Размещение поля корреляции на графике свидетельствует о его большой плотности, а следовательно, малой дисперсии и изменчи вости коррелируемых факторов (рис. 97).
Как было показано выше, парная корреляция может эффективно использоваться в случае тесной взаимосвязи коррелируемых вели чин. Однако при эксплуатации автомобильного транспорта часто не обходимо знать функциональные зависимости исследуемой величины
от целого ряда влияющих факторов. Так, например, при прочих равных условиях, важнейший эксплуатационный показатель — скорость движения автомобиля зависит от уклона автодороги, каче ства и состояния покрытия, высоты подъема горной массы и ряда
других факторов. Еще более сложной задачей является задача нахо ждения функциональной взаимосвязи между производительностью автомобилей и рядом важнейших определяющих факторов.
В таких случаях используется множественная корреляция, по зволяющая установить вид уравнения регрессии для трех, несколь ких или многих переменных. Регрессионная модель производитель ности автомобиля представляет собой статистическое описание процесса транспортирования, отражающее основные закономерности взаимодействия условий его протекания. В общем виде регрессионная
200 300 400 500 600 700 800 900 Л'.л.с.
Рис. 97. Корреляционная зависимость крутящего момента от мощности дви гателя
формула |
зависимости производительности |
автомобиля |
от основ |
ных определяющих факторов |
может |
быть |
записана |
уравнением |
|
У = f faі> 2-2j |
• • м |
• • ч |
®п)> |
(200) |
где у — производительность автомобиля; xt |
... х п — факторы, опре |
деляющие |
производительность |
автомобиля. |
|
|
Регрессионная корреляционная модель производительности авто самосвала БезАЗ-540 применительно к условиям транспортных работ и уровню организации производства на карьерах цветной металлургии разработана институтом Уиипромедь. Путем система тизации и анализа совокупности влияющих факторов выявлено
несколько основных, которые исключают коллинеарное (дублирующее) влияние на производительность автомобиля и дополняют друг друга.
В результате оценки каждого из основных определяющих факто ров методом ранговой корреляции получены коэффициенты, показы вающие их количественное влияние на уровень производительности автосамосвала БелАЗ-540. Регрессионная формула, рекомендуемая для использования при расчете производительности автосамосвалов БелАЗ-540 на карьерах цветной металлургии, имеет вид
I/ = —421,10 Ч- 73,18®! + 6,65а:2 + 0,82®3 + 102,76®4 + 487,2Ch6, (201 )■
где а.-! — расстояние транспортирования горной массы; х 2 — грузо оборот автопарка БелАЗ-540; х 3 — средний пробег списочного авто самосвала на расчетный период; х 4 — режим работы автопарка БелАЗ-540; х 5 — коэффициент использования грузоподъемности авто самосвала.
Естественно, что предлагаемая формула регрессионного анализа не учитывает тяговых условий движения автомобилей в карьере и характерна лишь для определенного периода эксплуатации авто мобильного транспорта и стабильного состояния организации гор ных работ. Однако она дает возможность произвести оценку уровня отраслевой производительности автосамосвалов БелАЗ-540 при опре деленных условиях и может быть скорректирована в соответствии с измененпем условий.
Помимо рассмотренных нами случаев, методы теории корреляции используются для оценки экономических показателей работы боль шегрузных автомобилей и результатов хозяйственной деятельности автотранспортных цехов и предприятий.
Г л а в а X I I
ЭКОНОМИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ КАРЬЕРНОГО АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА
§ 1. Режимы эксплуатации автомобилей во времени, обеспечивающие высокопроизводительную работу
Эффективность эксплуатации автомобильного транспорта п сум марные приведенные затраты на перевозку горной массы в значитель ной степени зависят от режима использования автомобилей во вре мени. В свою очередь, режим работы карьерного автомобильного транспорта во времени определяется организацией работы карьера, автотранспортного цеха и отдельных автомобилей в течение смены, суток, недели и всего года. Сменный режим работы определяется длительностью рабочей смены, а суточный — сочетанием продол жительности смены и числа рабочих смен в сутки.
Работа автомобильного транспорта как одного из звеньев техно логической системы разработки согласуется с организацией работы карьера и в большинстве случаев ведется в три смены с непрерывной рабочей неделей (табл. 83). Однако каждый автомобиль как автоном ный агрегат, требующий установленной системы техобслуживаний, ремонта и выполняющий транспортную работу в карьере, может иметь свой рациональный режим эксплуатации.
Опыт крупных автохозяйств показывает, что, несмотря на меньший
годовой баланс рабочего времени, |
двусменная |
работа |
автомобилей |
|
|
Т а б л и ц а 83 |
Суточный режим работы автохозяйств на карьерах |
|
Режим работы, смей в сутки |
Предприятие |
карьера |
автоцеха |
автомобиля |
|
Лебединское Р У ....................................... |
3 |
3 |
3 (2) |
Михайловский ГОК ............................... |
3 |
3 |
3 (2) |
Ипгулецклй Г О К ....................................... |
3 |
3 |
2 |
Олепегорскнн Г О К ................................... |
3 |
3 |
3 |
Соколопско-Сарбайскпй ГОК ................ |
3 |
3 |
з (2) |
Раздольскнй ГОК ................................... |
3 |
3 |
2 |
Джезказганский Г О К ............................... |
3 |
3 |
3 |
Башкирский медно-серный комбинат . . |
3 |
3 |
3 |
Учалинский Г О К ....................................... |
3 |
3 |
2 (3) |
Сорскпй медио-молпбдеиовый комбинат |
2 |
2 |
о |
Гайский Г О К .............................................. |
3 |
3 |
з (2) |
прп третьей ремонтной смене не только позволяет сохранить производительность на достигнутом уровне, но и несколько повы сить ее. Прп работе автомобилей по трехсменному графику время, отводимое на профилактику и техосмотры, сокращается до минимума, в результате чего резко возрастает время, затрачиваемое на экс плуатационные ремонты (рис. 98). Преимущества двусменного режима работы карьерных автомобилей:
1) увеличивается продолжительность производительной работы автомобпля в течение смены, а следовательно, повышается сменная
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
производительность |
благодаря |
со |
|
|
кращению аварийных |
простоев; |
|
|
|
2) улучшается организация и эф |
|
|
фективность |
производства техниче |
|
|
ских обслуживаиий и ремонтов без |
|
|
прерывания суточного режима работы |
|
|
автомобилей в карьере; |
|
|
|
3) снижается время простоя в ре |
|
|
монте, |
увеличивается |
величина про |
|
|
бега до |
капитального |
ремонта и об |
|
|
щий срок службы автомобиля. |
|
|
|
Основными недостатками двусмен |
Рдс. 98. Зависимость |
времени |
ного режима |
являются увеличение |
парка автомобилей |
на |
25—30% |
по |
эксплуатационных ремонтов от су |
сравнению с необходимым количест |
точного режима эксплуатации ав- |
вом машин при трехсменном режи |
томобилеп: |
|
1 — трехсменный режим; |
• двусмеп- |
ме, а также ухудшение показателя |
ныіі. |
|
фондоотдачи |
автотранспортного |
обо |
рудования.
Суточный режим работы карьерных автомобилей оценивается коэффициентом сменности
где Ф — фактически отработанное число машино-смен всеми автомо билями рабочего парка; ІѴР— рабочий парк автохозяйства карьера.
Фактическая величина коэффициента сменности эксплуатации автомобилей на карьерах зависит от принятого суточного режима, численности и технического состояния парка и колеблется в преде лах от 1 до 2,3, редко для новых автомобилей достигая 3.
Опыт работы автотранспортных цехов и результаты ряда научноисследовательских работ показывают, что в первые 1,5—2 года эксплуатации при высокой технической готовности автомобиля экономически выгоден трехсменный суточный режим работы автомо билей с продолжительностью смены 7 ч, а в дальнейшем следует переходить на две рабочие смены в сутки и одну профилактическую.
В конкретных случаях задача выбора рационального суточного режима работы решается как экономическая путем сравнения при веденных затрат на транспортирование горной массы при различных режимах организации работ с учетом условий эксплуатации и тех-