Файл: Васильев М.В. Автомобильный транспорт карьеров.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 139

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

порта. В первом случае взаимосвязь коррелируемых величин яв­ ляется прямолинейной и описывается уравнением первого порядка. С технологической точки зрения очевидна закономерность увеличе­ ния расстояния транспортирования горной массы в процессе про­ странственного развития горных работ во времени. Изменение рас­ стояний перевозки на карьерах, перешедших в процессе эксплуата­ ции на комбинированный вид транспорта, описывается уравнением второго порядка и представляет собой параболическую кривую, падающая ветвь которой соответствует периоду перехода с автомо­

бильного транспорта на комби­

 

 

 

 

 

 

нированный.

парной

корреля­

 

 

 

 

 

 

Законами

 

 

 

 

 

 

ции описываются

взаимосвязи

 

 

 

 

 

 

основных конструктивных пара­

 

 

 

 

 

 

метров карьерных автомобилей.

 

 

 

 

 

 

Высокая теснота

связи наблю­

 

 

 

 

 

 

дается между коррелируемыми

 

 

 

 

 

 

величинами

грузоподъемности,

 

 

 

 

 

 

удельной мощности

и коэффи­

I960

1962

1964

1966

1968

1970

 

 

Г ОДЫ

 

 

циента тары

карьерных

боль­

 

 

 

 

шегрузных

автомобилей

(ри­

Рис. 94. Корреляционные

зависимости

сунки 95, 96). Корреляционное

динамики

средних

расстояний

транс­

отношение, показывающее

сте­

портирования

автомобилями

(Ь.л

автомобильный

транспорт;

Ь к

— ком­

пень тесноты связи между кор­

бинированный

автомобильно-железно­

релируемыми величинами, рав­

дорожный транспорт)

 

 

но в данном

случае

0,82.

 

 

 

 

 

 

 

Уравнением прямой описывается корреляционная зависимость

крутящего

момента двигателя от его эффективной мощности.

Л’ л.с.

т

9

8

7

6

5

Рис. 95. Регрессионная связь удельной мощности и грузоподъем­ ности карьерных автосамосвалов

15*

227


С увеличением мощности двигателя наблюдается пропорциональный рост крутящего момента во всем диапазоне исследуемых мощностей. Размещение поля корреляции на графике свидетельствует о его большой плотности, а следовательно, малой дисперсии и изменчи­ вости коррелируемых факторов (рис. 97).

Как было показано выше, парная корреляция может эффективно использоваться в случае тесной взаимосвязи коррелируемых вели­ чин. Однако при эксплуатации автомобильного транспорта часто не­ обходимо знать функциональные зависимости исследуемой величины

от целого ряда влияющих факторов. Так, например, при прочих равных условиях, важнейший эксплуатационный показатель — скорость движения автомобиля зависит от уклона автодороги, каче­ ства и состояния покрытия, высоты подъема горной массы и ряда

228

других факторов. Еще более сложной задачей является задача нахо­ ждения функциональной взаимосвязи между производительностью автомобилей и рядом важнейших определяющих факторов.

В таких случаях используется множественная корреляция, по­ зволяющая установить вид уравнения регрессии для трех, несколь­ ких или многих переменных. Регрессионная модель производитель­ ности автомобиля представляет собой статистическое описание процесса транспортирования, отражающее основные закономерности взаимодействия условий его протекания. В общем виде регрессионная

200 300 400 500 600 700 800 900 Л'.л.с.

Рис. 97. Корреляционная зависимость крутящего момента от мощности дви­ гателя

формула

зависимости производительности

автомобиля

от основ­

ных определяющих факторов

может

быть

записана

уравнением

 

У = f faі> 2-2j

• • м

• • ч

®п)>

(200)

где у — производительность автомобиля; xt

... х п — факторы, опре­

деляющие

производительность

автомобиля.

 

 

Регрессионная корреляционная модель производительности авто­ самосвала БезАЗ-540 применительно к условиям транспортных работ и уровню организации производства на карьерах цветной металлургии разработана институтом Уиипромедь. Путем система­ тизации и анализа совокупности влияющих факторов выявлено

229


несколько основных, которые исключают коллинеарное (дублирующее) влияние на производительность автомобиля и дополняют друг друга.

В результате оценки каждого из основных определяющих факто­ ров методом ранговой корреляции получены коэффициенты, показы­ вающие их количественное влияние на уровень производительности автосамосвала БелАЗ-540. Регрессионная формула, рекомендуемая для использования при расчете производительности автосамосвалов БелАЗ-540 на карьерах цветной металлургии, имеет вид

I/ = —421,10 Ч- 73,18®! + 6,65а:2 + 0,82®3 + 102,76®4 + 487,2Ch6, (201 )■

где а.-! — расстояние транспортирования горной массы; х 2 — грузо­ оборот автопарка БелАЗ-540; х 3 — средний пробег списочного авто­ самосвала на расчетный период; х 4 — режим работы автопарка БелАЗ-540; х 5 — коэффициент использования грузоподъемности авто­ самосвала.

Естественно, что предлагаемая формула регрессионного анализа не учитывает тяговых условий движения автомобилей в карьере и характерна лишь для определенного периода эксплуатации авто­ мобильного транспорта и стабильного состояния организации гор­ ных работ. Однако она дает возможность произвести оценку уровня отраслевой производительности автосамосвалов БелАЗ-540 при опре­ деленных условиях и может быть скорректирована в соответствии с измененпем условий.

Помимо рассмотренных нами случаев, методы теории корреляции используются для оценки экономических показателей работы боль­ шегрузных автомобилей и результатов хозяйственной деятельности автотранспортных цехов и предприятий.


Г л а в а X I I

ЭКОНОМИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ КАРЬЕРНОГО АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА

§ 1. Режимы эксплуатации автомобилей во времени, обеспечивающие высокопроизводительную работу

Эффективность эксплуатации автомобильного транспорта п сум­ марные приведенные затраты на перевозку горной массы в значитель­ ной степени зависят от режима использования автомобилей во вре­ мени. В свою очередь, режим работы карьерного автомобильного транспорта во времени определяется организацией работы карьера, автотранспортного цеха и отдельных автомобилей в течение смены, суток, недели и всего года. Сменный режим работы определяется длительностью рабочей смены, а суточный — сочетанием продол­ жительности смены и числа рабочих смен в сутки.

Работа автомобильного транспорта как одного из звеньев техно­ логической системы разработки согласуется с организацией работы карьера и в большинстве случаев ведется в три смены с непрерывной рабочей неделей (табл. 83). Однако каждый автомобиль как автоном­ ный агрегат, требующий установленной системы техобслуживаний, ремонта и выполняющий транспортную работу в карьере, может иметь свой рациональный режим эксплуатации.

Опыт крупных автохозяйств показывает, что, несмотря на меньший

годовой баланс рабочего времени,

двусменная

работа

автомобилей

 

 

Т а б л и ц а 83

Суточный режим работы автохозяйств на карьерах

 

Режим работы, смей в сутки

Предприятие

карьера

автоцеха

автомобиля

 

Лебединское Р У .......................................

3

3

3 (2)

Михайловский ГОК ...............................

3

3

3 (2)

Ипгулецклй Г О К .......................................

3

3

2

Олепегорскнн Г О К ...................................

3

3

3

Соколопско-Сарбайскпй ГОК ................

3

3

з (2)

Раздольскнй ГОК ...................................

3

3

2

Джезказганский Г О К ...............................

3

3

3

Башкирский медно-серный комбинат . .

3

3

3

Учалинский Г О К .......................................

3

3

2 (3)

Сорскпй медио-молпбдеиовый комбинат

2

2

о

Гайский Г О К ..............................................

3

3

з (2)

231


прп третьей ремонтной смене не только позволяет сохранить производительность на достигнутом уровне, но и несколько повы­ сить ее. Прп работе автомобилей по трехсменному графику время, отводимое на профилактику и техосмотры, сокращается до минимума, в результате чего резко возрастает время, затрачиваемое на экс­ плуатационные ремонты (рис. 98). Преимущества двусменного режима работы карьерных автомобилей:

1) увеличивается продолжительность производительной работы автомобпля в течение смены, а следовательно, повышается сменная

 

 

производительность

благодаря

со­

 

 

кращению аварийных

простоев;

 

 

 

2) улучшается организация и эф­

 

 

фективность

производства техниче­

 

 

ских обслуживаиий и ремонтов без

 

 

прерывания суточного режима работы

 

 

автомобилей в карьере;

 

 

 

3) снижается время простоя в ре­

 

 

монте,

увеличивается

величина про­

 

 

бега до

капитального

ремонта и об­

 

 

щий срок службы автомобиля.

 

 

 

Основными недостатками двусмен­

Рдс. 98. Зависимость

времени

ного режима

являются увеличение

парка автомобилей

на

25—30%

по

эксплуатационных ремонтов от су­

сравнению с необходимым количест­

точного режима эксплуатации ав-

вом машин при трехсменном режи­

томобилеп:

 

1 — трехсменный режим;

• двусмеп-

ме, а также ухудшение показателя

ныіі.

 

фондоотдачи

автотранспортного

обо­

рудования.

Суточный режим работы карьерных автомобилей оценивается коэффициентом сменности

Ф

( 202)

Л'п

 

где Ф — фактически отработанное число машино-смен всеми автомо­ билями рабочего парка; ІѴР— рабочий парк автохозяйства карьера.

Фактическая величина коэффициента сменности эксплуатации автомобилей на карьерах зависит от принятого суточного режима, численности и технического состояния парка и колеблется в преде­ лах от 1 до 2,3, редко для новых автомобилей достигая 3.

Опыт работы автотранспортных цехов и результаты ряда научноисследовательских работ показывают, что в первые 1,5—2 года эксплуатации при высокой технической готовности автомобиля экономически выгоден трехсменный суточный режим работы автомо­ билей с продолжительностью смены 7 ч, а в дальнейшем следует переходить на две рабочие смены в сутки и одну профилактическую.

В конкретных случаях задача выбора рационального суточного режима работы решается как экономическая путем сравнения при­ веденных затрат на транспортирование горной массы при различных режимах организации работ с учетом условий эксплуатации и тех-

232