Файл: Васильев М.В. Автомобильный транспорт карьеров.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 135

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Криворожья и КМА 9—11%. В южной зоне расход авнамасла не­ сколько выше, чем в средней зоне, и составляет 8,5—10%.

Одним из важнейших факторов, оказывающих влияние на рас­ ход горюче-смазочных материалов при эксплуатации большегруз­ ных автомобилей в карьерах, является изношенность двигателя (поршневой группы, топливной системы). По мере увеличенпя срока

 

 

 

службы двигателя

расход горюче­

 

 

 

смазочных

 

материалов,

и

осо­

 

 

 

бенно авиамасла,

возрастает

(ри­

 

 

 

сунки 105 п 106).

С начала

экс­

 

 

 

плуатации до 3000

моточасов

ра­

 

 

 

боты двигателя

расход

авиамасла

 

 

 

увеличивается только на 0,5 л/

 

 

 

100 км пробега на каждые 500 мо­

 

 

 

точасов.

Однако

абсолютные

зна­

 

 

 

чения расхода авиамасла при 5000

 

 

 

моточасах

работы

двигателя

уве­

 

 

 

личиваются

в 2

раза

по

сравне­

 

 

 

нию с их величиной в начальный

 

 

 

период эксплуатации.

 

значе­

 

 

 

Большое

практическое

 

 

 

ние имеет зависимость расхода топ­

 

 

 

лива от расстояния транспортиро­

 

 

 

вания (рис. 107). На большинстве

 

 

 

карьеров

 

легко проследить доста­

 

 

 

точно тесную регрессивную связь

 

 

 

между этими показателями.

Так,

Рис. 103. Экономическая характе­

например, увеличение

расстояния

ристика двигателя

ЯМЗ-240

авто

транспортирования

от

1

до 3 км

самосвала БелАЗ-540:

 

вызывает

 

снижение расхода

топ­

N & — мощность двигателя; М кр

крутя-

лива в среднем на 25%; при даль­

удельный расход

ход

 

нейшем

увеличении

расстояния

топлива

 

расход топлива снижается в мень­

 

 

 

шей степени. Оценка топливной экономичности автомобиля может быть произведена по величине удельного расхода топлива

<7т :

<7сАгс

( 210)

3.0У

 

где qc — удельный ность автомобиля; Расход топлива

цикла

расход топлива; N c — установившаяся мощ­

ѵ — скорость

движения в расчетном режиме.

на выполнение

завершенного транспортного

?и — 9ир +

7ур +

<7о,

( 211)

 

где д н р

— расход

топлива при

работе

автомобиля в неустанови­

вшемся

режиме;

qyp — расход

топлива

в установившемся режиме;

д 0 — расход топлива на холостом ходу при остановках автомобиля (погрузка, ожидание и т. д.).

238


Т а и л и ц а S5

Изменение расхода горюче-смазочных материалов автосамосваламн БелАЗ-540 по временам года

Расход дизельного топлиші

 

и ашіамасла

u

Карьеры

 

 

летний

переходный

ЗИ М Н И Н

период

период

период

Заполярья

172

192

10,0

8,5

8,U

 

Урала и Казахстана

169

180

200

9,6

8 , 2

8 , 0

 

Кривого Рога и КМА

165

176

190

11,0

10,0

9,0

 

Закавказья ц других южных районов

155

166

168

10,0

8,5

8 , 8

 

П р и м е ч а н и е . В числителе приведен расход

дизельного топлива,

л/100 км,

в знаменателе —расход авиамасла, % по отношению к расходу топлива.

 

Рлс. 104. Изменение расхода горюче-смазочных материалов по месяцам в течение года:

1 — дизельного топлива; 2 — авпамасла

Срок службы двигателя . к

 

12,6

37,5

62,б

87,5

112.5

12.В 373 6 2 3

873 ГІ23

 

Пробег

автосамосвала . тыс. км

 

..Пробег автосамосвала , тыс. км

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 105.

Рост расхода

дизельного топ­

Рис. 106. Рост расхода авпамасла с

лива с увеличением времени работы

увеличением времени

работы двига­

двигателя

ЯМЗ-240

 

автосамосвала

теля ЯМЗ-240 на автосамосвале

БелАЗ-540

 

 

 

 

 

 

БелАЗ-540

 

239


Сменный расход топлива определяется с учетом продолжитель­ ности цикла и использования автомобиля во времени

& ,.= ^ rc w W ° ,

(212)

J Ц

 

где Гсм — продолжительность смены; /с, — коэффициент, учитыва­ ющий период года; к 2 — коэффициент, учитывающий степень износа двигателя; к я — коэффициент использования автомобиля во вре­ мени; Т и — время выполнения транспортного цикла.

Среднемесячный нормативный ра­ сход топлива автомобилем рассчиты­ вается для каждого конкретного карьера с учетом климатической зоны по формуле

 

 

О

_

QnTп + СзГз

/ п л о\

Расстояние транспортирования , км

Чгнорм

1 2

X"**3/

 

 

 

 

 

Рис. 107. Расход дизельного тон-

где

<2л, Qn,

<?з — соответственно

лнна автосамосвалом

БелАЗ-540

нормативный расход дизельного топ­

(двигатель ЯМЗ-240) в завнсп -

лива в летний, переходный и зим­

мостіі от расстояния транспорти­

рования

 

ний

периоды года, л/100

км;

Т„,

 

 

Т п,

Т 3 — продолжительность

пери­

одов года для расчетной климатической зоны, месяцев.

 

 

Нормы расхода

топлива

разрабатываются

дифференцированно

по климатическим зонам, условиям эксплуатации и маркам авто­ мобилей. Для каждого времени года с учетом его продолжитель­ ности вводятся поправочные коэффициенты.

§ 4. Срок службы шпи карьерных автомобилей и пути его увеличения

На современных карьерных автомобилях установлены крупно­ габаритные многослойные шины со специальным карьерным рисун­ ком протектора. На 27-тонных автосамосвалах установлены шины 18.00—25 с расчетной нагрузкой 8 тс, а на 40-тонных шины 20.00—33 с нагрузкой И тс на шину. Для автосамосвалов БелАЗ-549 грузо­ подъемностью 75 т Воронежским шинным заводом выпущены шины В-179 с 38-слойным каркасом, который усилен до 42 слоев при рас­ четной нагрузке на шину 21 тс (табл. 86).

Кроме того, отечественными шинными заводами изготовляются шины для узкоспециализированных тягачей и автосамосвалов. Для использования иа тягаче БелАЗ-531 Воронежский шинный завод выпускает шины моделей В-71, В-74 размером 27.00—33 с глубоким рисунком протектора и шириной профиля 760 мм, рассчитанные на нагрузку 15 450 кгс. Автосамосвал МоАЗ-522А Могилевского авто­ завода оборудован особыми широкопрофильными шинами низкого давления, обеспечивающими повышенную проходимость автомобиля (табл. 87).

240



CZ

Ч

ѴО

Я

Illниы карьерных большегрузных автомобилей

>0

І_

Л

а

!С А

Я= O.S

Л2 £ ~ Ä и

■і*

Sir.

Б

Я S

а « г , у

£ = s ' o С. ffi u

n s -

,e

s re а ü ^ r j ü

а а >*~ Я “ p " 5? reb

1 2 2 к

оsа-s Ui";

äü |

1~

Jfi ZL

£•*=5s

re—ct 3 — ■*

О а

üOü« ZT -1

§$t.

CJ

et

31 H3

rs — —

ю ~ g

о

а

S

о

а

**

О

V| -1

CJ

~

с

Г---- .

ЮЮ

LO Ю ІО LO

I—

ST Ю CM CM

ОС т- о ■м СМ СО

СМ СО см со

ч? V-

і1

2 со

11т

1 U—«

О 3 см см

1 1

о

~

О

3

см см

-г«ГН

со

О.]

<!

5

о

а

ЯÄ

ч

о

о

о,

И

О ю

юю

юю

LO ю

о о

Ю ЧГ

см см

тн ю СМ тч со со

со ю со см

о

1^

1 -ГН тН

1 1

СО СО Г— Ю

SH

оо

<М СМ

11

оо

оо

см см тт-і *гН

W

1

со

<

Сч

 

в

 

 

о

 

§

«

в

о, ~

О

S

о

й

§

й

О

О

О Ä

Вft В

ов о

Й Ш ft 0 = 0

ЮП И

О О О ио

ЮЮ LO ю

о о о о

ю LO ю со

о

о

о

о

о

о

о

о

О

О

О

LO

со со со со

о о

о о

т—1

тгН t--

LO Ю

LO Ю

Ю LO LO LO

»ГН»ГН 1

+1 +1 +11+

ю ю ю ю

оо о о

со со со со

-гН— -НГГ1

0000со со

• см см см см

о о о о

о о о о ю ЧІ4СО vf СО

< < < 5

со со со 'і

t—t— t—

е н й й

LO LO LO LO CM CM CM CM

1

1

1

1

о

о о

 

о

оо о о

об об об об ■ч-І тН n-і

-d r a

ОÖ о vf vf vf

LO Ю LO

со со со

<< <

чч ч

ОО О

га г а га

 

 

 

w

 

 

a

’Я

— « о

г-

си

В

о

о

р

й

ё

о

о

о

в

ся

В

о

в

с

си^

В«

о

в

о

г а и ;

га

о

о

О

ю

LO

ю

О

СО

со

LO LO

LO

о

о

*гс*

о

о

О

00

чч

*гНтгЧ

'ГН«гН

СМ

о

о

о

I— г-

Ч7<

LO LO

СО

см

 

ю

чч

ЧЧ

+1

L;

+1

О

ю

«гt—

ос

05 05

ЧГ

 

 

СМ

со со

см

см см

чг

о

см

ю

О

СО

00

LO LO

05

чр1

05

ч? ©

Ю

1ю

кга1

со со

05

 

со со

 

 

1

1

1

 

о

о

О

 

о

о

о

 

О

 

4f

 

см см

см

 

„ т

-га

00 оо

05

05

ч^ ч?

• 4f Ч^

LO LO

LO LO

c o c o

со со

<

C

<

<

ч

4

ч

ч

о

о

о о

гаг а

гага

1б Заказ 283

241