Криворожья и КМА 9—11%. В южной зоне расход авнамасла не сколько выше, чем в средней зоне, и составляет 8,5—10%.
Одним из важнейших факторов, оказывающих влияние на рас ход горюче-смазочных материалов при эксплуатации большегруз ных автомобилей в карьерах, является изношенность двигателя (поршневой группы, топливной системы). По мере увеличенпя срока
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
службы двигателя |
расход горюче |
|
|
|
смазочных |
|
материалов, |
и |
осо |
|
|
|
бенно авиамасла, |
возрастает |
(ри |
|
|
|
сунки 105 п 106). |
С начала |
экс |
|
|
|
плуатации до 3000 |
моточасов |
ра |
|
|
|
боты двигателя |
расход |
авиамасла |
|
|
|
увеличивается только на 0,5 л/ |
|
|
|
100 км пробега на каждые 500 мо |
|
|
|
точасов. |
Однако |
абсолютные |
зна |
|
|
|
чения расхода авиамасла при 5000 |
|
|
|
моточасах |
работы |
двигателя |
уве |
|
|
|
личиваются |
в 2 |
раза |
по |
сравне |
|
|
|
нию с их величиной в начальный |
|
|
|
период эксплуатации. |
|
значе |
|
|
|
Большое |
практическое |
|
|
|
ние имеет зависимость расхода топ |
|
|
|
лива от расстояния транспортиро |
|
|
|
вания (рис. 107). На большинстве |
|
|
|
карьеров |
|
легко проследить доста |
|
|
|
точно тесную регрессивную связь |
|
|
|
между этими показателями. |
Так, |
Рис. 103. Экономическая характе |
например, увеличение |
расстояния |
ристика двигателя |
ЯМЗ-240 |
авто |
транспортирования |
от |
1 |
до 3 км |
самосвала БелАЗ-540: |
|
вызывает |
|
снижение расхода |
топ |
N & — мощность двигателя; М кр |
крутя- |
лива в среднем на 25%; при даль |
удельный расход |
ход |
|
нейшем |
увеличении |
расстояния |
топлива |
|
расход топлива снижается в мень |
|
|
|
шей степени. Оценка топливной экономичности автомобиля может быть произведена по величине удельного расхода топлива
где qc — удельный ность автомобиля; Расход топлива
цикла
расход топлива; N c — установившаяся мощ
ѵ — скорость |
движения в расчетном режиме. |
на выполнение |
завершенного транспортного |
?и — 9ир + |
7ур + |
<7о, |
( 211) |
|
где д н р |
— расход |
топлива при |
работе |
автомобиля в неустанови |
вшемся |
режиме; |
qyp — расход |
топлива |
в установившемся режиме; |
д 0 — расход топлива на холостом ходу при остановках автомобиля (погрузка, ожидание и т. д.).
Т а и л и ц а S5
Изменение расхода горюче-смазочных материалов автосамосваламн БелАЗ-540 по временам года
Расход дизельного топлиші |
|
и ашіамасла |
u |
Карьеры |
|
|
летний |
переходный |
ЗИ М Н И Н |
период |
период |
период |
|
Заполярья |
172 |
192 |
2Ю |
|
10,0 |
8,5 |
8,U |
|
|
|
Урала и Казахстана |
169 |
180 |
200 |
|
9,6 |
8 , 2 |
8 , 0 |
|
|
|
Кривого Рога и КМА |
165 |
176 |
190 |
|
11,0 |
10,0 |
9,0 |
|
|
|
Закавказья ц других южных районов |
155 |
166 |
168 |
|
10,0 |
8,5 |
8 , 8 |
|
|
|
П р и м е ч а н и е . В числителе приведен расход |
дизельного топлива, |
л/100 км, |
|
в знаменателе —расход авиамасла, % по отношению к расходу топлива. |
|
Рлс. 104. Изменение расхода горюче-смазочных материалов по месяцам в течение года:
1 — дизельного топлива; 2 — авпамасла
Срок службы двигателя . к
|
12,6 |
37,5 |
62,б |
87,5 |
112.5 |
12.В 373 6 2 3 |
873 ГІ23 |
|
Пробег |
автосамосвала . тыс. км |
|
..Пробег автосамосвала , тыс. км |
|
|
|
|
|
|
|
Рис. 105. |
Рост расхода |
дизельного топ |
Рис. 106. Рост расхода авпамасла с |
лива с увеличением времени работы |
увеличением времени |
работы двига |
двигателя |
ЯМЗ-240 |
|
автосамосвала |
теля ЯМЗ-240 на автосамосвале |
БелАЗ-540 |
|
|
|
|
|
|
БелАЗ-540 |
|
Сменный расход топлива определяется с учетом продолжитель ности цикла и использования автомобиля во времени
& ,.= ^ rc w W ° , |
(212) |
J Ц |
|
где Гсм — продолжительность смены; /с, — коэффициент, учитыва ющий период года; к 2 — коэффициент, учитывающий степень износа двигателя; к я — коэффициент использования автомобиля во вре мени; Т и — время выполнения транспортного цикла.
Среднемесячный нормативный ра сход топлива автомобилем рассчиты вается для каждого конкретного карьера с учетом климатической зоны по формуле
|
|
О |
_ |
QnTп + СзГз |
’ |
/ п л о\ |
Расстояние транспортирования , км |
Чгнорм |
1 2 |
X"**3/ |
|
|
|
|
|
Рис. 107. Расход дизельного тон- |
где |
<2л, Qn, |
<?з — соответственно |
лнна автосамосвалом |
БелАЗ-540 |
нормативный расход дизельного топ |
(двигатель ЯМЗ-240) в завнсп - |
лива в летний, переходный и зим |
мостіі от расстояния транспорти |
рования |
|
ний |
периоды года, л/100 |
км; |
Т„, |
|
|
Т п, |
Т 3 — продолжительность |
пери |
одов года для расчетной климатической зоны, месяцев. |
|
|
Нормы расхода |
топлива |
разрабатываются |
дифференцированно |
по климатическим зонам, условиям эксплуатации и маркам авто мобилей. Для каждого времени года с учетом его продолжитель ности вводятся поправочные коэффициенты.
§ 4. Срок службы шпи карьерных автомобилей и пути его увеличения
На современных карьерных автомобилях установлены крупно габаритные многослойные шины со специальным карьерным рисун ком протектора. На 27-тонных автосамосвалах установлены шины 18.00—25 с расчетной нагрузкой 8 тс, а на 40-тонных шины 20.00—33 с нагрузкой И тс на шину. Для автосамосвалов БелАЗ-549 грузо подъемностью 75 т Воронежским шинным заводом выпущены шины В-179 с 38-слойным каркасом, который усилен до 42 слоев при рас четной нагрузке на шину 21 тс (табл. 86).
Кроме того, отечественными шинными заводами изготовляются шины для узкоспециализированных тягачей и автосамосвалов. Для использования иа тягаче БелАЗ-531 Воронежский шинный завод выпускает шины моделей В-71, В-74 размером 27.00—33 с глубоким рисунком протектора и шириной профиля 760 мм, рассчитанные на нагрузку 15 450 кгс. Автосамосвал МоАЗ-522А Могилевского авто завода оборудован особыми широкопрофильными шинами низкого давления, обеспечивающими повышенную проходимость автомобиля (табл. 87).