принимать 14,3—20%, а на капитальный ремонт большегрузных автосамосвалов от 0,6 до 0,66% на 1000 км пробега.
С увеличением грузоподъемности и совершенствованием конструк ции карьерных автомобилей наблюдаются тенденции к увеличению срока службы и стоимости автомобиля. Применение на карьерах крупных конструктивно сложных автомобильных агрегатов грузо подъемностью 150—250 т, имеющих высокую первоначальную стои мость, будет экономически выгодным при сроке эксплуатации 8— 10 лет и пробеге до 250—350 тыс. км.
§ 3. Топливная экономичность карьерных автомобилей
Экономичность карьерных автомобилей в значительной степени зависит от эксплуатационных показателей применяемых двигателей и от фактического расхода топлива и авиамасла.
При быстроходных дизельных двигателях (со скоростью вращения свыше 1000 об/мин) карьерных автомобилей используется дизель ное топливо марок ДЗ (зимой) и ДЛ (летом при температуре окружа ющего воздуха не ниже 0° G). Эти виды топлива должны применяться одновременно с маслами, в состав которых входит специальная при садка ЦИАТИМ-1. Для двигателей Ярославского моторного завода ЯМЗ-238, ЯМЗ-240 и ЯМЗ-240Н применяется масло ДС-8 и ДС-11. Масло ДС-8 является зимним и содержит присадки ЦИАТИМ-339 и ЦИАТИМ-1. Используется оно с малосернистым (содержащим не более 0,2% серы) дизельным топливом. Для двигателей Д12-А на большинстве карьеров применяется авиамасло, изготовляемое из малосернистой нефти, которое является дефицитным и дорогостоящим.
Расход горюче-смазочных материалов характеризует топливную экономичность карьерных автомобилей. Паспортная их экономич ность оценивается экономической характеристикой (рис. 103). Одна ко последняя не может быть применена для определения фактиче ского расхода топлива автомобилем в карьерных условиях.
Анализ расхода дизельного топлива автосамосвалами БелАЗ-540 показал, что на карьерах Заполярья он изменяется от 164 до 224 л/100 км пробега, на карьерах Урала и Казахстана от 158 до 203,8 л/100 км пробега, на карьерах КМА и Криворожья от 145 до 209,7 л/100 км пробега, на карьерах Закавказья, Средней Азии и других южных районов в среднем составляет 180 л/100 км пробега.
Водной и той же климатической зоне расход дизельного топлива
иавиамасла изменяется в зависимости от времени года. Об абсолют
ной величине этого изменения дают представление приведенные в табл. 85 фактические показатели расхода топлива автосамосва лами БелАЗ-540 на ряде карьеров разных климатических зон.
Расход авиамасла снижается в переходный период на 3% , а в зим ний на 5,5% по сравнению с летним (рис. 104).
Расход авиамасла для районов Заполярья составляет 8—10% г для районов Урала п Казахстана в пределах 8—9,6%, для районов