Файл: Васильев М.В. Автомобильный транспорт карьеров.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 130

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Ю
О.
Рис. 108. Изменение стоимости шин в зависимости от грузоподъемности авто­ мобиля

Шины низкого давления имеют увеличенный диаметр и ширину профиля, что обеспечивает большой контакт с поверхностью грунта, а следовательно, позволяет уменьшить погружение шины и сопроти­ вление качению и увеличить силу тяги автомобиля.

Тенденция к увеличению грузоподъемности автотранспортных средств предъявляет повышенные требования к качеству, конструк­ тивным параметрам и ходимости крупногабаритных шин. Выпущен­ ный в США двухосный автосамосвал модели 2606 грузоподъемностью 254 т оснащен шинами 36.00— 51, способными нести нагрузку

свыше 50 тс.

По мере увеличения грузо­ подъемности, качества и ходи­ мости шин возрастает их стои­ мость (рис. 108). Практика со­ здания и эксплуатации крупно­ габаритных шин на автомоби­ лях в США показывает, что их стоимость достигает 2096 пер­ воначальной стоимости автомо­ биля и 20—25% стоимости транспортирования (па круп­ ных моделях).

Важнейшим фактором, определяющим ходимость и срок службы шин, является температурный режим их работы в процессе транспор­ тирования горной массы. Критической температурой нагревания шины считаются 120° С, после чего резко снижается работоспособность покрышек. Важнейшими факторами, от которых зависит темпера­ турный режим работы шпны, являются степень загрузки автомобиля, определяющая величину нагрузки на колеса, и средняя скорость движения в течение смены. Кроме того, нагрев шин зависит от кон­ структивных параметров шины (толщины, рисунка протектора, числа слоев корда, внутреннего давления воздуха), расстояния

Т а б л и ц а S7 Характеристика шин автосамосвала МоАЗ-522А

2

II

а

Рисунок шины = І 5

л

3

 

Ct

f i t

О

S

3

о

3

Число корда

1

(S

1

Нагрузка

(кгс)

й S'

О

а

 

в«

соответствующая

a s

9

2 —

давлению,

л

с?

а о

кгс/см 8

5 я

—А

о L

 

 

у

 

 

3,5

2,0

о ®

ëh'

5 2

І і

я р

 

 

 

В-163 Специальный, 0,53

26

675

1840

3,5; 2,0

9 500

7000

50

повышенной

 

 

 

 

 

 

 

 

проходимости

 

 

 

 

 

 

 

 

В-75А Карьерный

0,65

26

675

1840

3,5; 2,8

10 500

9500

16

2-12


транспортирования, сложности дорожных трасс, качества и состоя­ ния покрытия, наличия уклонов и частоты торможения и от ряда других факторов.

Перечисленные факторы свидетельствуют о сложности проблемы увеличения ходимости и срока службы шин карьерных автомобилей. Фактический срок службы их колеблется от 15 тыс. до 45 тыс. км и, как исключение, на некоторых карьерах доходит до 60 тыс. км. Наибольший статистический материал накоплен по эксплуатации шин 17.00—32 и 18.00—25 на автосамосвалах МАЗ-525 и БелАЗ-540.

а а

Рис. 109. Пробег автошин разме­ ром 18.00—25 на Гайском ГОКе:

а — изготовленных Днепропетровским шннпым заводом; б — Воронежским заводом

Пробег автошин , тыс. Км

Пробег автошин , тыс. км

Рис. ПО. Гистограмма распределе­ ния преждевременного выхода из строя автоппш 17.00—32 на Уча­ линском ГОКе:

а — разрыв проволоки корда; б — сквоз­ ной разрыв корда и отслоение протек­ тора

Средний пробег шин 18.00—25 изменяется в диапазоне 24—25 тыс. км на карьерах Урала и Кривого Рога он составляет 28—29 тыс. км, на карьерах Заполярья 15—25 тыс. км (хотя на Ковдорском ГОКе 90—95% всех шин достигают пробега 30 тыс. км и более). Следует отметить, что поскольку срок службы шин и их ходимость зависят от качества резины, материала корда и технологии изготовления, работающие в идентичных условиях шины, изготовленные разными заводами, имеют, как правило, неодинаковый пробег до износа (рис. 109).

Опыт эксплуатации автомобильных шин на карьерах позволяет установить основные причины преждевременного выхода из строя шин, не достигших состояния износа (рис. НО). Одна из таких

16*

2-13


причин — порезы п разрывы шин на беговой дорожке. Разрывы корда II выходы проволоки парушу являются следствием перегрузки и наезда на острые куски горной массы при большой скорости дви-

/К6НИЯ.

Срок службы шин в большой степени зависит от продольного профиля II типа покрытия автодороги, его состояния, своевремен­ ности ремонта. В зависимости от типа покрытия и его состояния отно­ сительный пробег шин составляет (в %):

Бетонные автодороги ...............................................

100

Щебеночные автодороги, обработанные

вяжу­

щими ..............................................................................

85

Щебеночные необработанные п гравийные

авто­

дороги с поверхностной обработкой ....................

70

Переходные типы покрытия.......................................

50

Аналитический расчет потребности шин не позволяет учесть всей

совокупности

влияющих факторов

и дает лишь ориентировочные

результаты,

которые необходимо

корректировать применительно

к конкретным условиям.

 

Расход шин зависит от производительности автомобиля и от про­ бега одного комплекта шин. Техническая производительность авто­

мобиля без учета простоев равна

 

 

Qа =

?Пр^Г^Ц

*

(214)

г

 

^тр

 

 

где qn — вес груза в кузове; ß — коэффициент использования про­ бега; к г — коэффициент использования грузоподъемности; ѵ — сред­ нетехническая скорость движения; t п— продолжительность цикла; Ь гр — расстояние перевозки груза.

Пробег одного комплекта шип

L K= vt4aCf

(215)

где <час — время работы шин до износа.

Расход шин в комплектах (для БелАЗ-540 один комплект состоит из шести шин) при расчетных производительности и расстоянии транспортирования

, LrpQp

к = q $ k rL K •

(216)

где @р — расчетный объем перевозок.

Расход шин может быть рассчитан по нормативному пробегу, который для шин 18.00—25 в зависимости от условий движения принимается:

Климатическая зона

 

Северная (карьеры Заполярья)............................

25—35

Средняя (Урал, Казахстан) ...............................

26—40

Центральная (Украина, Ц ентр)...........................

22—45

Южная (Средняя Азия, Закавказье) . . . .

18—25

244


Опыт работы показывает,

что

шипы

20.00—33,

применяемые

па автосамосвапах БелАЗ-548,

в

равных

условиях

имеют практи­

чески тот же срок службы, что и шины 18.00—25, поэтому норматив­ ный пробег их может быть принят равнозначным.

В последние годы в СССР проведена большая работа по улучше­ нию качества и увеличению срока службы автомобильных шин крупных размеров. Повышение качества достигнуто путем совер­ шенствования конструкции шин и технологического процесса их изготовления, применения качественных сортов дисперсной сажи, капронового, анидного и металлического корда. Применение син­ тетических каучуков новых типов — пзопреновых, довиниловых, довинил-стирольных, уретановых — позволяет довести срок службы шин до уровня, достигаемого при изготовлении их из натурального каучука.

§ 5. Технико-экономические показатели эксплуатации автомобильного, транспорта

Один из результирующих технико-экономических показателей эксплуатации карьерного автомобиля — его производительность, которая определяется объемом транспортной работы, выполняемой в течение смены, суток, месяца, года. На уровень производитель­ ности автомобиля действует большое число факторов, основные из которых можно разделить на следующие группы:

1. Конструктивные параметры и техническое состояние автомо­ биля: грузоподъемиость, мощность двигателя, тягово-динамические качества, скорость, емкость кузова, маневренность, приспособлен­ ность к работе в карьере, техническая готовность в течение рас­ сматриваемого периода, конструктивное совершенство автомобиля

вцелом и т. д.

2.Горнотехнические и технологические условия эксплуатации автомобиля в карьере: расстояние транспортирования, высота подъема горной массы, руководящий уклон, геометрические пара­ метры и состояние автомобильных дорог, физико-механические свойства пород и руд, технологическое соответствие погрузочного

экскаватора типу применяемого автомобиля, схема движения в карьере и на отвале, условия разгрузки в приемные бункера ит. д.

3. Организационные факторы: режим работы автомобиля во вре­ мени, показатели использования автопарка, условия хранения, технического обслуживания и ремонта, мощность и оснащение ремонт­ ной базы и т. д.

При одинаковых скорости и динамических качествах производи­ тельность автосамосвала определяется в основном его грузоподъем­ ностью. Так, по данным зарубежной практики, увеличение грузо­ подъемности технологического автомобиля с 32 до 61 т при рас­ стоянии транспортирования 4,6 км дает возможность увеличить производительность на 77,5%. При дальнейшем увеличении гру­ зоподъемности автомобиля прирост сменной производительности

245


составляет 7,6 т на каждую тонну грузоподъемности. С уменьшением расстояния транспортирования влияние грузоподъемности автомо­ биля на показатели производительности возрастает (табл. 88).

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 88

Сравнительная производительность автосамосвалов типа БелАЗ

 

 

(в условиях

Первомайского карьера)

 

 

Расстоя­

Производительность, т

Расстоя­

Производительность, т

ние

ние

 

транспор­

 

 

 

 

тпрова-

 

 

 

тирова­

БелАЗ-540

БелАЗ-548

БелАЗ-5 40

БелАЗ-540

БелАЗ-548 БелАЗ-54и

ния, км

ІШ Н ,

км

0,5

■J2S

167

 

326

3,0

 

47

63

104

1100

1440

2800

 

405

545

890

 

 

 

1,0

88

119

'

212

4,0

 

37

50

81

760

1020

1820

 

320

430

700

 

 

 

1,5

67

91

 

155

5,0

 

31

42

67

580

780

 

1330

 

265

360

580

 

 

 

 

2.0

64

86

 

144

 

 

 

 

 

550

740

 

1240

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II р п м с ч а н и е.

В числителе приведена часовая производительность автоса.мосвала,

в знаменателе —сметшая.

 

 

 

 

 

 

 

Испытания дизель-электрических

автосамосвалов

БелАЗ-549

грузоподъемностью 75 т на Первомайском карьере СевГОКа пока­ зали, что их производительность в зависимости от расстояния транс­ портирования превышает производительность автосамосвалов БелАЗ-540 в 2,2—2,6 раза. Следует отметить, что на производитель­ ность дизель-электрических автосамосвалов меньшее влияние оказы­ вает глубина карьера (рис. 111).

С точки зрения производительности и стоимости транспортиро­ вания в карьерах с объемом перевозок 15—20 млн. т горной массы в год наилучшие показатели могут быть получены при использова­ нии 40-тонного автосамосвала БелАЗ-548. Наибольший опыт экс­ плуатации автосамосвалов БелАЗ-548 накоплен на Ингулецком ГОКе, использование их на котором показало существенные пре­ имущества этого типа автосамосвалов по сравнению с БелАЗ-540.

Технико-экономические показатели работы автомобильного транс­ порта на ведущих рудных карьерах за период с 1966 по 1970 г. приведены в табл. 89 и 90. Динамика показателей свидетельствует о снижении производительности по мере усложнения условий транс­ портирования, хотя в отдельные годы наблюдаются частичные откло­ нения от этой закономерности.

Опыт эксплуатации автомобильного транспорта на Ингулецком ГОКе в период с 1966 по 1970 г. показывает, что с ростом глубины на 50 м при одновременном увеличении среднего расстояния транс­ портирования с 2 до 2,3 км производительность одного работающего

246