Файл: Васильев М.В. Автомобильный транспорт карьеров.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 127

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

на некоторых рудных карьерах в связи с высоким темпом понижения горных работ наблюдается более значительный рост стоимости транспортирования 1 ткм. Так, на Ингулецком карьере, если не учи­ тывать период освоения автосамосвала БелАЗ-540, она повысилась за время с 1967 по 1970 г. на 24%, на Новокриворожском ГОКе — на 14%, в то время как в среднем по железорудным карьерам она возросла на 2—4%.

Анализ стоимости транспортирования автомобилями весьма за­ труднителен, так как в последние годы парк устаревших автосамо­ свалов МАЗ-525 был заменен автосамосвалами БелАЗ-540 и БелАЗ-548 и произведено конъюнктурное изменение цен на шины, запасные части, материалы химической промышленности и т. д.

Г л а в а XIII

ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС В ОБЛАСТИ КАРЬЕРНОГО АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА

§ 1. Перспективы применения автомобильного транспорта на открытых горных работах

С расширением масштабов работ в карьерах, увеличением глу­ бины разработки и расстояний доставки горной массы на поверх­ ность возрастает роль транспорта на горнодобывающих предприя­ тиях, который оказывает существенное влияние на показатели работы карьеров в целом.

По данным Промтрансниипроекта, объемы перевозок карьерным транспортом возрастут к концу текущего десятилетия по сравнению с 1970 г. в два раза. Несмотря иа значительный удельный вес желез­ нодорожного и прочих видов транспорта, объем перевозок автомо­ билями также возрастет вдвое, а по некоторым отраслям, в част­ ности на гидростроительстве, на карьерах, добывающих сырье для химической промышленности, и в угольной промышленности, он увеличится в 3 раза. Расширение применения автомобильного транс­ порта будет сопровождаться его коренным техническим перевоору­ жением: совершенствованием существующих и созданием новых, главным образом специализированных транспортных средств, отве­ чающих требованиям различных отраслей народного хозяйства, имеющих наиболее рациональные параметры и в лучшей степени приспособленных для использования с другим смежно с ним работа­ ющим оборудованием. Все это, естественно, будет способствовать значительному улучшению технико-экономических показателей авто­ мобильного транспорта.

Долевое участие автомобильного транспорта в перевозках гор- н.ій массы в различных отраслях промышленности приведено

втабл: 93.

Вгорной промышленности, в частности на рудных карьерах, автомобильный транспорт будет использоваться в различных сочета­ ниях с другими видами транспорта, главным образом с железнодо­ рожным и конвейерным, причем удельный вес комбинированных видов транспорта будет все более увеличиваться (табл. 94).

Как правило, все вновь строящиеся карьеры горнорудной про­ мышленности, особенно в первые периоды эксплуатации, при вскры­ тии месторождений и выполнении горнокапитальных работ будут применять автомобильный транспорт.

Автомобильный транспорт предполагается использовать на наме­ ченных к строительству в ближайшие годы железорудных карьерах

253


 

 

 

 

Т а б л и ц а

93

Долевое участие автомобильного транспорта в перевозках горной массы

 

 

 

1970 г.

К концу текущего

 

 

 

десятилетия

 

 

 

 

 

 

 

 

Распределе­

Удельный

Распределе­

Удельный

Отрасль промышленности

ние участил

вес перево­

ние участия

вес перевозок:

автомобиль­

зок автомо­

автомобиль­

автомобиль­

 

 

ного транс­

бильным

ного транс­

ным транс­

 

 

порта по от­

транспортом,

порта по от­

портом,

 

 

 

раслям про­

% к общему

раслям про­

% к общему

 

 

мышлен­

объему пере­

мышлен­

объему

 

 

 

ности, %

возок

ности, %

перевозок

Добыча нерудных строитель­

 

 

 

 

 

ных материалов

. . . .

38,0

98,5

34,0

99,0

 

Гидростроительство . . . .

15,2

100,0

22,3

100,0

 

Цветная металлургия . . .

15,2

48,0

13,6

54,0

 

Черная металлургия . . .

12,7

37,2

10,6

39,9

 

Добыча горнохшшческого .

 

 

 

 

 

сырья ...............................

 

5,1

53,1

5,6

55,0

 

Угольная промышленность .

2,8

9,4

3,9

7,3

 

И т о г о . . .

100,0

56,4

100,0

55,2

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

94

Удельный вес основных видов транспорта на горнорудных предприятиях с открытым способом разработки, %

Виды транспорта и их комбинации

1970 Г .

1975

Г .

1980 г.

1985 г.

Автомобильный...........................................

35

30

 

22

20

Железнодорожный ...................................

44

40

 

35

16

Конвейерный...............................................

1

2

3

6

Автомобильно-железнодорожный . . . .

15

18

 

23

27—29

Автомобильно-конвейерный ....................

1

6

13

23—25

Прочие виды транспорта .......................

4

4

 

4

4 - 8

Канарском, Костомушском, Рудногорском, Тейском, Краснокаменском, Ирбинском, Сорском, Тагыркульском, Кень-Тюбе и ряде других. Объем перевозок на этих предприятиях будет составлять от 1—1,5 млн. до 75—100 млн. т в год (например, на Канарском карьере). Большие объемы перевозок автомобилями предполагаются также на многих строящихся и намеченных к . строительству карье­ рах руд цветных металлов, расположенных главным образом в Си­ бири, Средней Азии и на Дальнем Востоке.

В угольной промышленности дальнейшее развитие автомобиль­ ный транспорт получит преимущественно в Кузбассе. В горнохими­ ческой промышленности огромные объемы перевозок автомобилями

намечаются

на Каратауском фосфоритовом, Раздольском серном

и на многих

других предприятиях.

254


На действующих предприятиях условия эксплуатации автомо­ билей будут все более усложняться. Многие существующие рудные карьеры, использующие автомобильный транспорт, достигнут глу­ бины 300—350 м, значительно увеличится число карьеров, имеющих глубину до 200 м. Существенно возрастет доля скальных пород

ируд в общем объеме добываемой горной массы. Скальные породы

ируды будут составлять до 70—75% транспортируемой массы. Будет также происходить дальнейшее увеличение параметров погру­ зочного оборудования, будет налажен серийный выпуск экскавато­ ров с ковшами емкостью 10—12,5 м3, а в дальнейшем и 16 м3, а так­ же погрузчиков с ковшами на 10—16 т.

Наряду с этим повышающиеся требования к качеству полезных ископаемых создадут дополнительные трудности, вызванные раз­

дельной разработкой и усреднением руд в карьерах.

Усложнение условий эксплуатации автомобилей потребует со­ здания новых транспортных средств значительно большей грузо­ подъемности, отличающихся большей степенью надежности, долго­ вечности и экономичности.

Автомобили особо большой грузоподъемности и более высоких маневрово-скоростных качеств позволят увеличить экономичные расстояния транспортирования на карьерах и довести их в ряде случаев при самостоятельном использовании автомобильного транс­ порта до 4—5, а иногда и 7 км. Автомобили особо большой грузо­ подъемности обеспечат также высокие показатели работы и при комбинированном использовании их с другими видами транспорта (железнодорожным, конвейерным и др.). В этом случае расстояния откатки составят до 2—2,5 км.

Возможно также применение автомобилей совместно с новыми видами транспорта: конвейерными поездами, монорельсовыми до­ рогами и т. д.

§ 2. Основные направления дальнейшего повышения эффективности использования автомобильного транспорта

Увеличение грузоподъемности и маневрово-скоростных качеств автомобилей, безусловно, будет способствовать повышению эффек­ тивности их применения, однако для значительного повышения производительности и снижения стоимости автомобильных перево­ зок необходима коренная реконструкция всей системы организа­ ции и эксплуатации автомобильного транспорта на карьерах.

Рассмотрим основные факторы, способствующие повышению эффективности работы автомобильного транспорта на карьерах:

1. Соответствие параметров совместно используемых выемочно­ погрузочных, разгрузочных, приемных, различных вспомогатель­ ных и других устройств. Число автомобилей, обслуживающих эк­ скаватор и погрузчик, должно соответствовать их производитель­ ности. Для полного использования грузоподъемности автомобилей

255


необходимо кратное соотношение не только между емкостью кузова автомобиля и емкостью ковша экскаватора, но и между их грузо­ подъемностью. Если такого соотношения достигнуть трудно, исполь­ зуют сменные ковши экскаваторов, сменные кузова автомобилей, производят наращивание их бортов. Наряду с этим важное значение имеет наполнение ковша при погрузке скальных пород. При боль­ шом количестве плохо взорванного негабаритного материала приня­ того числа ковшей, потребных для загрузки автомобиля, оказывается недостаточно, и, как правило, требуется дополнительные черпания, что удлиняет время погрузки и снижает производительность как

экскаватора,

так и автомобиля.

 

Приемные устройства должны иметь необходимый фронт и резерв­

ные емкости

для разгрузки автомобилей.

 

2. Своевременность выполнения подготовительных работ для

обеспечения

производительной работы автомобильного

транспорта

в карьере.

К подготовительным работам относятся

устройство

автодорог и качественное их содержание и ремонт, устройство подъездов в забоях и на отвалах, временных съездов в карьере, содержание в исправности погрузочных машин и подготовка прием­

ных

устройств к приему горной массы и т. д.

3.

Комплексная механизация основных и вспомогательных работ

транспортного процесса в карьере. Совместно работающие экскава­ торы, погрузчики с автомобилями должны быть обеспечены доста­ точным числом дорожно-строительных и дорожно-ремонтных машин, бульдозеров, скреперов, автокранов, передвижных мастерских, меха­ низированных заправочных устройств и т. д., что позволяет сокра­ тить количество обслуживающего транспорт персонала в карьере

иснизить трудоемкость работ.

4.Уменьшение влияния сложных горнотехнических, климати­ ческих, погодных и других условий, отражающихся на работе авто­ мобильного транспорта. Для улучшения условий работы на карье­ рах проводится целый ряд мероприятий, которые включают в себя борьбу с обледенением и снежными заносами, а также пылеобразо-

ванпем на автодорогах, устройство пунктов для подогрева двига­ телей и теплых стоянок для автомобилей, утепление кабин и их обогрев в зимнее время, установку в них кондиционеров, исполь­ зование специальных сортов масел в зимнее время, применение средств и устройств против налипания и намерзания пород на кузовы автомобилей и т. д.

5. Рациональная организация работы автомобилей в карьере, обеспечивающая достижение максимально допустимых скоростей их движения и кратчайшие сроки выполнения операций погрузки и разгрузки. Для этого организуют поточное движение автомобилей в карьере, устраивают петлевые и кольцевые заезды и подъезды, однополосные дороги с раздельным грузовым и порожняковым направлениями, обеспечивают рациональную установку автомобилей в забоях под погрузку на бункерах фабрики и отвалах на разгрузку. Для достижения высоких скоростей движения важны надлежащая

258


трассировка дорог, наличие на них твердых покрытий и поддержа­ ние их в исправном и ровном состоянии, систематическая очистка подъездов и дорог от просыпающегося материала и т. д. К органи­ зации работ относятся также меры по обеспечению безопасности движения автомобилей, включающие установку необходимых дорож­ ных знаков, освещение трасс, разработку специальных местных инструкций и правил движения автотранспорта в карьере.

6. Совершенствование режима эксплуатации автомобилей, заклю­ чающееся прежде всего в правильном выборе сменности их работы. На многих карьерах наиболее рациональным признается двусмен­ ный режим работы. В некоторых случаях при совершенной органи­ зации автохозяйств и в первый период эксплуатации автомобилей бывает целесообразным устанавливать трехсменный режим. Время работы водителей автомобилей должно быть согласовано с работой экскаваторных бригад. Для упорядочения выхода автомобилей на линию применяют ступенчатый график, большое значение имеют своевременная выдача путевой документации и совершенствование распределения автосамосвалов для работы с экскаваторами. При использовании автомобилей в карьере наиболее рациональной при­ знается работа по открытому циклу. Однако такая организация оправдывает себя лишь при достаточно четком диспетчерском упра­ влении и хорошо поставленной службе информации и связи. Боль­ шое значение имеют своевременное выявление неисправностей авто­ мобилей, быстрая замена выбывших машин, для чего следует иметь необходимый резерв.

7. Хорошо поставленное обслуживание автомобилей в процессе эксплуатации. При этом предусматривается надлежащая органи­ зация заправочного хозяйства, размещение заправочных пунктов в карьерах, наличие заправочных автоцистерн, оснащение пунктов заправки современной аппаратурой, позволяющей в наикратчайшие сроки обслуживать автомобили. В автохозяйствах должны иметься аварийные автомобили, которые высылаются для выполнения мел­ кого ремонта и замены отдельных деталей (в том числе и шин) в поле­ вых условиях.

8. Улучшение организации и качества ремонта и технического обслуживания автомобилей. Для этого необходимо соблюдать периодичность и объем положенных работ при техническом обслужи­ вании и ремонте, контролировать качество этих работ, применять наиболее рациональные методы технического обслуживания и ре­ монта, в частности наиболее прогрессивный агрегатно-участковый метод, правильно использовать ремонтных рабочих и т. д.

9. Наличие автомобильных баз, обеспечивающих нормальные условия эксплуатации автомобильного транспорта в карьерах. Карьерные автомобильные базы должны состоять из комплекса зда­ ний и сооружений, рассчитанных на обслуживание и ремонт всех автомобилей, находящихся в ведении предприятия (обычно включая грузовые машины хозяйственного назначения и различные автомо­ били специального типа), и должны быть оснащены современным

17 Заказ 283

257