Файл: Упаковка медицинских и фармацевтических товаров. Тара, упаковочные и укупорочные средства, требования к ним. Экологические аспекты.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 95
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Последовательная реализация управленческих функций:
-
Планирование ассортимента – установление основных показателей ассортимента.
-
Основа: изучение спроса, проведение маркетинговых исследований. -
Результат: определение планируемого товарного ассортимента
-
Организация – выбор методов и разработка программ изучения ассортимента (распределение обязанностей, выбор поставщиков и направлений работы с конечными и промежуточными потребителями) -
Координация – работа по созданию в ассортиментном «портфеле» определённого соотношения товаров по стадиям жизненного цикла, стратегической значимости, удельному весу в объёме продаж. -
Контроль – сопоставление фактически достигнутых показателей ассортимента с запланированными, а также их корректировка при необходимости.
Основные элементы управления ассортиментом:
1. Формирование ассортимента –процесс подбора групп, видов и разновидностей товаров в соответствии со спросом населения с целью более полного удовлетворения его потребностей (должен осуществляться постоянно во всех звеньях цепи товародвижения).
2. Установление уровня требований по показателям, определяющим его рациональность
Факторы формирования ассортимента:
-
Общие факторы
-
Спрос (потребность, подкрепленная платежеспособностью потребителей - определяющий фактор формирования ассортимента) -
Извлечение прибыли. Прибыль можно увеличить расширением или сокращением ассортимента.
-
Специфические факторы
-
Сырьевая (наличие природных ресурсов, состояние промышленности и др.) -
Материально- техническая (по производству современной аппаратуры и т.д.) База производства, -
Достижения научно- технического прогресса (например, появление радиационной стерилизации, сделало возможным производство стерильных одноразовых шприцев).
Факторы формирования торгового ассортимента – производственные возможности изготовителей, специализация предприятия оптовой или розничной торговли, каналы распределения, методы стимулирования сбыта и формирование спроса.
Установление требований к рациональности:
Начинается с выявления запросов потребителей к товарам к товарам определенной ассортиментной принадлежности.
-
Могут быть использованы методы: социологический (опрос) и регистрационный (наблюдение). -
Организации, применяющие стратегию активного маркетинга, сами формируют спрос с помощью рекламы, выставок-продаж, презентаций.
Аспекты управления ассортиментом:
-
Социальные (сохранение здоровья населения страны), -
Организационные (создание структур, призванных обеспечить эффективное достижение целей ассортиментной политики предприятия), -
Методические (подбор и применение методов, обеспечивающих формирование рационального ассортимента на основе маркетинговых исследований)
Алгоритм формирования ассортимента фарм предприятия
Государственное регулирование и социальная направленность ассортиментной политики аптечной организации:
-
Ассортиментный минимум ЛС -
Список жизненно необходимых и важнейших ЛС, утвержденных МЗ РФ в качестве обязательного ассортиментного минимума. -
Перечни ЛС для бесплатного и льготного отпуска -
ЛС, рекомендуемые отраслевыми стандартами объема медицинской помощи (приказ МЗ РФ № 134 от 08.04.96). (Если фарм. организация обслуживает ЛПУ) -
ЛС, соответствующие формулярным справочникам с перечнем медикаментов, необходимых в лечении определенных заболеваний -
Региональные программы в области здравоохранения (диабет, онкология, туберкулез, материнство и детство и др.)
Формуляр – ограниченный список ЛС, утверждаемый к использованию в общественном секторе здравоохранения. Создание таких формуляров заключается в том, что ограничивается перечень лекарств, используемых в лечебном учреждении, по каждой фармакотерапевтической группе. При этом выбираются препараты наиболее эффективные и соответствующие структуре заболеваемости в данном лечебном учреждении или регионе. Обращается внимание на экономические аспекты лечения.
Вопрос №67
Ассортиментная политика фармацевтической организации: цель, задачи. Основные направления ассортиментной политики. Государственное регулирование и социальная направленность ассортиментной политики аптечной организации.
Ассортиментная политика – система мер по определению набора товарных групп, наиболее предпочтительных дня успешной работы на рынке и обеспечивающих экономическую эффективность деятельности предприятия в целом.
Цель ассортиментной политики – разработка товарной стратегии, включающей определение номенклатуры ЛС, которая позволит оптимально обеспечить население и лечебно-профилактические учреждения необходимой лекарственной помощью, а также будет способствовать укреплению финансового положения фармацевтической организации
Задачи ассортиментной политики:
-
Выявление потребностей в товарах определенной ассортиментной принадлежности -
Поиск товарных предложений и закупка товаров необходимого ассортимента -
Прогнозирование и планирование оптимального ассортимента -
Выбор и обоснование главных направлений АП -
Выявление возможных рисков и предотвращение их нежелательных последствий
Направления ассортиментной политики:
-
Определение рационального набора лекарственных препаратов с учётом их ЖЦ -
Определение оптимальной широты, насыщенности, глубины, гармоничности товарной номенклатуры -
Обновление ассортимента -
Установление перечней и списков ассортимента ЛС -
Оптимизация ассортимента с учётом скорости реализации ЛП
Гос. Регулирование – см. вопрос 67
Вопрос 68
Общие требования к устройству и эксплуатации помещений для хранения
ЛС. Основные принципы хранения. Нормативные документы.
См. вопрос №45
Вопрос 69.
Показатели ассортимента: широта, полнота, глубина, степень использования,
новизна, структура, устойчивость, гармоничность ассортимента. Основные
направления формирования ассортимента.
1. Широта – общая численность ассортиментных групп, реализуемых аптечным учреждением. Как, например, химические реактивы, перевязочные материалы, изделия медицинского назначения. Ее выражают коэффициентом широты ассортимента (Кш), равным отношению действительной широты ассортимента (Шд) к базовой (Шб).
Шд – фактическое количество групп товаров, имеющихся в наличии;
Шб – количество групп товаров, регламентированное нормативными документами или максимально возможное в момент оценивания.
2. Глубина товарной номенклатуры - многовариантность предложений каждого вида отдельного товара в рамках ассортиментной группы.
Показатель глубины – коэффициент глубины (Кг), определяемый соотношением:
3. Полнота – подвиды одного товара, имеющиеся в аптеке, т.е. это число ассортиментных позиций в каждой конкретной группе. Коэффициент полноты (Кп) равен:
4. Степень использования – показатель использования ассортимента товаров, имеющихся в организации, за определенный период времени.
а – количество наименований одного ЛС или целой фармакотерапевтической группы (ФТГ), реализованных за определенный период;
А – кол-во наименований ЛП одной ФТГ или ЛФ одного ЛС, имеющихся в наличии в аптеке.
5. Новизна – способность набора товаров удовлетворять изменившимся потребностям за счет новых товаров.
Новизна характеризуется действительным обновлением – кол-вом новых товаров в общем перечне (Н) и индексом обновления (Кн), равным отношению количества новых товаров к общему количеству наименований товаров (В) или действительной широте:
6. Структура ассортимента – характеризуется долей каждого вида и/или наименования товара в общем наборе. Показатели ее могут иметь натуральное или денежное выражение и носят относительный характер. Их рассчитывают как отношение кол-ва отдельных товаров к суммарному количеству всех товаров, входящих в ассортимент.
Структура ассортимента, рассчитанная в натуральном выражении, может отличаться от структуры того же ассортимента в денежном выражении. Выбор показателей структуры ассортимента зависит от целей аналитического исследования.
Для изделий мед. техники имеет значение структура ассортимента по степени морального износа, которую выражают коэффициентом износа (Ки):
где Т – время от момента первоначального появления типового образца на рынке до момента поступления изделия на предприятие (или срок эксплуатации в ЛПУ),
Т1 – жизненный цикл изделия данной торговой марки.
7. Гармоничность – степень близости между товарами различных ассортиментных групп с точки зрения их конечного использования, каналов распределения.
Например, все ассортиментные группы хирургических инструментов гармоничны между собой по способу производства, каналам распределения и условиям хранения. Но нейрохирургические инструменты и инструменты для гинекологии менее гармоничны с точки зрения практического применения.
Гармоничность обеспечивает качественную характеристику ассортимента и не измеряется количественно, поэтому носит описательный характер.
8. Устойчивость – определяют степенью изменения показателей широты, полноты, глубины и структуры за исследуемые периоды времени.
Формирование ассортимента – деятельность по составлению набора товаров, позволяющего удовлетворить реальные или прогнозируемые потребности, а также достигнуть целей, определенных руководством организации. Каждая организация проводит свою ассортиментную политику.
Основные направления формирования ассортимента:
1. Обновление – качественное и количественное изменение ассортимента, оно характеризуется повышением индекса обновления
2. Стабилизация – достижение состояния ассортимента, которое характеризуется повышенной устойчивостью и низкой степенью обновления; чтобы удовлетворить запросам потребителя, ассортимент долго оставаться стабильным не может.
3. Сокращение – качественное и количественное изменение ассортимента в сторону уменьшения широты и полноты (мы избавляемся от устаревших препаратов, а иногда от целых групп).
4. Расширение – качественное и количественное изменение в ассортименте в сторону увеличения широты, полноты, глубины и индекса обновления
5. Совершенствование – количественные и качественные изменения состояния набора товаров для повышения его рациональности
6. Гармонизация – количественные и качественные изменения состояния набора товаров, отражающие степень близости реального ассортимента к оптимальному или к лучшим зарубежным и отечественным аналогам, наиболее полно соответствующие целям организации.
В идеале управление аптечным ассортиментом (АА) должно обеспечить широкое, бездефектурное удовлетворение спроса населения и ЛПУ в товарах АА и за счет этого получить максимально возможную прибыль. Все это должно осуществляться при оптимальных (минимально возможных) товарных запасах. Управление финансами, необходимыми для формирования товарных запасов, должно сводиться к максимально эффективному использованию собственных и заемных средств.