Файл: Сельскохозяйственная районная планировка учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 134

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Земельный фонд распределяют в соответствии с при­ нятым составом сельскохозяйственных и промышлен­ ных предприятий и других категорий землепользова­

телей.

Оптимальные размеры сельскохозяйственных пред­ приятий и их подразделений, которые служат основой при составлении схем районной планировки, устанавли­ вают по рекомендациям зональных институтов экономи­ ки сельского хозяйства.

Наряду с определением рациональных размеров хо­ зяйств и их производственных подразделений большое значение имеет экономическое обоснование размеров животноводческих ферм и их размещения в колхозах и совхозах с учетом конкретных условий их производст­ венной деятельности.

Принято различать две системы размещения живот­ новодческих ферм: централизованную и децентрализо­ ванную.

Основной недостаток централизованной системы — значительный рост объема перевозок кормов с полей на фермы и навоза с ферм на поля. Поэтому, чтобы уста­ новить наиболее целесообразные размеры ферм, необ­ ходимо сравнить экономические показатели различных систем их размещения. При прочих равных условиях минимальные суммарные издержки на одну голову, на 100 голов ил« на единицу продукции определяют опти­

мальные размеры ферм.

При установлении оптимальных размеров животно­ водческих ферм применяют метод дифференцированного расчета затрат. Он заключается в том, что общие эк­ сплуатационные издержки на одну голову делят на внутрифермские и транспортные. Внутрифермские затраты состоят из постоянных и переменных. Постоянные за­ траты на голову скота (оплата рабочих, расход элек­ троэнергии, топлива) не зависят от размера фермы, пе­ ременные же (амортизационные отчисления, текущий ремонт машин, оборудования, зданий и сооружений, общефермские расходы) находятся в прямой зависимости от поголовья скота на ферме.

Используя указанную зависимость, можно опреде­ лить размер внутрифермских затрат:

І = — + Ь,

78

где / — внутрифермские затраты (руб.); а — переменные затраты;

b — постоянные затраты; X — поголовье скота.

Значения а и b могут быть найдены при условии, что для сравниваемых вариантов ферм определены внутри­ фермские затраты, которые берутся по данным техно­ логических карт. Внутрифермские затраты для ферм А и В можно рассчитать, используя уравнения:

А =

а

 

4- Ь,

 

 

 

+ Ь)

 

 

откуда

 

 

 

 

 

 

 

а = (А - В )

Х і

'

 

 

 

 

х 2 — Х і

 

 

 

 

 

 

 

Вх2 — Ахх

 

b = А — (А — В)

* 2

 

 

Х 2 — X!

 

Х 2

Х і

 

 

 

 

где А — внутрифермские

затраты

на

первой

ферме;

В — внутрифермские

затраты

на

второй

ферме;

Xj — поголовье скота

на первой фері^е;

 

 

х 2— поголовье

 

скота

на второй

ферме.

 

При определении

транспортных

затрат

учитывают

вес и класс грузов, расстояние и вид транспорта. Грузо­ оборот складывается из перевозок кормов, подстилки, навоза и навозной жижи из расчета потребности в кор­ мах и подстилке и выхода навоза на голову скота. За­ траты на перевозку грузов включают: заработную пла­ ту шофера, амортизационные отчисления, стоимость технического обслуживания, расход топлива. Средние расстояния перевозок устанавливают соответственно размеру ферм. Стоимость перевозки 1 т груза прини­ мается по действующим тарифам.

Приведем применительно к рекомендуемой методике пример расчета оптимального размера фермы крупного рогатого скота.

Внутрифермские эксплуатационные затраты на фер­

мах в 300 (А)

и 900

(В) коров, по данным технологи­

ческих

карт

на

100

коров, составили

соответственно:

Л =8483

руб.,

В = 7373 руб. Получены следующие значе­

ния а и Ь:

 

 

 

 

 

а =

(8483 -

7373) • - р — =4995;

 

 

 

 

9 — 3

 

 

Ъ = 8483 -

(8483 - 7373) • ——

= 10059.

 

 

 

 

9 — 3

 

79



Сводные показатели внутрифермских и транспорт­ ных расходов для ферм с различным поголовьем приве­ дены в таблице 4.

Т а б л и ц а 4

Сводные показатели внутрифермских и транспортных расходов

для ферм с различным

поголовьем

 

 

Расходы на 1 корову (руб.)

Размер фермы

внутриферм-

 

 

(коров)

транспортные

суммарныё

 

ские

150

101,3

8,85

110,15

300

84,8

10,66

95,46

450

79,3

12,15

91,45

600

76,5

13,37

89,87

750

74,8

14,40

89,20

900

73,7

15,35

89,05

1050

72,9

16,30

89,20

1200

72,3

17,20

89,50

1350

71,9

17,90

89,80

1500

71,5

18,60

90,10

Оптимальной является ферма на 900 коров. Она бу­ дет наиболее рациональна при следующих условиях: беспривязное стойлово-выгульное содержание для ко­ ров и стойлово-пастбищное для молодняка; одинако­ вый уровень механизации производственных процессов для ферм всех размеров; среднегодовой грузооборот на

корову 34,7 т; среднее

расстояние

перевозки

грузов

1,83—5,8

км; стоимость

перевозки

1 т

груза

0,25—

0,53 руб.;

перевозка грузов, кроме навоза,

автомобиля­

ми ЗИЛ-585 и ГАЗ-51, а навоза трактором ДТ-54 с са­ мосвальной тележкой грузоподъемностью б т.

Экономически целесообразные размеры ферм можно также установить графическим построением двух кри­ вых: экономии переменных издержек и роста транспорт­ ных расходов с увеличением размеров фермы. Точка их пересечения определяет допустимый для данных условий размер фермы.

Повышение производительности труда на фермах, снижение переменных издержек в связи с уменьшением общефермских расходов при укрупнении ферм, а также создание хороших дорог, замена гужевого транспорта механическим, повышение скорости движения транс­ портных средств, лучшая организация транспорта, раз­

80


мещение кормовых севооборотов вблизи ферм позволят снизить затраты на перевозки, и поэтому в перспективе фермы будут крупнее. Благодаря этому улучшатся ус­ ловия для повышения производительности труда, зна­ чительно сократится административный и обслуживаю­ щий персонал, а следовательно, снизятся косвенные затраты на единицу продукции животноводства. В ре­ зультате уменьшится общая стоимость строительства зданий, сооружений, инженерного оборудования и бла­ гоустройства в расчете на одну корову или одну голову скота, так как на больших фермах можно применить крупногабаритные здания для животных и складов кор­ мов, а также кооперирование строительных объектов, связанных между собой процессом содержания живот­ ных;

сократится число строительных площадок, а блоки­ рование и кооперирование зданий и сооружений позво­ лят уменьшить площадь под фермами, сократить про­ тяженность внутрифермских коммуникаций и сетей бла­ гоустройства и обеспечить комплексную механизацию трудоемких процессов;

при меньших относительных затратах будет достиг­ нут более высокий уровень механизации трудоемких процессов и благоустройства участков ферм;

значительно уменьшатся затраты на водоснабжение

благодаря

уменьшению потребности

в артезианских

скважинах,

насосных станциях, водонапорных башнях

и других водопроводных сооружениях.

Увеличение размеров ферм хорошо увязывается с

созданием

системы крупных сельских

населенных пунк­

тов. Фермы могут быть расположены на расстоянии ус­ тановленных санитарных разрывов (200—500 м), что позволит разместить жилые дома для работников ферм в составе благоустроенных поселков и избежать необхо­ димости создавать мелкие поселки хуторского типа.

Размещение сельскохозяйственных предприятий в составе района должно носить комплексный характер, то есть должно быть взаимоувязано с размещением про­ изводительных сил в целом и их отдельных элементов: промышленных предприятий, энергетики, транспорта, инженерных сетей благоустройства районного и меж­

районного

значения и т. д.

районе

размещают

Промышленные предприятия в

па основе

принятого перспективного

плана,

в котором

6 Заказ N« 6624

81


предусматривается строительство новых и сохранение или реконструкция существующих. Правильное разме­ щение промышленных предприятий может быть достиг­ нуто только в результате комплексного использования производительных сил, кооперирования предприятий и группировки их в комплексы на основе технологических связей, организации общей системы транспорта, общего использования энергетических сооружений и сетей, ин­ женерных сетей, системы расселения.

В соответствии с этим в схемах районной планиров­ ки необходимо предусмотреть группировку промышлен­ ных предприятий, выделив из их состава те, которые не­ посредственно обслуживают сельское хозяйство и свя­ заны с переработкой сельскохозяйственных продуктов, а также предприятия строительной индустрии, обеспе­ чивающие сельскохозяйственное строительство.

Если имеются отраслевые разработки, предложения по кооперированию и группировке предприятий различ­ ных отраслей промышленности, их следует использовать для наиболее целесообразного и равномерного разме­ щения всех промышленных предприятий и их комплек­ сов на территории района с учетом рационального рас­ селения трудящихся и создания наиболее благоприят­ ных санитарно-гигиенических условий для населения.

С экономической точки зрения наиболее обоснован­ ным будет тот вариант группировки и размещения про­ мышленных предприятий, при котором на единицу гото­ вой продукции, доставленной в пункты назначения, бу­ дет затрачиваться минимум общественного труда.

При размещении промышленных предприятий и их комплексов на территории района следует использовать рекомендации по разработке схем и проектов районной планировки административных районов, промышленных районов и узлов, инструкции по составлению схем рай­ онной планировки и принятые строительные нормы и правила.

Предприятия, связанные с первичной переработкой сельскохозяйственного сырья, как правило, должны рас­ полагаться в сырьевых районах. Предприятия строи­ тельной индустрии следует размещать поблизости от пригодных для разработки месторождений изверженных горных пород (гранит, диорит, диабаз, порфир, сионит и др.); осадочных горных пород (доломит, известняк); обломочных рыхлых пород (песок, гравий, галька, бу­

82

лыжник, щебень); месторождений строительного песка, мрамора, кровельных сланцев, лессовых грунтов и су­

глинков, керамических

(строительные глины), гипсовых

и вяжущих материалов

и др.

Чтобы обосновать размещение строительных пред­ приятий и баз в районе, нужно знать объемы строитель­ но-монтажных работ, пункты их производства и сроки выполнения; потребность в основных строительных ма­ териалах, деталях и конструкциях; выявить местные строительные материалы и сырьевые ресурсы.

Большое влияние на размещение строительных пред­ приятий оказывает характер их продукции. Так, пред­ приятия, выпускающие грузоемкую и малотранспорта­ бельную продукцию (железобетонные изделия, стено­ вые материалы), следует размещать вблизи основных строительных площадок, куда эту продукцию направ­ ляют.

В целом материально-техническая база строитель­ ства в районе должна развиваться в виде системы пред­ приятий строительной индустрии и строительных мате­ риалов с учетом их специализации и кооперирования.

Принятое в схеме районной планировки размещение промышленных предприятий союзного, республиканско­ го и районного значения показывают на проектном пла­ не района, а подробные данные об их размерах и усло­ виях производственной деятельности дают в таблицах. Одновременно указывают производства со значитель­ ным потреблением воды, большим грузооборотом, тре­ бующие большого количества топлива, энергоемкие. Та­ кие предприятия размещают в районе вблизи надежных источников водоснабжения; смежно с железными доро­ гами и водными путями или на небольшом удалении от них; поблизости от угольных разработок, месторож­ дений газа или других запасов топлива; около крупных ГЭС, ГРЭС или высоковольтных линий.

После того как в районе размещены сельскохозяй­ ственные и промышленные предприятия и намечена сис­ тема расселения, размещения населенных пунктов и се­ тей обслуживания, должны быть решены вопросы элек­ трификации, что предусматривается в схемах районной планировки.

Электростанции, гидростанции, подстанции и линии электропередач размещают в районе на основе приня­ той системы развития энергетики с учетом наиболее це-

6 ;

83