Файл: Сельскохозяйственная районная планировка учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 137

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

лесообразиого использования местных топливных и гид­ роэнергетических ресурсов.

Методика выполнения схем электроснабжения рай­ онов включает изучение существующих условий электри­ фикации района; определение удельных норм мощности, потребления электроэнергии, укрупненных стоимостных показателей и необходимых материалов; расчет нагру­ зок потребителей по каждому проектному поселку: ре­ шение схемы питающих сетей 110—35 кВт; решение схемы распределительных сетей 35—10—6 кВт; опреде­ ление величины капитальных вложений.

Схемы электроснабжения районов разрабатывают на основе максимального использования существующих се­ тей и выполненных проектов по сетям и подстанциям. Они показывают степень обеспеченности электроэнерги­ ей, принятое размещение линий электропередач, источ­ ники получения электроэнергии и распределение под­ станций.

Электрические нагрузки определяют по принятым удельным нормам мощности и потребления на расчет­ ные сроки. Они включают расход энергии на комму­ нально-бытовые и производственные нужды. Удельные нормы мощности и потребления на культурно-бытовые нужды населения в расчете на одного жителя приняты

вразмере 80 Вт и 180 кВт-ч. Удельные нормы мощности

ипотребления электроэнергии в производстве установ­ лены в расчете на голову скота, единицу вырабатывае­ мой продукции и др. В схемах электроснабжения про­ изводственные нагрузки подразделяют на технологиче­ ские, для подсобных и промышленных предприятий и ирригационные. Технологические нагрузки — это затра­ ты энергии на работу всех машин и аппаратов, позво­ ляющих получить конечную продукцию соответствую­ щей отрасли производства.

Нагрузки подсобных предприятий учитывают сило­ вые и осветительные затраты энергии ремонтных мас­ терских, производственных дворов, теплиц и парников. Промышленные нагрузки охватывают предприятия по первичной переработке сельскохозяйственного сырья, а также различные промышленные предприятия. Иррига­ ционные нагрузки обычно связаны с устройством и эк­ сплуатацией установок для машинного орошения, а так­ же с откачкой воды для скважин вертикального дре­ нажа.

84

Составление схем электроснабжения в системе рай­ онной планировки позволяет упростить размещение рас­ пределительных сетей, уменьшить их протяженность, сосредоточить и укрупнить мощности в населенных пунк­ тах, уменьшить потери электроэнергии, улучшить усло­ вия эксплуатации внешних сетей, снизить их стоимость, сэкономить цветной металл.

Размещение транспортных сетей и сооружений, свя­ зывающих предприятия и населенные пункты в грани­ цах схемы районной планировки и со смежными адми­ нистративными районами, следует рассматривать комп­ лексно и предусматривать согласованное развитие и размещение всех видов транспорта.

Размещение сетей и сооружений железнодорожного, водного, автомобильного, воздушного и трубопроводного транспорта производится на основе принятых проектов их развития с учетом видов груза, общего объема и сро­ ков перевозок.

Размещение механизированных дорог и транспорт­ ных устройств на промышленных предприятиях и жи­ вотноводческих фермах производят на основании типо­ вых или конкретных генеральных проектов их плани­ ровки, застройки и благоустройства.

Отдельные сельскохозяйственные и промышленные предприятия или группы их могут быть связаны с же­ лезной дорогой широкой колеи рельсовыми вводами. Это делают в том случае, когда они расположены непо­ далеку от железнодорожной линии или могут иметь железную дорогу, обслуживающую несколько сельско­ хозяйственных предприятий.

Однако наибольшее распространение обычно имеет автотранспорт, поэтому в схемах районной планировки преимущественно решаются вопросы размещения авто­ мобильных дорог. Эти изыскания должны содержать характеристику транспорта на год обследования и пред­ ложения по его развитию на принятый перспективный срок. На основании полученных данных составляют ти­ тульный список всех дорог с указанием начального и конечного пунктов каждой из них и выделением дорог, подлежащих сохранению, требующих реконструкции и намеченных к строительству.

Для каждой дороги устанавливают состав и разме­ щение грузообразующих точек, направление грузовых и пассажирских перевозок, состав грузов, объем перевозок

85


за отчетный год и на перспективный срок, сезонность перевозок, дают характеристику транспортных средств по видам и грузоподъемности. На основании этих дан­ ных для каждой дороги устанавливают границы эконо­ мического тяготения и влияние принятого размещения производительных сил на условия перевозки грузов.

Для определения интенсивности движения и техни­ ческой категории дороги основным показателем является грузооборот, который представляет собой сумму гру­ зов, отправляемых и получаемых всеми сельскохозяйст­ венными и промышленными предприятиями и учрежде­ ниями района, обслуживаемыми дорогой.

К сети дорог, запроектированных в районе, прилага­ ют их технические и экономические показатели: протя­ женность; сокращение длины реконструируемых дорог; типы одежды по участкам; ширина проезжей части, про­ тяжение участков, проходящих черезшаселенные пунк­ ты; характеристика основных дорожных сооружений; объем грузо- и пассажирооборота; расчетные скорости движения легковых автомобилей, автобусов, грузовых автомашин; стоимость устройства новых и реконструк­ ции существующих дорог с указанием общих капитало­ вложений, сроков строительства, затрат на 1 км дорог различной категории, сроки окупаемости затрат; протя­ женность дорог различных категорий на 100 км2 терри­ тории района.

На схеме организации транспорта', выполненной в масштабе основного чертежа, показывают размещение транспортных сооружений и сетей; товарных станций, вокзалов, пристаней, мостов и т. д.; железных дорог ши­ рокой и узкой колеи, шоссейных дорог различных кате­ горий, грунтовых дорог, подъездных путей, складских территорий заготовительных пунктов, водных путей, по­

садочных площадок сельскохозяйственной

авиации.

Г л а в а 6. РАССЕЛЕНИЕ— ВАЖНЕЙШИЙ

ЭТАП

РАЗМЕЩЕНИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ СИЛ В СССР

Историческая обусловленность расселения

Расселение — один из важных этапов размещения производительных сил. Оно характеризуется степенью концентрации людей в местах жительства, густотой

86

(плотностью) поселений и размещением их на террито­ рии отдельного предприятия или района в целом. Рас­ селение оказывает непосредственное влияние на орга-' низанию материального производства, использование рабочей силы, уровень производительности труда. При разном характере расселения создаются неодинаковые условия для духовного развития людей, удовлетворения их культурно-бытовых потребностей, воспроизводства населения, развития общественных связей и т. д.

Закономерности расселения носят исторический ха­ рактер и в каждый конкретный момент определяются господствующим способом общественного производства. Поскольку социально-экономические условия непрерыв­ но меняются, постольку и расселение в своем историче­ ском развитии проходит сложный процесс. Один его способ заменяется другим, на смену старым населен­ ным пунктам приходят новые, с иной, чем прежде, пла­ нировкой, застройкой и т. п.

В капиталистическом обществе расселение людей осуществляется в соответствии с объективно действую­ щими законами капитализма. Оно происходит здесь в условиях все более углубляющейся противоположности между городом и деревней и характеризуется чрезвы­ чайно неравномерным размещением населения по тер­ ритории и населенным пунктам («противоестественным» скоплением людей в городах и нерациональным рассре­ доточением их по одиночным фермам и хуторам), нали­ чием трущоб, «кочующих» поселков и т. п. Расселение здесь находится на службе агрессивной политики им­ периалистов, ярко отражает расовую дискриминацию, используется как средство для укрепления основ капи­ тализма и расширения эксплуатации трудящегося на­ селения.

Как и все производство, расселение людей при ка­ питализме происходит стихийно и неорганизованно, осу­ ществляется под давлением экономического принужде­ ния, тесно переплетающегося с прямым и косвенным на­ силием господствующих классов.

Отличительные черты и преимущества социалисти­ ческой системы хозяйства по сравнению с капиталисти­ ческой обусловливают принципиально иную направлен­ ность расселения.

Социалистическое расселение характеризуется стро­ гой добровольностью, широкой товарищеской взаимо­

87


помощью и всесторонней поддержкой со стороны госу­ дарства, что обеспечивает успешное осуществление ме­ роприятий по рациональному расселению людей на тер­ ритории страны при активном участии самого населения.

Социалистическое расселение развивается одновре­ менно с ростом и совершенствованием социалистическо­ го способа производства. Вместе с тем и само расселе­ ние оказывает на производство определенное влияние, замедляя или ускоряя темпы его развития. Экономиче­ ская роль расселения вытекает из значения большин­ ства населенных пунктов как основных производствен­ ных центров, где сосредоточивается рабочая сила, ору­ дия производства и в зависимости от отрасли хозяйства полностью или частично совершается трудовая деятель­ ность людей. Поэтому для общественного производства огромное значение имеют величина населенных пунктов, их расположение на территории, условия связи отдель­ ных поселений между собой, с сельскохозяйственными угодьями, севооборотными массивами и т. д.

История расселения содержит много примеров ак­ тивного его воздействия на производство. Укрупнение деревень в период феодализма создало благоприятные условия для расширения помещичьего хозяйства и во­ влечения его в сферу товарно-денежных отношений. Наоборот, устранение деревенской формы расселения, создание одиночных ферм и хуторов развивало частную инициативу производителей, способствовало развитию капиталистического способа производства в земледелии.

В условиях социализма наличие хуторов стало про­ тиворечить основам ведения крупного высокомеханизи­ рованного коллективного производства и сильно тормо­ зить его развитие. Поэтому хутора и мельчайшие посел­ ки должны быть сселены в более крупные села, что позволит сельскохозяйственным предприятиям значи­ тельно лучше использовать рабочую силу, орудия произ­ водства и землю. В настоящее время существующее во многих местах мелкогрупповое расселение стало про­ тиворечить задачам коммунистического строительства в деревне. В связи с этим в стране все шире разверты­ вается движение за сселение мелких деревень в крупные с полной перестройкой сложившихся поселений в социа­ листические населенные пункты.

Со сменой общественного способа производства ста­ рое расселение людей заменяется новым, которое соот­

88

ветствует утвердившемуся общественному строю и изме­ нившимся социально-экономическим условиям жизни.

Характерные для данного способа производства чер­ ты расселения в конкретных условиях в зависимости от природных, исторических и других особенностей не­ сколько видоизменяются. Хотя особенности расселения, наблюдаемые в отдельных районах страны, имеют под­ чиненное значение, тем не менее они подлежат тщатель­ ному изучению.

Основы классификации населенных мест

В процессе расселения людей исторически склады­ вались населенные пункты, разные по своему значению, размеру, расположению и внутреннему устройству. Для решения многих практических задач возникает необхо­ димость классифицировать их по ряду признаков на оп­ ределенные категории, типы, виды, группы.

Советская классификация населенных мест, основы­ ваясь на теоретических положениях марксизма-лени­ низма, опирается на наиболее устойчивые и решающие признаки, каковыми являются род занятий людей (тру­ довой признак) и количество населения (количествен­ ный признак). При этом принимается во внимание так­ же административное, научное и культурно-бытовое зна­ чение населенного пункта, перспективы его развития, уровень коммунального хозяйства и др. Такой комплекс­ ный учет наиболее важных условий развития каждого населенного пункта с выделением в качестве основных определяющих признаков делает нашу отечественную классификацию населенных мест самой передовой в ми­ ре. Она далеко ушла вперед по сравнению с различны­ ми формалистическими направлениями, господствую­ щими в капиталистических странах, согласно которым

разделение населенных

мест

на

городские и

сельские

в большинстве

случаев

ведется

формально,

по како­

му-либо одному

признаку:

количественному,

админи­

стративному, бытовому и даже культовому.

В каждой республике Советского Союза в зависимо­ сти от ее исторических, экономических, природных и других особенностей действуют свои законоположения, определяющие основы классификации населенных мест.

Все населенные пункты делятся на городские и сель­ ские. К категории городских населенных пунктов отно­

89



сятся города, поселки городского типа, рабочие по­

селки.

В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 12 сентября 1957 г. на территории республики выделяются города краевого, областного и республиканского (АССР) подчинения и районного под­ чинения. К первым могут быть отнесены населенные пункты, имеющие крупное промышленное значение и яв­ ляющиеся культурно-политическими центрами с числом жителей свыше 50 тыс.1. Ко вторым относят населенные пункты, являющиеся культурными и промышленными центрами с числом жителей не менее 12 тыс. при нали­ чии среди них не менее 85% рабочих, служащих и чле­ нов их семей.

Отнесение населенных пунктов к городам краевого, областного, республиканского (АССР) и районного под­ чинения производится Президиумом Верховного Совета РСФСР по ходатайствам краевых, областных Советов депутатов трудящихся или их исполнительных комите­ тов, а в автономных республиках — с утверждением Президиума Верховного Совета РСФСР.

К рабочим поселкам или поселкам городского, типа

относят населенные пункты при крупных заводах, фаб­ риках, шахтах, рудниках, электростанциях, железнодо­ рожных станциях, строительстве больших гидротехниче­ ских сооружений и других экономически важных объек­ тах с населением не менее 3 тыс. человек, из которых на долю рабочих, служащих и членов их семей прихо­ дится не менее 85%. В исключительных случаях при особо важных строительствах, а также в районах Край­ него Севера или Дальнего Востока могут быть созданы рабочие поселки и менее чем на 3 тыс. человек.

Отнесение населенных пунктов к рабочим поселкам или поселкам городского типа, упразднение или переда­ ча их из одного района в другой производится Прези­ диумами Верховных Советов автономных республик и краевыми, областными Советами депутатов трудящихся или их исполнительными комитетами с доведением до сведения Президиума Верховного Совета РСФСР.

Сельскими населенными пунктами являются такие,

которые не относятся к категории городских центров.

1

Если

населенный пункт располагает благоприятной

перспек­

тивой

для

экономического развития и роста населения,

жителей

в нем

может быть и меньше.

 

90