Файл: Сельскохозяйственная районная планировка учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 153

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ные полевые станы, обособленные животноводческие фермы, животноводческие летние лагеря и т. п.

Работу по размещению в схеме районной планиров­ ки перспективных населенных пунктов совхозов и колхо­ зов выполняют в следующем порядке:

на основе примерных рациональных размеров терри­ тории сельскохозяйственных предприятий формируют землепользования хозяйств и производственных подраз­ делений, устраняя при этом чересполосицу, вклинива­ ния, чрезмерно вытянутую конфигурацию, изломанность границ и другие недостатки;

выбирают перспективные населенные пункты из чис­ ла существующих сел или намечают места размещения новых поселков;

в случае необходимости корректируют проектные границы землепользований и производственных единиц в зависимости от предварительного решения по рассе­ лению;

намечают места расположения основных производ­

ственных центров;

проекты)

разрабатывают схемы (предварительно

рационального использования территории,

анализиру­

ют варианты и выбирают лучший из них.

 

Прогнозирование движения населения в районе на расчетную перспективу

Прогнозирование движения населения является од­ ной из важнейших задач районной планировки. Оно за­ ключается в научном предвидении основных тенденций и ориентировочных количественных изменений за рас­ четный период (15—20 лет) в общей численности насе­ ления каждого хозяйства и района в целом, в составе трудоспособных, половозрастной структуре, в естествен­ ном приросте и механическом перемещении. Большое значение имеют также выяснение направленности ми­ грационных процессов и разработка в укрупненных по­ казателях обоснованных мероприятий по планомерному перемещению населения в целях улучшения использо­ вания трудовых ресурсов и повышения эффективности общественного производства.

Разработка всех этих вопросов на высоком научном уровне при районной планировке необходима для пра­ вильного решения многих .важных практических задач.

198

К ним относятся проектирование перспективных посел­ ков рациональной крупности (людности), определение обоснованных размеров фонда потребления, организа­ ция сферы услуг, составление плана (прогноза) по меж­ отраслевому и межрайонному перераспределению тру­ довых ресурсов, решение ряда вопросов по организации производства, транспортных связей, инженерному обо­ рудованию и др. Можно без преувеличения сказать, что реальность материалов районной планировки прежде всего зависит от правильности демографических прогно­ зов, их научной обоснованности.

Для повышения научной обоснованности демографи­ ческих прогнозов необходимо, чтобы они разрабатывались на основе тщательного изучения социально-экономи­ ческих условий. Такими условиями являются: 1) на­ учно обоснованная потребность каждого хозяйства и района в трудоспособном населении на расчетную перспективу и наиболее полное ее удовлетворение; 2) фак­

тическая обеспеченность трудовыми ресурсами и необ­ ходимость улучшения их использования в будущем;

3) возможный естественный прирост, направленность и интенсивность миграционных процессов за проектируе­ мый расчетный срок (15—20 лет); 4) повышение трудовой активности населения и удельного веса работников, за­ нятых в общественном производстве.

Научный анализ всех этих условий позволяет со­ ставить достаточно обоснованный прогноз движения на­ селения и установить на его основе предполагаемую численность людей на конец расчетного периода в каж­ дом хозяйстве района.

Прогнозируемая численность населения должна со­ ответствовать проектируемому уровню развития об­ щественного производства. Этот основной принцип пла­ нового размещения населения по территории страны и населенным пунктам в условиях социализма предопре­ деляет и соответствующую методику расчета, основан­ ную на определении перспективной потребности в ра­ бочей силе и переход от нее к плановому или потребно­ му количеству населения.

Однако полное решение этой задачи возможно лишь в местах нового освоения территории, когда создаются новые предприятия и новые населенные пункты. В ста­ рых, обжитых районах население уже исторически сло­ жилось, причем во многих случаях недостаточно рацио-

199


налыю с точки зрения как потребностей данного хозяй­ ства или района, так и общегосударственных интересов. Поэтому наряду с установлением планового (потребно­ го) количества населения необходимо определять так называемое ожидаемое население, получаемое в резуль­ тате всех возможных изменений, которые произойдут с наличным (фактическим) населением к концу расчетно­

го периода.

Сопоставление данных, полученных при определении планового (потребного) и ожидаемого количества насе­ ления, и принятые на этой основе реально осуществимые решения, направленные па устранение избытка или не­ достатка населения, позволяют ориентировочно опреде­ лить то его количество, которое предположительно будет проживать в данном хозяйстве или населенном пункте на прогнозируемую перспективу. Назовем это населе­ ние расчетным или проектируемым.

Указанные расчеты можно было бы легко выполнить на основе трудовых балансов колхозов, совхозов и дру­ гих предприятий, но они пока еще не разрабатываются, хотя в этом имеется большая необходимость. Отсутствие трудовых балансов сильно затрудняет прогнозирование движения населения при районной планировке: прихо­ дится выполнять весьма ориентировочные, но притом достаточно трудоемкие расчеты. Чтобы успешно решить эту задачу, нужна эффективная методика, которая по­ зволила бы правильно учесть основные тенденции в из­ менении сельского населения на долгосрочную перспек­ тиву с охватом всех хозяйств в районе и при этом бы­ ла бы простой для технического исполнения, возможно менее трудоемкой, но обеспечивающей необходимую достоверность конечных результатов. Данным условиям в достаточной мере отвечает методика, разработанная кафедрой планировки сельских населенных мест Харь­

ковского

сельскохозяйственного

института

имени

В. В. Докучаева. Основные положения ее

сводятся

к следующему.

Определение планового (потребного) количества на­

селения.

В специальной литературе и официальных инструк­ циях для расчета планового (потребного) населения на

перспективу обычно рекомендуется

формула:

ЛГПД=

Л-100

(4)

100— ( В + С ) '

200


где Nnjl — перспективная численность населения;

А— количество трудоспособного населения, за­

нятого в сфере материального производ­ ства;

В— процент населения, занятого в сфер« об­ служивания;

С— удельный вес (в %) несамодеятельного на­

селения (несовершеннолетние, престарелые, инвалиды).

Значение А устанавливают по организационно-хо­ зяйственному плану развития совхоза и колхоза или же по штатному расписанию (для РТС и других подобных предприятий). В случае отсутствия данных материалов потребное количество трудоспособного населения рас­ считывают.

Величина В обычно рекомендуется в пределах 10— 20%. Удельный вес несамодеятельного населения (С) принимается равным 50%.

Однако следует отметить, что такая методика опре­ деления потребности сельскохозяйственных предприятий в рабочей силе на перспективу еще во многом несовер­ шенна: расчеты страдают большой условностью и поэто­ му недостаточно точны.

В методических указаниях по составлению схем пла­ нировки сельскохозяйственных районов для определения численности населения используется формула:

Н = К -100

(5)

п

 

где Н — расчетная численность населения;

предприятий

К — общая численность трудящихся

и учреждений поселкообразующего значения;

П— удельный вес поселкообразующей группы в общей численности населения (%).

Общую численность трудящихся поселкообразую­ щего значения для сельскохозяйственных поселков ре­ комендуется получать путем суммирования числа рабо­ чих и служащих, занятых в следующих отраслях сель­ ского хозяйства, на предприятиях и в учреждениях:

в полеводстве, животноводстве, садоводстве и т. п.; на предприятиях по переработке и хранению продук­ ции сельского хозяйства (за исключением предприятий и учреждений, обслуживающих только жителей данного

поселка);

201



на промышленных предприятиях; на предприятиях и в учреждениях внешнего транс­

порта (железнодорожного, автомобильного, речного и воздушного);

в общественных и хозяйственных учреждениях внепоселкового (или внегородского) значения, деятель­ ность которых распространяется также и на прилегаю­ щие районы (административных, общественных и хо­ зяйственных учреждениях районного, внепоселкового значения — редакциях газет, типографиях, некоторых

складах и др.); в научно-исследовательских учреждениях, высших и

средних учебных заведениях (без учета заочных и вечер­ них отделений). При этом в состав градообразующих кадров педагогический и обслуживающий персонал включают полностью, учащихся вузов и специальных учебных заведений — на 50%;

всанаториях, домах отдыха, районных больницах, поликлиниках и в других медицинских учреждениях внепоселкового значения;

врайонных домах культуры, библиотеках и других культурно-просветительных учреждениях, обслуживаю­

щих население района; в строительно-монтажных, проектно-изыскательских

организациях, осуществляющих жилищно-гражданское, коммунальное и промышленное строительство, а также производство строительных изделий и конструкций.

Удельный вес трудящихся предприятий и учрежде­ ний поселкообразующего значения на расчетный срок (15—20 лет) устанавливают в размере 30—35% от об­ щей численности населения с колебаниями в отдельных случаях от 25 до 40%.

Данная методика несколько полнее, но тоже недо­ статочна для практического применения. В ней не гово­ рится о том, как определять трудовые затраты в раз­ личных отраслях сельскохозяйственного производства, да и сами отрасли и виды деятельности перечислены неполно. Кроме того, в рекомендациях имеются некото­ рые неточности. Так, непонятно, почему не следует учитывать работников, занятых в предприятиях и учреж­ дениях по переработке и хранению продукции, обслужи­ вающих нужды данного поселка. Процент поселкообразующей группы населения не дифференцирован в зави­ симости от размеров населенного пункта; для небольших

202

поселков, как показывают специальные расчеты, он не­ обоснованно занижен.

Все это вызывает необходимость более обстоятельно рассмотреть методику определения планового (потреб­ ного) населения в сельскохозяйственных предприятиях при разработке схем районной планировки.

Все население, проживающее на территории сель­ скохозяйственного предприятия (колхоза, совхоза и др.), можно разделить на две основные группы:

1) население, связанное с сельскохозяйственным про­ изводством данного предприятия (УѴС), и 2) население, связанное с работой на других предприятиях, располо­ женных на территории дацного хозяйства или за его пределами (іѴНс)- Общая плановая (потребная) числен­

ность населения (Ыпл)

будет составлять:

 

Л/пл =

+ А^нс-

(6)

Как отмечалось выше, наиболее правильным подхо­ дом к расчету населения на перспективу является науч­ но обоснованное определение потребности в рабочей си­ ле при эффективном ее использовании. Исходя из этого, можно записать:

 

Nc= Tc-Ko и А^нс = КнсТшс,

(7)

где

Тс — потребное количество трудоспособных

 

в сельскохозяйственном

предприятии

 

на принятую перспективу его разви­

 

тия (15—20 лет);

 

7нс — количество трудоспособных, которые будут заняты на других предприяти­ ях, расположенных на территории данного хозяйства или за его преде­ лами;

Кс и /(нс — коэффициенты перехода от потребного количества трудоспособных ко всему населению.

При равенстве Кс и Кнс, что вполне допустимо, фор­

мула примет вид:

 

Nua= (T 0 + Tm)-K.

(8)

Из данной формулы следует, что

решение задачи

сводится к определению Тс, Тяс и К.

Для определения потребного количества трудоспо­ собных в сельскохозяйственном предприятии нужно

203