Файл: Сельскохозяйственная районная планировка учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 153
Скачиваний: 1
ные полевые станы, обособленные животноводческие фермы, животноводческие летние лагеря и т. п.
Работу по размещению в схеме районной планиров ки перспективных населенных пунктов совхозов и колхо зов выполняют в следующем порядке:
на основе примерных рациональных размеров терри тории сельскохозяйственных предприятий формируют землепользования хозяйств и производственных подраз делений, устраняя при этом чересполосицу, вклинива ния, чрезмерно вытянутую конфигурацию, изломанность границ и другие недостатки;
выбирают перспективные населенные пункты из чис ла существующих сел или намечают места размещения новых поселков;
в случае необходимости корректируют проектные границы землепользований и производственных единиц в зависимости от предварительного решения по рассе лению;
намечают места расположения основных производ
ственных центров; |
проекты) |
разрабатывают схемы (предварительно |
|
рационального использования территории, |
анализиру |
ют варианты и выбирают лучший из них. |
|
Прогнозирование движения населения в районе на расчетную перспективу
Прогнозирование движения населения является од ной из важнейших задач районной планировки. Оно за ключается в научном предвидении основных тенденций и ориентировочных количественных изменений за рас четный период (15—20 лет) в общей численности насе ления каждого хозяйства и района в целом, в составе трудоспособных, половозрастной структуре, в естествен ном приросте и механическом перемещении. Большое значение имеют также выяснение направленности ми грационных процессов и разработка в укрупненных по казателях обоснованных мероприятий по планомерному перемещению населения в целях улучшения использо вания трудовых ресурсов и повышения эффективности общественного производства.
Разработка всех этих вопросов на высоком научном уровне при районной планировке необходима для пра вильного решения многих .важных практических задач.
198
К ним относятся проектирование перспективных посел ков рациональной крупности (людности), определение обоснованных размеров фонда потребления, организа ция сферы услуг, составление плана (прогноза) по меж отраслевому и межрайонному перераспределению тру довых ресурсов, решение ряда вопросов по организации производства, транспортных связей, инженерному обо рудованию и др. Можно без преувеличения сказать, что реальность материалов районной планировки прежде всего зависит от правильности демографических прогно зов, их научной обоснованности.
Для повышения научной обоснованности демографи ческих прогнозов необходимо, чтобы они разрабатывались на основе тщательного изучения социально-экономи ческих условий. Такими условиями являются: 1) на учно обоснованная потребность каждого хозяйства и района в трудоспособном населении на расчетную перспективу и наиболее полное ее удовлетворение; 2) фак
тическая обеспеченность трудовыми ресурсами и необ ходимость улучшения их использования в будущем;
3) возможный естественный прирост, направленность и интенсивность миграционных процессов за проектируе мый расчетный срок (15—20 лет); 4) повышение трудовой активности населения и удельного веса работников, за нятых в общественном производстве.
Научный анализ всех этих условий позволяет со ставить достаточно обоснованный прогноз движения на селения и установить на его основе предполагаемую численность людей на конец расчетного периода в каж дом хозяйстве района.
Прогнозируемая численность населения должна со ответствовать проектируемому уровню развития об щественного производства. Этот основной принцип пла нового размещения населения по территории страны и населенным пунктам в условиях социализма предопре деляет и соответствующую методику расчета, основан ную на определении перспективной потребности в ра бочей силе и переход от нее к плановому или потребно му количеству населения.
Однако полное решение этой задачи возможно лишь в местах нового освоения территории, когда создаются новые предприятия и новые населенные пункты. В ста рых, обжитых районах население уже исторически сло жилось, причем во многих случаях недостаточно рацио-
199
налыю с точки зрения как потребностей данного хозяй ства или района, так и общегосударственных интересов. Поэтому наряду с установлением планового (потребно го) количества населения необходимо определять так называемое ожидаемое население, получаемое в резуль тате всех возможных изменений, которые произойдут с наличным (фактическим) населением к концу расчетно
го периода.
Сопоставление данных, полученных при определении планового (потребного) и ожидаемого количества насе ления, и принятые на этой основе реально осуществимые решения, направленные па устранение избытка или не достатка населения, позволяют ориентировочно опреде лить то его количество, которое предположительно будет проживать в данном хозяйстве или населенном пункте на прогнозируемую перспективу. Назовем это населе ние расчетным или проектируемым.
Указанные расчеты можно было бы легко выполнить на основе трудовых балансов колхозов, совхозов и дру гих предприятий, но они пока еще не разрабатываются, хотя в этом имеется большая необходимость. Отсутствие трудовых балансов сильно затрудняет прогнозирование движения населения при районной планировке: прихо дится выполнять весьма ориентировочные, но притом достаточно трудоемкие расчеты. Чтобы успешно решить эту задачу, нужна эффективная методика, которая по зволила бы правильно учесть основные тенденции в из менении сельского населения на долгосрочную перспек тиву с охватом всех хозяйств в районе и при этом бы ла бы простой для технического исполнения, возможно менее трудоемкой, но обеспечивающей необходимую достоверность конечных результатов. Данным условиям в достаточной мере отвечает методика, разработанная кафедрой планировки сельских населенных мест Харь
ковского |
сельскохозяйственного |
института |
имени |
В. В. Докучаева. Основные положения ее |
сводятся |
к следующему.
Определение планового (потребного) количества на
селения.
В специальной литературе и официальных инструк циях для расчета планового (потребного) населения на
перспективу обычно рекомендуется |
формула: |
|
ЛГПД= |
Л-100 |
(4) |
100— ( В + С ) ' |
200
где Nnjl — перспективная численность населения;
А— количество трудоспособного населения, за
нятого в сфере материального производ ства;
В— процент населения, занятого в сфер« об служивания;
С— удельный вес (в %) несамодеятельного на
селения (несовершеннолетние, престарелые, инвалиды).
Значение А устанавливают по организационно-хо зяйственному плану развития совхоза и колхоза или же по штатному расписанию (для РТС и других подобных предприятий). В случае отсутствия данных материалов потребное количество трудоспособного населения рас считывают.
Величина В обычно рекомендуется в пределах 10— 20%. Удельный вес несамодеятельного населения (С) принимается равным 50%.
Однако следует отметить, что такая методика опре деления потребности сельскохозяйственных предприятий в рабочей силе на перспективу еще во многом несовер шенна: расчеты страдают большой условностью и поэто му недостаточно точны.
В методических указаниях по составлению схем пла нировки сельскохозяйственных районов для определения численности населения используется формула:
Н = К -100 |
(5) |
п |
|
где Н — расчетная численность населения; |
предприятий |
К — общая численность трудящихся |
и учреждений поселкообразующего значения;
П— удельный вес поселкообразующей группы в общей численности населения (%).
Общую численность трудящихся поселкообразую щего значения для сельскохозяйственных поселков ре комендуется получать путем суммирования числа рабо чих и служащих, занятых в следующих отраслях сель ского хозяйства, на предприятиях и в учреждениях:
в полеводстве, животноводстве, садоводстве и т. п.; на предприятиях по переработке и хранению продук ции сельского хозяйства (за исключением предприятий и учреждений, обслуживающих только жителей данного
поселка);
201
на промышленных предприятиях; на предприятиях и в учреждениях внешнего транс
порта (железнодорожного, автомобильного, речного и воздушного);
в общественных и хозяйственных учреждениях внепоселкового (или внегородского) значения, деятель ность которых распространяется также и на прилегаю щие районы (административных, общественных и хо зяйственных учреждениях районного, внепоселкового значения — редакциях газет, типографиях, некоторых
складах и др.); в научно-исследовательских учреждениях, высших и
средних учебных заведениях (без учета заочных и вечер них отделений). При этом в состав градообразующих кадров педагогический и обслуживающий персонал включают полностью, учащихся вузов и специальных учебных заведений — на 50%;
всанаториях, домах отдыха, районных больницах, поликлиниках и в других медицинских учреждениях внепоселкового значения;
врайонных домах культуры, библиотеках и других культурно-просветительных учреждениях, обслуживаю
щих население района; в строительно-монтажных, проектно-изыскательских
организациях, осуществляющих жилищно-гражданское, коммунальное и промышленное строительство, а также производство строительных изделий и конструкций.
Удельный вес трудящихся предприятий и учрежде ний поселкообразующего значения на расчетный срок (15—20 лет) устанавливают в размере 30—35% от об щей численности населения с колебаниями в отдельных случаях от 25 до 40%.
Данная методика несколько полнее, но тоже недо статочна для практического применения. В ней не гово рится о том, как определять трудовые затраты в раз личных отраслях сельскохозяйственного производства, да и сами отрасли и виды деятельности перечислены неполно. Кроме того, в рекомендациях имеются некото рые неточности. Так, непонятно, почему не следует учитывать работников, занятых в предприятиях и учреж дениях по переработке и хранению продукции, обслужи вающих нужды данного поселка. Процент поселкообразующей группы населения не дифференцирован в зави симости от размеров населенного пункта; для небольших
202
поселков, как показывают специальные расчеты, он не обоснованно занижен.
Все это вызывает необходимость более обстоятельно рассмотреть методику определения планового (потреб ного) населения в сельскохозяйственных предприятиях при разработке схем районной планировки.
Все население, проживающее на территории сель скохозяйственного предприятия (колхоза, совхоза и др.), можно разделить на две основные группы:
1) население, связанное с сельскохозяйственным про изводством данного предприятия (УѴС), и 2) население, связанное с работой на других предприятиях, располо женных на территории дацного хозяйства или за его пределами (іѴНс)- Общая плановая (потребная) числен
ность населения (Ыпл) |
будет составлять: |
|
Л/пл = |
+ А^нс- |
(6) |
Как отмечалось выше, наиболее правильным подхо дом к расчету населения на перспективу является науч но обоснованное определение потребности в рабочей си ле при эффективном ее использовании. Исходя из этого, можно записать:
|
Nc= Tc-Ko и А^нс = Кнс• Тшс, |
(7) |
где |
Тс — потребное количество трудоспособных |
|
|
в сельскохозяйственном |
предприятии |
|
на принятую перспективу его разви |
|
|
тия (15—20 лет); |
|
7нс — количество трудоспособных, которые будут заняты на других предприяти ях, расположенных на территории данного хозяйства или за его преде лами;
Кс и /(нс — коэффициенты перехода от потребного количества трудоспособных ко всему населению.
При равенстве Кс и Кнс, что вполне допустимо, фор
мула примет вид: |
|
Nua= (T 0 + Tm)-K. |
(8) |
Из данной формулы следует, что |
решение задачи |
сводится к определению Тс, Тяс и К.
Для определения потребного количества трудоспо собных в сельскохозяйственном предприятии нужно
203