Файл: Сельскохозяйственная районная планировка учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 154

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

учесть все основные трудовые затраты: па производство сельскохозяйственной продукции (прямые и косвенные), на капитальное строительство и ремонт, в подсобных предприятиях и промыслах, в сфере культурно-бытово­ го обслуживания населения и коммунального хозяйства. При этом применяют нормативы, утвержденные обл­ планами.

Следует при этом отметить, что широко распростра- * ненный метод расчета населения по потребности в ос­ новных кадрах, занятых только в сфере материального производства, в настоящее время нельзя считать в до­ статочной степени обоснованным. При таком подходе недостаточно учитывается сфера услуг, которая в сель­ ской местности становится все более развитой отраслью, требующей значительного количества трудоспособного населения. Поэтому более правильно расчет населения вести исходя из общей потребности в трудоспособных, включая производственную и непроизводственную сфе­ ры деятельности.

Соответственно указанным видам трудовых затрат все трудоспособное население, занятое в общественном производстве совхозов и колхозов, можно разделить на пять групп: 1) трудоспособные, занятые непосредствен­ но производством сельскохозяйственной продукции в ос­ новных и дополнительных отраслях — растениеводстве, животноводстве, пчеловодстве, рыбоводстве и др. (пря­ мые трудовые затраты); 2) трудоспособные, занятые в управлении и производственном обслуживании общехо­ зяйственного, общебригадного и общеотраслевого зна­ чения (косвенные трудовые затраты); 3) трудоспособ­ ные, занятые на строительных и ремонтных работах; 4) трудоспособные, занятые в подсобных предприятиях и промыслах, и 5) трудоспособные, занятые в культур­ но-бытовых учреждениях, коммунальном хозяйстве и других отраслях непроизводственной сферы.

Обоснованное установление потребного количества трудоспособных всех этих пяти групп на расчетную пер­ спективу (15—20 лет) и составляет задачу расчета.

Величина и соотношение отдельных групп трудоспо­ собного населения в разных хозяйствах сильно изменя­ ются. Эти показатели зависят от многих причин: спе­ циализации производства, организационной структуры хозяйства, уровня развития основных отраслей, а также подсобных предприятий и промыслов, сферы обслужи­

204

вания населения и др. Поэтому для получения данных

высокой достоверности

необходим

полный расчет

их

по каждому хозяйству.

 

 

 

Выполнение таких

расчетов для

определения

всех

групп трудоспособного

населения на

долгосрочную пер­

спективу в хозяйствах целого района вызывает обычно большие затруднения. Поэтому целесообразно решать эту задачу несколько упрощенным способом, но вполне приемлемым по своей достоверности для целей район­ ной планировки.

Рекомендуемый способ такого расчета состоит в том, что детально определяют лишь прямые трудовые затра­ ты, которые, как показывают специальные исследования, составляют наибольший удельный вес по сравнению с остальными видами затрат, притом значительно силь­ нее зависят от конкретных условий сельскохозяйствен­ ного производства (специализации, уровня развития отраслей и др.). По ним определяют потребное коли­ чество трудоспособных, занятых непосредственно про­ изводством продукции, а затем с учетом их примерного удельного веса в составе трудоспособного населения, участвующего в общественном производстве, можно ус­ тановить и потребное количество работников в хозяйст­ ве на расчетную перспективу.

Данная зависимость может быть выражена фор­

мулой:

 

 

7^== ZJZP • 100,

(9)

 

С

 

где Гпр —• потребное

количество

трудоспособного на­

селения, непосредственно занятого произ­

водством

планируемой

продукции в основ­

ных и дополнительных отраслях хозяйства на расчетную перспективу;

С — удельный вес Тар в общем потребном коли­ честве трудоспособного населения.

Прямые трудовые затраты лучше всего определять нормативным методом, то есть по соответствующим нормам на расчетную единицу: 1 ц продукции, 1 га сель­ скохозяйственных культур, одну голову скота и т. п. При этом следует использовать основные показатели,оп­ ределяющие объем производства на расчетный период, и научно обоснованные нормативы прямых трудовых затрат на планируемый отрезок времени (в человеко-ча­ сах или человеко-днях) по каждой культуре, в садовод­

205


стве, виноградарстве, па естественных кормовых угодь­ ях, по каждой группе скота и т. д.

Для получения - достоверных результатов огромное значение имеет применение научно обоснованных нор­ мативов трудовых затрат. Как показал анализ разрабо­ танных схем районной планировки, основной причиной низкого уровня демографических прогнозов во многих случаях являлось использование в расчетах недостаточ­ но обоснованных нормативов.

Нормативы трудовых затрат должны отражать ре­ альные сдвиги в трудоемкости сельскохозяйственного производства на проектируемый период. Поэтому их лучше всего устанавливать на основе реальных для ус­ ловий каждого района технологических схем. Поскольку такие нормативы для всех районов пока еще не разра­ ботаны, можно пользоваться зональными показателя­ ми, внося в них необходимые коррективы по данным ближайших опытных станций или передовиков сельско­ хозяйственного производства.

При определении количества трудоспособных, прихо­ дящихся на прямые трудовые затраты, следует учиты­ вать неодинаковую продолжительность рабочего перио­

да

в разных отраслях производства, сезонность

труда,

а

также неодинаковое трудовое участие разных

групп

трудоспособного населения (мужчин и женщин).

Рас­

чет рекомендуется вести по следующим формулам:

Тѵ= ^ - К ѵ К г и ТЖ= У * - К 2,

(Ю)

/ір

і/Ж

 

где Тѵц Т ж— потребное количество трудоспособных

для

выполнения прямых трудовых затрат в ос­

новных

отраслях производства — растение­

водстве

и животноводстве;

 

Мр и Мж— прямые трудовые затраты в человеко-днях, в растениеводстве и животноводстве на перспективу;

Яр и Яж — годовой фонд рабочего времени одного ра­

ботника (человеко-дней);

неравномер­

К\ — коэффициент,

учитывающий

ную потребность в рабочей силе в течение

года;

учитывающий

неодинаковое

К2— коэффициент,

трудовое участие разных групп трудоспо­ собного населения (мужчин и женщин).

206


В этих формулах Мр и Мж определяют описанным выше путем. Годовой фонд рабочего времени в живот­ новодстве при 5-дневной неделе составляет 220 дней, при 6-дневной — 280 дней, в растениеводстве соответственно от 160—200 до 240—260 (в зависимости от зоны).

Значение Хи как показывают фактические и расчет­ ные данные, в хозяйствах разных производственных ти­ пов колеблется в пределах от 1,30 до 1,40. В перспекти­ ве оно может быть несколько снижено — до 1,20—1,30.

Величина коэффициента Къ зависит от соотношения мужчин и женщин в общем составе трудоспособных, участвующих в общественном производстве, а также от возможного трудового участия их в течение года. На ос­ новании специального изучения этих вопросов установле­ но, что значение Кг целесообразно принимать в преде­ лах 1,10—1,15.

Для установления потребности в трудоспособных на проектируемый расчетный срок необходимо также опре­ делить значение С — удельный вес трудоспособных, при­ ходящихся на прямые трудовые затраты, в общем коли­ честве трудоспособного населения. В разных хозяйствах, как показали исследования, он значительно изменяется в зависимости от специализации, уровня развития под­ собных предприятий и промыслов, коммунального хозяй­ ства и др. В расчете на перспективу произойдет некото­ рое выравнивание структуры трудовых затрат в сель­ скохозяйственных предприятиях, и это даст возможность установить ориентировочно некоторое среднее значе­ ние С, которое, как показали экспериментальные расче­ ты по ряду хозяйств на проектируемую перспективу, составляет 40—50%.

С учетом сказанного формула принимает следующий

окончательный вид:

 

те= (Тѵ+ Т ж) ■q,

(11)

где q — коэффициент перехода от потребного

количест­

ва трудоспособных, приходящихся на прямые трудовые затраты, к общему потребному количеству трудоспособ­ ных, занятых в производственной и непроизводственной

сферах, равный 2,0-^2,5 ^ .

Прогнозируемое количество трудоспособных (Тис), проживающих в населенных пунктах совхозов и колхо­ зов, но работающих на промышленных, строительных

207


и других предприятиях и в учреждениях межхозяйст­ венного, районного и внерайонного значения, располо­ женных на территории данного хозяйства и района, сле­ дует устанавливать по разрабатываемым при районной планировке прогнозам развития этих предприятий на расчетную перспективу. Для предприятий, расположен­ ных на территории других районов, крупных городов и т. п., эти данные могут быть получены из материалов соответствующих районных планировок,.генпланов и др. с учетом наличия таких жителей в настоящее время и возможного изменения их количества на будущее.

Руководствуясь рассмотренными выше методически­ ми положениями, можно достаточно быстро и обоснован­ но определить в каждом перспективном сельскохозяй­ ственном предприятии района потребное количество трудоспособного населения. Для расчета предполагае­ мой численности населения, как это следует из форму­ лы 11, нужно установить также значение переходного коэффициента К■Величина его зависит от ряда условий: социальных, экономических, правовых и др. На него ока­ зывает влияние трудовое законодательство, определяю­ щее количество лиц трудоспособного возраста, естест­ венный прирост, сложившаяся возрастная структура населения и направление ее изменения на будущее, за­ нятость в домашнем и подсобном хозяйстве, трудовая активность населения и ряд других условий.

Изучение фактического положения и прогнозирова­ ние возможных изменений на принятую расчетную пер­ спективу дали возможность установить значение К в пределах от 2,2 до 2,8. Применительно к отдельным об­ ластям и тем более районам величина этого показателя должна быть скорректирована исходя из местных усло­ вий. Принимаются во внимание сложившаяся и прогно­ зируемая демографическая структура, развитие мигра­ ционных процессов, занятость в домашнем и личном подсобном хозяйстве и другие условия, оказывающие влияние на количество населения, находящегося в тру­ доспособном возрасте, и удельный вес трудоспособных, принимающих участие в общественном производстве.

Определение ожидаемого количества населения.

Ожидаемое количество населения на перспективу опре­ деляется путем учета фактического населения на исход­ ный период и возможных изменений в его численности, которые могут произойти в результате естественных

208

процессов (рождаемость, смертность) к концу расчетно­ го срока.

В этих целях для прогнозов средней продолжитель­ ности (5—10 лет) рекомендуется применять широко из­ вестный способ «передвижки» возрастных групп насе­ ления. На более долгосрочную перспективу (15—20 лет) используют расчет по формуле сложных процентов:

0 2 )

где Л/0 — ожидаемое количество населения в сельскохо­ зяйственном предприятии на перспективу;

А% — фактическое количество населения на исход­ ный период;

Р— среднегодовой естественный прирост населе-

ния (%);

t

— продолжительность расчетного

периода

(15—

 

20

лет).

 

 

При использовании данной формулы большое зна­

чение

имеет

правильное определение

величины

Р

среднегодового процента естественного прироста. Есте­ ственный прирост населения является важнейшим пока­ зателем развития социальных и экономических условий

вобществе. В нашей стране он значительно выше, чем

вразвитых капиталистических странах, и свидетельству­ ет о высокой прогрессивности социалистической общест­

венной системы и непрерывно улучшающихся условиях

жизни населения. По данным последней

Всесоюзной

переписи населения, среднегодовой

прирост

населения

в СССР за 1959—1970 гг. составляет

1,45%, в городах—

1,13%, в сельской местности— 1,53%.

Изучение условий, влияющих на естественное движе­ ние сельского населения, показывает, что в ближайшее

пятилетие

произойдет некоторое

повышение

прироста,

в следующее десятилетие — снижение и в

последнюю

пятилетку

расчетного

периода

(1985—1990

гг .)— по­

вышение

(при условии

принятия эффективных мер).

В разных республиках, областях и тем более в разных сельских районах эти прогнозируемые изменения будут происходить не с одинаковой интенсивностью, что вы­ зывает необходимость при районной планировке прини­ мать процент среднегодового естественного прироста населения (Р) на расчетную перспективу (15—20 лет) строго дифференцированно, учитывая фактические дан-

14 Заказ № 6624

209


ные прироста за предыдущие годы и другие местные

условия.

Определение расчетного или проектируемого количе­ ства населения. Сопоставление планового (потребного) количества населения (Л%л) с ожидаемым (N0) будет показывать предполагаемый излишек или недостаток населения, а отсюда — направленность и интенсивность миграционных процессов (механического перемещения):

Nnn — N0= ±AN..

(13)

При значительной величине АN (более 10% потреб­ ного количества) должны быть предусмотрены реально осуществимые эффективные мероприятия по устране­ нию несбалансированности, заключающиеся в плано­ мерно организованном перемещении населения в про­ мышленность и другие неземледельческие отрасли хо­ зяйства, развитии сельскохозяйственного переселения или повышении занятости на месте путем увеличения объемов производства, повышения уровня интенсифика­ ции и т. д. При этом количество трудоспособных — АТ в составе AN можно ориентировочно установить по оп­ ределенному выше коэффициенту К, показывающему прогнозируемое соотношение между общим количест­ вом населения и числом работников, занятых в общест­ венном производстве:

(14)

где К = 2,2-4-2,8.

Следует подчеркнуть, что проектируемые мероприя­ тия по отселению и доприселению должны отвечать действительным возможностям. Недоучет этого требо­ вания на практике приводит к нереальнымпроектиров­ кам, которых нельзя допускать.

В общую программу улучшения размещения произ­ водительных сил в стране, намеченную решениями XXIV съезда КПСС, важнейшей составной частью вхо­ дит дальнейшее совершенствование размещения населе­ ния путем научно обоснованного перераспределения ра­ бочей силы между отраслями народного хозяйства и

районами.

За период между двумя последними переписями (1959 и 1970 гг.) в стране из села в город перешло бо­ лее 16 млн. сельских жителей, что в расчете на год со­ ставляет около 1,3% общего количества. Процесс от­

210

влечения населения из сельского хозяйства в промыш­ ленность, строительство и другие отрасли будет продол­ жаться и дальше, так как рост энерговооруженности, улучшение использования трудовых ресурсов и другие мероприятия, обеспечивающие повышение производи­ тельности труда в совхозах и колхозах, позволяют зна­ чительно снизить потребность сельскохозяйственного производства в трудоспособном населении. Одновремен­ но с этим будет развиваться сельскохозяйственное пере­ селение.

Однако такие процессы в разных районах и хозяй­ ствах будут происходить неодинаково интенсивно. Кро­ ме того, значительную часть трудоспособных, которая будет высвобождена из сферы производства сельскохо­

зяйственной продукции,

можно

использовать на

мес­

те — в развивающихся

отраслях:

промышленная

пере­

работка продукции, строительство, сфера услуг, ком­ мунальное хозяйство и др. Все это вызывает необходи­ мость подходить к прогнозированию процессов переме­ щения населения на перспективу в разных районах и хозяйствах строго индивидуально.

Перемещение населения происходит в двух основ­ ных формах: по личной инициативе и организованно, по планам государственных органов. В настоящее время преобладает первая форма, хотя с каждым годом роль планомерного, организованного перемещения населения все более возрастает.

На проектируемую перспективу возникает необхо­ димость внести коренные изменения в установившееся соотношение между этими двумя формами: плановое организованное перемещение должно быть основным, решающим. Это диктуется общегосударственными инте­ ресами и особенно необходимостью улучшения демо­ графической структуры сельского населения в целях обеспечения расширенного воспроизводства рабочей си­ лы для сельскохозяйственного производства и всего на­ родного хозяйства.

В успешном решении этой задачи большое значение будут иметь материалы районной планировки. При от­ сутствии детальных трудовых балансов на каждый кол­ хоз, совхоз и район содержащиеся в схемах ориентиро­ вочные расчеты позволят более правильно осуществлять мероприятия по планомерному перераспределению насе­ ления и трудоспособных между отраслями и районами

14*

211