Файл: Сельскохозяйственная районная планировка учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 154
Скачиваний: 1
учесть все основные трудовые затраты: па производство сельскохозяйственной продукции (прямые и косвенные), на капитальное строительство и ремонт, в подсобных предприятиях и промыслах, в сфере культурно-бытово го обслуживания населения и коммунального хозяйства. При этом применяют нормативы, утвержденные обл планами.
Следует при этом отметить, что широко распростра- * ненный метод расчета населения по потребности в ос новных кадрах, занятых только в сфере материального производства, в настоящее время нельзя считать в до статочной степени обоснованным. При таком подходе недостаточно учитывается сфера услуг, которая в сель ской местности становится все более развитой отраслью, требующей значительного количества трудоспособного населения. Поэтому более правильно расчет населения вести исходя из общей потребности в трудоспособных, включая производственную и непроизводственную сфе ры деятельности.
Соответственно указанным видам трудовых затрат все трудоспособное население, занятое в общественном производстве совхозов и колхозов, можно разделить на пять групп: 1) трудоспособные, занятые непосредствен но производством сельскохозяйственной продукции в ос новных и дополнительных отраслях — растениеводстве, животноводстве, пчеловодстве, рыбоводстве и др. (пря мые трудовые затраты); 2) трудоспособные, занятые в управлении и производственном обслуживании общехо зяйственного, общебригадного и общеотраслевого зна чения (косвенные трудовые затраты); 3) трудоспособ ные, занятые на строительных и ремонтных работах; 4) трудоспособные, занятые в подсобных предприятиях и промыслах, и 5) трудоспособные, занятые в культур но-бытовых учреждениях, коммунальном хозяйстве и других отраслях непроизводственной сферы.
Обоснованное установление потребного количества трудоспособных всех этих пяти групп на расчетную пер спективу (15—20 лет) и составляет задачу расчета.
Величина и соотношение отдельных групп трудоспо собного населения в разных хозяйствах сильно изменя ются. Эти показатели зависят от многих причин: спе циализации производства, организационной структуры хозяйства, уровня развития основных отраслей, а также подсобных предприятий и промыслов, сферы обслужи
204
вания населения и др. Поэтому для получения данных
высокой достоверности |
необходим |
полный расчет |
их |
по каждому хозяйству. |
|
|
|
Выполнение таких |
расчетов для |
определения |
всех |
групп трудоспособного |
населения на |
долгосрочную пер |
спективу в хозяйствах целого района вызывает обычно большие затруднения. Поэтому целесообразно решать эту задачу несколько упрощенным способом, но вполне приемлемым по своей достоверности для целей район ной планировки.
Рекомендуемый способ такого расчета состоит в том, что детально определяют лишь прямые трудовые затра ты, которые, как показывают специальные исследования, составляют наибольший удельный вес по сравнению с остальными видами затрат, притом значительно силь нее зависят от конкретных условий сельскохозяйствен ного производства (специализации, уровня развития отраслей и др.). По ним определяют потребное коли чество трудоспособных, занятых непосредственно про изводством продукции, а затем с учетом их примерного удельного веса в составе трудоспособного населения, участвующего в общественном производстве, можно ус тановить и потребное количество работников в хозяйст ве на расчетную перспективу.
Данная зависимость может быть выражена фор
мулой: |
|
|
7^== ZJZP • 100, |
(9) |
|
|
С |
|
где Гпр —• потребное |
количество |
трудоспособного на |
селения, непосредственно занятого произ |
||
водством |
планируемой |
продукции в основ |
ных и дополнительных отраслях хозяйства на расчетную перспективу;
С — удельный вес Тар в общем потребном коли честве трудоспособного населения.
Прямые трудовые затраты лучше всего определять нормативным методом, то есть по соответствующим нормам на расчетную единицу: 1 ц продукции, 1 га сель скохозяйственных культур, одну голову скота и т. п. При этом следует использовать основные показатели,оп ределяющие объем производства на расчетный период, и научно обоснованные нормативы прямых трудовых затрат на планируемый отрезок времени (в человеко-ча сах или человеко-днях) по каждой культуре, в садовод
205
стве, виноградарстве, па естественных кормовых угодь ях, по каждой группе скота и т. д.
Для получения - достоверных результатов огромное значение имеет применение научно обоснованных нор мативов трудовых затрат. Как показал анализ разрабо танных схем районной планировки, основной причиной низкого уровня демографических прогнозов во многих случаях являлось использование в расчетах недостаточ но обоснованных нормативов.
Нормативы трудовых затрат должны отражать ре альные сдвиги в трудоемкости сельскохозяйственного производства на проектируемый период. Поэтому их лучше всего устанавливать на основе реальных для ус ловий каждого района технологических схем. Поскольку такие нормативы для всех районов пока еще не разра ботаны, можно пользоваться зональными показателя ми, внося в них необходимые коррективы по данным ближайших опытных станций или передовиков сельско хозяйственного производства.
При определении количества трудоспособных, прихо дящихся на прямые трудовые затраты, следует учиты вать неодинаковую продолжительность рабочего перио
да |
в разных отраслях производства, сезонность |
труда, |
а |
также неодинаковое трудовое участие разных |
групп |
трудоспособного населения (мужчин и женщин). |
Рас |
|
чет рекомендуется вести по следующим формулам: |
||
Тѵ= ^ - К ѵ К г и ТЖ= У * - К 2, |
(Ю) |
|
/ір |
і/Ж |
|
где Тѵц Т ж— потребное количество трудоспособных |
для |
|
выполнения прямых трудовых затрат в ос |
||
новных |
отраслях производства — растение |
|
водстве |
и животноводстве; |
|
Мр и Мж— прямые трудовые затраты в человеко-днях, в растениеводстве и животноводстве на перспективу;
Яр и Яж — годовой фонд рабочего времени одного ра
ботника (человеко-дней); |
неравномер |
|
К\ — коэффициент, |
учитывающий |
|
ную потребность в рабочей силе в течение |
||
года; |
учитывающий |
неодинаковое |
К2— коэффициент, |
трудовое участие разных групп трудоспо собного населения (мужчин и женщин).
206
В этих формулах Мр и Мж определяют описанным выше путем. Годовой фонд рабочего времени в живот новодстве при 5-дневной неделе составляет 220 дней, при 6-дневной — 280 дней, в растениеводстве соответственно от 160—200 до 240—260 (в зависимости от зоны).
Значение Хи как показывают фактические и расчет ные данные, в хозяйствах разных производственных ти пов колеблется в пределах от 1,30 до 1,40. В перспекти ве оно может быть несколько снижено — до 1,20—1,30.
Величина коэффициента Къ зависит от соотношения мужчин и женщин в общем составе трудоспособных, участвующих в общественном производстве, а также от возможного трудового участия их в течение года. На ос новании специального изучения этих вопросов установле но, что значение Кг целесообразно принимать в преде лах 1,10—1,15.
Для установления потребности в трудоспособных на проектируемый расчетный срок необходимо также опре делить значение С — удельный вес трудоспособных, при ходящихся на прямые трудовые затраты, в общем коли честве трудоспособного населения. В разных хозяйствах, как показали исследования, он значительно изменяется в зависимости от специализации, уровня развития под собных предприятий и промыслов, коммунального хозяй ства и др. В расчете на перспективу произойдет некото рое выравнивание структуры трудовых затрат в сель скохозяйственных предприятиях, и это даст возможность установить ориентировочно некоторое среднее значе ние С, которое, как показали экспериментальные расче ты по ряду хозяйств на проектируемую перспективу, составляет 40—50%.
С учетом сказанного формула принимает следующий
окончательный вид: |
|
те= (Тѵ+ Т ж) ■q, |
(11) |
где q — коэффициент перехода от потребного |
количест |
ва трудоспособных, приходящихся на прямые трудовые затраты, к общему потребному количеству трудоспособ ных, занятых в производственной и непроизводственной
сферах, равный 2,0-^2,5 ^ .
Прогнозируемое количество трудоспособных (Тис), проживающих в населенных пунктах совхозов и колхо зов, но работающих на промышленных, строительных
207
и других предприятиях и в учреждениях межхозяйст венного, районного и внерайонного значения, располо женных на территории данного хозяйства и района, сле дует устанавливать по разрабатываемым при районной планировке прогнозам развития этих предприятий на расчетную перспективу. Для предприятий, расположен ных на территории других районов, крупных городов и т. п., эти данные могут быть получены из материалов соответствующих районных планировок,.генпланов и др. с учетом наличия таких жителей в настоящее время и возможного изменения их количества на будущее.
Руководствуясь рассмотренными выше методически ми положениями, можно достаточно быстро и обоснован но определить в каждом перспективном сельскохозяй ственном предприятии района потребное количество трудоспособного населения. Для расчета предполагае мой численности населения, как это следует из форму лы 11, нужно установить также значение переходного коэффициента К■Величина его зависит от ряда условий: социальных, экономических, правовых и др. На него ока зывает влияние трудовое законодательство, определяю щее количество лиц трудоспособного возраста, естест венный прирост, сложившаяся возрастная структура населения и направление ее изменения на будущее, за нятость в домашнем и подсобном хозяйстве, трудовая активность населения и ряд других условий.
Изучение фактического положения и прогнозирова ние возможных изменений на принятую расчетную пер спективу дали возможность установить значение К в пределах от 2,2 до 2,8. Применительно к отдельным об ластям и тем более районам величина этого показателя должна быть скорректирована исходя из местных усло вий. Принимаются во внимание сложившаяся и прогно зируемая демографическая структура, развитие мигра ционных процессов, занятость в домашнем и личном подсобном хозяйстве и другие условия, оказывающие влияние на количество населения, находящегося в тру доспособном возрасте, и удельный вес трудоспособных, принимающих участие в общественном производстве.
Определение ожидаемого количества населения.
Ожидаемое количество населения на перспективу опре деляется путем учета фактического населения на исход ный период и возможных изменений в его численности, которые могут произойти в результате естественных
208
процессов (рождаемость, смертность) к концу расчетно го срока.
В этих целях для прогнозов средней продолжитель ности (5—10 лет) рекомендуется применять широко из вестный способ «передвижки» возрастных групп насе ления. На более долгосрочную перспективу (15—20 лет) используют расчет по формуле сложных процентов:
0 2 )
где Л/0 — ожидаемое количество населения в сельскохо зяйственном предприятии на перспективу;
А% — фактическое количество населения на исход ный период;
Р— среднегодовой естественный прирост населе-
ния (%);
t |
— продолжительность расчетного |
периода |
(15— |
|
|
20 |
лет). |
|
|
При использовании данной формулы большое зна |
||||
чение |
имеет |
правильное определение |
величины |
Р — |
среднегодового процента естественного прироста. Есте ственный прирост населения является важнейшим пока зателем развития социальных и экономических условий
вобществе. В нашей стране он значительно выше, чем
вразвитых капиталистических странах, и свидетельству ет о высокой прогрессивности социалистической общест
венной системы и непрерывно улучшающихся условиях
жизни населения. По данным последней |
Всесоюзной |
|
переписи населения, среднегодовой |
прирост |
населения |
в СССР за 1959—1970 гг. составляет |
1,45%, в городах— |
1,13%, в сельской местности— 1,53%.
Изучение условий, влияющих на естественное движе ние сельского населения, показывает, что в ближайшее
пятилетие |
произойдет некоторое |
повышение |
прироста, |
|
в следующее десятилетие — снижение и в |
последнюю |
|||
пятилетку |
расчетного |
периода |
(1985—1990 |
гг .)— по |
вышение |
(при условии |
принятия эффективных мер). |
В разных республиках, областях и тем более в разных сельских районах эти прогнозируемые изменения будут происходить не с одинаковой интенсивностью, что вы зывает необходимость при районной планировке прини мать процент среднегодового естественного прироста населения (Р) на расчетную перспективу (15—20 лет) строго дифференцированно, учитывая фактические дан-
14 Заказ № 6624 |
209 |
ные прироста за предыдущие годы и другие местные
условия.
Определение расчетного или проектируемого количе ства населения. Сопоставление планового (потребного) количества населения (Л%л) с ожидаемым (N0) будет показывать предполагаемый излишек или недостаток населения, а отсюда — направленность и интенсивность миграционных процессов (механического перемещения):
Nnn — N0= ±AN.. |
(13) |
При значительной величине АN (более 10% потреб ного количества) должны быть предусмотрены реально осуществимые эффективные мероприятия по устране нию несбалансированности, заключающиеся в плано мерно организованном перемещении населения в про мышленность и другие неземледельческие отрасли хо зяйства, развитии сельскохозяйственного переселения или повышении занятости на месте путем увеличения объемов производства, повышения уровня интенсифика ции и т. д. При этом количество трудоспособных — АТ в составе AN можно ориентировочно установить по оп ределенному выше коэффициенту К, показывающему прогнозируемое соотношение между общим количест вом населения и числом работников, занятых в общест венном производстве:
(14)
где К = 2,2-4-2,8.
Следует подчеркнуть, что проектируемые мероприя тия по отселению и доприселению должны отвечать действительным возможностям. Недоучет этого требо вания на практике приводит к нереальнымпроектиров кам, которых нельзя допускать.
В общую программу улучшения размещения произ водительных сил в стране, намеченную решениями XXIV съезда КПСС, важнейшей составной частью вхо дит дальнейшее совершенствование размещения населе ния путем научно обоснованного перераспределения ра бочей силы между отраслями народного хозяйства и
районами.
За период между двумя последними переписями (1959 и 1970 гг.) в стране из села в город перешло бо лее 16 млн. сельских жителей, что в расчете на год со ставляет около 1,3% общего количества. Процесс от
210
влечения населения из сельского хозяйства в промыш ленность, строительство и другие отрасли будет продол жаться и дальше, так как рост энерговооруженности, улучшение использования трудовых ресурсов и другие мероприятия, обеспечивающие повышение производи тельности труда в совхозах и колхозах, позволяют зна чительно снизить потребность сельскохозяйственного производства в трудоспособном населении. Одновремен но с этим будет развиваться сельскохозяйственное пере селение.
Однако такие процессы в разных районах и хозяй ствах будут происходить неодинаково интенсивно. Кро ме того, значительную часть трудоспособных, которая будет высвобождена из сферы производства сельскохо
зяйственной продукции, |
можно |
использовать на |
мес |
те — в развивающихся |
отраслях: |
промышленная |
пере |
работка продукции, строительство, сфера услуг, ком мунальное хозяйство и др. Все это вызывает необходи мость подходить к прогнозированию процессов переме щения населения на перспективу в разных районах и хозяйствах строго индивидуально.
Перемещение населения происходит в двух основ ных формах: по личной инициативе и организованно, по планам государственных органов. В настоящее время преобладает первая форма, хотя с каждым годом роль планомерного, организованного перемещения населения все более возрастает.
На проектируемую перспективу возникает необхо димость внести коренные изменения в установившееся соотношение между этими двумя формами: плановое организованное перемещение должно быть основным, решающим. Это диктуется общегосударственными инте ресами и особенно необходимостью улучшения демо графической структуры сельского населения в целях обеспечения расширенного воспроизводства рабочей си лы для сельскохозяйственного производства и всего на родного хозяйства.
В успешном решении этой задачи большое значение будут иметь материалы районной планировки. При от сутствии детальных трудовых балансов на каждый кол хоз, совхоз и район содержащиеся в схемах ориентиро вочные расчеты позволят более правильно осуществлять мероприятия по планомерному перераспределению насе ления и трудоспособных между отраслями и районами
14* |
211 |