Файл: Сельскохозяйственная районная планировка учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 155

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Nt)

Ю

V

Т а б л и ц а 15

 

 

 

Таблица

для определения

значений

степенных

функций

 

и 1+

Р ± V \і

 

 

 

 

J00

)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Р или Р ±

V (%)

 

 

 

 

t

 

 

0,0

0,1

0,2

0,3

0,4

0,5

0,6

0,7

0,8

0,9

 

 

 

 

+ 3

1,159

1,165

1,171

1,176

1,182

1,188

1,193

1,199

1,205

1,211

 

+ 2

1,104

1,110

1,115

1,120

1,126

1,131

1,137

1,142

1,148

1,154

 

+

1

1,051

1,056

1,061

1,067

1,072

1,077

1,083

1,088

1,093

1,099

 

0

1,000

1,055

1,010

1,015

1,020

1,025

1,030

1,036

1,041

1,046

5

1,000

0,995

0,990

0,985

0,980

0,975

0,970

0,966

0,961

0,956

 

 

 

 

- 1

0,951

0,946

0,941

0,937

0,932

0,927

0,923

0,918

0,913

0,909

 

—2

0,904

0,899

0,895

0,890

0,886

0,881

0,877

0,872

0,868

0,863

 

—3

0,859

0,854

0,850

0,846

0,841

0,837

0,833

0,828

0,824

0,820

 

+ 3

1,344

1,357

1,370

1,384

1,397

1,411

1,424

1,438

1,452

1,466

 

+ 2

1,219

1,231

1,243

1,255

1,268

1,280

1,293

1,305

1,318

1,331

 

+

1

1,105

1,116

1,127

1,138

1,149

1,161

1,172

1,184

1,195

1,207

10

0

 

1,000

1,010

1,020

1,030

1,041

1,051

1,062

1,072

1,083-

1,094

 

 

1,000

0,990

0,980

0,970

0,961

0,951

0,942

0,932

0,923

0,913

 

- 1

0,904

0,895

0,886

0,877

0,869

0,860

0,851

0,842

0,834

0,825

 

- 2

0,817

0,809

0,801

0,792

0,784

0,776

0,768

0,760

0,753

0,745

 

—3

0,737

0,730

0,722

0,715

0,708

0,700

0,693

0,686

0,679

0,672

 

+ 3

1,558

1,581

1,604

1,627

1,651

1,676

1,700

1,725

1,750

1,775

 

+ 2

1,346

1,366

1,386

1,407

1,427

1,448

1,470

1,491

1,513

1,536

 

+ 1

1,161

1,178

1,196

1,214

1,232

1,250

1,269

1,288

1,307

1,326

15

 

1,000

1,015

1,030

1,046

1,062

1,078

1,094

1,110

1,127

1,144

0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1,000

0,985

0,970

0,956

0,942

0,927

0,914

0,900

0,886

0,873

 

 

 

—1

0,860

0,847

0,834

0,822

0,809

0,797

0,785

0,773

0,761

0,750

 

—2

0,739

0,727

0,716

0,705

0,695

0,684

0,674

0,663

0,653

0,643

 

- 3

0,633

0,623

0,614

0,605

0,595

0,586

0,577

0,568

0,559

0,551

 

+ 3

1,806

1,842

1,878

1,914

1,952

1,990

2,029

2,068

2,109

2,150

 

+ 2

1,486

1,516

1,545

1,576

1,607

1,639

1,671

1,704

1,737

1,772

 

+ 1

1,220

1,245

1,269

1,295

1,321

1,347

1,373

1,401

1,429

1,457

 

 

1,000

1,020

1,041

1,062

1,083

1,105

1,127

1,150

1,173

1,193

20

0

1,000

0,980

0,961

0,942

0,923

0,904

0,887

0,869

0,852

0,834

 

—1

 

0,818

0,802

0,786

0,770

0,754

0,739

0,724

0,710

0,695

0,681

 

—2'

0,668

0,654

0,641

0,628

0,615

0.608

0,590

0,578

0,567

0,555

 

- 3

0,544

0,533

0,522

0,511

0,501

0,490

0,480

0,471

0,461

0,451


в зависимости от фактической обеспеченности их трудо­ выми ресурсами на исходный период и проектируемую

перспективу.

Расчетное или проектируемое население следует ус­ танавливать после разработки реально осуществимых мероприятий по организованному перемещению населе­ ния. При этом если разность между плановым (потреб­ ным) и ожидаемым количеством населения сравнитель­ но невелика (в пределах 10%), то за окончательную рас­ четную численность следует принимать первое значение (УѴПЛ), в случае значительных отклонений расчетное ко­ личество населения (УѴР) принимается на основе ожи­ даемого (N0) с учетом намечаемых мероприятий по от­ селению (когда N0> N nn) или доприселению (при

N0< N na).

Следовательно, расчетное количество населения в сельскохозяйственных предприятиях и районе в целом будет соответствовать плановому (потребному) или не­ сколько отличаться от него (в основном превышать) в зависимости от имеющихся трудовых ресурсов и фак­ тической численности населения, характера естествен­ ного движения и намечаемых мероприятий по организо­ ванному перемещению.

Зная все эти показатели, расчетную численность на­ селения на любой промежуточный период (Nv) можно вычислить по формуле:

 

 

 

 

 

(15)

где

іѴф, Р и t — те же, что и в формуле 12;

 

 

V — среднегодовой

процент механического

 

 

перемещения населения (регулируемая

 

 

миграция).

 

Для облегчения расчета по формулам 12 и 15 в таб­

лице

15

приведены

значения

степенных функций

( \ 4- — V и f 1 4- — — )*

для значений Р и Р ± Ѵ от 0

V

іоо/

V ^ юо

)

 

 

до ±3,9%. при t = 5,

10, 15 и 20 лет.

Кроме

определения

количества трудоспособных и

общей численности населения, при районной планиров­ ке возникает необходимость прогнозирования на дли­ тельную перспективу возрастной структуры. За 1939— 1970 гг. в возрастной структуре населения страны прои­ зошло снижение удельного веса детских возрастов, а

214


также трудоспособного населения в возрасте от 20 до 29 лет и, наоборот, повышение числа трудоспособных средних и старших возрастов (от 29 до 50 лет) и осо­ бенно населения пенсионного возраста.

В сельской местности аналогичные процессы выра­

жены еще более сильно.

Прогноз на расчетную перспективу показывает, что подобные тенденции в изменении возрастной структуры населения в целом сохранятся, хотя интенсивность дви­ жения постепенно будет снижаться. Только к концу рас­ четного периода можно ожидать некоторого выравнива­ ния возрастной структуры в благоприятном направлении в результате повышения удельного веса детских воз­ растных групп и наиболее активной части трудоспособ­ ного населения и, наоборот, некоторого снижения групп

пенсионного возраста.

По отдельным республикам в динамике возрастной структуры населения наблюдаются значительные откло­ нения, которые должны быть приняты во внимание при прогнозировании движения населения на расчетную пер­

спективу.

Г л а в а 11. РАЗМЕЩЕНИЕ СЕТЕЙ КУЛЬТУРНО-БЫТОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

Перспективные сети культурно-бытового обслуживания населения

Сети обслуживания в сельскохозяйственном районе

должны создаваться с учетом все возрастающей роли городов в удовлетворении растущих культурно-бытовых потребностей населения. По многим видам обслужива­ ния они будут общими для горожан и сельских жите­ лей или же взаимно дополнять друг друга.

Значение городов в деле дальнейшего улучшения условий жизни сельского населения велико и многосто­ ронне. Как крупные производственные, административ­ ные, учебные, научные и культурные центры, они притя­ гивают к себе жителей окружающих сельских поселков (на работу, учебу, разного рода деловые поездки и т. д.), удовлетворяя многие их культурно-бытовые по­ требности во время ежедневного или периодического пребывания в городе. Значительная часть населения пригородных сел получает таким образом основные ви­

215

ды услуг непосредственно из города, от развитых там сетей культурно-бытового и коммунального обслужи­ вания.

Вместе с тем города выступают и как прямые цент­ ры обслуживания сельского населения данного района, других районов и всей области. В них исторически сло­ жились и теперь усиленно развиваются и создаются та­ кие учреждения и предприятия обслуживания (музеи, театры, специализированные медицинские учреждения), которые относятся к высшему разряду в силу своей уникальности, мощности, характера оборудования и поэтому не могут быть широко представлены в сельской местности. Бурное развитие пассажирского транспорта, широкое распространение радиовещания, телевидения делают такие центры легко доступными для массового охвата ими сельского населения. Полностью сбылись пророческие слова В. И. Ленина о том, что «...нет ров­ но никаких технических препятствий тому, чтобы со­ кровищами науки и искусства, веками скопленными в немногих центрах, пользовалось все население, разме­ щенное более или менее равномерно по всей стране»1.

Ликвидация противоположности между городом и деревней создала необходимые предпосылки для разви­ тия, всесторонних связей, широкого и плодотворного сотрудничества, содружества и взаимопомощи между рабочим классом и колхозным крестьянством. Это про­ является также и в организации сферы услуг, которая

в сельской местности создается с учетом использования

передового опыта улучшения бытовых условий горожан

при широко развитой шефской помощи городских про­

мышленных предприятий и учреждений

в организации

и налаживании работы очагов культуры,

здравоохране­

ния,

в строительстве благоустроенных поселков и т. п.

В

настоящее время поставлена задача— устранить

имеющиеся существенные социально-экономические и культурно-бытовые различия между городом и деревней. Ее успешное решение требует, чтобы в сельской местно­ сти, как и в городе, была развитая и совершенная сеть обслуживания населения, хорошо согласующаяся с осо­ бенностями сельскохозяйственного расселения, произ­

водственными, транспортными и другими

условиями

жизни сельского

населения.

 

1 Л е н и н В. И.

Поли. собр. соч. Изд. 5-е, т. 5, с.

151.

216


Сеть культурно-бытового обслуживания в районе не­ обходимо проектировать исходя из задачи коренного улучшения условий жизни сельского населения. Это тре­ бование наиболее полно может быть осуществлено при сочетании централизованной формы обслуживания с групповой, или участковой. При централизованной фор­ ме обслуживания основные бытовые и культурные по­ требности будут удовлетворяться из одного центра. Та­ кая организация сети обслуживания обеспечивает мак­ симум удобств для жителей, однако она возможна лишь в сельских поселениях с числом жителей свыше 5 тыс. Более массовой формой организации сети обслужива­ ния в сельской местности будет групповая, когда не­ сколько населенных пунктов образует куст (участок),

тяготеющий к одному крупному культурно-бытовому центру.

Сеть культурно-бытового обслуживания в районе включает ряд учреждений и предприятий. По своим функциям объекты сети обслуживания делятся на до­ школьные, учебные, культурно-просветительные, лечеб­ ные, коммунально-бытовые, торговые и предприятия общественного питания. Исходя из допускаемого радиу­ са обслуживания, они подразделяются на пять групп.

В первую группу входят такие учреждения, которые обслуживают население небольшого населенного пункта или часть жителей крупного поселения. Радиус их охва­ та составляет не более 0,5—1 км. Это детские учрежде­ ния, начальные школы, красные уголки, пункты первой медицинской помощи, ларьки, магазины, столовые, ба­ ни, пункты приема белья в стирку и т. д. Они получили название учреждений повседневного пользования.

Ко второй группе относятся учреждения, обслужи­ вающие жителей нескольких населенных пунктов, рас­ положенных в радиусе не более 3—5 км. В основном сюда входят восьмилетние общеобразовательные шко­ лы, дома культуры, амбулатории, специализированные магазины, бытовые ремонтные мастерские, буфеты, за­ кусочные, механизированные прачечные и хлебопекар­ ни. Они называются учреждениями периодического пользования.

Третья группа включает объекты, которые предназна­ чены для обслуживания населения группы сельскохо­ зяйственных предприятий, куста или микрозоны. Радиус охвата такими учреждениями достигает 6—8 км. Это

217

средние школы, школы-интернаты, участковые больни­ цы, дома культуры повышенного типа, универсальные

магазины, рестораны,

ателье и пансионаты — учрежде­

ния

эпизодического

пользования.

обслу­

К

четвертой группе относятся учреждения,

живающие население

всего района,— районная

больни­

ца, районные дома культуры, центральные торговые за­ ведения, специальные больницы и др. Радиус охвата этими учреждениями достигает 20—30 км. Они относят­ ся к учреждениям районного значения.

Пятую группу составляют такие объекты, которые об­ служивают население нескольких районов, всей области или нескольких областей. К ним можно отнести средние и высшие специальные учебные заведения, музеи, теат­ ры и постоянно действующие выставки — сеть учрежде­ ний межрайонного или областного значения.

Расчет и размещение общественных учреждений в районе

Организация сети обслуживания начинается с рас­ чета необходимого состава и количества учреждений и предприятий разного назначения, а также с определения их производственных показателей: пропускной способ­ ности, количества рабочих мест, производительности за смену, сутки и т. д.

Количество и размеры учреждений определяют с та­ ким расчетом, чтобы полностью удовлетворить культур­ но-бытовые потребности сельских жителей. Поэтому на перспективу наряду с такими объектами, которые уже имеют широкое распространение в сельской местности (школы, клубы, медицинские пункты, больницы, мага­ зины и т. д.), должны быть предусмотрены также раз­ ветвленная сеть ремонтных бытовых мастерских, спе­ циализированные ателье, механизированные прачечные, фабрики-кухни, оборудованные дома культуры, лечеб­ ницы, школы-интернаты, пансионаты и др.

Количество объектов, их мощность, пропускная спо­ собность и другие производственные показатели опре­ деляются рядом условий, из которых наибольшее зна­ чение имеют численность обслуживаемого населения, радиус обслуживания, особенности проектируемой систе­ мы расселения (крупность населенных пунктов, их рас­ положение), условия связи между населенными пунк­

218