Файл: Учебное пособие Омск 2002 Маркетинг Учебное пособие.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 135

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Во всем мире наблюдается тенденция увеличения доли розничной торговли на рынке. Поэтому, для того чтобы розничные предприятия определили свое место на рынке, выявили сильные и слабые стороны и использовали свои преимущества, рассмотрим их классификацию.

Виды розничных предприятий.

Розничные торговые предприятия можно классифицировать по следующим признакам:

  • по виду реализуемого ассортимента;

  • по формам торгового обслуживания;

  • по уровню цен;

  • по типам;

  • по концентрации и месторасположению.

В зависимости от вида ассортимента различают следующие виды магазинов:

  • универсальные;

  • специализированные;

  • магазины с комбинированным ассортиментом;

  • магазины со смешанным ассортиментом товара.

Универсальные магазины – магазины, реализующие универсальный ассортимент продовольственных и (или) непродовольственных товаров. Примером универсальных продовольственных магазинов являются: универсам, супермаркет, гипермаркет; универсальных непродовольственных – универмаг, торговый дом.

Специализированные магазины – магазины, реализующие одну группу товаров («Одежда», «Культтовары», «Мясо») или часть товарной группы («Детская одежда», «Спортивные товары», «Колбасы»). Последние называют узкоспециализированными магазинами.

Магазины с комбинированным ассортиментом товаров – магазины, реализующие несколько групп товаров, связанных общностью спроса («Галантерея-парфюмерия», «Мясо-рыба») или удовлетворяющих какие-либо потребности покупателей («Хозяйственные товары», «Товары для садовода», «Диета»).

Магазины со смешанным ассортиментом товаров – магазины, реализующие отдельные виды продовольственных и непродовольственных товаров. В настоящее время такими магазинами является большинство специализированных магазинов.

По мнению Чкаловой О. В., в настоящие время в России происходит процесс универсализации розничных торговых предприятий, число смешанных магазинов растет (увеличилось с 9% в 1991г. до 35% в 1999 г.), а специализированных резко сокращается. Это вызвано тем, что покупатели стремятся покупать товары «под одной крышей»[13, c. 85].

Форма бытового обслуживания включает особенности торгово-технологического процесса. К ним относятся: методы продажи товаров, дополнительные услуги и персональные методы продаж.


В магазине различают 5 методов продаж.

1. Продажа товаров с индивидуальным обслуживанием покупателей (традиционный метод продажи) представляет собой метод, при котором все основные операции по обслуживанию осуществляются при участии продавца. Этот метод эффективен в том случае, если требуется более содержательная консультация продавцов (например при продаже мяса, когда покупатель просит разрубить понравившийся ему кусок).

2. Продажа товаров с открытой выкладкой. Сущность этого метода в том, что запасы товаров открыто выкладываются на рабочем месте продавца. Покупатели имеют возможность самостоятельно ознакомиться и выбрать выложенные товары. Функции продавца при этом сводятся к консультированию покупателей, взвешиванию, упаковке и отпуску отобранных покупателями товаров. Наибольшее распространение такой метод продажи получил при реализации плодоовощных товаров. За рубежом этим методом реализуется одежда и обувь со скидками, бельевые, чулочно-носочные изделия, текстильная галантерея.

3. Продажа товаров по образцам предусматривает выкладку образцов в торговом зале, что позволяет покупателям самостоятельно ознакомиться с ними. Преимущества этого метода в том, что на сравнительно небольшой площади можно выставить образцы достаточно широкого ассортимента товаров. Как правило, этот метод используется при продаже технически сложных и крупногабаритных товаров, например радиотоваров, электротоваров, мебели.

Разновидностью этого метода является продажа товаров по каталогам. Вместо образцов товаров прилагается каталог с их фотографиями и описанием.

4. Торговля по предварительным заказам удобна для покупателей, поскольку она позволяет сэкономить время на приобретение товара. По предварительным заказам продают преимущественно продовольственные товары, а также непродовольственные товары сложного ассортимента.

5. Продажа товаров при полном самообслуживании покупателей. Этот метод наиболее удобен для покупателей. Он распространен за рубежом и существовал в России в дореформенный период. В настоящее время соотношение магазинов, работающих по методу самообслуживания и через прилавок, в Москве составляет 1 к 10. В других городах это соотношение еще больше.

Персональные методы продажи связаны с индивидуальным обслуживанием покупателей на дому.

Прямой продажей является любая форма личного контакта продавца и покупателя, обычно на дому у покупателей.

Продажа товаров по телефону. Покупатель платит за товар, после того как проверит его по качеству и весу.


Торговля по электронным каналам осуществляется с использованием компьютерной сети. Сюда относится продажа через Интернет и электронную почту. Торговля по электронным каналам и по телефону принципиально не отличается.

Существует идея создания электронного магазина-склада. При этом выбор товара будет происходить в специальной комнате, где установлен компьютер. Покупатель будет иметь возможность тщательно осмотреть товар, и, если он его выберет, достаточно будет нажать кнопку и товар автоматически переместится со склада к покупателю.

Характеристика магазинов по уровню розничных цен.

Дискаунты – это универсальные магазины, работающие по принципу самостоятельного обслуживания и реализующие стандартные товары по низким ценам. Специалисты называют эти магазины «усеченным вариантом супермаркетов», где сохраняется тот же метод продажи и похожий ассортимент, хотя и не такой широкий. Низкие цены в таких магазинах обеспечиваются за счет минимизации расходов на обслуживание, невысокого качества оборудования, дешевой отделки магазинов. Отсутствие в торговых залах продавцов, функции которых выполняют ценники, позволяют снизить издержки, а значит, и розничную цену товаров. Они ориентированы на всех потребителей, проживающих недалеко от магазина и не желающих платить лишние деньги за товары повседневного спроса. Крупными дискаунтами являются Агроторг (сеть «Пятерочка»), «Здоровье» (сеть «Копейка»), «Матвеев и партнеры» и Юниленд (сеть «Дикси»). Сегодня именно эти магазины являются серьезными конкурентами уличным рынкам. Число их постоянно растет. Так в С.-Петербурге в 2000 году было создано 35 новых магазинов, в первом квартале 2001 открылось дискаунтов больше, чем за весь 2000 г. [8, c. 30].

Дисконтные магазины осуществляют продажу товаров со скидкой владельцам специальных дисконтных карт, которые могут быть именными и на предъявителя. Дисконтная карта может выдаваться бесплатно при покупке товара на большую сумму, может оплачиваться стоимость изготовления карты или может браться определенная авансовая сумма.

Магазины «Кэш энд кэрри», что в переводе означает «плати и увози», предназначены для мелких перекупщиков. Особенностью этих магазинов является совмещение в одном помещении склада и торгового зала, товар выложен на стеллажах большими партиями. В С.-Петербурге действуют три супермаркета «Кэш энд кэрри». Один принадлежит компании «Лента», два супермаркета «Мегаметр» – компании «Юниленд».


Комиссионные магазины продают непродовольственные товары, в том числе и с потерянным товарным видом. Владелец товара, сдавший его в магазин, получает после реализации заранее оговоренный процент от его стоимости, которая устанавливается с согласия продавца. Сегодня количество комиссионных магазинов в России неуклонно возрастает; например, в 1998 г. в Новосибирске работал только один комиссионный магазин, а в 1999 г. их было уже 20.

Магазины «Секонд хенд» продают совсем дешевые непродовольственные товары. Такие магазины особенно распространены на Западе и начинают распространяться и в России.

Магазины-демонстрационные залы, торгующие по каталогам, сочетают в себе продажу товаров массового спроса по сниженным ценам с возможностями торговли по каталогам. Среди ассортимента этих магазинов дорогие товары, требующие тщательного выбора (ювелирные изделия, дорогие одежда и обувь, фототехника, музыкальные инструменты и пр.). Снижению цен благоприятствуют ограниченная выкладка товара (каталоги принимают на себя роль хороших витрин), сокращение количества торгового персонала (необходимые разъяснения по покупке потребитель может взять из каталога), а также продажа товара за наличный расчет [1, с. 185].

Магазины «Бутики» реализуют модные товары (одежду) или товары редкого спроса (например изысканное вино) по высоким ценам.

Сегодня разработан ГОСТ «Розничная торговля. Классификация предприятий» (проект), предусматривающий следующие типы магазинов:

  • универмаг;

  • универмаг «Детский мир»;

  • гипермаркет;

  • универсам (супермаркет);

  • гастроном;

  • продукты (мини-маркет);

  • товары повседневного спроса;

  • промтовары;

  • специализированные магазины.

Универмаги являются магазинами с универсальным ассортиментом непродовольственных товаров и продовольственных товаров повседневного спроса. За рубежом универмаги представляют собой крупные магазины с широким ассортиментом товаров, обязательно включающим одежду. Главное преимущество этих магазинов - предоставление покупателям максимального ассортимента непродовольственных товаров.

Универсамы – крупные магазины самообслуживания, торгующие продовольственными товарами широкого спроса, а также некоторыми непродовольственными товарами повседневного спроса (в первую очередь хозяйственными). Разрабатываемый нормативный документ не делает различий между универсамом и супермаркетом в России, однако за рубежом распространены и те и другие типы магазинов.


Супермаркет – крупный магазин с площадью торгового зала не менее 400 кв. м, торгующий по методу самообслуживания и предлагающий преимущественно продовольственные товары, непродовольственные составляют в его ассортименте около 30%. За рубежом в супермаркетах цены более низкие, в России – достаточно высокие. И, по мнению Чкалова О.В., сегодня можно говорить о них как о магазинах с большой ассортиментной насыщенностью, высоким качеством обслуживания и эффективным использованием площадей. Современные супермаркеты работают напрямую с дистрибьюторами, а самые дорогие и престижные производят закупки за рубежом.

Отличительная черта гипермаркетов – доступные цены, а не разнообразие торгового обслуживания и дополнительных услуг. Эти магазины отличаются от супермаркетов большими размерами (торговая площадь от 6 до 20 тыс. кв. м) и тенденцией установления прямой связи между изготовителем и потребителем. Гипермаркеты торгуют как предметами роскоши, так и товарами широкого потребления, с акцентом на основные потребительские товары и продукты питания. Они преимущественно распространены в Германии, Франции, Бельгии.

В 2000 г. Администрация Московской области объявила о планах строительства 20 гипермаркетов. Первые пять магазинов планируется построить в ближайшие 5 лет. По плану каждый гипермаркет будет одно- или двухэтажным зданием площадью 20–25 тыс. кв. м.

Гастроном является универсальным продовольственным магазином небольшой площади (250–300 кв. м), работающим традиционным методом. Но значение гастронома не уменьшается в связи с существованием более крупных продовольственных магазинов – универсамов и супермаркетов. Размеры и зона обслуживания супермаркета расширяются, и имеется потенциальная возможность развития сети гастрономов, расположенных по соседству с покупателем и где можно купить срочно понадобившиеся товары.

Мини-маркеты имеют небольшую площадь (60–80 кв. м) и работают по традиционным методам продажи, некоторые по методу самообслуживания. Поставки товаров – от дистрибьюторов или от оптовых магазинов.

Специализированные магазины работают с одной группой или ее частью. Основная отличительная черта от супермаркетов – насыщенность и глубина ассортимента и оказание сервиса при выборе товара. Но недостатком этих магазинов является ограниченная комплексность покупки, конкуренция со стороны супермаркетов, которые постоянно стремятся расширить и углубить товарные группы и продавцы должны обладать большими знаниями о товаре.