Файл: Учебное пособие Омск 2002 Маркетинг Учебное пособие.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 140

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Свое имя


Чужое имя



Свой счет


Чужой счет



Рис.3. Признаки классификации посредников.
Классификацию посредников можно провести по сочетанию двух признаков: первый признак – от чьего имени работает посредник и второй – за чей счет посредник ведет свои операции. Возможно выделение четырех типов посредников.
Таблица 1

Типы посредников в каналах распределения

Тип посредника

Признак классификации

Дилер

От своего имени и за свой счет

Дистрибьютор

От чужого имени и за свой счет

Комиссионер

От своего имени и за чужой счет

Агент, брокер

От чужого имени и за чужой счет


Дилеры — это оптовые, реже розничные посредники, которые ведут операции от своего имени и за свой счет. Товар приобретается ими по договору поставки. Таким образом, дилер становится собственником продукции после полной оплаты поставки. Отношения между производителем и дилером прекращаются после выполнения всех условий по договору поставки. Однако взаимоотношения производителя с дилерами в последнее время приобретают разнообразные формы из-за желания производителей формировать вертикальные каналы распределения. При этом дилеры становятся держателями привилегий, объединяя в своих руках ряд последовательных этапов процесса производства и распределения. В канале распределения дилеры занимают положение, наиболее близкое к конечным потребителям.

Различают два вида дилеров. Эксклюзивные дилеры являются единственными представителями производителя в данном регионе и наделены исключительными правами по реализации его продукции. Дилеры, сотрудничающие с производителем на условиях франшизы, именуются авторизованными.

Дистрибьюторы — оптовые и розничные посредники, ведущие операции от имени производителя и за свой счет. Как правило, производитель предоставляет дистрибьютору право торговать своей продукцией на определенной территории и в течение определенного срока. Таким образом, дистрибьютор не является собственником продукции. По договору им приобретается право продажи продукции. Дистрибьютор может действовать и от своего имени. В этом случае в рамках договора на предоставление права продажи заключается договор поставки.


Различают два типа дистрибьюторов:

- дистрибьюторы, имеющие в собственном распоряжении складское помещение или арендующие его;

- дистрибьюторы, не имеющие в собственном распоряжении складское помещение и не арендующие его (иногда их называют торговыми маклерами).

Производитель может выбрать дистрибьютора в качестве посредника только в случае, если:

  • рынок разбросан и требуются большие затраты для прямого канала распределения;

  • потребитель предпочитает покупать мелкие партии, что неудобно для складской и транзитной обработки;

  • число посредников больше количества региональных складов производителя;

  • изделия должны покупать потребители многих отраслей промышленности;

  • разница между себестоимостью и ценой продукции мала, чтобы иметь собственную сбытовую организацию.

Комиссионеры — это оптовые и розничные посредники, ведущие операции от своего имени и за счет производителя. Комиссионер не является собственником продаваемой продукции. Производитель (или комитент в данной операции) остается собственником продукции до ее передачи и оплаты конечным потребителем. Договор о поставке продукции заключается от имени комиссионера. Таким образом, комиссионер является посредником только для комитента, а не для конечного потребителя, деньги которого перечисляются на счет комиссионера. При этом риск случайной порчи и гибели продукции лежит на комитенте. Комиссионер обязан обеспечить сохранность товара. Он отвечает за утрату или повреждение продукции по вине комиссионера. Вознаграждение комиссионеру выплачивается обычно в виде процентов от суммы проведенной операции или как разница между ценой, назначенной комитентом, и ценой реализации.

Агенты — посредники, выступающие в качестве представителя или помощника другого основного по отношению к нему лица (принципала). Как правило, агенты являются юридическими лицами. Агент заключает сделки от имени и за счет принципала. По объему полномочий агенты подразделяются на две категории. Универсальные агенты совершают любые юридические действия от имени принципала. Генеральные агенты заключают только сделки, указанные в доверенности. За свои услуги агенты получают вознаграждение как по тарифам, так и по договоренности с принципалом. Наиболее распространенный вид агентского вознаграждения — процент от суммы заключенной сделки.


Брокеры — посредники при заключении сделок, сводящие контрагентов. Брокеры не являются собственниками продукции, как дилеры или дистрибьюторы, и не распоряжаются продукцией, как дистрибьюторы, комиссионеры или агенты. В отличие от агентов брокеры не состоят в договорных отношениях ни с одной из сторон заключающейся сделки и действуют лишь на основе отдельных поручений. Брокеры вознаграждаются только за проданную продукцию. Их доходы могут формироваться как определенный процент от стоимости проданных товаров или как фиксированное вознаграждение за каждую проданную единицу товара.

Некоторые специалисты выделяют еще закупочные конторы и аукционы.

Закупочные конторы – это самостоятельные коммерческие предприятия, получающие оплату в виде процента от годовых продаж. Они близки к брокерам по характеру своей деятельности, т. е. предоставляют информацию об изменениях цен и о потенциальных конкурентах, и также заключают по указанию своих клиентов сделки.

Ещё одним видом оптовой и розничной торговли является аукционная торговля, при которой продавец с целью получения наибольшей прибыли использует конкуренцию покупателей, присутствующих при продаже. Аукцион (от латинского auctio –упродажа с публичного торга) представляет собой продажу таких товаров, которые обладают индивидуальными свойствами и ценностями. Их реализация осуществляется с публичного торга в определённом месте и в заранее установленное время. При аукционной продаже аукционист не несёт ответственности за проданный товар, так как покупатели имеют возможность достаточно подробно с ним познакомиться предварительно до проведения торгов.

Число посредников

При выборе непрямого канала сбыта возникает вопрос, сколько требуется посредников, чтобы обеспечить уровень охвата рынка, необходимый для проникновения на этот рынок. В связи с этим могут рассматриваться следующие стратегии охвата рынка:

Стратегия интенсивного сбыта.

Сущность – фирма ищет максимальное количество торговых точек и складов, чтобы обеспечить максимальный охват рынка и объем продаж. Эта стратегия используется для товаров повседневного спроса и при организации продаж нетрудоемких услуг. Одним из недостатков этой стратегии является то, что фирма теряет контроль над сбытом своей продукции, следовательно, теряет контроль за установлением скидок и за качеством обслуживания. По этой причине трудно поддерживать имидж марки и точное позиционирование на рынке.


Стратегия избирательного сбыта.

Сущность – фирма при охвате рынка использует не всех посредников, которые могли быть привлечены. Данная стратегия используется при распределении товаров предварительного выбора. Выбирая избирательный сбыт, изготовитель таким образом снижает издержки по распределению своего товара и может добиваться от посредников эффективного сотрудничества. Формы такого сотрудничества: участие в расходах на рекламу; поддержание товарных запасов; предоставление потребителям различных дополнительных услуг.

Стратегия эксклюзивного сбыта.

Эксклюзивный сбыт – это крайний случай избирательного сбыта. Сущность – только один торговец получает право продажи данной марки на определенной территории. Обычно он обязуется не продавать конкурирующие товары. Данная стратегия используется, если фирма проводит политику высокого качества, престижности или отличного обслуживания.

Особой формой эксклюзивного сбыта является франчайзинг. Многие специалисты называют его наиболее успешной формой распределения товара и услуг на рынке, появившейся в ХХ веке. Распределение безалкогольных напитков, автомобилей и товаров длительного пользования, а также нефтепродуктов в США почти полностью охвачены франшизными отношениями. Практически во всех ведущих видах бизнеса в качестве посредников в той или иной степени используется франчайзинг. В 90-е годы ХХ столетия в США более 40% оборота розничной торговли и услуг приходилось на фирмы, работающие по этой системе.

Сотрудничество и конфликты каналов распределения

Многие специалисты считают, что важную роль в распределении играют дружеские отношения между продавцом и покупателем. Предприятия отдают предпочтение постоянным партнерам, даже если они предлагают продукцию по более высоким ценам, чем на рынке. Это связано с тем, что, несмотря на более низкие цены случайных клиентов, затраты на их поиск и подготовку сделки выше затрат, необходимых на поддержание связей с постоянными партнерами. Долгосрочные отношения уменьшают риск при совершении сделок, и поэтому они более выгодны для обеих сторон. В основе сотрудничества лежит взаимовыгодный обмен, а не конкуренция, которая в этой ситуации позволяет сделать выбор потребителя и стимулирует производителя к экономии и нововведениям.

Сотрудничество изготовителя с посредниками и конечными потребителями – ключевой фактор успешной реализации маркетинговой стратегии. Чтобы его добиться фирма может использовать коммуникационные стратегии: вталкивание, втягивание и комбинированная.


Коммуникационная стратегия вталкивания. Основные маркетинговые усилия обращены на посредников, чтобы побудить их принять марки фирмы в свой ассортимент, создать необходимые запасы, выделить товарам хорошее место в торговом зале. Стратегия вталкивания необходима для обеспечения взаимодействия с теми сбытовиками, без которых фирма не может получить доступ к рынку. Основные средства, которыми может воспользоваться фирма, чтобы побудить посредников к добровольному сотрудничеству:

  1. Оптовые скидки.

  2. Бесплатные поставки.

  3. Рекламные материалы.

  4. Бесплатное обучение персонала.

  5. Бесплатные раздачи.

  6. Оплата расходов по гарантийному обслуживанию.

Коммуникационная стратегия втягивания. Эта стратегия концентрирует все коммуникационные усилия на конечном спросе (т.е. на потребителе), минуя посредников. Цель: создать на уровне конечного потребителя благоприятное отношение к товару или марке с тем, чтобы сам потребитель требовал эту марку от посредника и тем самым побуждал его к торговле этой маркой. В отличие от стратегии вталкивания, эта стратегия вынуждает посредников сотрудничать с изготовителем. Потребители играют роль "насоса": марка втягивается в сбытовой канал благодаря им.

Для создания эффекта "втягивания" фирма вкладывает огромные финансовые средства в рекламу, распределенную на длительный период времени.

Комбинированная стратегия. На практике коммуникационные стратегии вталкивания и втягивания дополняют друг друга, и большинство фирм применяет их комбинацию, распределяя свои усилия между системой сбыта и конечным спросом.