Файл: Кравченко Р.Г. Основы кибернетики учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 88

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

зяйства. Однако при создании ОАСУ не отбрасывается опыт су­ ществующей системы управления, а изучается и используется.

В ОАСУ-сельхоз одним из объектов автоматизации является подготовка и передача документов, которые являются основными носителями информации. Переложение содержания документов, их цифровых и алфавитных знаков на язык символов и исполь­ зование технических носителей позволяют формализовать и ав­

томатизировать документооборот.

Пр и н ц и п а в т о м а т и ­

з а ц и и

д о к у м е н т о о б о р о т а

должен обязательно учи­

тываться

при создании ОАСУ-сельхоз. При разработке

ОАСУ-сельхоз необходимо предусматривать соблюдение

п р и н ­

ципа о д н о к р а т н о й ф и к с а ц и и и н ф о р м а ц и и.

Это оз­

начает, что объем первичной информации должен быть мини­ мальным, а фиксация ее производится один раз. Особенность экономических задач такова, что для решения их требуется боль­ шой объем первичной информации. В массивах памяти должны сохраниться все показатели, которые в дальнейшем понадобятся для расчета, т. е. первичная и промежуточная информация, ббеспечивающая составление экономико-математических задач.

При создании и внедрении ОАСУ-сельхоз необходимо соблю­ дать принцип совмещения подготовки входных данных с изготов­ лением первичного документа.

В начале разработки ОАСУ, исходя из целей и задач сис­ темы, формируются требования к входным документам. В этом

выражается

п р и н ц и п о р и е н т а ц и и на

в ых о д н

ые д о ­

кументы.

Ориентироваться на входные

документы

нельзя,

так как опыт показывает, что в существующем объеме первич­ ной информации имеется большая избыточность. Причем это в большей мере проявляется на высших уровнях управления. Один из результатов накопления опыта в использовании ЭВМ показал, что не все сведения, которые считались мало полезной информацией, оказались действительно такими. Только в про­ цессе обработки сведения превращаются в полезную информа­ цию, способную оказать помощь в выборе того или иного реше­ ния. После внедрения системы, при разработке которой учтен принцип фиксации выходных документов, избыточность первич­ ной информации ликвидируется.

Система ОАСУ-сельхоз разрабатывается и функционирует при использовании всех перечисленных выше принципов.

Деятельность ОАСУ-сельхоз возможна благодаря обеспечи­ вающим подсистемам. Обеспечивающие подсистемы выделяются в зависимости от того, какое участие в реализации намеченной технологии переработки информации принимает данная подсис­ тема.

С этих позиций в ОАСУ-сельхоз могут быть выделены три важнейшие обеспечивающие подсистемы: информационная, ма­ тематическая (программная), и техническая. Возможно выделе­ ние также подсистемы кадрового обеспечения, которая выпол­

252


няет задачи по обеспечению работы всех технических средств ОАСУ.

Подсистема информационного обеспечения является одной из основных обслуживающих подсистем ОАСУ, поскольку функ­ ционирование системы неразрывно связано с накоплением, хра­ нением и предварительной обработкой большого объема эконо­ мической, научно-технической, справочно-нормативной и других видов информации. Она включает классификаторы, кодифика­ торы информации; справочно-нормативные фонды; подсистемы накопления учетных данных, статистической информации; всевоз­ можные каталоги и альбомы документов; инструктивную и юри­ дическую документацию и т. п.

Подсистему характеризуют: перечень одноименных показате­ лей, используемых затем другими подсистемами; массивы инфор­ мации и методы внесения изменений и корректировок в нее; ме­ тоды контроля хранения, поиска, обновления, регистрации вход­ ной и выходной информации, необходимой для решения задач; перечень показателей, выдаваемых по запросу органов управ­ ления.

Основными требованиями, предъявляемыми к данной подсис­ теме, являются: единство документооборота; лаконичность за­ писи и четкость форм; увязка конструкторской и технологической документации (стандарты, единство маршрутов и т. д.); отсут­ ствие дублирования показателей в различных документах; ис­ ключение дублирующих потоков информации; использование действующей документации, пригодной для обработки сред­ ствами вычислительной техники; унификация части документов и внедрение единых форм первичной информации; использование машинных носителей в качестве первичной документации.

Подсистема информационного обеспечения систематизирует информационный материал, обеспечивает внедрение и анализ норм, разрабатываемых службами науки, обеспечивая при этом единство методической основы разработки потоков инфор­ мации.

Нормативное хозяйство в ОАСУ-сельхоз должно быть ор­ ганизовано с учетом:

максимальной централизации всех имеющихся справочно­ нормативных данных;

фиксирования нормативной информации на носителях, обес­ печивающих использование ее непосредственно на вычисли­ тельной технике без дополнительных преобразований;

создания эффективной системы поиска нужной части нор­ мативной информации без больших сортировок;

обеспечения своевременного и качественного проведения из­ менений и дополнений;

максимальной механизации и автоматизации занесения нор­ мативной информации в экономико-математическую модель и плановые документы.

253


Существующая система формирования нормативов в сель­ ском хозяйстве может быть охарактеризована как разомкнутая, т. е. отсутствует постоянное уточнение и доработка системы нормативов при изменении условий и средств производства. Одна из основных задач совершенствования нормативной ин­ формации в сельском хозяйстве — это создание обратной связи от производства к службам науки, разработчикам информации и к органам управления.

Формирование информации в ОАСУ-сельхоз должно произ­ водиться по двум направлениям: от научных учреждений и от производственных объектов.

Для подготовки информационной базы и выявления сущест­ вующих потоков информации между подразделениями одного уровня управления и между подразделениями различных уров­ ней, для определения объемов справочно-нормативной инфор­ мации, документооборота и перечня решаемых задач необхо­ димо изучить эти вопросы в звеньях существующей системы управления.

Эти материалы являются исходными для разработки прин­ ципиальной схемы построения а в т о м а т и з и р о в а н н о г о б а н к а д а н н ых (А Б Д) автоматизированной системы управ­ ления в сельском хозяйстве и выбора технических средств для

оснащения системы.

На основании анализа полученного материала выбирается и н ф о р м а ц и о н н ы й я з ы к с и с т е м ы и разрабатываются принципы формирования массивов. Выбор размерности и объ­ ема массива существенно влияет на сложность поиска инфор­ мации, на заполнение и обновление массива.

И н ф о р м а ц и о н н о - п о

и с ко в а я

с и с т е ма ( ИПС)

ОАСУ относится в основном

к классу

фактографических си­

стем, поскольку на запрос она должна выдать отдельный факт, т. е. отдельный показатель или массив.

В отличие от документографических ИПС ей присущи неко­ торые особенности, которые следует учесть при выборе наилуч­ шего способа представления наименования, способа машинного распознания наименований и способа поиска показателей.

Особенности информационно-поисковой системы ОАСУ-сель­ хоз таковы.

1.Число наименований сельскохозяйственной информации ограничено и не превышает 10 000. Это может упростить рас­ познание наименований.

2.Многоаспектный поиск отсутствует. Запрос (предписа­

ние) может быть сформулирован только на наименования, вве­ денные в память.

3.Ответом на любой запрос может быть только одно на­ именование и, следовательно, один массив или показатель.

4.Точность поиска показателя по его наименованию должна быть очень высокой. Это объясняется тем, что найденный пока­

254


затель используется в расчетах и ошибка в поиске может обес­ ценить проведенные расчеты.

5. Информационная система рассчитана на массового по­ требителя и на высокую интенсивность запросов. Это означает, что помимо высокой производительности необходимо упрощение поцедуры составления запросов либо ее автоматизация.

Наряду с фактами система должна в определенных слу­ чаях выдавать и документы. Следовательно, наряду с элемен­ тами фактографической системы .сохраняются некоторые свой­ ства документографических систем.

На первом этапе ИПС может работать в режиме «запросвыдача». Дальнейшее развитие системы предполагает выдачу информации не только по запросам, но и ее сбор и своевремен­ ное информирование работников органов управления о проис­ шедших и возможных отклонениях: невыполнение планов, сни­ жение темпов роста, снижение продуктивности и т. п. При фор­ мировании этой информации вырабатывается для каждого показателя допустимый предел, при достижении которого пре­ дупредительная информация должна передаваться соответст­ вующим подразделениям.

Информационно-поисковая система помимо обслуживания информацией из своего фонда может обеспечить соответствую­ щие органы так называемой транзитной информацией. Напри­ мер, по заявке соответствующего отдела Министерства сель­ ского хозяйства через ИПС запрашивается информация в вы­ числительном центре ЦСУ, Госплана, в республиканских и областных вычислительных центрах.

Общая схема функционирования ИПС такова: от отделов министерства (или подразделений другого уровня управления) поступают запросы в ИПС, где хранятся сведения о всей ин­ формации, интересующей министерство. Для этого в каталоге содержится описание как регламентированных, так и нерегламентированных документов. Запрос анализируется на инфор­ мационном языке, и в системном каталоге производится поиск сведений о документах, способных удовлетворить этот запрос.

Наиболее трудным вопросом построения информационно­ поисковых систем любого класса является выбор информаци­ онного языка системы.

Так как информационный язык системы является языком общения потребителя с ЭВМ, наиболее целесообразно ис­ пользовать его в сочетании с шифрами естественного профес­ сионального языка, главной особенностью которого является профессионально точное наименование сельскохозяйственного показателя в соответствии с существующей в русском языке грамматикой и словарем. Используя логические средства, можно составить поисковый образ наименования, заложив в него возможные варианты запросов. Язык наименований сельскохозяйственных показателей, принятый для данной ин-

255


формационно-лоисковой системы, должен являться также язы­ ком задания переменных в программах расчета. Всякие от­ ступления от принятого информационного языка будут приво­ дить к неполной выдаче исходной информации системой.

Создание справочно-нормативного фонда на технических носителях является необходимым условием интегрированной автоматизированной обработки данных. Работы по созданию автоматизированной системы нормативов выполняются в двух направлениях: организация исходных массивов информации и формирование нормативов в целях обеспечения конкретных планово-экономических задач.

Исходная информация для формирования нормативов об­ разует следующие потоки:

научно-технические данные (свойства удобрений, потреб­ ность животных в питательных веществах, характеристики па­ раметров тракторов, автомобилей, сельскохозяйственных ма­ шин) ;

данные, обусловленные соответствующими постановлениями государственных органов и вышестоящих организаций' (рас­ ценки, нормы выработки, нормы отчислений на амортизацию, ремонт и т. п.);

данные, представляемые подсистемой учета и характери­ зующие состояние производственных ресурсов и процессов (со­ став земельных угодий, состав машинно-тракторного парка, состав работающих, поголовье животных и их продуктивность и т. п.).

Из различных видов исходной информации вытекают раз­ личные требования к разработке и организации информацион­ ных массивов. В отличие от нормативов, рассчитываемых в ав­ томатизированной системе нормативов (АСН), исходная спра­ вочно-нормативная информация разрабатывается отраслевыми и зональными научно-исследовательскими организациями или соответствующими государственными органами. Справочно­ нормативные данные определяются в расчете на единичные нормообразующие факторы и являются первичными (одиноч­ ными) нормативами. Нормативы, формируемые в АСН, харак­ теризуют конкретные хозяйственные объекты и рассчитываются на агрегированные условия, поэтому они являются производ­ ными (агрегированными).

Стабильность первичной справочно-нормативной информа­ ции делает возможным и целесообразным централизовать со­ здание справочно-нормативного фонда для сельского хозяй­ ства. В ОАСУ образовывается единый справочно-нормативный фонд отрасли. В систему картотек справочно-нормативного фонда могут входить справочники норм высева семян, норм ис­ пользования удобрений, норм содержания питательных веществ в кормах, норм кормленияживотных, технических характе­ ристик тракторов, машин и оборудования, норм выработки,

256