ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 88
Скачиваний: 0
зяйства. Однако при создании ОАСУ не отбрасывается опыт су ществующей системы управления, а изучается и используется.
В ОАСУ-сельхоз одним из объектов автоматизации является подготовка и передача документов, которые являются основными носителями информации. Переложение содержания документов, их цифровых и алфавитных знаков на язык символов и исполь зование технических носителей позволяют формализовать и ав
томатизировать документооборот. |
Пр и н ц и п а в т о м а т и |
||
з а ц и и |
д о к у м е н т о о б о р о т а |
должен обязательно учи |
|
тываться |
при создании ОАСУ-сельхоз. При разработке |
||
ОАСУ-сельхоз необходимо предусматривать соблюдение |
п р и н |
||
ципа о д н о к р а т н о й ф и к с а ц и и и н ф о р м а ц и и. |
Это оз |
начает, что объем первичной информации должен быть мини мальным, а фиксация ее производится один раз. Особенность экономических задач такова, что для решения их требуется боль шой объем первичной информации. В массивах памяти должны сохраниться все показатели, которые в дальнейшем понадобятся для расчета, т. е. первичная и промежуточная информация, ббеспечивающая составление экономико-математических задач.
При создании и внедрении ОАСУ-сельхоз необходимо соблю дать принцип совмещения подготовки входных данных с изготов лением первичного документа.
В начале разработки ОАСУ, исходя из целей и задач сис темы, формируются требования к входным документам. В этом
выражается |
п р и н ц и п о р и е н т а ц и и на |
в ых о д н |
ые д о |
кументы. |
Ориентироваться на входные |
документы |
нельзя, |
так как опыт показывает, что в существующем объеме первич ной информации имеется большая избыточность. Причем это в большей мере проявляется на высших уровнях управления. Один из результатов накопления опыта в использовании ЭВМ показал, что не все сведения, которые считались мало полезной информацией, оказались действительно такими. Только в про цессе обработки сведения превращаются в полезную информа цию, способную оказать помощь в выборе того или иного реше ния. После внедрения системы, при разработке которой учтен принцип фиксации выходных документов, избыточность первич ной информации ликвидируется.
Система ОАСУ-сельхоз разрабатывается и функционирует при использовании всех перечисленных выше принципов.
Деятельность ОАСУ-сельхоз возможна благодаря обеспечи вающим подсистемам. Обеспечивающие подсистемы выделяются в зависимости от того, какое участие в реализации намеченной технологии переработки информации принимает данная подсис тема.
С этих позиций в ОАСУ-сельхоз могут быть выделены три важнейшие обеспечивающие подсистемы: информационная, ма тематическая (программная), и техническая. Возможно выделе ние также подсистемы кадрового обеспечения, которая выпол
252
няет задачи по обеспечению работы всех технических средств ОАСУ.
Подсистема информационного обеспечения является одной из основных обслуживающих подсистем ОАСУ, поскольку функ ционирование системы неразрывно связано с накоплением, хра нением и предварительной обработкой большого объема эконо мической, научно-технической, справочно-нормативной и других видов информации. Она включает классификаторы, кодифика торы информации; справочно-нормативные фонды; подсистемы накопления учетных данных, статистической информации; всевоз можные каталоги и альбомы документов; инструктивную и юри дическую документацию и т. п.
Подсистему характеризуют: перечень одноименных показате лей, используемых затем другими подсистемами; массивы инфор мации и методы внесения изменений и корректировок в нее; ме тоды контроля хранения, поиска, обновления, регистрации вход ной и выходной информации, необходимой для решения задач; перечень показателей, выдаваемых по запросу органов управ ления.
Основными требованиями, предъявляемыми к данной подсис теме, являются: единство документооборота; лаконичность за писи и четкость форм; увязка конструкторской и технологической документации (стандарты, единство маршрутов и т. д.); отсут ствие дублирования показателей в различных документах; ис ключение дублирующих потоков информации; использование действующей документации, пригодной для обработки сред ствами вычислительной техники; унификация части документов и внедрение единых форм первичной информации; использование машинных носителей в качестве первичной документации.
Подсистема информационного обеспечения систематизирует информационный материал, обеспечивает внедрение и анализ норм, разрабатываемых службами науки, обеспечивая при этом единство методической основы разработки потоков инфор мации.
Нормативное хозяйство в ОАСУ-сельхоз должно быть ор ганизовано с учетом:
максимальной централизации всех имеющихся справочно нормативных данных;
фиксирования нормативной информации на носителях, обес печивающих использование ее непосредственно на вычисли тельной технике без дополнительных преобразований;
создания эффективной системы поиска нужной части нор мативной информации без больших сортировок;
обеспечения своевременного и качественного проведения из менений и дополнений;
максимальной механизации и автоматизации занесения нор мативной информации в экономико-математическую модель и плановые документы.
253
Существующая система формирования нормативов в сель ском хозяйстве может быть охарактеризована как разомкнутая, т. е. отсутствует постоянное уточнение и доработка системы нормативов при изменении условий и средств производства. Одна из основных задач совершенствования нормативной ин формации в сельском хозяйстве — это создание обратной связи от производства к службам науки, разработчикам информации и к органам управления.
Формирование информации в ОАСУ-сельхоз должно произ водиться по двум направлениям: от научных учреждений и от производственных объектов.
Для подготовки информационной базы и выявления сущест вующих потоков информации между подразделениями одного уровня управления и между подразделениями различных уров ней, для определения объемов справочно-нормативной инфор мации, документооборота и перечня решаемых задач необхо димо изучить эти вопросы в звеньях существующей системы управления.
Эти материалы являются исходными для разработки прин ципиальной схемы построения а в т о м а т и з и р о в а н н о г о б а н к а д а н н ых (А Б Д) автоматизированной системы управ ления в сельском хозяйстве и выбора технических средств для
оснащения системы.
На основании анализа полученного материала выбирается и н ф о р м а ц и о н н ы й я з ы к с и с т е м ы и разрабатываются принципы формирования массивов. Выбор размерности и объ ема массива существенно влияет на сложность поиска инфор мации, на заполнение и обновление массива.
И н ф о р м а ц и о н н о - п о |
и с ко в а я |
с и с т е ма ( ИПС) |
ОАСУ относится в основном |
к классу |
фактографических си |
стем, поскольку на запрос она должна выдать отдельный факт, т. е. отдельный показатель или массив.
В отличие от документографических ИПС ей присущи неко торые особенности, которые следует учесть при выборе наилуч шего способа представления наименования, способа машинного распознания наименований и способа поиска показателей.
Особенности информационно-поисковой системы ОАСУ-сель хоз таковы.
1.Число наименований сельскохозяйственной информации ограничено и не превышает 10 000. Это может упростить рас познание наименований.
2.Многоаспектный поиск отсутствует. Запрос (предписа
ние) может быть сформулирован только на наименования, вве денные в память.
3.Ответом на любой запрос может быть только одно на именование и, следовательно, один массив или показатель.
4.Точность поиска показателя по его наименованию должна быть очень высокой. Это объясняется тем, что найденный пока
254
затель используется в расчетах и ошибка в поиске может обес ценить проведенные расчеты.
5. Информационная система рассчитана на массового по требителя и на высокую интенсивность запросов. Это означает, что помимо высокой производительности необходимо упрощение поцедуры составления запросов либо ее автоматизация.
Наряду с фактами система должна в определенных слу чаях выдавать и документы. Следовательно, наряду с элемен тами фактографической системы .сохраняются некоторые свой ства документографических систем.
На первом этапе ИПС может работать в режиме «запросвыдача». Дальнейшее развитие системы предполагает выдачу информации не только по запросам, но и ее сбор и своевремен ное информирование работников органов управления о проис шедших и возможных отклонениях: невыполнение планов, сни жение темпов роста, снижение продуктивности и т. п. При фор мировании этой информации вырабатывается для каждого показателя допустимый предел, при достижении которого пре дупредительная информация должна передаваться соответст вующим подразделениям.
Информационно-поисковая система помимо обслуживания информацией из своего фонда может обеспечить соответствую щие органы так называемой транзитной информацией. Напри мер, по заявке соответствующего отдела Министерства сель ского хозяйства через ИПС запрашивается информация в вы числительном центре ЦСУ, Госплана, в республиканских и областных вычислительных центрах.
Общая схема функционирования ИПС такова: от отделов министерства (или подразделений другого уровня управления) поступают запросы в ИПС, где хранятся сведения о всей ин формации, интересующей министерство. Для этого в каталоге содержится описание как регламентированных, так и нерегламентированных документов. Запрос анализируется на инфор мационном языке, и в системном каталоге производится поиск сведений о документах, способных удовлетворить этот запрос.
Наиболее трудным вопросом построения информационно поисковых систем любого класса является выбор информаци онного языка системы.
Так как информационный язык системы является языком общения потребителя с ЭВМ, наиболее целесообразно ис пользовать его в сочетании с шифрами естественного профес сионального языка, главной особенностью которого является профессионально точное наименование сельскохозяйственного показателя в соответствии с существующей в русском языке грамматикой и словарем. Используя логические средства, можно составить поисковый образ наименования, заложив в него возможные варианты запросов. Язык наименований сельскохозяйственных показателей, принятый для данной ин-
255
формационно-лоисковой системы, должен являться также язы ком задания переменных в программах расчета. Всякие от ступления от принятого информационного языка будут приво дить к неполной выдаче исходной информации системой.
Создание справочно-нормативного фонда на технических носителях является необходимым условием интегрированной автоматизированной обработки данных. Работы по созданию автоматизированной системы нормативов выполняются в двух направлениях: организация исходных массивов информации и формирование нормативов в целях обеспечения конкретных планово-экономических задач.
Исходная информация для формирования нормативов об разует следующие потоки:
научно-технические данные (свойства удобрений, потреб ность животных в питательных веществах, характеристики па раметров тракторов, автомобилей, сельскохозяйственных ма шин) ;
данные, обусловленные соответствующими постановлениями государственных органов и вышестоящих организаций' (рас ценки, нормы выработки, нормы отчислений на амортизацию, ремонт и т. п.);
данные, представляемые подсистемой учета и характери зующие состояние производственных ресурсов и процессов (со став земельных угодий, состав машинно-тракторного парка, состав работающих, поголовье животных и их продуктивность и т. п.).
Из различных видов исходной информации вытекают раз личные требования к разработке и организации информацион ных массивов. В отличие от нормативов, рассчитываемых в ав томатизированной системе нормативов (АСН), исходная спра вочно-нормативная информация разрабатывается отраслевыми и зональными научно-исследовательскими организациями или соответствующими государственными органами. Справочно нормативные данные определяются в расчете на единичные нормообразующие факторы и являются первичными (одиноч ными) нормативами. Нормативы, формируемые в АСН, харак теризуют конкретные хозяйственные объекты и рассчитываются на агрегированные условия, поэтому они являются производ ными (агрегированными).
Стабильность первичной справочно-нормативной информа ции делает возможным и целесообразным централизовать со здание справочно-нормативного фонда для сельского хозяй ства. В ОАСУ образовывается единый справочно-нормативный фонд отрасли. В систему картотек справочно-нормативного фонда могут входить справочники норм высева семян, норм ис пользования удобрений, норм содержания питательных веществ в кормах, норм кормленияживотных, технических характе ристик тракторов, машин и оборудования, норм выработки,
256