ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 92
Скачиваний: 0
Подсистема экономического анализа должна обеспечивать ор ганы управления аналитической информацией двух видов:
а) «диагностической» информацией, которая характеризуе производственную ситуацию и определяет причины отклонения фактического развития от предусмотренного планом. Разра ботка такого рода данных при ручных методах расчета сопряжена с большой трудностью. Множественность факторов, влияющих на конечные результаты, стохастический характер сельскохозяй ственного производства требуют использования сложного мате матического аппарата. Подсистема анализа будет вырабатывать «диагностическую» информацию на основе следующих исходных данных: многолетних наблюдений за данной производственной системой; статистических и отчетных данных аналогичных произ водственных систем; специально поставленных опытов научных учреждений;
б) информацией «предвидения», т. е. информацией о буду щем состоянии производственной системы, об ожидаемом выпол нении плана. При существующих методах анализа руководство сельскохозяйственного производства недостаточно осведомлено об ожидаемых результатах деятельности производства. В целом по сельскому хозяйству отсутствие указанных видов информации приводит к тому, что отрицательные тенденции в развитии про изводства своевременно не вскрываются. Отставание в той или иной отрасли обнаруживается лишь по истечении планового пе риода.
Одной из основных задач по созданию подсистемы экономи ческого анализа должна быть разработка имитационных моде лей экономических и производственных процессов. Для функ ционирования подсистемы в нее должна поступать информация о фактическом выполнении плана за определенный период вре мени и об изменениях ресурсов. На основе поступившей инфор мации рассчитывается система показателей, характеризующая ожидаемое выполнение производственной программы. Для ана лиза текущих (годовых) планов должны быть разработаны мо дели текущего прогноза по месяцам, кварталам. Эти модели бу дут прогнозировать выполнение производственной программы в зависимости от сложившихся погодных условий, сроков выпол нения работ, обеспеченности хозяйств техникой, рабочей силой, материалами.
IV. Подсистема оперативного управления. Основной задачей подсистемы является обеспечение административно-управленче ского аппарата уравления, находящегося на различных иерархи ческих уровнях, оперативной информацией, которая позволяла бы принимать решения по доведению плановых заданий конкрет ным исполнителям и устранять те или иные недостатки, отрица тельно влияющие на ход производства.
Главные задачи подсистемы: организация осуществления пла новых решений; контроль за ходом производства и выполнением
248
планов реализации продукции; контроль выполнения решений по управлению производством; оперативное перераспределение ре сурсов; оперативное управление отдельными процессами; при нятие оперативных решений в сложных ситуациях; организация управленческого труда и др.
Кроме перечисленных основных функциональных подсистем в ОАСУ-сельхоз, присутствие которых обязательно для систем управления каждого из выделенных уровней, объектов, посте пенно будут развиваться и другие функциональные подсистемы.
Подсистема учета труда и кадров имеет задачи определения численности, состава и контроля за численностью управленче ского персонала; определения потребности в трудовых ресурсах и контроля за их использованием; внедрения научной организа ции труда и др.
В задачи подсистемы управления химизацией сельскохозяй ственного производства входят определение потребности в сред ствах химизации (прежде всего в минеральных удобрениях); разработка оптимальных планов их использования в растение водстве и животноводстве; учет химических средств в производ стве и контроль за их использованием и другие задачи.
Подсистема научно-технической информации имеет большое значение для совершенствования управления и развития научнотехнического прогресса. Она содержит справочно-библиографи ческие фонды документов, фонды научной литературы.
Подсистема планирования научно-исследовательских и
проектно-конструкторских работ обеспечивает |
планирование |
и контроль за ходом научно-исследовательских |
работ, анализ |
и контроль финансовых отчетов, расчет эффективности научноисследовательских работ.
Со временем в зависимости от специфики отдельных произ водственных систем будут выделяться и другие функциональные подсистемы. Но во всех случаях задачи, которые возникают в производстве и будут требовать автоматизации или механиза ции переработки связанной с ними информации, могут быть от несены к важнейшим функциональным подсистемам — прогнози рования и планирования, оперативного управления, экономиче ского анализа, учета и отчетности.
Функциональные подсистемы обусловливают реализацию це левых задач системы в соответствии с принятым критерием эф фективности развития отрасли и ее иерархических уровней про изводства, учет хода производства и анализ выполнения команд но-распорядительных и плановых предписаний, накопление статистической и нормативно-справочной информации, контроль за надежностью работы отдельных поэлементных подсистем и всего контура обработки информации и т. п. Группируются функ циональные подсистемы по признакам близости и однородности выполняемых ими функций управления, имеющих одинаковую направленность. Функциональные подсистемы отвечают на во
249
прос: какие задачи по обработке информации они выполняют, для чего они предназначены?
Выделение функциональных и поэлементных подсистем доста точно для того, чтобы осуществить анализ свойств системы управления. Однако для синтеза этих подсистем в единый кон тур ОАСУ-сельхоз необходимо провести изучение структур ных особенностей пространственного и временного воздействия элементов системы, объединяемых в локальные организационные подразделения, взаимодействие которых определяется схемой функционирования всей системы в целом.
Выделение организационных подсистем позволяет получить ответ на вопрос: где и в каком виде реализуются задачи сис темы управления? Организационные подсистемы выражают на личие в системе локальных объектов (республика, область, рай он, хозяйство и т. п.), обладающих определенной степенью авто номности. Они выделяются согласно иерархической структуре организации отрасли (иерархия подсистем в ОАСУ-сельхоз рас сматривалась выше).
Основные принципы, учитываемые при разработке ОАСУ-
сельхоз. Теория больших систем, к которым относится ОАСУсельхоз, и имеющийся опыт их разработки показывают, что су ществуют общие принципы создания системы управления для экономических объектов. Наиболее существенными в методологи ческом отношении являются принципы развития, единства, авто номности, адаптации и ряд других.
Пр и н ц и п р а з в и т и я состоит в том, что невозможно сразу проработать всю систему в целом до мельчайших подроб ностей. Тщательная проработка возможна только после создания и начала функционирования первой очереди системы, достаточно простой, допускающей ее совершенствование и постепенный пе реход ко второй, а потом и к третьей очереди. Принцип развития заключается в поэтапном внедрении и постепенном наращивании отдельных подсистем, в преемственности методов управления, экспериментировании новых методов.
Этот принцип требует разработки эластичной, динамически изменяющейся системы, в которой возможны структурные сдвиги, расширение и углубление связей элементов. Принцип развития должен учитываться не только при разработке, но и при внедре нии системы.
Принцип развития реализуется при построении и функциони ровании ОАСУ-сельхоз в территориальном, временном и иерар хическом (по уровням управления) аспектах. Он означает, что будет происходить систематическая подстройка новых элементов системы, качественное и количественное ее обновление.
При этом на первоначальном этапе в основу создания кла дется сложившийся принцип управления на всех уровнях с уста новившимися функциональными и информационными свя зями.
250
П р и н ц и п е д и н с т в а означает, что разработка каждой подсистемы должна осуществляться таким образом, чтобы обес печить ее гибкую, но надежную связь с другими подсистемами. Этот принцип должен обеспечить синтез (интеграцию) отдель ных автономных элементов и подсистем в единую систему ОАСУсельхоз.
Необходимо учитывать также, что ОАСУ-сельхоз является од ним из звеньев общегосударственной автоматизированной сис темы управления (ОГАС).
П р и н ц и п а в т о н о м н о с т и означает возможность раз деления системы на условно-автономные подсистемы. Анализ си стемы управления экономическим объектом, изучение ее свойств, а также синтез ее невозможно осуществить, если не рассмат ривать ее как систему, состоящую из отдельных подсистем. Под система— это выделенная по какому-либо признаку часть сис темы. Ее в свою очередь можно рассматривать как систему. Выделение подсистемы зависит от принципа, положенного в его основу. При разделении системы на подсистемы необходимо обеспечить:
конструктивность разбиения; максимальную автономность выделяемых частей с точки зре
ния сформировавшегося коллектива разработчиков, организации его управления и информационных связей между ними;
практическую реализацию системы, т. е. возможность по строения информационных массивов, использования математиче ских методов и технических средств;
установление порядка разработок и этапов внедрения проекта системы с учетом специфики проектирования и внедрения от дельных типов подсистем.
П р и н ц и п а д а п т а ц и и по отношению к ОАСУ-сельхоз и ее подсистемам означает возможность изменения ее функцио нальных, организационных и обеспечивающих подсистем при из менении общеэкономической ситуации или системы экономиче ских регуляторов производства, а также при изменении некото рых общих принципов управления сельскохозяйственным производством. Адаптация функциональных подсистем также означает возможность приспособления к изменяющимся произ водственным ситуациям. Адаптация должна быть активной, т. е. сама система определенным образом должна влиять на характер происходящих изменений.
Применительно к ОАСУ-сельхоз принцип адаптации означает также и то, что ее внедрение не ведет к механическому перело жению работ, которые выполняют экономисты и административ ные работники, на вычислительную технику. Оснащение ОАСУ быстродействующими вычислительными машинами с большой памятью обеспечивает решение нового класса экономических и управленческих задач, что позволяет сделать качественный ска чок в совершенствовании управления экономикой народного хо
251