Файл: Кравченко Р.Г. Основы кибернетики учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 92

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Подсистема экономического анализа должна обеспечивать ор­ ганы управления аналитической информацией двух видов:

а) «диагностической» информацией, которая характеризуе производственную ситуацию и определяет причины отклонения фактического развития от предусмотренного планом. Разра­ ботка такого рода данных при ручных методах расчета сопряжена с большой трудностью. Множественность факторов, влияющих на конечные результаты, стохастический характер сельскохозяй­ ственного производства требуют использования сложного мате­ матического аппарата. Подсистема анализа будет вырабатывать «диагностическую» информацию на основе следующих исходных данных: многолетних наблюдений за данной производственной системой; статистических и отчетных данных аналогичных произ­ водственных систем; специально поставленных опытов научных учреждений;

б) информацией «предвидения», т. е. информацией о буду­ щем состоянии производственной системы, об ожидаемом выпол­ нении плана. При существующих методах анализа руководство сельскохозяйственного производства недостаточно осведомлено об ожидаемых результатах деятельности производства. В целом по сельскому хозяйству отсутствие указанных видов информации приводит к тому, что отрицательные тенденции в развитии про­ изводства своевременно не вскрываются. Отставание в той или иной отрасли обнаруживается лишь по истечении планового пе­ риода.

Одной из основных задач по созданию подсистемы экономи­ ческого анализа должна быть разработка имитационных моде­ лей экономических и производственных процессов. Для функ­ ционирования подсистемы в нее должна поступать информация о фактическом выполнении плана за определенный период вре­ мени и об изменениях ресурсов. На основе поступившей инфор­ мации рассчитывается система показателей, характеризующая ожидаемое выполнение производственной программы. Для ана­ лиза текущих (годовых) планов должны быть разработаны мо­ дели текущего прогноза по месяцам, кварталам. Эти модели бу­ дут прогнозировать выполнение производственной программы в зависимости от сложившихся погодных условий, сроков выпол­ нения работ, обеспеченности хозяйств техникой, рабочей силой, материалами.

IV. Подсистема оперативного управления. Основной задачей подсистемы является обеспечение административно-управленче­ ского аппарата уравления, находящегося на различных иерархи­ ческих уровнях, оперативной информацией, которая позволяла бы принимать решения по доведению плановых заданий конкрет­ ным исполнителям и устранять те или иные недостатки, отрица­ тельно влияющие на ход производства.

Главные задачи подсистемы: организация осуществления пла­ новых решений; контроль за ходом производства и выполнением

248


планов реализации продукции; контроль выполнения решений по управлению производством; оперативное перераспределение ре­ сурсов; оперативное управление отдельными процессами; при­ нятие оперативных решений в сложных ситуациях; организация управленческого труда и др.

Кроме перечисленных основных функциональных подсистем в ОАСУ-сельхоз, присутствие которых обязательно для систем управления каждого из выделенных уровней, объектов, посте­ пенно будут развиваться и другие функциональные подсистемы.

Подсистема учета труда и кадров имеет задачи определения численности, состава и контроля за численностью управленче­ ского персонала; определения потребности в трудовых ресурсах и контроля за их использованием; внедрения научной организа­ ции труда и др.

В задачи подсистемы управления химизацией сельскохозяй­ ственного производства входят определение потребности в сред­ ствах химизации (прежде всего в минеральных удобрениях); разработка оптимальных планов их использования в растение­ водстве и животноводстве; учет химических средств в производ­ стве и контроль за их использованием и другие задачи.

Подсистема научно-технической информации имеет большое значение для совершенствования управления и развития научнотехнического прогресса. Она содержит справочно-библиографи­ ческие фонды документов, фонды научной литературы.

Подсистема планирования научно-исследовательских и

проектно-конструкторских работ обеспечивает

планирование

и контроль за ходом научно-исследовательских

работ, анализ

и контроль финансовых отчетов, расчет эффективности научноисследовательских работ.

Со временем в зависимости от специфики отдельных произ­ водственных систем будут выделяться и другие функциональные подсистемы. Но во всех случаях задачи, которые возникают в производстве и будут требовать автоматизации или механиза­ ции переработки связанной с ними информации, могут быть от­ несены к важнейшим функциональным подсистемам — прогнози­ рования и планирования, оперативного управления, экономиче­ ского анализа, учета и отчетности.

Функциональные подсистемы обусловливают реализацию це­ левых задач системы в соответствии с принятым критерием эф­ фективности развития отрасли и ее иерархических уровней про­ изводства, учет хода производства и анализ выполнения команд­ но-распорядительных и плановых предписаний, накопление статистической и нормативно-справочной информации, контроль за надежностью работы отдельных поэлементных подсистем и всего контура обработки информации и т. п. Группируются функ­ циональные подсистемы по признакам близости и однородности выполняемых ими функций управления, имеющих одинаковую направленность. Функциональные подсистемы отвечают на во­

249



прос: какие задачи по обработке информации они выполняют, для чего они предназначены?

Выделение функциональных и поэлементных подсистем доста­ точно для того, чтобы осуществить анализ свойств системы управления. Однако для синтеза этих подсистем в единый кон­ тур ОАСУ-сельхоз необходимо провести изучение структур­ ных особенностей пространственного и временного воздействия элементов системы, объединяемых в локальные организационные подразделения, взаимодействие которых определяется схемой функционирования всей системы в целом.

Выделение организационных подсистем позволяет получить ответ на вопрос: где и в каком виде реализуются задачи сис­ темы управления? Организационные подсистемы выражают на­ личие в системе локальных объектов (республика, область, рай­ он, хозяйство и т. п.), обладающих определенной степенью авто­ номности. Они выделяются согласно иерархической структуре организации отрасли (иерархия подсистем в ОАСУ-сельхоз рас­ сматривалась выше).

Основные принципы, учитываемые при разработке ОАСУ-

сельхоз. Теория больших систем, к которым относится ОАСУсельхоз, и имеющийся опыт их разработки показывают, что су­ ществуют общие принципы создания системы управления для экономических объектов. Наиболее существенными в методологи­ ческом отношении являются принципы развития, единства, авто­ номности, адаптации и ряд других.

Пр и н ц и п р а з в и т и я состоит в том, что невозможно сразу проработать всю систему в целом до мельчайших подроб­ ностей. Тщательная проработка возможна только после создания и начала функционирования первой очереди системы, достаточно простой, допускающей ее совершенствование и постепенный пе­ реход ко второй, а потом и к третьей очереди. Принцип развития заключается в поэтапном внедрении и постепенном наращивании отдельных подсистем, в преемственности методов управления, экспериментировании новых методов.

Этот принцип требует разработки эластичной, динамически изменяющейся системы, в которой возможны структурные сдвиги, расширение и углубление связей элементов. Принцип развития должен учитываться не только при разработке, но и при внедре­ нии системы.

Принцип развития реализуется при построении и функциони­ ровании ОАСУ-сельхоз в территориальном, временном и иерар­ хическом (по уровням управления) аспектах. Он означает, что будет происходить систематическая подстройка новых элементов системы, качественное и количественное ее обновление.

При этом на первоначальном этапе в основу создания кла­ дется сложившийся принцип управления на всех уровнях с уста­ новившимися функциональными и информационными свя­ зями.

250


П р и н ц и п е д и н с т в а означает, что разработка каждой подсистемы должна осуществляться таким образом, чтобы обес­ печить ее гибкую, но надежную связь с другими подсистемами. Этот принцип должен обеспечить синтез (интеграцию) отдель­ ных автономных элементов и подсистем в единую систему ОАСУсельхоз.

Необходимо учитывать также, что ОАСУ-сельхоз является од­ ним из звеньев общегосударственной автоматизированной сис­ темы управления (ОГАС).

П р и н ц и п а в т о н о м н о с т и означает возможность раз­ деления системы на условно-автономные подсистемы. Анализ си­ стемы управления экономическим объектом, изучение ее свойств, а также синтез ее невозможно осуществить, если не рассмат­ ривать ее как систему, состоящую из отдельных подсистем. Под­ система— это выделенная по какому-либо признаку часть сис­ темы. Ее в свою очередь можно рассматривать как систему. Выделение подсистемы зависит от принципа, положенного в его основу. При разделении системы на подсистемы необходимо обеспечить:

конструктивность разбиения; максимальную автономность выделяемых частей с точки зре­

ния сформировавшегося коллектива разработчиков, организации его управления и информационных связей между ними;

практическую реализацию системы, т. е. возможность по­ строения информационных массивов, использования математиче­ ских методов и технических средств;

установление порядка разработок и этапов внедрения проекта системы с учетом специфики проектирования и внедрения от­ дельных типов подсистем.

П р и н ц и п а д а п т а ц и и по отношению к ОАСУ-сельхоз и ее подсистемам означает возможность изменения ее функцио­ нальных, организационных и обеспечивающих подсистем при из­ менении общеэкономической ситуации или системы экономиче­ ских регуляторов производства, а также при изменении некото­ рых общих принципов управления сельскохозяйственным производством. Адаптация функциональных подсистем также означает возможность приспособления к изменяющимся произ­ водственным ситуациям. Адаптация должна быть активной, т. е. сама система определенным образом должна влиять на характер происходящих изменений.

Применительно к ОАСУ-сельхоз принцип адаптации означает также и то, что ее внедрение не ведет к механическому перело­ жению работ, которые выполняют экономисты и административ­ ные работники, на вычислительную технику. Оснащение ОАСУ быстродействующими вычислительными машинами с большой памятью обеспечивает решение нового класса экономических и управленческих задач, что позволяет сделать качественный ска­ чок в совершенствовании управления экономикой народного хо­

251