ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 87
Скачиваний: 0
тарифных разрядов и тарифных ставок, норм расхода горючего и различных материалов, цен на продукцию сельского хозяй ства, удобрения, семена, корма, горючее, материалы, запасные части, технику, оборудование и другие справочники.
Справочно-нормативный фонд ОАСУ-сельхоз формируется в зональных вычислительных центрах, где образуется норма тивное хозяйство, которое будет представлено картотекой ос новных первичных нормативов (относящихся к условиям зоны деятельности данного вычислительного центра) и совокупно стью операционных программ поиска, сортировки и корректи рования данных. Картотеки данных представляются на техни ческих носителях—перфокартах, перфолентах, что позволяет резко сократить затраты труда на их формирование. По каждой картотеке составляется табуляграмма-опись вошедших в ее со став документов. Табуляграммы-описи позволяют осуществить комплектование и выбор нужного массива данных из общего массива справочно-нормативной информации. Кроме того, с по мощью табуляграмм осуществляется контроль правильности ве дения картотеки информации. Они являются основными доку ментами для доведения сведений предприятиям и соответствую щим организациям о действующих справочно-нормативных и других постоянных производственных данных.
На каждом уровне управления к массивам справочно-норма тивных данных формируются дополнительные массивы постоян ной информации. Состав этих массивов определяется характе ром решаемых задач. Например, для внутрихозяйственного пла нирования необходимы данные о поголовье животных, составе тракторного парка, комбайнов, автомобилей и т. п.
Ф о р м и р о в а н и е н о р м а т и в о в для конкретных плано вых задач по уровням управления должно быть построено с уче том обеспечения единства и взаимоувязки всех видов плановых расчетов. Это единство и сбалансированность должны быть пре дусмотрены при образовании автоматизированной системы нор мативов. Методологической основой единства явятся: общая база в виде первичных справочно-нормативных данных; идентич ность массивов производных нормативов на различных уровнях.
Взаимоувязка нормативных показателей достигается тем, что показатели данного уровня соответствуют нормативным по казателям нижестоящего уровня. Для решения планово-управ ленческих задач каждый уровень управления должен распола гать сводными данными по системе в целом и иметь информа цию о подведомственных ему объектах.
Важнейшим элементом подсистемы информационного обес печения является с и с т е м а к л а с с и ф и к а ц и и , с т а н д а р т и з а ц и и и к о д и р о в а н и я и н ф о р м а ц и и .
Главные задачи, решаемые этой системой,— создание номен клатуры показателей для разных уровней управления и по рядка агрегирования и дезагрегирования показателей в терри
257
ториальном, ведомственном, отраслевом и других разрезах; унификация обозначения отдельных видов информации; уста новление единой системы шифров и кодов; установление сово купности унифицированных форм носителей информации; еди ное руководство процессом разработки совершенствования ин формационной подсистемы.
Создание е д и н ых к л а с с и ф и к а т о р о в и к о д и ф и к а т о р о в информации по отрасли сельского хозяйства должно обеспечить взаимоувязку отраслевой информации с народнохо зяйственной.
У н и ф и к а ц и я п о к а з а т е л е й и д о к у м е н т о в в от расли явится условием автоматизации сбора и обработки данных на всех уровнях управления, начиная с предприятия. Классифи каторы информации являются своего рода формализованным языком, обеспечивающим возможность обработки экономиче ской информации на всех уровнях планирования и управления с применением вычислительной техники.
Разработка классификаторов, кодификаторов и справочни ков информации для ОАСУ-сельхоз должна основываться на общесоюзных классификаторах промышленной и сельскохозяй ственной продукции.
Общесоюзный классификатор продукции состоит из высших классификационных группировок (ВКГ) укрупненной номен клатуры продукции, которые служат целям общегосударствен ного планирования, учета и управления на уровне Госплана
СССР, ЦСУ, министерств и ведомств, Госпланов союзных рес публик. Высшие классификационные группировки имеют шести разрядные шифры.
В отраслевых частях классификатора для обозначения пол ной ассортиментной номенклатуры шестиразрядный шифр раз вивается до десятиразрядного. Отраслевые части в полной ас сортиментной номенклатуре разрабатываются для использова ния в планировании, учете, управлении на хозяйственном и региональном уровнях.
Классификатор предприятий, учреждений и организаций бу дет представлять собой систематизированный свод их наимено ваний, классифицированных и закодированных по определенной системе. В классификаторе предприятий и учреждений сель ского хозяйства должна быть отражена существующая иерар хия административно-хозяйственного подчинения. При этом не обходимо обеспечить возможность получения всей цепочки взаимосвязей от производственных объектов до министерства, включая все промежуточные звенья управления. Такая схема явится основой агрегирования экономической информации, по этапного укрупнения данных в системах управления.
Для функционирования ОАСУ-сельхоз разрабатываются следующие основные классификаторы: предприятий и учрежде ний, состава работающих по видам труда и заработной плате,
258
видов производимой продукции, сельскохозяйственных культур, сельскохозяйственных животных, производственных операций, земельных фондов, зданий, сооружений и оборудования, мате риалов, документов и др.
Конкретное экономическое содержание группировок должно быть увязано с потребностями в них каждого звена управления, планирования и учета. При построении классификаторов должна быть обеспечена такая последовательность взаимного располо жения классификационных группировок, которая отражала бы закономерные взаимосвязи, существующие между этими груп пами.
Дополнительно к названным отраслевым классификаторам на вычислительных центрах, обслуживающих непосредственно сельскохозяйственные предприятия, будут разрабатываться свои классификаторы полей и участков, для работников бригад и ферм и т. п.
Для ведения классификаторов информации в составе ОАСУ должна быть предусмотрена специальная служба. Основной задачей этой службы является систематическое дополнение классификаторов новыми позициями, исключение возможности присвоения двух различных наименований и шифров одной и той же группировке.
Подсистема математического (программного) обеспечения
включает совокупность алгоритмических языков и транслято ров, операционные подсистемы, содержащие комплексы про грамм для автоматизации и механизации обработки информа ции, необходимой для работы функциональных подсистем. Эта обеспечивающая подсистема тесно увязана с другими.
Прдсистему характеризуют методы решения задач; методы организации присущих ей массивов информации в системе ма шинной обработки; системы программирования; программы-дис петчеры, устанавливающие порядок работы с массивами ин формации; перечень стандартных блоков программ и способы их организации; методы контроля обработки информации на ЭВМ; проблемно ориентированные языки, трансляторы, типо вые математические структуры для моделей и алгоритмы их
решения.
Математическое обеспечение подразделяется на общее и специальное.
Об ще е м а т е м а т и ч е с к о е о б е с п е ч е н и е — это ком плекс программ, не связанных с решением конкретных задач, а только обеспечивающих организацию работы технических средств АСУ. В него входят: библиотека стандартных про грамм, трансляторы, машинная программа-диспетчер, система программирования на ЭВМ, тесты, система отладки, макро-
асемблер.
Специальное математическое обеспечение определяется эко номической сущностью задач и предусматривает получение ра
259
циональных решений и своевременную выдачу необходимой ин формации.
Специальное математическое обеспечение включает операци онную систему, типовые алгоритмы, проблемно ориентирован ный язык, специальные языки, библиотеку типовых, специаль ных программ и программных систем, транслятор с проблемно ориентированного языка, трансляторы специальных языков.
Необходимо дать |
некоторые, пояснения к элементам (бло |
|
кам) специального математического обеспечения. |
|
|
Первым элементом названа операционная система. |
||
О п е р а ц и о н н а я |
с и с т е м а организует работу |
специаль |
ных программ и прохождение задач в соответствии |
с установ |
ленным приоритетом в масштабе всей автоматизированной си стемы управления. При специализированной системе обработки информации значительная роль отводится с и с т е м е - д и с п е т черу, с помощью которой достигается информационное согла сование всего диапазона задач, решаемых в ОАСУ-сельхоз, с ос новными массивами данных.
Система разделения времени (СРВ) в операционной системе ориентирована на информационное обслуживание органов уп равления и решение задач управления, которые можно разде
лить на две группы: |
которых целесообразно производить |
а) задачи, решение |
|
в оперативном режиме |
(стандартные расчеты, информационно |
справочный поиск, анализ нормативной и учетной информации, накопление информации о ходе производственного процесса и т. п.);
б) задачи, решение которых целесообразно в обычном ре жиме или в режиме пакетной обработки информации (задачи технико-экономического оптимального планирования, многова риантных расчетов и т. д.).
Система имеет фиксированный перечень услуг. Услугами этой системы являются готовые программы. Системой согласно введенному параметру определяется приоритет клиента, допуск информации и др.
Типовые алгоритмы предназначаются для решения задач оптимизации, информационно-справочных, логических, эвристи ческих, балансовых, задач прогнозирования, учета и статистики, прямых расчетов. К этому элементу специального математиче ского обеспечения следует отнести алгоритмы поиска и обра ботки больших информационных массивов, решения многова риантных имитационных задач. Особенно важны алгоритмы, созданные по конкретным экономико-математическим моделям, а также алгоритмы типовых схем расчетов.
Составными частями |
б и б л и о т е к и п р о г р а м м и п р о |
г р а м м н ы х с ис т е м |
должны быть программы, реализующие |
типовые алгоритмы для решения конкретных задач, а также об служивающие программы оформления выходных документов,
260