Файл: Коробов Г.Ю. Совершенствование снабжения с применением ЭВМ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 107

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

 

Т а б л и ц а

9

Уровень издержек обращения к товарообороту

за

1967—1969 гг.,

%

'Уровень и з д е р ж е к

обращения

Предприятия

1967 г .

1968

г . 1969

г.

 

Минский автомобильный завод

2,0

2,0

2,0

 

Гомельский завод тракторных пусковых

3,3

3,1

3,5

 

двигателей

 

Минский завод тракторных запасных частей

2,3

2,4

2,3

 

Минский завод электрохолодильников

3,6

4,5

3,5

 

производства, объемы поставляемых материальных цен­ ностей по прямым связям недостаточно велики, планиро­ вание и организация поставок не свободны от недостат­ ков. Все эти и другие факторы привели к тому, что по некоторым исследуемым предприятиям почти не произо­ шло снижения издержек обращения средств производ­ ства, что видно из табл. 9.

Опыт работы промышленности позволяет сделать определенные выводы о целесообразных мерах дальней­ шего развития прямых длительных хозяйственных связей.

Прежде всего, учитывая состояние и перспективы раз­ вития прямых хозяйственных связей между предприятия­ ми, необходимо Госснабу СССР совместно с заинтересо­ ванными министерствами и ведомствами разработать и утвердить «Положение об установлении прямых и дли­ тельных рациональных хозяйственных связей между предприятиями-потребителями и поставщиками продук­ ции производственно-технического назначения».

В этом положении требуется определить и дать поня­ тие прямых длительных связей, порядок взаимоотноше­ ний между предприятиями-потребителями и предприятия­ ми-поставщиками и соответствующими Союзглавснабсбытами, порядок планирования этих связей и другие вопросы.

Одним из направлений дальнейшего развития относи­ тельно устойчивых прямых хозяйственных связей между предприятиями является совершенствование планирова­ ния распределения продукции производственно-техниче­ ского назначения. Централизованное планирование рас­ пределения продукции необходимо осуществлять по груп­ повой, укрупненной номенклатуре применительно к спе-

72


циализации промышленных предприятий. Детально во­ просы поставки продукции должны согласовываться пред­ приятиями-поставщиками и потребителями в пределах выделенных фондов. Такой порядок значительно упро­ стит работу планирующим органам и предоставит еще больше рациональной самостоятельности предприятиям. Одновременно этот порядок позволит лучше формировать производственную программу предприятий с учетом портфеля заказов.

Важным и необходимым мероприятием по развитию и улучшению планирования прямых длительных хозяйст­ венных связей является издание схем закрепления этих связей для использования их в практической деятельности плановых и снабженческих органов. Такие схемы были бы также очень важным документом при разработке планов специализации и кооперирования производства, планов транспортных связей и грузоперевозок.

Укрупнение номенклатуры централизованно планируе­ мой продукции и разработка схем длительных прямых хозяйственных связей способствовали бы упорядочению структуры органов материально-технического снабжения, ликвидации параллелизма в их работе, сведению к мини­ муму каналов, по которым продвигаются материальнотехнические ресурсы. Органы, планирующие обращение средств производства в стране и республике, могли бы освободиться от многих текущих дел и сосредоточить свое внимание на систематическом изучении перспектив­ ной потребности народного хозяйства по всей номенкла­ туре потребляемой продукции.

Назревшей необходимостью является включение снаб­ женческо-сбытовых баз з систему прямых хозяйственных связей. Современная промышленность потребляет огром­ ную номенклатуру продукции; постоянно возрастает но­ менклатура продукции, потребляемой мелкими партия­ ми, единовременно доставляемой с баз территориальных органов снабжения автотранспортом. Кроме этого, су­ ществует определенная продукция, особенно производи­ мая местной промышленностью и предприятиями худо­ жественных промыслов, которая распределяется не цен­ трализованно, а непосредственно на местах. Указанные обстоятельства и требуют, по нашему мнению, включе­ ния в систему прямых хозяйственных связей снабженче­ ско-сбытовых баз.

73

Д ля того чтобы сделать прямые хозяйственные связи более рациональными и обеспечить наиболее полную увязку планов производства с планами их материальнотехнического обеспечения, целесообразно, чтобы плани­ рование прямых длительных связей основывалось на предложениях территориальных органов, планирующих обращение средств производства, с последующим утвер­ ждением, по представлению союзглавсбытов, Коллегией Госснаба СССР.

По нашему мнению, нельзя согласиться с предложе­ ниями, чтобы планирование прямых длительных хозяй­ ственных связей осуществляли полностью территориаль­ ные управления снабжения, так как это может привести к одностороннему развитию этих связей, сделает их нера­ циональными и поставит предприятия-потребители раз­ ных районов страны в неравное положение.

Анализ данных о состоянии и перспективах развития прямых хозяйственных связей позволяет сделать опреде­ ленные выводы: централизованное планирование прямых хозяйственных связей обеспечивает их рациональность, подчиняет их интересам всего народного хозяйства стра­ ны, способствует пропорциональности его развития, со­ здает возможность сочетания централизованного плани­ рования производства и обращения средств производ­ ства с отраслевым и территориальным и экономическим регулированием снизу, т. е. соответствует ленинскому принципу управления народным хозяйством — демокра­ тическому централизму.

5.КООПЕРИРОВАННЫЕ СВЯЗИ МЕЖДУ ПРЕДПРИЯТИЯМИ

ИИХ ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ

Процесс концентрации производства при социализме сопровождается углублением специализации и коопе­ рирования производства, что обусловливает необходи­ мость развития широких производственных связей меж­ ду предприятиями. В программе КПСС говорится, что «развитие специализации и кооперирования, а также целесообразное комбинирование родственных предприя­ тий — одно из важнейших условий технического прог­ ресса и рациональной организации общественного тру­ да»7 .

7 Программа и Устав КПСС. М., 1962, стр. 127.

74


Кооперирование предприятий является мощным средством мобилизации внутренних резервов производ­ ства, быстрого освоения производства новых видов ма­ шин и оборудования, ликвидации отдельных диспропор­ ций в народном хозяйстве, быстрых темпов производст­ ва необходимых типов и видов продукции.

Достижение наивысшей эффективности обществен­ ного производства невозможно без постоянного совер­ шенствования общеэкономических, межотраслевых и внутриотраслевых, межрайонных и внутрирайонных про­ порций и взаимосвязей в соответствии с направлениями и уровнем научно-технического прогресса. Поэтому Ди­ рективы XXIV съезда КПСС требуют «совершенство­ вать структуру производства, межотраслевые и внутри­ отраслевые пропорции, расширять специализацию и ко­ оперирование производства» 8 .

Кооперирование промышленных предприятий при со­ циализме представляет собой установление в плановом порядке постоянных производственных связей между предприятиями, совместно участвующими в изготовле­ нии определенного продукта, но сохраняющими хозяйст­ венную самостоятельность по отношению друг к другу. Планы кооперированных поставок являются инструмен­ том, чутко реагирующим на изменение хозяйственных пропорций и связей.

По отраслевому признаку планы кооперированных связей могут быть межотраслевые, утверждаемые Гос­ снабом СССР, и внутриотраслевые, утверждаемые в министерствах и ведомствах.

По территориальному признаку планы коопериро­ ванных связей подразделяются на межрайонные и внут­ рирайонные. В первом случае речь идет о кооперирова­ нии предприятий, расположенных в разных экономичес­ ких районах, во втором — внутри одного экономическо­ го района.

Предприятия Белорусской ССР имеют широкую ко­ операцию с предприятиями других экономических райо­ нов, ввозят ряд главнейших узлов и деталей, требующих специального оборудования и специфических условий производства. В основном это сложные, крупногабарит­ ные изделия. Изготовление подобных узлов и деталей

8 Материалы X X I V съезда КПСС. М., 1971, стр. 246.

75

на предприятиях Белоруссии в незначительных коли­

чествах

было бы совершенно нерационально

с экономи­

ческой

и технической точек зрения.

С экономической —

потому,

что их производство в малых количествах было

бы

очень дорого, а с технической — это потребовало бы

на

небольшую программу выпуска

иметь

дорогостоя­

щее уникальное оборудование, производственные площа­ ди и т. п. Народному хозяйству страны выгоднее разви­ вать кооперированные связи на базе специализации и унификации, чем организовывать параллельное производ­ ство на каждом предприятии необходимых ему узлов и деталей. Исходя из этой народнохозяйственной целесооб­ разности, и должны в дальнейшем планироваться и раз­ виваться между предприятиями Белорусской ССР и дру­ гих экономических районов кооперированные связи по

поставкам важнейших

узлов и деталей машин

и меха­

низмов.

 

 

 

Учитывая, что основной удельный вес в общем объе­

ме кооперированных поставок предприятиям

Белоруссии

с предприятий других

экономических районов

занима­

ют поставки отливок и поковок, в республике

в

послед­

ние годы проведены работы по специализации литейно­ го и кузнечного производства. Сооружены крупные спе­ циализированные производства, чугунолитейный цех Минского тракторного завода, сталелитейный цех Мин­ ского автомобильного завода, цех ковкого чугуна на Минском заводе отопительного оборудования, цех алюминиевого литья Минского моторного завода, куз­ нечный цех на гродненском заводе «Автозапчасть», цех поковок на витебском заводе им. Кирова, гомельский завод «Центролит».

Все это позволило намного увеличить производство заготовок. В 1966 г. было выпущено 643 тыс. т чугунных, стальных и цветных отливок, что в 1,8 раза превысило уровень 1958 г., а производство горячих штамповок воз­ росло более чем в три раза. В 1971 г. в республике было изготовлено около 134 тыс. т стального литья, 709 тыс. т чугунного литья и 278 тыс. т горячих штамповок.

Созданные в республике мощности рассчитаны на удовлетворение потребностей в литье и штамповках не только указанных заводов, но и других предприятий, расположенных на территории республики и за ее пре­ делами.

76


Мелкие цехи, в которых производство литья состав­ ляет до 1000 т в год, занимают около 30% в общем ко­ личестве чугунолитейных цехов, а количество выпускае­ мых в них отливок составляет около 2,0% от общего объема производства отливок. По-видимому, существо­

вание цехов-участков серого

чугуна в настоящее вре­

мя можно считать временно

оправданным отсутствием

в республике централизованной базы производства раз­ нообразного по маркам, габаритам и весам чугунного литья ремонтно-эксплуатационного назначения. Отсут­ ствие централизованной базы вынужтает имеющиеся чу­

гунолитейные производства

изготавливать

большое

количество

штучных разнообразных отливок,

загрузка

которыми

производственных

литейных цехов

машино­

строительных заводов недопустима, ибо резко уменьши­ ла бы выпуск литья для производства машин и ухудши­

ла бы экономические показатели работы

машинострои­

тельных

заводов.

 

 

 

 

Производство штамповок связано с массовым и

крупносерийным

производством и широко

распростра­

нено

главным

образом

в

отраслях

автомобильного,

тракторного и

сельскохозяйственного

машиностроения

на

базе

технологической

специализации

отдельных

штамповочных цехов и

производств.

Получение штам­

повок предприятиями Белоруссии обусловливается объ­ ективными причинами: во-первых, необходимостью по­ лучения специальных штамповок крупного развеса с 16-

тонных молотов, которые отсутствуют

в республике;

во-вторых, потребностью в специальных

видах штампо­

вок — днища емкостей, крюки разной грузоподъемности и т. п., производство которых организовано в централи­ зованном порядке на определенных предприятиях и в БССР отсутствует.

Качественно новым элементом в кооперированных связях являются поставки деталей из пластмасс, кото­ рые до 1966 г. в плане кооперированных поставок отсут­ ствовали.

В 1959 г. в республике производилось 63,75 тыс. т стального литья. С 1959 по 1970 г. база стального литья в Белоруссии получила дальнейшее развитие в связи с реконструкцией сталелитейного цеха на бобруйском ма­ шиностроительном заводе им. Ленина и сооружением нового цеха на Минском автомобильном заводе. В на-

77


 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 10

Выполнение плана кооперированных поставок по основным видам

заготовок

предприятиями

БССР за

1965—1970 гг., %

 

 

 

 

 

Годы

 

 

 

Поставкоставки

1965

1966

1967

1968

1969

1970

 

 

Чугунное

литье

99,3

104,0

103,2

104,3

103,1

104,4

Стальное

литье

105,6

104,2

102,6

102,4

104,2

103,9

Поковки

 

99,3

121,0

106,3

К З , 4

109,0

104,5

Штамповки

103,6

102,3

101,1

102,0

105,6

101,1

стоящее время сталелитейные мощности республики позволяют планировать поставку по кооперированным связям в другие экономические районы страны до 30% производимого стального литья.

Выполнение плана кооперированных поставок пред­ приятиями Белорусской ССР показано в табл. 10.

Успешно выполняются кооперированные поставки между предприятиями республиканских министерств и ведомств. Недостатки в кооперированных связях возни­ кают в основном по поставкам, которые должны осуще­ ствляться предприятиями союзного подчинения.

Причина их возникновения — ведомственный подход к решению вопросов со стороны союзных министерств и ведомств и подчиненных им предприятий. Принимаемые ими решения по вопросам кооперированных поставок часто соответствуют узковедомственным интересам, не учитывают интересов других предприятий, не определя­ ются хозяйственно-экономической целесообразностью.

Некоторые министерства в вопросах кооперирования идут по неправильному пути, стремятся расширить вну­ триотраслевую кооперацию, исходя из собственных воз­

можностей и удовлетворяя потребность только

подве­

домственных предприятий. При этом

нарушаются

сло­

жившиеся рациональные производственные

связи,

что

ведет к неполному использованию мощностей и

порож­

дает встречные и дальние перевозки.

 

 

 

 

 

Стремление

министерств

замкнуться

в

ведомствен­

ных рамках даже за счет увеличения дальности

 

пере­

возок с точки

зрения общегосударственных

интересов

нерационально. Необходимо

стремиться

к

сокращению

среднего радиуса перевозок

изделий

по

кооперирован-

78