Файл: Коробов Г.Ю. Совершенствование снабжения с применением ЭВМ.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 102
Скачиваний: 0
материалы, запасные части к машинам и механизмам, инструмент и т. п., т. е. материалы и изделия универсаль ного применения.
Из оборудования наибольшим спросом пользовались токарные, сверлильные, фрезерные, строгальные, дере вообрабатывающие станки. Спрос на это оборудование значительно превышал предложения и не был удов летворен. В то же время на ярмарке было предъявлено к реализации большое количество оборудования для лег кой промышленности, энергетического, химического, на- сосно-компрессорного, горнодобывающего, шахтного, ши норемонтного и другого специального оборудования, спрос на которое незначителен.
Одной из причин пониженного спроса на специальное оборудование следует считать то, что на ярмарки в большинстве случаев командируются представители снабженческих служб, а не технических, а они не всегда могут определить пригодность к использованию представ ленного на ярмарке оборудования. Другой причиной является то, что в перечнях не всегда дается исчерпы вающая техническая характеристика, которая позволи ла бы иметь наилучшее представление об оборудовании.
В 1967 г. в Минске была проведена вторая республи канская ярмарка, в которой участвовало 118 организа ций и предприятий Белорусской ССР и 89 из других со юзных республик.
Кроме предприятий и организаций республиканского и союзно-республиканского подчинения, в ярмарке приня ли активное участие многие союзные предприятия, такие, как Минский автомобильный завод, солигорские калий ные комбинаты, Полоцкий химкомбинат, завод «Гомсельмаш», ленинградский Кировский завод, харьковский завод «Электротяжмаш» и др.
Предприятия и организации Белорусской ССР предъ явили для реализации товарно-материальных ценностей на 16 млн. руб.
Результаты двух республиканских ярмарок говорят об эффективности такой формы комиссионной торговли. Если за 4 дня работы первой ярмарки было заключено 2060 сделок на общую сумму 5736,7 тыс. руб., то за 3 дня работы второй ярмарки было заключено 3820 сделок на сумму 10749,8 тыс. руб., т. е. почти вдвое больше. Одни предприятия смогли освободиться от ненужных им мате-
59
риальных ценностей, вовлечь в оборот значительные госу дарственные средства, ранее «замороженные» и ухудшав шие результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятий, другие — приобрести без длительного офор мления необходимые материально-технические ресурсы.
Кроме заключения сделок, участие в ярмарке пред ставителей многих организаций и предприятий позволило им установить между собой деловые контакты, которые необходимы для успешного решения вопросов материаль но-технического снабжения в дальнейшем.
Результаты и накопленный в процессе проведения ярмарок опыт свидетельствуют в пользу этой формы оптовой торговли и одновременно позволяют сделать определенные выводы и предложения п е ' е е совершен ствованию на современном этапе.
Прежде всего необходимо организовать работу так, чтобы проведение ярмарок осуществлялось по единому общесоюзному координационному плану. Это исключи ло бы возможность проведения ярмарок в нескольких районах страны одновременно. А такие факты имели место. Так, одновременно с ярмаркой в Минске прохо дили ярмарки в Горьком и Волгограде. В таких случаях может сложиться положение, когда к реализации предъ являются в нескольких пунктах одни и те же материаль ные ресурсы и сделки окажутся бестоварными.
Для повышения экономической эффективности комис сионной торговли, и в частности ярмарок, необходимо более тщательно проводить подготовительные работы. Имеется в виду привлечение к участию в ярмарке боль шего числа организаций и предприятий, издание и рас сылка заблаговременно соответствующих справочников, каталогов и других информационных материалов по предъявляемым к реализации и приобретению матери альным ресурсам. Нужно упростить до максимально воз можных пределов систему оформления документов по заключенным сделкам и организовать контроль за реали зацией сделок. Это в конечном счете является основной целью организации комиссионной торговли.
Недостатком в проведении ярмарок является отсут ствие на них представителей союзных спецснабсбытов. Их присутствие совершенно необходимо, так как позво лило бы оперативно, на месте разрешать многие снабжен- ческо-сбытовые вопросы.
6С
Целесообразно рассмотреть в Госснабе СССР вопрос организации межреспубликанских и зональных ярмарок, например Прибалтики и Белоруссии; республик Закав казья; республик Средней Азии; Украины и Молдавии. Эксперимент нужен и безусловно будет полезен в деле совершенствования и повышения экономической эффек тивности комиссионной торговли.
Комиссионная торговля, как и любое новое дело, не свободна от недостатков. Тем не менее полезность, це лесообразность и экономическая эффективность этой формы материально-технического снабжения на совре менном этапе подтверждены практическим опытом. В то же время считаем необходимым отметить, что по мере укрепления в народном хозяйстве условий, создаваемых экономической реформой, возможности комиссионной торговли средствами производства будут сокращаться и в перспективе эта форма оптовой торговли в обращении средств производства не будет иметь существенного значения. Этому же будет способствовать развитие дру гих форм оптовой торговли и укрепление всей системы материально-технического обеспечения, создающих уве ренность в ненужности излишних запасов ресурсов и в возможности получения их в дальнейшем в нужном коли честве и в требуемые сроки. На долю комиссионной тор говли останется для реализации только та часть средств производства, которая появится у предприятий в связи с новыми плановыми решениями или в результате осу ществления мероприятий по техническому прогрессу.
В работе по обеспечению материально-техническими ресурсами очень большое значение имеет привлечение де централизованных источников снабжения. Специализи рованные снабженческо-сбытовые организации Главсна ба БССР проводят в этом направлении значительную работу, о чем свидетельствуют следующие показатели:
Год |
Децентрализованные |
за |
|
готовки, тыс. руб. |
|
1961 |
19759,8 |
|
1962 |
16947,6 |
|
1963 |
13376,8 |
|
1964 |
12582,4 |
|
1965 |
15232,6 |
|
1966 |
19946,6 |
|
1967 |
28715,7 |
|
1968 |
43166,0 |
|
61
Как показывают данные, до 1965 г. объемы децентра лизованных заготовок материальных ресурсов системати чески и неуклонно снижались, а начиная с 1965 г. стали возрастать. В этом сказалось влияние проводимой в стране экономической реформы: предприятия получили право распоряжаться по своему усмотрению ненужными им материальными ценностями и в целях улучшения эко номических показателей работы этим правом пользуются.
В 1967 г. Главснабу БССР был установлен |
план по |
||
децентрализованным заготовкам |
материальных |
ресурсов |
|
в сумме 21400 тыс. руб. Фактическое |
выполнение соста |
||
вило 28715,7 тыс. руб. Из |
этого |
количества на |
|
15726,8 тыс. руб материальных |
ценностей заготовлено |
внутри республики и на 12988,9 тыс. руб. — за ее преде лами.
Из общего объема материальных ресурсов, заготов ленных децентрализованно в 1968 г. на сумму 43166 тыс. руб., заготовки внутри республики составляют 26259 тыс. руб. и за ее пределами — 16907 тыс. руб.
Необходимо отметить, что для увеличения децентра лизованных заготовок материальных ресурсов в респуб лике имеются благоприятные условия. В колхозах и сов хозах республики предусмотрено развитие подсобных промыслов и предприятий по производству тары, строи тельных материалов, посуды и т. п. Снабженческо-сбыто- вым организациям необходимо использовать этот источ ник для обеспечения материальными ресурсами промыш ленных и строительных организаций и предприятий.
Одновременно с децентрализованными заготовками материальных ценностей снабженческо-сбытовые органи зации Белорусской ССР успешно реализовывали эти ма териально-технические ресурсы. В основном реализация осуществлялась предприятиям и организациям Белорус ской ССР и в небольшой степени за пределами респуб лики (табл. 6).
Таким образом, реализация материальных ресурсов на комиссионных началах, ярмарочная торговля продук цией производственно-технического назначения, децен трализованные заготовки материальных ценностей, в ре зультате которых только в Белорусской ССР с 1965 по 1970 г. вовлечено в хозяйственный оборот дополнитель ных материально-технических ресурсов на сумму свыше 300 млн. руб., способствуют лучшему обеспечению народ-
62
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
6 |
|
|
Динамика реализации децентрализованно |
заготовленных |
|
|||
|
материальных ценностей за 1965—1968 гг., тыс. руб. |
|
||||
|
Р е а л и з а ц ия |
1965 г. |
1966 г. |
1967 г. |
1968 |
г. |
В |
республике |
14918,7 |
20367,3 |
28308,5 |
38250,3 |
|
За |
пределами республики |
163,3 |
482,7 |
1145,0 |
3084,0 |
|
|
Всего |
15082,0 |
20850,0 |
29453,5 |
41334,3 |
ного хозяйства материально-техническими ресурсами, ускоряют оборачиваемость оборотных средств, способ ствуют наиболее полному использованию производствен ных фондов и, следовательно, повышают эффективность общественного производства.
4. ПРЯМЫЕ ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ДЛИТЕЛЬНЫЕ СВЯЗИ МЕЖДУ ПРЕДПРИЯТИЯМИ
Хозяйственная реформа потребовала расширения хо зяйственной самостоятельности предприятий и в области сбыта продукции, совершенствования системы хозяй ственных связей между поставщиками и потребителями, создала предпосылки для установления в плановом по рядке прямых связей между предприятиями. Но прямые связи не следует рассматривать только как устранение посреднических инстанций. Новую форму производствен ных связей надо рассматривать как дальнейшее разви тие социалистических товарно-денежных отношений и совершенствование экономических методов хозяйство вания. Длительные прямые связи — это прежде всего определенные меры стимулирующего экономического воз действия потребителей на работу поставщиков в рамках централизованного плана, выражение социалистических производственных отношений в сфере обращения средств производства, т. е. в непосредственном обмене результа тами трудовой деятельности работников социалистиче ского хозяйства.
Стабильность и эффективность прямых длительных хозяйственных связей между предприятиями основыва ются на плановости и централизованном руководстве на родным хозяйством. В этом залог успеха этих связей
63
в настоящем и возможность их развития и совершенство вания в будущем.
Установление прямых связей между предприятиями ни в коей мере не означает отказа от централизованного планирования главных и обобщающих показателей эко номического развития, надежно обеспечивающих поддер жание необходимой народнохозяйственной пропорцио нальности и должных темпов расширенного воспроизвод ства. Мнение, что прямые хозяйственные связи должны устанавливаться самими предприятиями без всякого уча стия планирующих органов, ошибочно.
В нашем социалистическом обществе средства произ водства обращаются планомерно, а не на основе случай ности, поэтому и хозяйственные связи между предприя тиями должны носить также планомерный характер. А это возможно только в том случае, если прикрепление потребителей к поставщикам осуществляется планирую щими органами. Поэтому, говоря о развитии прямых хозяйственных связей, мы имеем в виду не замену отно шений между предприятиями какой-то новой формой связи, которая бы складывалась самостоятельно, помимо плана развития народного хозяйства. Нельзя допустить, чтобы потребители сами подбирали себе поставщиков, а поставщики — потребителей. Это отрицательно сказа лось бы на планировании и выполнении планов произ водства, привело бы к нерациональным связям, породи ло бы стихийность в обращении средств производства. Такая система превратила бы государственные социали стические предприятия в обособленные производствен ные единицы, деятельность которых определялась бы замкнутыми отношениями поставщика и потребителя.
Под прямыми хозяйственными связями следует пони мать непосредственные взаимоотношения между пред приятиями-поставщиками и предприятиями-потребителя ми по поставке продукции производственно-технического назначения на основе централизованного планирования.
Развитие прямых длительных рациональных связей между предприятиями в условиях хозяйственной рефор мы является наиболее гибкой формой реализации госу дарственного плана прежде всего в установлении соот ветствия между производством продукции, ее ассортимен том, качеством и потребностью в ней предприятий и отраслей народного хозяйства.
64
Эти связи между предприятиями в нашем социали стическом обществе являются одной из прогрессивных форм реализации продукции производственно-техниче ского назначения, которая определяется характером об щественного социалистического производства, принципом демократического централизма в планировании и управ лении народным хозяйством, соединяющим воедино цен трализованное планирование с местной инициативой и широким привлечением трудящихся.
Планирование прямых связей между предприятиями на длительное время имеет важное значение для обеспе чения ритмичности производственного процесса, повыше ния качества продукции, повышения производительности труда, для улучшения всей хозяйственной деятельности предприятий, как поставщиков, так и потребителей продукции.
Основным фактором, определяющим длительность хо зяйственных связей, является стабильность производства и потребления продукции, характерная для массового и крупносерийного производства. В мелкосерийном и инди видуальном производстве номенклатура производимой продукции подвержена частым изменениям, что приводит к изменениям номенклатуры потребляемых изделий, ма териалов и сырья, и, как следствие, связи между пред приятиями имеют кратковременный характер.
Поэтому мероприятия по совершенствованию плани рования и организации прямых длительных хозяйствен ных связей касались в основном предприятий со стабиль ной программой выпускаемой продукции и сравнительно устойчивой номенклатурой потребляемой этими предпри ятиями продукции.
К началу 1971 г. в Белорусской ССР установились прямые длительные хозяйственные связи, которыми бы ли охвачены 1874 предприятия — потребители продукции, получившие различные виды материалов 88 наименова ний от 434 предприятий-поставщиков.
Только в 1970 г. крупнейшим предприятиям республи ки — Минскому, Белорусскому и Могилевскому автоза водам, Минскому тракторному заводу, Гомельскому заво ду сельскохозяйственных машин, 11 и 12 ГПЗ — было по ставлено по прямым связям 675 тыс. т металлопродукции.
Следует отметить, что новые формы хозяйственных связей получали неравномерное развитие в поставках от-
5. Зак. 990 |
6Б |