Файл: Коробов Г.Ю. Совершенствование снабжения с применением ЭВМ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 102

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

материалы, запасные части к машинам и механизмам, инструмент и т. п., т. е. материалы и изделия универсаль­ ного применения.

Из оборудования наибольшим спросом пользовались токарные, сверлильные, фрезерные, строгальные, дере­ вообрабатывающие станки. Спрос на это оборудование значительно превышал предложения и не был удов­ летворен. В то же время на ярмарке было предъявлено к реализации большое количество оборудования для лег­ кой промышленности, энергетического, химического, на- сосно-компрессорного, горнодобывающего, шахтного, ши­ норемонтного и другого специального оборудования, спрос на которое незначителен.

Одной из причин пониженного спроса на специальное оборудование следует считать то, что на ярмарки в большинстве случаев командируются представители снабженческих служб, а не технических, а они не всегда могут определить пригодность к использованию представ­ ленного на ярмарке оборудования. Другой причиной является то, что в перечнях не всегда дается исчерпы­ вающая техническая характеристика, которая позволи­ ла бы иметь наилучшее представление об оборудовании.

В 1967 г. в Минске была проведена вторая республи­ канская ярмарка, в которой участвовало 118 организа­ ций и предприятий Белорусской ССР и 89 из других со­ юзных республик.

Кроме предприятий и организаций республиканского и союзно-республиканского подчинения, в ярмарке приня­ ли активное участие многие союзные предприятия, такие, как Минский автомобильный завод, солигорские калий­ ные комбинаты, Полоцкий химкомбинат, завод «Гомсельмаш», ленинградский Кировский завод, харьковский завод «Электротяжмаш» и др.

Предприятия и организации Белорусской ССР предъ­ явили для реализации товарно-материальных ценностей на 16 млн. руб.

Результаты двух республиканских ярмарок говорят об эффективности такой формы комиссионной торговли. Если за 4 дня работы первой ярмарки было заключено 2060 сделок на общую сумму 5736,7 тыс. руб., то за 3 дня работы второй ярмарки было заключено 3820 сделок на сумму 10749,8 тыс. руб., т. е. почти вдвое больше. Одни предприятия смогли освободиться от ненужных им мате-

59


риальных ценностей, вовлечь в оборот значительные госу­ дарственные средства, ранее «замороженные» и ухудшав­ шие результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятий, другие — приобрести без длительного офор­ мления необходимые материально-технические ресурсы.

Кроме заключения сделок, участие в ярмарке пред­ ставителей многих организаций и предприятий позволило им установить между собой деловые контакты, которые необходимы для успешного решения вопросов материаль­ но-технического снабжения в дальнейшем.

Результаты и накопленный в процессе проведения ярмарок опыт свидетельствуют в пользу этой формы оптовой торговли и одновременно позволяют сделать определенные выводы и предложения п е ' е е совершен­ ствованию на современном этапе.

Прежде всего необходимо организовать работу так, чтобы проведение ярмарок осуществлялось по единому общесоюзному координационному плану. Это исключи­ ло бы возможность проведения ярмарок в нескольких районах страны одновременно. А такие факты имели место. Так, одновременно с ярмаркой в Минске прохо­ дили ярмарки в Горьком и Волгограде. В таких случаях может сложиться положение, когда к реализации предъ­ являются в нескольких пунктах одни и те же материаль­ ные ресурсы и сделки окажутся бестоварными.

Для повышения экономической эффективности комис­ сионной торговли, и в частности ярмарок, необходимо более тщательно проводить подготовительные работы. Имеется в виду привлечение к участию в ярмарке боль­ шего числа организаций и предприятий, издание и рас­ сылка заблаговременно соответствующих справочников, каталогов и других информационных материалов по предъявляемым к реализации и приобретению матери­ альным ресурсам. Нужно упростить до максимально воз­ можных пределов систему оформления документов по заключенным сделкам и организовать контроль за реали­ зацией сделок. Это в конечном счете является основной целью организации комиссионной торговли.

Недостатком в проведении ярмарок является отсут­ ствие на них представителей союзных спецснабсбытов. Их присутствие совершенно необходимо, так как позво­ лило бы оперативно, на месте разрешать многие снабжен- ческо-сбытовые вопросы.

Целесообразно рассмотреть в Госснабе СССР вопрос организации межреспубликанских и зональных ярмарок, например Прибалтики и Белоруссии; республик Закав­ казья; республик Средней Азии; Украины и Молдавии. Эксперимент нужен и безусловно будет полезен в деле совершенствования и повышения экономической эффек­ тивности комиссионной торговли.

Комиссионная торговля, как и любое новое дело, не свободна от недостатков. Тем не менее полезность, це­ лесообразность и экономическая эффективность этой формы материально-технического снабжения на совре­ менном этапе подтверждены практическим опытом. В то же время считаем необходимым отметить, что по мере укрепления в народном хозяйстве условий, создаваемых экономической реформой, возможности комиссионной торговли средствами производства будут сокращаться и в перспективе эта форма оптовой торговли в обращении средств производства не будет иметь существенного значения. Этому же будет способствовать развитие дру­ гих форм оптовой торговли и укрепление всей системы материально-технического обеспечения, создающих уве­ ренность в ненужности излишних запасов ресурсов и в возможности получения их в дальнейшем в нужном коли­ честве и в требуемые сроки. На долю комиссионной тор­ говли останется для реализации только та часть средств производства, которая появится у предприятий в связи с новыми плановыми решениями или в результате осу­ ществления мероприятий по техническому прогрессу.

В работе по обеспечению материально-техническими ресурсами очень большое значение имеет привлечение де­ централизованных источников снабжения. Специализи­ рованные снабженческо-сбытовые организации Главсна­ ба БССР проводят в этом направлении значительную работу, о чем свидетельствуют следующие показатели:

Год

Децентрализованные

за­

 

готовки, тыс. руб.

1961

19759,8

 

1962

16947,6

 

1963

13376,8

 

1964

12582,4

 

1965

15232,6

 

1966

19946,6

 

1967

28715,7

 

1968

43166,0

 

61


Как показывают данные, до 1965 г. объемы децентра­ лизованных заготовок материальных ресурсов системати­ чески и неуклонно снижались, а начиная с 1965 г. стали возрастать. В этом сказалось влияние проводимой в стране экономической реформы: предприятия получили право распоряжаться по своему усмотрению ненужными им материальными ценностями и в целях улучшения эко­ номических показателей работы этим правом пользуются.

В 1967 г. Главснабу БССР был установлен

план по

децентрализованным заготовкам

материальных

ресурсов

в сумме 21400 тыс. руб. Фактическое

выполнение соста­

вило 28715,7 тыс. руб. Из

этого

количества на

15726,8 тыс. руб материальных

ценностей заготовлено

внутри республики и на 12988,9 тыс. руб. — за ее преде­ лами.

Из общего объема материальных ресурсов, заготов­ ленных децентрализованно в 1968 г. на сумму 43166 тыс. руб., заготовки внутри республики составляют 26259 тыс. руб. и за ее пределами — 16907 тыс. руб.

Необходимо отметить, что для увеличения децентра­ лизованных заготовок материальных ресурсов в респуб­ лике имеются благоприятные условия. В колхозах и сов­ хозах республики предусмотрено развитие подсобных промыслов и предприятий по производству тары, строи­ тельных материалов, посуды и т. п. Снабженческо-сбыто- вым организациям необходимо использовать этот источ­ ник для обеспечения материальными ресурсами промыш­ ленных и строительных организаций и предприятий.

Одновременно с децентрализованными заготовками материальных ценностей снабженческо-сбытовые органи­ зации Белорусской ССР успешно реализовывали эти ма­ териально-технические ресурсы. В основном реализация осуществлялась предприятиям и организациям Белорус­ ской ССР и в небольшой степени за пределами респуб­ лики (табл. 6).

Таким образом, реализация материальных ресурсов на комиссионных началах, ярмарочная торговля продук­ цией производственно-технического назначения, децен­ трализованные заготовки материальных ценностей, в ре­ зультате которых только в Белорусской ССР с 1965 по 1970 г. вовлечено в хозяйственный оборот дополнитель­ ных материально-технических ресурсов на сумму свыше 300 млн. руб., способствуют лучшему обеспечению народ-

62


 

 

 

 

Т а б л и ц а

6

 

Динамика реализации децентрализованно

заготовленных

 

 

материальных ценностей за 1965—1968 гг., тыс. руб.

 

 

Р е а л и з а ц ия

1965 г.

1966 г.

1967 г.

1968

г.

В

республике

14918,7

20367,3

28308,5

38250,3

За

пределами республики

163,3

482,7

1145,0

3084,0

 

Всего

15082,0

20850,0

29453,5

41334,3

ного хозяйства материально-техническими ресурсами, ускоряют оборачиваемость оборотных средств, способ­ ствуют наиболее полному использованию производствен­ ных фондов и, следовательно, повышают эффективность общественного производства.

4. ПРЯМЫЕ ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ДЛИТЕЛЬНЫЕ СВЯЗИ МЕЖДУ ПРЕДПРИЯТИЯМИ

Хозяйственная реформа потребовала расширения хо­ зяйственной самостоятельности предприятий и в области сбыта продукции, совершенствования системы хозяй­ ственных связей между поставщиками и потребителями, создала предпосылки для установления в плановом по­ рядке прямых связей между предприятиями. Но прямые связи не следует рассматривать только как устранение посреднических инстанций. Новую форму производствен­ ных связей надо рассматривать как дальнейшее разви­ тие социалистических товарно-денежных отношений и совершенствование экономических методов хозяйство­ вания. Длительные прямые связи — это прежде всего определенные меры стимулирующего экономического воз­ действия потребителей на работу поставщиков в рамках централизованного плана, выражение социалистических производственных отношений в сфере обращения средств производства, т. е. в непосредственном обмене результа­ тами трудовой деятельности работников социалистиче­ ского хозяйства.

Стабильность и эффективность прямых длительных хозяйственных связей между предприятиями основыва­ ются на плановости и централизованном руководстве на­ родным хозяйством. В этом залог успеха этих связей

63


в настоящем и возможность их развития и совершенство­ вания в будущем.

Установление прямых связей между предприятиями ни в коей мере не означает отказа от централизованного планирования главных и обобщающих показателей эко­ номического развития, надежно обеспечивающих поддер­ жание необходимой народнохозяйственной пропорцио­ нальности и должных темпов расширенного воспроизвод­ ства. Мнение, что прямые хозяйственные связи должны устанавливаться самими предприятиями без всякого уча­ стия планирующих органов, ошибочно.

В нашем социалистическом обществе средства произ­ водства обращаются планомерно, а не на основе случай­ ности, поэтому и хозяйственные связи между предприя­ тиями должны носить также планомерный характер. А это возможно только в том случае, если прикрепление потребителей к поставщикам осуществляется планирую­ щими органами. Поэтому, говоря о развитии прямых хозяйственных связей, мы имеем в виду не замену отно­ шений между предприятиями какой-то новой формой связи, которая бы складывалась самостоятельно, помимо плана развития народного хозяйства. Нельзя допустить, чтобы потребители сами подбирали себе поставщиков, а поставщики — потребителей. Это отрицательно сказа­ лось бы на планировании и выполнении планов произ­ водства, привело бы к нерациональным связям, породи­ ло бы стихийность в обращении средств производства. Такая система превратила бы государственные социали­ стические предприятия в обособленные производствен­ ные единицы, деятельность которых определялась бы замкнутыми отношениями поставщика и потребителя.

Под прямыми хозяйственными связями следует пони­ мать непосредственные взаимоотношения между пред­ приятиями-поставщиками и предприятиями-потребителя­ ми по поставке продукции производственно-технического назначения на основе централизованного планирования.

Развитие прямых длительных рациональных связей между предприятиями в условиях хозяйственной рефор­ мы является наиболее гибкой формой реализации госу­ дарственного плана прежде всего в установлении соот­ ветствия между производством продукции, ее ассортимен­ том, качеством и потребностью в ней предприятий и отраслей народного хозяйства.

64

Эти связи между предприятиями в нашем социали­ стическом обществе являются одной из прогрессивных форм реализации продукции производственно-техниче­ ского назначения, которая определяется характером об­ щественного социалистического производства, принципом демократического централизма в планировании и управ­ лении народным хозяйством, соединяющим воедино цен­ трализованное планирование с местной инициативой и широким привлечением трудящихся.

Планирование прямых связей между предприятиями на длительное время имеет важное значение для обеспе­ чения ритмичности производственного процесса, повыше­ ния качества продукции, повышения производительности труда, для улучшения всей хозяйственной деятельности предприятий, как поставщиков, так и потребителей продукции.

Основным фактором, определяющим длительность хо­ зяйственных связей, является стабильность производства и потребления продукции, характерная для массового и крупносерийного производства. В мелкосерийном и инди­ видуальном производстве номенклатура производимой продукции подвержена частым изменениям, что приводит к изменениям номенклатуры потребляемых изделий, ма­ териалов и сырья, и, как следствие, связи между пред­ приятиями имеют кратковременный характер.

Поэтому мероприятия по совершенствованию плани­ рования и организации прямых длительных хозяйствен­ ных связей касались в основном предприятий со стабиль­ ной программой выпускаемой продукции и сравнительно устойчивой номенклатурой потребляемой этими предпри­ ятиями продукции.

К началу 1971 г. в Белорусской ССР установились прямые длительные хозяйственные связи, которыми бы­ ли охвачены 1874 предприятия — потребители продукции, получившие различные виды материалов 88 наименова­ ний от 434 предприятий-поставщиков.

Только в 1970 г. крупнейшим предприятиям республи­ ки — Минскому, Белорусскому и Могилевскому автоза­ водам, Минскому тракторному заводу, Гомельскому заво­ ду сельскохозяйственных машин, 11 и 12 ГПЗ — было по­ ставлено по прямым связям 675 тыс. т металлопродукции.

Следует отметить, что новые формы хозяйственных связей получали неравномерное развитие в поставках от-

5. Зак. 990