Файл: Коробов Г.Ю. Совершенствование снабжения с применением ЭВМ.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 155
Скачиваний: 0
ства на текущий планируемый период определять в бо лее тесной увязке с перспективой.
Значение материальных балансов состоит и в том, что они дают возможность предупреждать диспропорции в народном хозяйстве и устанавливать важнейшие про порции материального производства.
Недостатки в обеспечении народного хозяйства мате риально-техническими ресурсами в значительной степе ни возникают из-за несовершенства балансовой работы. Прежде всего количество разрабатываемых материаль ных балансов пока недостаточно. При составлении пла на развития народного хозяйства на 1966—1970 гг. Гос
план СССР |
разработал |
расчетные балансы |
только по |
156 видам |
материалов |
и оборудования, и |
намечалось |
совместно с |
Госснабом |
СССР осуществить |
разработку |
балансов по 300 видам |
материальных ресурсов, в то вре |
мя как только Госпланом СССР планируется обеспече ние народного хозяйства около 1900 видами материаль но-технических ресурсов 3 .
Существенным недостатком в разработке материаль ных балансов является то, что в ресурсы материальных средств включается продукция, получаемая с новых мощностей, вводимых в плановом периоде. Это приводит
к тому, |
что практическая |
работа |
по осуществлению по |
||||
ставки |
и обеспечению народного хозяйства необходимы |
||||||
ми |
видами |
продукции |
ставится |
в |
неблагоприятные, |
||
порой невыполнимые условия. Так, в |
1967 г. |
предприя |
|||||
тия |
БССР |
не получили |
2146 тыс. м2 |
древесноволокни |
|||
стых |
плит, что составляет |
82% выделенных |
фондов, а в |
1968 г.—1515 т целлюлозы в связи с тем, что она должна была поступить по планам распределения и прикрепле ния с вновь вводимых в действие мощностей на Бобруй ском фанеро-деревообрабатывающем, Борисовском фа- неро-спичечном и Сегежском целлюлозно-бумажном комбинатах. В 1968 г. Белорусская ССР не получила от Карагандинского металлургического завода 7300 т лис
товой, а от Константиновского |
металлургического |
завода |
||
800 т калиброванной |
стали |
по той же причине. |
Подоб |
|
ные неувязки имели |
место |
и в |
1969—1970 гг., в |
частно |
сти, по поставке проката черных металлов, белой жести, винилацетата.
3 Совершенствование планирования и улучшения экономической работы в народном хозяйстве. М., 1969, стр. 226, 227.
90
В процессе выполнения народнохозяйственного пла на объективно неизбежны определенные изменения пла новых решений, однако закладывать в план из года в
год повторяющиеся несоответствия |
— это уже грубей |
шие просчеты. По нашему мнению, |
производство про |
дукции на новых мощностях в первый год ввода в дей ствие следует показывать в балансе производственных мощностей как государственный резерв и в материаль
ные |
балансы производство |
продукции на них |
включать |
|
в забалансовую |
часть. Это позволит по мере |
изготовле |
||
ния |
продукции |
вовлекать |
ее в народнохозяйственный |
оборот и одновременно даст возможность избежать при крепления потребителей к нереальным ее поставщикам.
Исходя из требований закона планомерноги, пропор ционального развития народного хозяйства4 оазработка материальных балансов основывается на двух главных принципах: во-первых, на определении потребностей на родного хозяйства в данном виде продукции и, во-вто рых, на выявлении возможностей удовлетворения этих потребностей. При этом важное значение в современных условиях приобретает правильное определение потреб ностей в материальных и технических ресурсах. Если учесть, что продукции производственно-технического на
значения |
в |
стране обращается |
на сумму |
около |
|
189 млрд. руб.4 , в том числе по |
Белорусской |
ССР |
на |
||
сумму свыше |
7 млрд. руб., то неточность, например, на |
||||
1 % при определении потребности Белорусской |
ССР |
по |
|||
прокату |
черных металлов означает изменение |
фонда |
в |
ту или иную сторону на 3000 т, по цементу — 2600 т, по трубам — 2400 т, по деловой древесине — 44000 м3 .
В соответствии с новыми условиями планирования и экономического стимулирования предприятиям утверж дается только основная номенклатура продукции. В то же время материальными ресурсами должно быть обеспечено производство всех изделий, вырабатываемых предприятиями. Так, планом развития народного хозяй ства на 1969 г. по местной промышленности республики централизованно устанавливалось задание по производ ству только 220 видов важнейших изделий, фактически же в местной промышленности вырабатывалось около 6500 наименований изделий. Это вызывает трудность в
4 Некоторые проблемы совершенствования материально-техниче ского снабжения. М., 1970, стр. 4.
91
разработке материальных балансов, так как необходимо учесть потребность в различных видах материальных ре сурсов на производство не только централизованно пла нируемой, но и той продукции, выпуск которой по но менклатуре намечают непосредственно сами предприя тия.
Обеспечение материальными ресурсами плана про мышленного производства должно находиться в полном соответствии с планом по реализации продукции. Нам кажется, что для более полного учета потребности в том или ином виде продукции на нужды промышленного производства целесообразно при разработке плана раз вития народного хозяйства республики составлять от дельный расчет потребности ресурсов на централизо ванно и не централизованно планируемую продукцию. Одновременно утверждается один общий фонд на дан ный вид материала или сырья, который должен слагать ся из обеих частей потребности.
В новых условиях планирования и экономического стимулирования разработка материальных балансов, особенно балансов орудий труда, осложнилась образо ванием на предприятиях фонда развития производства. Опыт работы промышленности показывает, что в новых условиях в материальных балансах необходимо полно учитывать потребности предприятий в продукции произ водственно-технического назначения на нужды развития производства за счет средств фонда развития производ ства. Недооценка этого требования приводит к недоис пользованию фонда развития производства. Так, в 1967 г. средства фонда развития производства исполь зовались по стране в пределах 49% 5 , а по республике— 65—70%. Это означает, что по 268 предприятиям респуб лики, переведенным в 1967 г. на новые условия плани рования и экономического стимулирования, оказались не использованными около 5,5 млн. руб. За 9 месяцев 1968 г. 1183 предприятия, работавшие по новым условиям плани рования и экономического стимулирования, имели 31318 тыс. руб. фонда развития производства. Фонд раз вития производства предприятий в 1969 г. был образо ван в сумме 79,7 млн. руб. С учетом остатков на начало
5 Совершенствование планирования и улучшения экономической работы в народном хозяйстве, стр. 55.
92
года |
в распоряжении предприятий имелось в 1969 г. |
103,4 |
млн. руб. средств фонда развития производства, |
из которых использовано 72,1 млн. руб. Большие остат
ки неиспользованных средств |
к |
|
концу |
года имелись |
на |
|||||||
предприятиях |
Министерства |
торфяной |
промышленно |
|||||||||
сти — 70,3% |
к израсходованным |
|
суммам, |
|
Управления |
|||||||
химической промышленности |
|
62%, |
Управления |
неф |
||||||||
техимической |
промышленности |
|
|
87,7% и т. д. Нами ис |
||||||||
следован |
вопрос об |
использовании фонда |
развития |
про |
||||||||
|
|
— |
|
строительной |
индустрии. |
|||||||
изводства |
на |
ряде предприятий — |
|
|
|
|
|
|||||
Данные, |
характеризующие |
уровень использования |
фон |
|||||||||
да развития |
производства |
на |
исследованных |
предприя |
||||||||
тиях, показаны в табл. 12. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Данные табл. 12 показывают, что фонд развития про изводства использован предприятиями в среднем только на 33%- Одновременно наблюдаются значительные ко лебания в использовании фонда отдельными предприя тиями (от 25 до 74%).
Одной из основных причин неудовлетворительного использования фонда развития производства предприя тиями является недостаток, а порой и отсутствие мате риально-технических ресурсов. Не менее важной причи ной такого положения является отсутствие планомерного материально-технического обеспечения фонда развития производства.
Предприятия ведут ныне большую работу по созда нию фондов развития производства. В перспективе в со
ответствии |
с новыми условиями планирования и эконо |
мического |
стимулирования промышленные предприятия |
|
Т а б л и ц а 12 |
Использование фонда развития производства группой предприятий
строительной индустрии Белорусской |
ССР в 1969 г., тыс. руб. |
|||||
|
Предприятия |
|
|
Начис |
Исполь |
% |
|
|
|
лено |
зовано |
||
Витебский |
домостроительный |
комбинат |
(завод |
|
|
|
СЖБ) |
|
|
|
69 |
|
|
Гомельский |
домостроительный |
комбинат |
|
(завод |
55 |
48 |
СЖБ) |
|
|
|
114 |
— |
— |
Гродненский домостроительный комбинат |
(завод |
|
|
|||
СЖБ) |
|
|
|
57 |
42 |
74 |
Опытный механический завод треста «Стройме- |
|
|
||||
ханизация» |
|
|
73 |
16 |
25 |
93
будут использовать фонд развития производства, не прибегая к централизованным и другим источникам фи нансирования для капитального строительства на пред приятии. Для того чтобы эта работа приносила наиболь ший экономический эффект для народного хозяйства, необходимо потребность в средствах производства для реализации фонда развития производства учитывать от дельной строкой в материальных балансах при разра ботке планов развития народного хозяйства — «для обеспечения строительно-монтажных работ за счет фон да развития производства предприятий». Для этого не обходимо, чтобы предприятия тщательно рассчитывали
фонд развития производства, определяли |
направления |
|
его использования, возможности |
и сроки |
выполнения |
строительно-монтажных работ и в итоге |
рассчитывали |
|
потребность в материальных и |
технических ресурсах. |
При составлении проекта плана развития народного хо зяйства заявки предприятий на материал, сырье, обору
дование для выполнения строительно-монтажных |
работ |
|||
с соответствующими обоснованиями и технической |
до |
|||
кументацией должны поступать |
в министерства |
и |
ве |
|
домства, где после рассмотрения |
и анализа |
составляется |
||
сводная заявка по отрасли для |
плановых |
органов. |
|
Определение потребностей народного хозяйства рес публики в различных средствах производства представ ляет собой весьма сложный процесс, так как они вклю чают не только производственное потребление, а и все другие направления использования продукции произ водственно-технического назначения. В потребностях должны находить всестороннее отражение перспективы технического прогресса, возможности широкого манев рирования имеющимися ресурсами и их накопления, выбора наиболее эффективных видов производства раз личных материалов, их взаимозаменяемость и т. д. Их определение должно осуществляться в комплексе с раз работкой других разделов плана развития. Все это при водит к необходимости совершенствования материаль ных балансов в направлении наиболее полного и точного определения потребностей народного хозяйства и всех его звеньев в средствах производства и обоснования ос новных направлений их использования.
Важным плановым инструментом при определении потребностей народного хозяйства в средствах произ-
94