Файл: Коробов Г.Ю. Совершенствование снабжения с применением ЭВМ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 155

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ства на текущий планируемый период определять в бо­ лее тесной увязке с перспективой.

Значение материальных балансов состоит и в том, что они дают возможность предупреждать диспропорции в народном хозяйстве и устанавливать важнейшие про­ порции материального производства.

Недостатки в обеспечении народного хозяйства мате­ риально-техническими ресурсами в значительной степе­ ни возникают из-за несовершенства балансовой работы. Прежде всего количество разрабатываемых материаль­ ных балансов пока недостаточно. При составлении пла­ на развития народного хозяйства на 1966—1970 гг. Гос­

план СССР

разработал

расчетные балансы

только по

156 видам

материалов

и оборудования, и

намечалось

совместно с

Госснабом

СССР осуществить

разработку

балансов по 300 видам

материальных ресурсов, в то вре­

мя как только Госпланом СССР планируется обеспече­ ние народного хозяйства около 1900 видами материаль­ но-технических ресурсов 3 .

Существенным недостатком в разработке материаль­ ных балансов является то, что в ресурсы материальных средств включается продукция, получаемая с новых мощностей, вводимых в плановом периоде. Это приводит

к тому,

что практическая

работа

по осуществлению по­

ставки

и обеспечению народного хозяйства необходимы­

ми

видами

продукции

ставится

в

неблагоприятные,

порой невыполнимые условия. Так, в

1967 г.

предприя­

тия

БССР

не получили

2146 тыс. м2

древесноволокни­

стых

плит, что составляет

82% выделенных

фондов, а в

1968 г.—1515 т целлюлозы в связи с тем, что она должна была поступить по планам распределения и прикрепле­ ния с вновь вводимых в действие мощностей на Бобруй­ ском фанеро-деревообрабатывающем, Борисовском фа- неро-спичечном и Сегежском целлюлозно-бумажном комбинатах. В 1968 г. Белорусская ССР не получила от Карагандинского металлургического завода 7300 т лис­

товой, а от Константиновского

металлургического

завода

800 т калиброванной

стали

по той же причине.

Подоб­

ные неувязки имели

место

и в

1969—1970 гг., в

частно­

сти, по поставке проката черных металлов, белой жести, винилацетата.

3 Совершенствование планирования и улучшения экономической работы в народном хозяйстве. М., 1969, стр. 226, 227.

90


В процессе выполнения народнохозяйственного пла­ на объективно неизбежны определенные изменения пла­ новых решений, однако закладывать в план из года в

год повторяющиеся несоответствия

— это уже грубей­

шие просчеты. По нашему мнению,

производство про­

дукции на новых мощностях в первый год ввода в дей­ ствие следует показывать в балансе производственных мощностей как государственный резерв и в материаль­

ные

балансы производство

продукции на них

включать

в забалансовую

часть. Это позволит по мере

изготовле­

ния

продукции

вовлекать

ее в народнохозяйственный

оборот и одновременно даст возможность избежать при­ крепления потребителей к нереальным ее поставщикам.

Исходя из требований закона планомерноги, пропор­ ционального развития народного хозяйства4 оазработка материальных балансов основывается на двух главных принципах: во-первых, на определении потребностей на­ родного хозяйства в данном виде продукции и, во-вто­ рых, на выявлении возможностей удовлетворения этих потребностей. При этом важное значение в современных условиях приобретает правильное определение потреб­ ностей в материальных и технических ресурсах. Если учесть, что продукции производственно-технического на­

значения

в

стране обращается

на сумму

около

189 млрд. руб.4 , в том числе по

Белорусской

ССР

на

сумму свыше

7 млрд. руб., то неточность, например, на

1 % при определении потребности Белорусской

ССР

по

прокату

черных металлов означает изменение

фонда

в

ту или иную сторону на 3000 т, по цементу — 2600 т, по трубам — 2400 т, по деловой древесине — 44000 м3 .

В соответствии с новыми условиями планирования и экономического стимулирования предприятиям утверж­ дается только основная номенклатура продукции. В то же время материальными ресурсами должно быть обеспечено производство всех изделий, вырабатываемых предприятиями. Так, планом развития народного хозяй­ ства на 1969 г. по местной промышленности республики централизованно устанавливалось задание по производ­ ству только 220 видов важнейших изделий, фактически же в местной промышленности вырабатывалось около 6500 наименований изделий. Это вызывает трудность в

4 Некоторые проблемы совершенствования материально-техниче­ ского снабжения. М., 1970, стр. 4.

91


разработке материальных балансов, так как необходимо учесть потребность в различных видах материальных ре­ сурсов на производство не только централизованно пла­ нируемой, но и той продукции, выпуск которой по но­ менклатуре намечают непосредственно сами предприя­ тия.

Обеспечение материальными ресурсами плана про­ мышленного производства должно находиться в полном соответствии с планом по реализации продукции. Нам кажется, что для более полного учета потребности в том или ином виде продукции на нужды промышленного производства целесообразно при разработке плана раз­ вития народного хозяйства республики составлять от­ дельный расчет потребности ресурсов на централизо­ ванно и не централизованно планируемую продукцию. Одновременно утверждается один общий фонд на дан­ ный вид материала или сырья, который должен слагать­ ся из обеих частей потребности.

В новых условиях планирования и экономического стимулирования разработка материальных балансов, особенно балансов орудий труда, осложнилась образо­ ванием на предприятиях фонда развития производства. Опыт работы промышленности показывает, что в новых условиях в материальных балансах необходимо полно учитывать потребности предприятий в продукции произ­ водственно-технического назначения на нужды развития производства за счет средств фонда развития производ­ ства. Недооценка этого требования приводит к недоис­ пользованию фонда развития производства. Так, в 1967 г. средства фонда развития производства исполь­ зовались по стране в пределах 49% 5 , а по республике— 65—70%. Это означает, что по 268 предприятиям респуб­ лики, переведенным в 1967 г. на новые условия плани­ рования и экономического стимулирования, оказались не­ использованными около 5,5 млн. руб. За 9 месяцев 1968 г. 1183 предприятия, работавшие по новым условиям плани­ рования и экономического стимулирования, имели 31318 тыс. руб. фонда развития производства. Фонд раз­ вития производства предприятий в 1969 г. был образо­ ван в сумме 79,7 млн. руб. С учетом остатков на начало

5 Совершенствование планирования и улучшения экономической работы в народном хозяйстве, стр. 55.

92

года

в распоряжении предприятий имелось в 1969 г.

103,4

млн. руб. средств фонда развития производства,

из которых использовано 72,1 млн. руб. Большие остат­

ки неиспользованных средств

к

 

концу

года имелись

на

предприятиях

Министерства

торфяной

промышленно­

сти — 70,3%

к израсходованным

 

суммам,

 

Управления

химической промышленности

 

62%,

Управления

неф­

техимической

промышленности

 

 

87,7% и т. д. Нами ис­

следован

вопрос об

использовании фонда

развития

про­

 

 

 

строительной

индустрии.

изводства

на

ряде предприятий

 

 

 

 

 

Данные,

характеризующие

уровень использования

фон­

да развития

производства

на

исследованных

предприя­

тиях, показаны в табл. 12.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Данные табл. 12 показывают, что фонд развития про­ изводства использован предприятиями в среднем только на 33%- Одновременно наблюдаются значительные ко­ лебания в использовании фонда отдельными предприя­ тиями (от 25 до 74%).

Одной из основных причин неудовлетворительного использования фонда развития производства предприя­ тиями является недостаток, а порой и отсутствие мате­ риально-технических ресурсов. Не менее важной причи­ ной такого положения является отсутствие планомерного материально-технического обеспечения фонда развития производства.

Предприятия ведут ныне большую работу по созда­ нию фондов развития производства. В перспективе в со­

ответствии

с новыми условиями планирования и эконо­

мического

стимулирования промышленные предприятия

 

Т а б л и ц а 12

Использование фонда развития производства группой предприятий

строительной индустрии Белорусской

ССР в 1969 г., тыс. руб.

 

Предприятия

 

 

Начис­

Исполь­

%

 

 

 

лено

зовано

Витебский

домостроительный

комбинат

(завод

 

 

СЖБ)

 

 

 

69

 

 

Гомельский

домостроительный

комбинат

 

(завод

55

48

СЖБ)

 

 

 

114

Гродненский домостроительный комбинат

(завод

 

 

СЖБ)

 

 

 

57

42

74

Опытный механический завод треста «Стройме-

 

 

ханизация»

 

 

73

16

25

93


будут использовать фонд развития производства, не прибегая к централизованным и другим источникам фи­ нансирования для капитального строительства на пред­ приятии. Для того чтобы эта работа приносила наиболь­ ший экономический эффект для народного хозяйства, необходимо потребность в средствах производства для реализации фонда развития производства учитывать от­ дельной строкой в материальных балансах при разра­ ботке планов развития народного хозяйства — «для обеспечения строительно-монтажных работ за счет фон­ да развития производства предприятий». Для этого не­ обходимо, чтобы предприятия тщательно рассчитывали

фонд развития производства, определяли

направления

его использования, возможности

и сроки

выполнения

строительно-монтажных работ и в итоге

рассчитывали

потребность в материальных и

технических ресурсах.

При составлении проекта плана развития народного хо­ зяйства заявки предприятий на материал, сырье, обору­

дование для выполнения строительно-монтажных

работ

с соответствующими обоснованиями и технической

до­

кументацией должны поступать

в министерства

и

ве­

домства, где после рассмотрения

и анализа

составляется

сводная заявка по отрасли для

плановых

органов.

 

Определение потребностей народного хозяйства рес­ публики в различных средствах производства представ­ ляет собой весьма сложный процесс, так как они вклю­ чают не только производственное потребление, а и все другие направления использования продукции произ­ водственно-технического назначения. В потребностях должны находить всестороннее отражение перспективы технического прогресса, возможности широкого манев­ рирования имеющимися ресурсами и их накопления, выбора наиболее эффективных видов производства раз­ личных материалов, их взаимозаменяемость и т. д. Их определение должно осуществляться в комплексе с раз­ работкой других разделов плана развития. Все это при­ водит к необходимости совершенствования материаль­ ных балансов в направлении наиболее полного и точного определения потребностей народного хозяйства и всех его звеньев в средствах производства и обоснования ос­ новных направлений их использования.

Важным плановым инструментом при определении потребностей народного хозяйства в средствах произ-

94