Файл: Коробов Г.Ю. Совершенствование снабжения с применением ЭВМ.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 117
Скачиваний: 0
В результате на предприятиях и стройках накаплива ются значительные запасы неустановленного оборудо вания, порой ненужного и излишнего. Динамика неуста новленного оборудования по всему хозяйству на терри тории Белорусской ССР показана в табл. 15.
Показатели табл. 15 свидетельствуют о возрастании объемов неустановленного оборудования в республике. Так, за 4 года они возросли в 3,5 раза при росте капи тальных вложений за этот период в 1,6 раза. Особенно быстро увеличиваются запасы оборудования, находяще гося на складах: с 42 млн. руб. на 1 января 1966 г. они возросли до 196,8 млн. руб. на 1 января 1969 г., т. е. почти в 5 раз.
Одной из причин такого положения является то, что окончательная разработка баланса оборудования осу ществляется на заявочной (т. е. начальной) стадии раз работки проекта плана. По нашему мнению, заявочный
баланс |
оборудования должен дополняться разработкой |
|||
баланса |
оборудования и на завершающей стадии |
раз |
||
работки |
плана развития |
народного хозяйства. В |
это г |
|
период |
имеются четко |
определившиеся |
объемы |
про |
мышленного производства, капитального |
строительства, |
материально-технических ресурсов. В таких условиях возможно осуществить более полную увязку всех показа телей натурального и стоимостного балансов оборудова ния, что в конечном счете приведет к уменьшению коли
чества |
неустановленного оборудования, |
а |
следователь |
|||||||
но, к повышению эффективности |
производства. |
|
|
|||||||
Разработка |
баланса оборудования на |
завершающей |
||||||||
стадии |
составления |
плана |
может быть |
осуществлена |
с |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
15 |
|
|
Неустановленное |
оборудование по Белорусской ССР |
|
|
||||||
|
|
|
за 1966—1969 гг. |
|
|
|
|
|||
|
|
Оборудование, |
млн . |
р у б . |
|
|
|
|
||
Гоод |
|
|
|
в |
том |
числе |
|
1969 |
г . |
к |
|
|
|
|
|
|
|
||||
всего |
|
|
|
|
|
|
1966 |
г., |
% |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
на |
с к л а д а х |
в |
монт аж е |
излишнее |
|
|
|||
|
|
|
|
|||||||
1966 |
95,2 |
|
42,0 |
|
43,2 |
|
10,0 |
|
|
|
1967 |
126,0 |
|
48,9 |
|
65,2 |
|
11,9 |
|
|
|
1968 |
206,5 |
122,6 |
|
72,6 |
|
11,3 |
|
|
||
1969 |
317,6 |
196,8 |
|
111,5 |
|
9,3 |
330 |
|
101
помощью средств вычислительной техники. В нашей республике в качестве головной организации может быть Научно-исследовательский институт экономики и эконо мико-математических методов планирования при Гос плане БССР .
Одной из задач экономической реформы является обеспечение рационального сочетания принципов цен трализованного планирования с широкой инициативой союзных республик, экономических районов, областей, краев и автономных республик. В этих условиях особо важно совершенствование методов разработки матери альных балансов в территориальном разрезе.
Без учета районных |
условий невозможно разрабо |
|||
тать оптимальный план, а тем |
более |
организовать его |
||
практическое выполнение. В результате |
недоучета |
тер |
||
риториально-районных |
условий |
может |
сложиться |
поло |
жение, при котором отраслевые планы, будучи каждый локально правильным, в совокупности в территориаль ном аспекте могут быть не выполнены в установленные сроки.
Районные условия развития общественного произ водства объективны. По природе своей они носят меж отраслевой характер, так как объединяют объекты раз ных отраслей, расположенных на данной конкретной территории. На народнохозяйственном уровне планиро вания районные условия, являющиеся специфическими для каждого района, конечно, не могут быть полно учте ны в конкретном виде. Не могут быть они учтены и при отраслевом планировании, поскольку в этом случае рас смотрению подвергаются объекты лишь данной отрасли и в крайнем случае смежных отраслей, но ни в коем случае не всех отраслей в комплексе. Таким образом, напрашивается вывод о том, что учет районных факто ров может быть достигнут в сочетании централизован ного единого народнохозяйственного планирования и комплексного планирования хозяйства отдельных тер риторий.
Разработка территориальных материальных балан сов диктуется необходимостью 7 :
7 А. Н е в е л е в . Методические положения по разработке мате риальных балансов в отраслевом, ведомственном и территориальном разрезах и их использованию в планировании. Киев, 1969.
102
получения данных для составления комплексного территориального плана развития народного хозяйства областей и республики;
получения данных для анализа и планирования тер риториальной специализации по производству и потреб лению важнейших видов продукции;
рационализации внутриреспубликанских транспорт- но-экономических связей;
организации оптовой торговли средствами производ ства в пределах данной территории;
мобилизации местных ресурсов для более полного удовлетворения общественных потребностей на данной территории в материальных средствах и организации обеспечения населения товарами широкого потребления местного производства и т. д.
Сочетание территориального и отраслевого разреза материальных балансов дает возможность обеспечить оптимальность планов производства и потребления про дукции с наименьшими общественными издержками за счет эффективного использования трудовых, материаль
ных и природных ресурсов отдельных |
территорий. |
|
Органам планирования в нашей |
республике |
в по |
следнее время почти не приходилось |
заниматься |
разра |
боткой перспективных материальных |
балансов. В |
связи |
с переходом на отраслевой принцип организации управ ления народным хозяйством заметно ослабилось терри ториальное народнохозяйственное планирование, осо бенно в планировании обращения средств производства. В основном эта работа выполнялась союзными органа ми. Комплексное планирование обращения средств про изводства по нашей республике (экономическому райо ну) почти не осуществляется. В то же время необходи мость такого планирования совершенно очевидна, так как его отсутствие сдерживает решение многих задач по наиболее эффективному развитию народного хозяйства республики.
Дальнейшее повышение качества планирования об ращения средств производства требует внедрения в плановую практику системы республиканских матери альных балансов.
Целесообразно внедрение в практику планирования территориального материального баланса союзной рес публики.
103
В ресурсовую часть материального баланса включа ется собственное производство данной продукции в рес публике в областном разрезе, ввоз этой продукции из других союзных республик, импорт продукции, остатки продукции на начало планируемого периода и поступле ния за счет прочих источников по всему кругу предпри ятий и организаций, расположенных на территории рес публики, независимо от их ведомственной подчинен ности.
В распределительную часть материального баланса включаются полный объем потребления данной продук ции на всей территории республики всеми предприятия ми независимо от их ведомственного подчинения в областном разрезе, вывоз этой продукции за ее пределы в другие союзные республики и на экспорт, остатки про дукции на конец планируемого периода и прочие расходы.
Такой материальный баланс позволит получить до статочно точные и полные данные об использовании материальных ресурсов по всему хозяйству, располо женному на территории республики, независимо от ведомственной подчиненности. В сочетании с материала ми, которые будут разработаны по каждой отрасли министерствами и ведомствами, эти балансы дадут воз можность качественно, с учетом всех особенностей рес публики разрабатывать перспективные планы развития народного хозяйства. При внедрении в практику плани рования территориального материального баланса союзной республики будет обеспечена взаимосвязь от раслевого и территориального планирования обращения средств производства в планах развития народного хо зяйства.
В настоящее |
время разработка планов распределе |
ния ведется в те |
же сроки, что и остальных разделов |
плана развития народного хозяйства. Это приводит за частую к несколько приближенному построению балан сов по отдельным видам материалов и сырья и в дальнейшем, как следствие, к неувязкам планов произ
водства с |
планами материально-технического обеспече |
||
ния. Если |
окончательно |
не определены |
планы промыш |
ленного |
производства, |
капитального |
строительства и |
т. д., значит, не определены вводимые мощности по про изводству каких-то видов продукции, не определен план
104
производства конкретных видов продукции, не опреде лена окончательно потребность в целом по стране и в территориальном разрезе в определенных видах продук ции. Все это не дает возможности составить материаль ные балансы, в которых были бы с достаточной полно той определены обе части балансов — ресурсовая и рас пределительная. В этих условиях не могут быть правильно определены фонды республики на отдельные виды материально-технических ресурсов. Нам кажется, это стало бы возможным, если бы окончательная разра ботка планов обращения средств производства была бы завершена через определенный срок. (к примеру, 2— 3-недельный) после завершения работы над производст венной программой проекта плана развития народного хозяйства. Эта работа должна быть завершена в сроки, обеспечивающие своевременное доведение планов снаб жения до предприятий и организаций, а также более качественное проведение специфицирования фондов и прикрепления потребителей к поставщикам. Некоторый положительный опыт такого порядка планирования об ращения средств производства уже есть в нашей рес публике. Так, план 1968 г. был составлен значительно раньше и в более короткий срок, чем планы предыдущих лет. Это дало возможность произвести уточнение мате риальных балансов и своевременно довести планы снаб жения до непосредственных исполнителей.
Таковы, на наш взгляд, основные направления со вершенствования метода материальных балансов в пла нировании обращения средств производства, реализа ция которых позволит обеспечить повышение обоснован ности и сбалансированности планов развития народного хозяйства как в целом по стране, так и отдельных ее территорий. Повысится научность планирования, планы станут более реальными, повысится эффективность об щественного производства.
2. ПРИМЕНЕНИЕ СРЕДСТВ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ
В ПОСТРОЕНИИ МАТЕРИАЛЬНЫХ БАЛАНСОВ
Оптимальное ведение хозяйства при социализме тре бует применения новых, более совершенных форм и методов планирования и хозяйственного руководства. В условиях бурного развития всех отраслей, расшире-
105
ния и усложнения хозяйственных связей и вызванного этим огромного роста объемов технико-экономической информации одним из наиболее эффективных инструмен тов управления народным хозяйством являются экономи ко-математические методы и электронно-вычислительная техника.
Преимущества современных методов и технических средств в управлении по сравнению с применяемыми ныне традиционными методами* и простейшей техникой состоят прежде всего в том, что позволяют получать наилучшие, оптимальные решения планов, составление которых путем простого перебора сотен и тысяч вариан тов в короткие сроки практически невозможно. Они соз дают возможность не только справиться с огромным и все увеличивающимся объемом информации, но и осуществлять планирование и управление на более высоком качественном уровне при одновременном сниже нии трудоемкости этих процессов. Новые методы и сред ства, будучи несовместимы с недостатками в планирова нии и управлении, требуют повышения уровня обосно ванности планов и эффективного управления народным хозяйством.
Особенно остро нуждается в применении экономикоматематических методов и электронной вычислительной техники материально-техническое снабжение. Эта от расль выполняет роль посредника между производством средств производства и их производственным потребле нием, является связующим звеном между предприятия ми-производителями и предприятиями-потребителями средств производства. Она призвана обеспечить такую согласованность народнохозяйственных процессов, пла нов производства с планами материально-технического снабжения, которая бы позволяла вести хозяйство с минимальными общественными издержками, выявлять и использовать все резервы народного хозяйства, предот вращать саму возможность потерь живого и овеществлен ного труда. Реализация этих задач, чрезвычайно больших по масштабам и сложности, относится уже к области межотраслевого и межрегионального управления, где все исходные величины связаны между собой сложной зависимостью и составляют систему уравнений со мно гими неизвестными. Их решение возможно лишь на основе применения экономико-математических методов
106