Файл: Коробов Г.Ю. Совершенствование снабжения с применением ЭВМ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 117

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В результате на предприятиях и стройках накаплива­ ются значительные запасы неустановленного оборудо­ вания, порой ненужного и излишнего. Динамика неуста­ новленного оборудования по всему хозяйству на терри­ тории Белорусской ССР показана в табл. 15.

Показатели табл. 15 свидетельствуют о возрастании объемов неустановленного оборудования в республике. Так, за 4 года они возросли в 3,5 раза при росте капи­ тальных вложений за этот период в 1,6 раза. Особенно быстро увеличиваются запасы оборудования, находяще­ гося на складах: с 42 млн. руб. на 1 января 1966 г. они возросли до 196,8 млн. руб. на 1 января 1969 г., т. е. почти в 5 раз.

Одной из причин такого положения является то, что окончательная разработка баланса оборудования осу­ ществляется на заявочной (т. е. начальной) стадии раз­ работки проекта плана. По нашему мнению, заявочный

баланс

оборудования должен дополняться разработкой

баланса

оборудования и на завершающей стадии

раз­

работки

плана развития

народного хозяйства. В

это г

период

имеются четко

определившиеся

объемы

про­

мышленного производства, капитального

строительства,

материально-технических ресурсов. В таких условиях возможно осуществить более полную увязку всех показа­ телей натурального и стоимостного балансов оборудова­ ния, что в конечном счете приведет к уменьшению коли­

чества

неустановленного оборудования,

а

следователь­

но, к повышению эффективности

производства.

 

 

Разработка

баланса оборудования на

завершающей

стадии

составления

плана

может быть

осуществлена

с

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

15

 

Неустановленное

оборудование по Белорусской ССР

 

 

 

 

 

за 1966—1969 гг.

 

 

 

 

 

 

Оборудование,

млн .

р у б .

 

 

 

 

Гоод

 

 

 

в

том

числе

 

1969

г .

к

 

 

 

 

 

 

 

всего

 

 

 

 

 

 

1966

г.,

%

 

 

 

 

 

 

 

 

на

с к л а д а х

в

монт аж е

излишнее

 

 

 

 

 

 

1966

95,2

 

42,0

 

43,2

 

10,0

 

 

1967

126,0

 

48,9

 

65,2

 

11,9

 

 

1968

206,5

122,6

 

72,6

 

11,3

 

 

1969

317,6

196,8

 

111,5

 

9,3

330

 

101


помощью средств вычислительной техники. В нашей республике в качестве головной организации может быть Научно-исследовательский институт экономики и эконо­ мико-математических методов планирования при Гос­ плане БССР .

Одной из задач экономической реформы является обеспечение рационального сочетания принципов цен­ трализованного планирования с широкой инициативой союзных республик, экономических районов, областей, краев и автономных республик. В этих условиях особо важно совершенствование методов разработки матери­ альных балансов в территориальном разрезе.

Без учета районных

условий невозможно разрабо­

тать оптимальный план, а тем

более

организовать его

практическое выполнение. В результате

недоучета

тер­

риториально-районных

условий

может

сложиться

поло­

жение, при котором отраслевые планы, будучи каждый локально правильным, в совокупности в территориаль­ ном аспекте могут быть не выполнены в установленные сроки.

Районные условия развития общественного произ­ водства объективны. По природе своей они носят меж­ отраслевой характер, так как объединяют объекты раз­ ных отраслей, расположенных на данной конкретной территории. На народнохозяйственном уровне планиро­ вания районные условия, являющиеся специфическими для каждого района, конечно, не могут быть полно учте­ ны в конкретном виде. Не могут быть они учтены и при отраслевом планировании, поскольку в этом случае рас­ смотрению подвергаются объекты лишь данной отрасли и в крайнем случае смежных отраслей, но ни в коем случае не всех отраслей в комплексе. Таким образом, напрашивается вывод о том, что учет районных факто­ ров может быть достигнут в сочетании централизован­ ного единого народнохозяйственного планирования и комплексного планирования хозяйства отдельных тер­ риторий.

Разработка территориальных материальных балан­ сов диктуется необходимостью 7 :

7 А. Н е в е л е в . Методические положения по разработке мате­ риальных балансов в отраслевом, ведомственном и территориальном разрезах и их использованию в планировании. Киев, 1969.

102


получения данных для составления комплексного территориального плана развития народного хозяйства областей и республики;

получения данных для анализа и планирования тер­ риториальной специализации по производству и потреб­ лению важнейших видов продукции;

рационализации внутриреспубликанских транспорт- но-экономических связей;

организации оптовой торговли средствами производ­ ства в пределах данной территории;

мобилизации местных ресурсов для более полного удовлетворения общественных потребностей на данной территории в материальных средствах и организации обеспечения населения товарами широкого потребления местного производства и т. д.

Сочетание территориального и отраслевого разреза материальных балансов дает возможность обеспечить оптимальность планов производства и потребления про­ дукции с наименьшими общественными издержками за счет эффективного использования трудовых, материаль­

ных и природных ресурсов отдельных

территорий.

 

Органам планирования в нашей

республике

в по­

следнее время почти не приходилось

заниматься

разра­

боткой перспективных материальных

балансов. В

связи

с переходом на отраслевой принцип организации управ­ ления народным хозяйством заметно ослабилось терри­ ториальное народнохозяйственное планирование, осо­ бенно в планировании обращения средств производства. В основном эта работа выполнялась союзными органа­ ми. Комплексное планирование обращения средств про­ изводства по нашей республике (экономическому райо­ ну) почти не осуществляется. В то же время необходи­ мость такого планирования совершенно очевидна, так как его отсутствие сдерживает решение многих задач по наиболее эффективному развитию народного хозяйства республики.

Дальнейшее повышение качества планирования об­ ращения средств производства требует внедрения в плановую практику системы республиканских матери­ альных балансов.

Целесообразно внедрение в практику планирования территориального материального баланса союзной рес­ публики.

103


В ресурсовую часть материального баланса включа­ ется собственное производство данной продукции в рес­ публике в областном разрезе, ввоз этой продукции из других союзных республик, импорт продукции, остатки продукции на начало планируемого периода и поступле­ ния за счет прочих источников по всему кругу предпри­ ятий и организаций, расположенных на территории рес­ публики, независимо от их ведомственной подчинен­ ности.

В распределительную часть материального баланса включаются полный объем потребления данной продук­ ции на всей территории республики всеми предприятия­ ми независимо от их ведомственного подчинения в областном разрезе, вывоз этой продукции за ее пределы в другие союзные республики и на экспорт, остатки про­ дукции на конец планируемого периода и прочие расходы.

Такой материальный баланс позволит получить до­ статочно точные и полные данные об использовании материальных ресурсов по всему хозяйству, располо­ женному на территории республики, независимо от ведомственной подчиненности. В сочетании с материала­ ми, которые будут разработаны по каждой отрасли министерствами и ведомствами, эти балансы дадут воз­ можность качественно, с учетом всех особенностей рес­ публики разрабатывать перспективные планы развития народного хозяйства. При внедрении в практику плани­ рования территориального материального баланса союзной республики будет обеспечена взаимосвязь от­ раслевого и территориального планирования обращения средств производства в планах развития народного хо­ зяйства.

В настоящее

время разработка планов распределе­

ния ведется в те

же сроки, что и остальных разделов

плана развития народного хозяйства. Это приводит за­ частую к несколько приближенному построению балан­ сов по отдельным видам материалов и сырья и в дальнейшем, как следствие, к неувязкам планов произ­

водства с

планами материально-технического обеспече­

ния. Если

окончательно

не определены

планы промыш­

ленного

производства,

капитального

строительства и

т. д., значит, не определены вводимые мощности по про­ изводству каких-то видов продукции, не определен план

104


производства конкретных видов продукции, не опреде­ лена окончательно потребность в целом по стране и в территориальном разрезе в определенных видах продук­ ции. Все это не дает возможности составить материаль­ ные балансы, в которых были бы с достаточной полно­ той определены обе части балансов — ресурсовая и рас­ пределительная. В этих условиях не могут быть правильно определены фонды республики на отдельные виды материально-технических ресурсов. Нам кажется, это стало бы возможным, если бы окончательная разра­ ботка планов обращения средств производства была бы завершена через определенный срок. (к примеру, 2— 3-недельный) после завершения работы над производст­ венной программой проекта плана развития народного хозяйства. Эта работа должна быть завершена в сроки, обеспечивающие своевременное доведение планов снаб­ жения до предприятий и организаций, а также более качественное проведение специфицирования фондов и прикрепления потребителей к поставщикам. Некоторый положительный опыт такого порядка планирования об­ ращения средств производства уже есть в нашей рес­ публике. Так, план 1968 г. был составлен значительно раньше и в более короткий срок, чем планы предыдущих лет. Это дало возможность произвести уточнение мате­ риальных балансов и своевременно довести планы снаб­ жения до непосредственных исполнителей.

Таковы, на наш взгляд, основные направления со­ вершенствования метода материальных балансов в пла­ нировании обращения средств производства, реализа­ ция которых позволит обеспечить повышение обоснован­ ности и сбалансированности планов развития народного хозяйства как в целом по стране, так и отдельных ее территорий. Повысится научность планирования, планы станут более реальными, повысится эффективность об­ щественного производства.

2. ПРИМЕНЕНИЕ СРЕДСТВ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ

В ПОСТРОЕНИИ МАТЕРИАЛЬНЫХ БАЛАНСОВ

Оптимальное ведение хозяйства при социализме тре­ бует применения новых, более совершенных форм и методов планирования и хозяйственного руководства. В условиях бурного развития всех отраслей, расшире-

105

ния и усложнения хозяйственных связей и вызванного этим огромного роста объемов технико-экономической информации одним из наиболее эффективных инструмен­ тов управления народным хозяйством являются экономи­ ко-математические методы и электронно-вычислительная техника.

Преимущества современных методов и технических средств в управлении по сравнению с применяемыми ныне традиционными методами* и простейшей техникой состоят прежде всего в том, что позволяют получать наилучшие, оптимальные решения планов, составление которых путем простого перебора сотен и тысяч вариан­ тов в короткие сроки практически невозможно. Они соз­ дают возможность не только справиться с огромным и все увеличивающимся объемом информации, но и осуществлять планирование и управление на более высоком качественном уровне при одновременном сниже­ нии трудоемкости этих процессов. Новые методы и сред­ ства, будучи несовместимы с недостатками в планирова­ нии и управлении, требуют повышения уровня обосно­ ванности планов и эффективного управления народным хозяйством.

Особенно остро нуждается в применении экономикоматематических методов и электронной вычислительной техники материально-техническое снабжение. Эта от­ расль выполняет роль посредника между производством средств производства и их производственным потребле­ нием, является связующим звеном между предприятия­ ми-производителями и предприятиями-потребителями средств производства. Она призвана обеспечить такую согласованность народнохозяйственных процессов, пла­ нов производства с планами материально-технического снабжения, которая бы позволяла вести хозяйство с минимальными общественными издержками, выявлять и использовать все резервы народного хозяйства, предот­ вращать саму возможность потерь живого и овеществлен­ ного труда. Реализация этих задач, чрезвычайно больших по масштабам и сложности, относится уже к области межотраслевого и межрегионального управления, где все исходные величины связаны между собой сложной зависимостью и составляют систему уравнений со мно­ гими неизвестными. Их решение возможно лишь на основе применения экономико-математических методов

106