Файл: Коробов Г.Ю. Совершенствование снабжения с применением ЭВМ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 113

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

водства являются исполнительные материальные ба­ лансы. Начиная с 1967 г. в соответствии с постановлени­ ем Совета Министров СССР от 27 января 1967 г. № 63 «О мероприятиях по улучшению организации и плани­ рования материально-технического снабжения», кроме плановых материальных балансов, внедряется система исполнительных материальных балансов.

Исполнительный материальный баланс дает возмож­ ность проверить выполнение плановых заданий по про­ изводству материально-технических средств, выявить степень использования материальных ресурсов, вскрыть возникшие диспропорции и потери, а также неиспользо­ ванные резервы.

Внедрение в практику планирования обращения средств производства исполнительных материальных ба­ лансов повышает научную обоснованность и реальность планов развития народного хозяйства. Данные этих ба­ лансов позволяют сопоставить ресурсы, их реализацию, фактический расход материала за истекший период по направлениям расхода (промышленное производство, капитальное строительство, ремонтно-эксплуатационные нужды, сельское хозяйство и т. д.) и отрасли народного хозяйства республики, а также осуществить анализ ис­ пользования материальных ресурсов. Наличие данных исполнительного баланса в период разработки и коррек­ тировки плана развития народного хозяйства республи­ ки очень важно и необходимо, так как позволяет опреде­ лить потребность на планируемый период с учетом фак­ тического расхода за отчетный период на аналогичные нужды. Так, внедрение в практику планирования испол­ нительных балансов по отраслям и направлениям рас­ хода способствовало правильному определению потреб­ ностей и направлений наиболее эффективного использо­ вания в республике проката черных металлов, стальных труб и основных видов цветных металлов.

При разработке исполнительных материальных ба­ лансов по предприятиям ресурсовая часть, в частности, баланса металла складывается из остатков металла в производстве и строительстве, имеющихся на предприя­ тии на начало года; поступления по централизованно выделенным фондам; поступления со стороны от пред­ приятий других министерств, получения из государст­ венного резерва.

Распределительная часть такого баланса содержит показатели о расходе металла на производство и строи­ тельство, о передаче металла предприятиям других ми­ нистерств, о возврате металла в государственный ре­ зерв, об остатках металла на конец отчетного года.

По нашему мнению, следует всемерно расширять внедрение в практику планирования развития народного

хозяйства

(как текущего, так

и перспективного)

систе­

мы

исполнительных материальных балансов.

В

частно­

сти,

уже

сейчас целесообразно

разрабатывать

исполни­

тельные балансы по важнейшим видам химикатов, лакокрасочных изделий, лесных и строительных материа­ лов и ряду других средств производства. Целесообраз­ ность этого определяется тем, что материалы указанных групп продукции расходуются в больших количествах как на производственные нужды, так и на капитальное строительство и ремонтно-эксплуатационные и прочие нужды. Разработка по ним исполнительных материаль­

ных балансов будет способствовать более

полному

и

правильному определению потребности по

направлени­

ям расхода, а также отраслям народного

хозяйства

и

районам.

 

 

При формировании номенклатуры исполнительных материальных балансов могут быть использованы клас­ сификационные группировки общесоюзного классификакатора продукции6 . В соответствии с указанным клас­ сификатором нами предлагается схема исполнительного материального баланса, разработка которого (табл. 13) даст возможность получить необходимые показатели для более обоснованного и оптимального планирования материально-технического обеспечения.

Исполнительный материальный баланс должен включать три составные части. Первая часть должна отражать общий объем выделенных ресурсов по тем или иным видам продукции производственно-технического назначения и в том числе по конкретным направлениям ее использования, как это предусматривалось на тот или иной период плановым балансом.

Во второй части баланса должно быть показано об­ щее количество полученных материальных ресурсов, в том числе из каких конкретных источников поступления.

6 Общесоюзный классификатор промышленной и сельскохозяй­ ственной продукции, т. I . Киев, 1968; т. I I . М., 1968.

96


И, наконец, в третьей части показывается, как были использованы имеющиеся ресурсы.

Коренное отличие исполнительного материального баланса от планового состоит в том, что он отражает не только плановые проектировки использования ресурсов, но и их действительное использование.

Для расчета баланса с помощью вычислительной техники для всей продукции, по которой разрабатыва­ ются балансы, предусмотрены шифры.

Особое, специфическое значение в отличие от других материальных балансов имеет баланс оборудования. Ои выступает связующим звеном между материальным про­ изводством, которое он отражает, и балансами произ­ водственных мощностей и основных фондов, к которым он вплотную примыкает, являясь их логическим продол­ жением и завершением. Объясняется это тем, что ору­ дия имеют особый характер функционирования в про­ цессе воспроизводства их стоимости. Если предметы труда, участвующие в производственном процессе, пол­ ностью переносят за это время свою стоимость на про­ дукт производства, то орудия участвуют в производстве

многократно, снашиваются

постепенно и

переносят

на

продукт труда

свою стоимость не сразу,

не

полностью,

а частями.

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработка

балансов

оборудования,

как

и

других

материальных

балансов,

начинается

с определения

по­

требности в орудиях труда, которая отражается

в рас­

ходной части

баланса.

 

 

 

 

 

 

 

Основная,

подавляющая

часть

оборудования

(до

70—80%) направляется

на

капитальное

строительство.

Использование основной части оборудования на нужды капитального строительства требует наиболее обосно­ ванного расчета потребности в орудиях труда каждого строящегося или реконструируемого объекта.

В настоящее время при разработке балансов обору­ дования достаточно обоснованно производится расчет потребности в автотракторных средствах с учетом объ­ ема грузоперевозок и грузоподъемности транспортных средств. Отдельные виды оборудования (например, подъемные краны) планируются для определенных объ­ ектов даже при условии заранее известной неполной их загрузки. Необходимость такой меры определяется ха­ рактером, спецификой производственного процесса.

7. Зак . 990

97


Исполнительный ма

 

(наименование предприятия,

 

министерства,

союзной

р е с п у б

Основные плановые направления

использования

выделенных ресурсов (фондов)

 

 

в том числе

 

 

 

я

л аз

Ч

ч

ч н

 

g g

О «

 

 

 

 

 

§ ч

« g

 

 

§

>?

§ я „

 

 

» Ч Ч

 

 

 

гаан

 

 

W

. о "

 

 

я о

к m Я

 

 

 

 

 

 

1 0

Наиболее полно и точно учитывается в балансах обо­

рудования потребность в орудиях труда

на

комплекта­

цию промышленной продукции. Уровень обоснованности потребности в кузнечно-прессовом, деревообрабатываю­

щем, металлорежущем оборудовании

значительно

ниже.

В планировании обеспечения народного хозяйства

ука­

занными группами оборудования, как

правило,

приме­

няется метод планирования по базовому уровню: за ос­

нову берутся объемы выделенных ресурсов прошлых

лет

с некоторым приростом. Нам представляется, что

этот

метод может быть приемлемым только на предваритель­ ной стадии разработки народнохозяйственных планов. Основой же для разработки балансов по кузнечно-прес- совому, деревообрабатывающему и металлорежущему

оборудованию и

последующих планов распределения

этой продукции

должен быть аналитический (норматив­

ный) метод расчета потребностей, в основе которого ле­ ж а т планируемые объемы производства, нормативы трудоемкости изделий и режимный фонд времени рабо­ ты оборудования. Это позволит -более полно и точно определить потребности и составить обоснованный ба­ ланс.

Для увязки с планируемым объемом капитальных вложений, увязки стоимости заказываемого оборудова-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

13

териальный

баланс

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

организации,

ведомства,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

.

 

 

 

 

 

 

за

 

 

19

г.

 

лики, экономического

района)

 

 

 

 

 

 

 

 

Фактическая

реализация

 

Израсходовано

р е с у р с о в

 

 

 

в

том числе

 

 

 

 

в

том

числе

 

 

 

 

ЧР

 

 

 

2 о

4**1

Я ч

 

 

 

 

 

 

 

 

с й ,

 

 

 

 

 

 

 

 

л

а

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

я

н

 

 

 

 

 

 

 

 

 

О4 - я2

Ч

ч о

а я 1

ь я

 

 

 

 

 

 

со

н Ч

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

я

Л

 

 

 

 

 

 

 

к та

Я г-

 

я а>

 

ш я1

 

 

 

 

к

ч

 

 

п и

 

 

 

Ч S

 

н о

 

 

со к

 

о

>.

Н rt

 

2

я

 

 

 

К о

 

я

д.,

 

о та ,

 

 

 

 

 

 

 

 

о о

 

с ч

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

О U

 

 

 

 

14

15

 

 

17

18

19

2 0

21

2 2

ния с финансовыми ресурсами, направляемыми на его приобретение, необходима разработка сводного баланса оборудования по отраслям народного хозяйства респуб­ лики, министерствам и ведомствам как в натуральном, так и в стоимостном выражении. Это позволит лучше увязывать потребности с производством оборудования.

Результаты сводного баланса оборудования в стои­ мостном измерении за 1970 г. по кругу предприятий и организаций, снабжаемых из фондов Совета Министров Белорусской ССР, и объемы ассигнований показаны в табл. 14.

Данные табл. 14 показывают, что в целом по респуб­ лике капиталовложений для выделенного оборудования было вполне достаточно, но в то же время ряд мини­ стерств и ведомств для этих целей не располагали капи­ таловложениями в нужных объемах. Это является су­ щественным недостатком в планировании распределе­ ния средств производства.

Недостатки в планировании распределения оборудо­ вания порождают такие чуждые нашей экономике явле­ ния, как местничество и ведомственность, стремление любой ценой быстрее получить оборудование, даже если оно при этом длительное время не вводится в строй и не используется. Так, Фанипольский завод по ремонту

98

99


Т а б л и ц а 14

Данные о стоимости заказанного оборудования и капитальных

вложениях, выделенных для его приобретения, по Белорусской

ССР

 

 

 

за

1970 г., млн. руб.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Объем ка­

Результат;

 

 

 

 

 

Стоимость

питаловло­

- j -

избыток

Министерства и

ведомства

заказанного

жений на

средств,

оборудо ­

приобрете­

—недоста ­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

вания

ние о б о р у ­

ток

с р е д ­

 

 

 

 

 

 

дования

 

 

ств

Всего по Белорусской ССР

 

314,8

331,3

+

16,5

сельское

В том числе:

 

204,1

216,3

-12,2

хозяйство

 

 

из общей суммы «сельское хозяй­

 

 

 

 

 

ство» колхозы

 

 

 

105,6

118,0

+

12,4

Из общей суммы стоимости оборудо­

 

 

 

 

 

вания и объема капиталовложений по

 

 

 

 

 

министерствам и

ведомствам:

 

 

 

 

 

Министерство автомобильного тран­

 

 

 

 

 

спорта

 

 

 

 

26,8

24,0

- 2 , 8

Министерство

местной

промышлен­

 

 

 

 

 

ности

 

 

 

 

6,3

7,85

+

 

1,55

Министерство

торфяной

промыш­

 

 

 

 

 

ленности

 

 

 

 

7,95

9,6

+

 

1,65

Министерство

связи

 

7,93

8,75

+ 0 , 8 2

Министерство

бытового

обслужи­

3,39

3,62

+0,2 3

вания населения

 

 

Министерство

торговли

 

5,15

4,9

—0,25

Министерство

заготовок

 

2,78

2,17

—0,61

Главное

управление

шоссейных до­

5,04

4,6

—0,44

рог

 

 

 

 

Главное

управление

речного флота

2,28

2,3

+ 0 , 0 2

Государственный комитет по

1,99

2,1

+ о , п

кинематографии

 

 

Управление рыбной промышленности

0,27

0,4

+0,1 3

Белкоопсоюз

 

 

 

7,51

7,8

+0,2 9

строительных и дорожных машин Гушосдора БССР в 1967 г. получил 56 металлорежущих станков, в 1968 г.— 30 станков, которые и в 1969 г. продолжали бездейство­ вать. На Лидском лакокрасочном заводе на 1 января 1969 г. имелось на 6 млн. руб. различного неиспользуе­ мого технологического оборудования. Жабинковский комбинат бытового обслуживания в 1968 г. получил копатель шахтных колодцев КШК-ЗА стоимостью 6127 руб., который и в 1969 г. бездействовал. Витебский районный комбинат бытового обслуживания длительное время не использовал двухпрочесный аппарат 4-22-Ш1 стоимостью 20 тыс. руб.

100