Файл: Коробов Г.Ю. Совершенствование снабжения с применением ЭВМ.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 113
Скачиваний: 0
водства являются исполнительные материальные ба лансы. Начиная с 1967 г. в соответствии с постановлени ем Совета Министров СССР от 27 января 1967 г. № 63 «О мероприятиях по улучшению организации и плани рования материально-технического снабжения», кроме плановых материальных балансов, внедряется система исполнительных материальных балансов.
Исполнительный материальный баланс дает возмож ность проверить выполнение плановых заданий по про изводству материально-технических средств, выявить степень использования материальных ресурсов, вскрыть возникшие диспропорции и потери, а также неиспользо ванные резервы.
Внедрение в практику планирования обращения средств производства исполнительных материальных ба лансов повышает научную обоснованность и реальность планов развития народного хозяйства. Данные этих ба лансов позволяют сопоставить ресурсы, их реализацию, фактический расход материала за истекший период по направлениям расхода (промышленное производство, капитальное строительство, ремонтно-эксплуатационные нужды, сельское хозяйство и т. д.) и отрасли народного хозяйства республики, а также осуществить анализ ис пользования материальных ресурсов. Наличие данных исполнительного баланса в период разработки и коррек тировки плана развития народного хозяйства республи ки очень важно и необходимо, так как позволяет опреде лить потребность на планируемый период с учетом фак тического расхода за отчетный период на аналогичные нужды. Так, внедрение в практику планирования испол нительных балансов по отраслям и направлениям рас хода способствовало правильному определению потреб ностей и направлений наиболее эффективного использо вания в республике проката черных металлов, стальных труб и основных видов цветных металлов.
При разработке исполнительных материальных ба лансов по предприятиям ресурсовая часть, в частности, баланса металла складывается из остатков металла в производстве и строительстве, имеющихся на предприя тии на начало года; поступления по централизованно выделенным фондам; поступления со стороны от пред приятий других министерств, получения из государст венного резерва.
Распределительная часть такого баланса содержит показатели о расходе металла на производство и строи тельство, о передаче металла предприятиям других ми нистерств, о возврате металла в государственный ре зерв, об остатках металла на конец отчетного года.
По нашему мнению, следует всемерно расширять внедрение в практику планирования развития народного
хозяйства |
(как текущего, так |
и перспективного) |
систе |
||
мы |
исполнительных материальных балансов. |
В |
частно |
||
сти, |
уже |
сейчас целесообразно |
разрабатывать |
исполни |
тельные балансы по важнейшим видам химикатов, лакокрасочных изделий, лесных и строительных материа лов и ряду других средств производства. Целесообраз ность этого определяется тем, что материалы указанных групп продукции расходуются в больших количествах как на производственные нужды, так и на капитальное строительство и ремонтно-эксплуатационные и прочие нужды. Разработка по ним исполнительных материаль
ных балансов будет способствовать более |
полному |
и |
правильному определению потребности по |
направлени |
|
ям расхода, а также отраслям народного |
хозяйства |
и |
районам. |
|
|
При формировании номенклатуры исполнительных материальных балансов могут быть использованы клас сификационные группировки общесоюзного классификакатора продукции6 . В соответствии с указанным клас сификатором нами предлагается схема исполнительного материального баланса, разработка которого (табл. 13) даст возможность получить необходимые показатели для более обоснованного и оптимального планирования материально-технического обеспечения.
Исполнительный материальный баланс должен включать три составные части. Первая часть должна отражать общий объем выделенных ресурсов по тем или иным видам продукции производственно-технического назначения и в том числе по конкретным направлениям ее использования, как это предусматривалось на тот или иной период плановым балансом.
Во второй части баланса должно быть показано об щее количество полученных материальных ресурсов, в том числе из каких конкретных источников поступления.
6 Общесоюзный классификатор промышленной и сельскохозяй ственной продукции, т. I . Киев, 1968; т. I I . М., 1968.
96
И, наконец, в третьей части показывается, как были использованы имеющиеся ресурсы.
Коренное отличие исполнительного материального баланса от планового состоит в том, что он отражает не только плановые проектировки использования ресурсов, но и их действительное использование.
Для расчета баланса с помощью вычислительной техники для всей продукции, по которой разрабатыва ются балансы, предусмотрены шифры.
Особое, специфическое значение в отличие от других материальных балансов имеет баланс оборудования. Ои выступает связующим звеном между материальным про изводством, которое он отражает, и балансами произ водственных мощностей и основных фондов, к которым он вплотную примыкает, являясь их логическим продол жением и завершением. Объясняется это тем, что ору дия имеют особый характер функционирования в про цессе воспроизводства их стоимости. Если предметы труда, участвующие в производственном процессе, пол ностью переносят за это время свою стоимость на про дукт производства, то орудия участвуют в производстве
многократно, снашиваются |
постепенно и |
переносят |
на |
|||||
продукт труда |
свою стоимость не сразу, |
не |
полностью, |
|||||
а частями. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Разработка |
балансов |
оборудования, |
как |
и |
других |
|||
материальных |
балансов, |
начинается |
с определения |
по |
||||
требности в орудиях труда, которая отражается |
в рас |
|||||||
ходной части |
баланса. |
|
|
|
|
|
|
|
Основная, |
подавляющая |
часть |
оборудования |
(до |
||||
70—80%) направляется |
на |
капитальное |
строительство. |
Использование основной части оборудования на нужды капитального строительства требует наиболее обосно ванного расчета потребности в орудиях труда каждого строящегося или реконструируемого объекта.
В настоящее время при разработке балансов обору дования достаточно обоснованно производится расчет потребности в автотракторных средствах с учетом объ ема грузоперевозок и грузоподъемности транспортных средств. Отдельные виды оборудования (например, подъемные краны) планируются для определенных объ ектов даже при условии заранее известной неполной их загрузки. Необходимость такой меры определяется ха рактером, спецификой производственного процесса.
7. Зак . 990 |
97 |
Исполнительный ма
|
(наименование предприятия, |
|||
|
министерства, |
союзной |
р е с п у б |
|
Основные плановые направления |
использования |
|||
выделенных ресурсов (фондов) |
|
|||
|
в том числе |
|
||
|
|
я |
л аз |
Ч |
ч |
„ |
ч н |
|
|
g g |
О « |
|
||
|
|
|
|
|
§ ч |
« g |
|
|
|
§ |
>? |
§ я „ |
|
|
» Ч Ч |
|
|
||
|
гаан |
|
|
|
W |
. о " |
|
|
|
я о |
к m Я |
|
|
|
|
|
|
|
1 0 |
Наиболее полно и точно учитывается в балансах обо |
||||
рудования потребность в орудиях труда |
на |
комплекта |
цию промышленной продукции. Уровень обоснованности потребности в кузнечно-прессовом, деревообрабатываю
щем, металлорежущем оборудовании |
значительно |
ниже. |
В планировании обеспечения народного хозяйства |
ука |
|
занными группами оборудования, как |
правило, |
приме |
няется метод планирования по базовому уровню: за ос
нову берутся объемы выделенных ресурсов прошлых |
лет |
с некоторым приростом. Нам представляется, что |
этот |
метод может быть приемлемым только на предваритель ной стадии разработки народнохозяйственных планов. Основой же для разработки балансов по кузнечно-прес- совому, деревообрабатывающему и металлорежущему
оборудованию и |
последующих планов распределения |
этой продукции |
должен быть аналитический (норматив |
ный) метод расчета потребностей, в основе которого ле ж а т планируемые объемы производства, нормативы трудоемкости изделий и режимный фонд времени рабо ты оборудования. Это позволит -более полно и точно определить потребности и составить обоснованный ба ланс.
Для увязки с планируемым объемом капитальных вложений, увязки стоимости заказываемого оборудова-
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
13 |
|
териальный |
баланс |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
организации, |
ведомства, |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
. |
|
|
|
|
|
|
за |
|
|
19 |
г. |
|
лики, экономического |
района) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
Фактическая |
реализация |
|
Израсходовано |
р е с у р с о в |
|
|
|
|||||
в |
том числе |
|
|
|
|
в |
том |
числе |
|
|
|
|
|
ЧР |
|
|
|
2 о |
4**1 |
Я ч |
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
с й , |
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
л |
а |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
я |
н |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
О4 - я2 |
Ч |
ч о |
а я 1 |
ь я |
|
|
||
|
|
|
|
со |
н Ч |
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
я |
Л |
|
|
|
|
|
|
|
к та |
Я г- |
|
я а> |
|
ш я1 |
|
|
|||
|
|
к |
ч |
|
|
п и |
|
|
|
|||
Ч S |
|
н о |
|
|
со к |
|
о |
>. |
Н rt |
|
||
2 |
я |
|
|
|
К о |
|
я |
д., |
|
|||
о та , |
|
|
|
|
|
|
|
|
о о |
|
||
с ч |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
О U |
|
|
|
|
14 |
15 |
|
|
17 |
18 |
19 |
2 0 |
21 |
2 2 |
ния с финансовыми ресурсами, направляемыми на его приобретение, необходима разработка сводного баланса оборудования по отраслям народного хозяйства респуб лики, министерствам и ведомствам как в натуральном, так и в стоимостном выражении. Это позволит лучше увязывать потребности с производством оборудования.
Результаты сводного баланса оборудования в стои мостном измерении за 1970 г. по кругу предприятий и организаций, снабжаемых из фондов Совета Министров Белорусской ССР, и объемы ассигнований показаны в табл. 14.
Данные табл. 14 показывают, что в целом по респуб лике капиталовложений для выделенного оборудования было вполне достаточно, но в то же время ряд мини стерств и ведомств для этих целей не располагали капи таловложениями в нужных объемах. Это является су щественным недостатком в планировании распределе ния средств производства.
Недостатки в планировании распределения оборудо вания порождают такие чуждые нашей экономике явле ния, как местничество и ведомственность, стремление любой ценой быстрее получить оборудование, даже если оно при этом длительное время не вводится в строй и не используется. Так, Фанипольский завод по ремонту
98 |
99 |
Т а б л и ц а 14
Данные о стоимости заказанного оборудования и капитальных
вложениях, выделенных для его приобретения, по Белорусской |
ССР |
|||||||||
|
|
|
за |
1970 г., млн. руб. |
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
Объем ка |
Результат; |
|||
|
|
|
|
|
Стоимость |
питаловло |
- j - |
избыток |
||
Министерства и |
ведомства |
заказанного |
жений на |
средств, |
||||||
оборудо |
приобрете |
—недоста |
||||||||
|
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
вания |
ние о б о р у |
ток |
с р е д |
||
|
|
|
|
|
|
дования |
|
|
ств |
|
Всего по Белорусской ССР |
|
314,8 |
331,3 |
+ |
16,5 |
|||||
сельское |
В том числе: |
|
204,1 |
216,3 |
-12,2 |
|||||
хозяйство |
|
|
||||||||
из общей суммы «сельское хозяй |
|
|
|
|
|
|||||
ство» колхозы |
|
|
|
105,6 |
118,0 |
+ |
12,4 |
|||
Из общей суммы стоимости оборудо |
|
|
|
|
|
|||||
вания и объема капиталовложений по |
|
|
|
|
|
|||||
министерствам и |
ведомствам: |
|
|
|
|
|
||||
Министерство автомобильного тран |
|
|
|
|
|
|||||
спорта |
|
|
|
|
26,8 |
24,0 |
- 2 , 8 |
|||
Министерство |
местной |
промышлен |
|
|
|
|
|
|||
ности |
|
|
|
|
6,3 |
7,85 |
+ |
|
1,55 |
|
Министерство |
торфяной |
промыш |
|
|
|
|
|
|||
ленности |
|
|
|
|
7,95 |
9,6 |
+ |
|
1,65 |
|
Министерство |
связи |
|
7,93 |
8,75 |
+ 0 , 8 2 |
|||||
Министерство |
бытового |
обслужи |
3,39 |
3,62 |
+0,2 3 |
|||||
вания населения |
|
|
||||||||
Министерство |
торговли |
|
5,15 |
4,9 |
—0,25 |
|||||
Министерство |
заготовок |
|
2,78 |
2,17 |
—0,61 |
|||||
Главное |
управление |
шоссейных до |
5,04 |
4,6 |
—0,44 |
|||||
рог |
|
|
|
|
||||||
Главное |
управление |
речного флота |
2,28 |
2,3 |
+ 0 , 0 2 |
|||||
Государственный комитет по |
1,99 |
2,1 |
+ о , п |
|||||||
кинематографии |
|
|
||||||||
Управление рыбной промышленности |
0,27 |
0,4 |
+0,1 3 |
|||||||
Белкоопсоюз |
|
|
|
7,51 |
7,8 |
+0,2 9 |
строительных и дорожных машин Гушосдора БССР в 1967 г. получил 56 металлорежущих станков, в 1968 г.— 30 станков, которые и в 1969 г. продолжали бездейство вать. На Лидском лакокрасочном заводе на 1 января 1969 г. имелось на 6 млн. руб. различного неиспользуе мого технологического оборудования. Жабинковский комбинат бытового обслуживания в 1968 г. получил копатель шахтных колодцев КШК-ЗА стоимостью 6127 руб., который и в 1969 г. бездействовал. Витебский районный комбинат бытового обслуживания длительное время не использовал двухпрочесный аппарат 4-22-Ш1 стоимостью 20 тыс. руб.
100