Файл: Коробов Г.Ю. Совершенствование снабжения с применением ЭВМ.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 116
Скачиваний: 0
и электронно-вычислительной техники. Вместе с тем, не смотря на то что решение этих задач отличается огром ной экономической эффективностью и масштабы приме нения новых методов и технических средств в материаль но-техническом снабжении чрезвычайно велики, они еще не нашли достаточного применения. В результате в этой отрасли имеет место недостаточно обоснованное, при ближенное планирование, резервы в сфере производства и обращения зачастую используются неполностью, что приводит к нарушениям ритмичности производства, от клонениям от норм расхода материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
В настоящее время разработан и успешно применя ется ряд экономико-математических моделей и методов в управлении материально-техническим снабжением. К числу наиболее характерных задач, которые решают
ся с |
помощью |
экономико-математических |
методов |
и |
||
ЭВМ |
на уровнях |
от |
предприятия |
и баз снабжения |
до |
|
центральных органов |
планирования |
страны, |
относятся: |
анализ хозяйственных связей с помощью модели меж отраслевого баланса; правильное определение потребно сти народного хозяйства в средствах производства; согласование планов материально-технического снабже ния с другими разделами народнохозяйственного плана, главным образом с планом производства; рациональное распределение материальных ресурсов; оптимизация ассортиментной загрузки производства;, оптимальное прикрепление потребителей продукции производственнотехнического назначения к поставщикам; размещение снабженческо-сбытовых организаций; управление запа сами средств производства в народном хозяйстве; опре
деление оптимального |
сочетания |
транзитной и склад |
ской форм снабжения; |
определение |
рациональных, пря |
мых и длительных связей между поставщиками и потребителями; разработка прогрессивных норм расхода сырья и материалов; оперативный учет поступления, расхода и наличия материалов и др.
Уже этот, далеко не полный перечень задач, решае мых в материально-техническом снабжении, свидетель ствует о тех неограниченных возможностях уменьшения затрат живого и овеществленного труда, которые откры ваются в этой отрасли в результате применения эконо мико-математических методов и электронно-вычисли-
107
тельной техники. Достаточно |
сказать, что только |
реше |
|||||
ние |
с помощью ЭВМ задачи рационального |
прикрепле |
|||||
ния |
потребителей к |
поставщикам |
по |
900 |
млн. т |
||
массовых |
видов продукции |
позволит |
ежегодно |
эконо |
|||
мить на |
транспортных |
расходах около |
100 |
млн. |
руб. и |
высвободить из оборота около 30 тыс. вагонов. Решение задачи оптимального размещения заказов только по че
тырем |
видам |
электросварных |
труб |
в |
количестве |
4,2 млн. т позволило увеличить на |
тех |
же |
мощностях |
||
производство труб |
более чем на 200 |
тыс. т в год и устра |
нить дефициты в их сортаменте. Внедрение автоматизи рованных систем управления снабжением черными и цветными металлами, подшипниками, химической и ре зинотехнической продукцией обеспечит существенное снижение затрат и даст экономический эффект более 100 млн. руб. в год. В настоящее время в ГВЦ Госснаба
СССР и в ВЦ его территориальных управлений решает ся более 400 задач по различным функциям снабжения: около 40 задач по определению сводной специфициро ванной потребности в продукции производственно-техни ческого назначения; более 250 задач по оптимальному прикреплению потребителей к поставщикам, задачи по распределению продукции, оптимальному размещению заказов на ее поставку, по учету движения остатков ма териалов на складах, учету и перераспределению излиш них материалов, контролю за реализацией фондов и т. д.
Работы по созданию автоматизированных систем управления материально-техническим снабжением в территориальных управлениях ведутся в первую очередь по наиболее эффективным направлениям, и в частности в направлении обеспечения оперативного маневрирова ния материальными ресурсами. Так, внедрение в экс плуатацию первой очереди АСУ материально-техниче ским снабжением в Одесском территориальном управле нии позволило ускорить оборачиваемость оборотных средств и за счет этого высвободить в народном хозяйст ве около 900 тыс. руб. в год.
Одной из основных трудностей в деле разработки развернутых территориальных материальных балансов в настоящее время является недостаточное информаци онное обеспечение на местах. Получение плановыми и снабженческими органами республики необходимой, до статочно полной информации от министерств и ве-
108
домств крайне затруднено, а иногда практически невоз можно из-за отсутствия у них необходимых детальных разработок.
Организация проведения таких разработок, требую щая значительного увеличения объема технической ра боты в министерствах и ведомствах, подчас неоправдана, так как потребует значительного увеличения штатов.
В этих условиях наиболее рациональным, на |
наш |
взгляд, является получение исходной информации |
для |
разработки материальных балансов в территориальном разрезе на заключительной стадии составления народ нохозяйственного плана непосредственно от предприя тий и организаций. Обработка увеличивающегося в этом случае объема информации в плановых и статистических органах может выполняться средствами вычислительной техники. Для этого Белорусская ССР располагает не обходимыми возможностями. В частности, в республике имеется более 100 электронно-вычислительных машин, средняя продолжительность работы машин в сутки со ставляет около 16—17 час. Значительное число средств вычислительной техники сосредоточено в Научно-иссле довательском институте экономики и экономико-матема тических методов планирования при Госплане БССР и в ВЦ ЦСУ БССР, которые и могут стать базовыми орга низациями по разработке плановых и исполнительных территориальных материальных балансов средств про изводства.
Разработка территориальных материальных балан сов на основе первичной информации, получаемой непо средственно от предприятий, позволит сделать эти ба лансы более обоснованными и реальными. А это значит, что повысится в целом сбалансированность наших пла нов и их реальность. Кроме того, внедрение в практику планирования развития народного хозяйства территори альных материальных балансов, разработанных на осно ве первичной информации, явится основой для последу ющего формирования информационного обеспечения си стемы плановых расчетов, создание которой обеспечит переход к комплексной разработке и внедрению экономи ко-математических методов и средств вычислительной техники в практику планирования развития народного хозяйства республики. И наконец, улучшение качества разработки материальных балансов и внедрение в прак-
109
тику палнирования территориальных материальных ба лансов будут способствовать и изменению (сокращению) сроков разработки планов материально-технического обеспечения.
Госпланом Белоруссии разрабатывается автоматизи рованная система планирования материальных ресурсов, в частности ее первый этап — автоматизированная под система расчетов потребности республики в материаль ных ресурсах и их распределения по министерствам и ведомствам. Одним из составных частей системы явля ется блок разработки материальных балансов. В нем на основе применения математических методов и средств вычислительной техники будет вестись разработка всех аналитических таблиц к исполнительному балансу, со ставляться исполнительные балансы за отчетный период и материальные балансы на планируемый год. Большое
внимание в системе уделяется |
автоматизации |
расчетов |
в долгосрочном планировании. |
Применение |
математи |
ческих методов и ЭВМ позволит осуществлять прогнози рование отдельных показателей к материальному ба лансу на пятилетку, вести разработку пятилетних мате риальных балансов и прогнозировать потребность материалов на перспективу.
3. МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ МЕЖОТРАСЛЕВОГО БАЛАНСА
Среди моделей планирования и управления матери ально-техническим снабжением особое место занимают межотраслевые модели. С их помощью обеспечивается анализ межотраслевых связей в народном хозяйстве, выявление прогрессивных сдвигов в отраслевой струк туре и установление наиболее экономичных межотрас левых связей на основе достижения пропорциональности в развитии отраслей промышленности и планирования оптимальной структуры общественного производства.
Пропорциональность достигается с помощью балансо вого метода планирования, который сложился в резуль тате развития баланса народного хозяйства и системы частных материальных балансов. Баланс народного хо зяйства определяет основные экономические пропорции: между промышленностью и сельским хозяйством, произ водством средств производства и производством пред метов потребления, между накоплением и потреблением,
ПО
но он не раскрывает сложной системы межотраслевых связей. В свою очередь материальные балансы показы вают ресурсы и их распределение по каждому виду продуктов, соотношение между их производством и рас пределением, взаимозависимость между производством отдельных продуктов, т. е. раскрывают частные межот раслевые связи. Но в каждом отдельном материальном балансе не раскрываются межотраслевые связи через другие продукты и вся система экономических связей в народном хозяйстве.
Эти связи (прямые и косвенные) раскрываются в межотраслевом балансе производства и распределения продукта, который является инструментом установления необходимых пропорций между производством и потреб лением отдельных видов продукции в народном хозяй стве.
Межотраслевой баланс подразделяется на 4 квадран та (табл. 16). Первый квадрант характеризует текущее производственное потребление продукции рассматривае мых отраслей материального производства и является наиболее важным для составления научно обоснованных планов материально-технического обеспечения. Здесь по строкам баланса показано распределение продукции каждой отрасли на нужды производства во всех других отраслях, а в графах — производственное потребление продукции всех отраслей в данной отрасли. На пересече нии одноименных строк и граф дается характеристика всего внутриотраслевого распределения продукции и те кущих материальных затрат на производство продукции данной отрасли. По итогу каждой строки показывается промежуточный продукт данной отрасли, представляю щий собой часть ее валовой продукции, которая идет для производственного потребления в данном году во все отрасли. Сумма этих итогов составляет промежуточный продукт народного хозяйства. В итогах граф дается об щий объем текущих материальных затрат каждой от расли на производство валовой продукции, включая продукцию, полученную из других отраслей.
Второй квадрант характеризует распределение ко нечного продукта отраслей, к которому относится часть валовой продукции, используемая для личного и обще ственного потребления. Сумма конечных продуктов от раслей составляет конечный продукт народного хозяйст-
111
о
о
S
я
О»
а
н
о
си
о
о
S
к
о
Схема межотраслевого баланса производства и распределения продукции
Т а б л и ц а 16
Отрасли потребления
Отрасли производства
ВгаО) |
Я |
1. |
Энергетика |
|
|
3 |
|||
ше |
я |
н |
2. |
Топливн. пром. |
Ч Р . |
||||
|
J3 |
CCJ |
Металлургия |
|
a |
к |
та |
3. |
|
2 |
н |
|
|
|
Ь>, |
Е- |
|
4 |
|
ьг; |
Он со |
|
||
су |
а) |
|
|
|
Валовой общественный п р о д у к т Конечный п р о д у к т
P 5 i
и В
S о.
в и
си н
о 5 3 g я 3
1. 2, 3,
« л а й
щени ия и ьный ICHOB в |
о |
си е- g |
|
S Я я N |
4 |
СОХЭ н Я Я
о з S о о
и « S г-е
потр
ч я
о я
§%
й я Я Яь я
« ч о а |
о. я |
о о a. J |
я о £ |
ягао я |
ш и ( |
CJ го *о Э о я с |
|
о я о •& |
Н С с |
Фонд накопления
|
|
|
|
*2 >В |
|
|
|
|
о я |
я н |
|
|
|
я £ |
|
|
|
° я |
|
|
|
|
|
4 а> |
|
|
|
|
J я ь |
Я со О |
|
|
|
я н а; |
о в 3 |
|
|
|
о ф |
я о я |
Я ч |
о о |
|
р Я о |
и о, о |
в с |
5 о с |
||
о с е |
& о |
с с J |
I квад |
I I квадрант |
|
рант |
||
|
о
!_
О
к
CP
о™
*> ,
•о S ^ 2
оО.
ос
Амортизация |
ос- |
|
|
новн. производ.фон |
|
||
дов. |
Доходы |
рабо |
|
чих |
и служащих. |
I I I квад |
|
Чистый доход пред |
|||
приятий и государ |
рант |
||
ства. Чистый доход |
|
||
коопер. орган. Про-! |
|
||
чий |
чистый доход , |
|
Итого
IV квадрант
Доходы работников, а также предприятий и учреждений непроизводственной сферы
и |
Итого стоимость валового общественного продукта |
|