Файл: Коробов Г.Ю. Совершенствование снабжения с применением ЭВМ.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 127
Скачиваний: 0
Следовательно, нормы выступают как экономические рычаги, обеспечивающие повышение эффективности про изводства. Это очень важное требование нашло свое отражение в основных положениях новой системы пла нирования и экономического стимулирования. Так, оце ночные показатели деятельности предприятий в новых условиях находятся в прямой зависимости от эффектив ности использования оборотных средств, иными слова ми, от состояния и уровня норм и нормативов. Это вынуждает предприятия систематически заниматься во просами совершенствования расхода материальных ре сурсов.
В свою очередь обоснованность действующих на предприятиях норм расхода сырья, материалов, топлива, орудий труда и других ценностей во многом определяет реальность планов распределения материальных ресур сов между отраслями и экономическими районами, ока зывает прямое влияние на уровень материально-техни ческого обеспечения производства в каждом звене на родного хозяйства, так как нормы являются основой планирования обращения средств производства. С по мощью норм обеспечивается необходимое соответствие между плановым объемом выпуска продукции и матери альными ресурсами, выделяемыми на ее изготовление. Нормы служат также средством контроля и учета за рациональным расходованием материальных ресурсов.
При современных объемах производства и номенкла туре потребляемой продукции производственно-техниче ского назначения целесообразно, по нашему мнению, изменить практику рассмотрения и утверждения норм расхода в союзных органах. Рассмотрение и утвержде ние норм расхода отдельных видов сырья и материалов только на наиболее материалоемкие изделия, как это де лается сейчас, неоправдано, так как для нормального производственного процесса требуется снабжение его всеми потребными видами сырья и материалов для из готовления всех изделий, включенных в план предприя тий.
Более эффективным и соответствующим современ ным условиям ведения хозяйства был бы порядок, при котором плановые союзные и республиканские органы устанавливали бы министерствам и ведомствам, а порой и промышленным предприятиям дифференцированные
133
перспективные задания |
по |
снижению |
норм |
расхода |
|
сырья и |
материалов по |
группам изделий. |
Утвержде |
||
ние норм |
расхода союзными |
органами |
следует считать |
||
целесообразным и необходимым только на |
новые из |
||||
делия. |
|
|
|
|
|
Вместе с тем с дальнейшим ростом технического про гресса действующие нормы должны подвергаться орга низованной систематической поверке и контролю Гос планами союзных республик и обновляться. Только при этом условии они всегда будут научно обоснованными и служить надежным инструментом для планирования об ращения средств производства.
В свою очередь для реализации этого требования не
обходимо совершенствование |
статистической отчетности |
и учета по нормам расхода. |
В настоящее время Госпла |
ном республики ежегодно рассматривается и утвержда ется до 6000 норм расхода материалов и сырья на производство различных видов изделий предприятиями, снабжение которых осуществляется из фонда Совета Министров Белорусской ССР. Естественно, что, утверж дая эти нормы расхода материальных ресурсов, Госплан БССР должен контролировать их выполнение. Однако существующая статистическая отчетность не позволяет в полной мере осуществлять такой контроль, так как от четные статистические материалы составляются только в пределах 100 норм.
Сводной статистической отчетности, о выполнении за даний по экономии материальных ресурсов вообще не существует. От органов статистического учета требуется разработка системы показателей, которая позволила бы получить нужные сведения о состоянии выполнения норм расхода и заданий по экономии материальных ре сурсов. Нам кажется, что.для правильного нормирова ния расхода материальных ресурсов и контроля за вы полнением норм необходимо установить в статистиче ской отчетности следующие показатели: выполнение плановой нормы расхода за отчетный период; размер сопоставимой нормы расхода по сравнению с нормой расхода в период, предшествовавший отчетному; выпол нение заданий по снижению норм расхода; абсолютную величину нормы расхода на соответствующий плановый период; размер абсолютной величины сэкономленных материальных ресурсов.
134
Нуждается в совершенствовании нормативный ме тод определения потребности в материальных ресурсах для нужд капитального строительства. В настоящее вре мя определение потребности в материальных ресурсах для капитального строительства осуществляется по нор
мам расхода, утвержденным для соответствующих |
типов |
||
и |
видов сооружений Госпланом и |
Госстроем |
СССР. |
В |
основномтакая методика отвечает |
требованиям |
наи |
более полной увязки планов строительства с планами их материально-технического обеспечения. Но в республике получают все большее развитие наиболее прогрессивные и крайне нужные народному хозяйству отрасли промыш ленности — химическая, нефтеперерабатывающая, стро ительных материалов, машиностроение. Расход мате риальных ресурсов на строительство ряда промышленных объектов этих отраслей не укладывается в действую щие нормы. Так, по действующему методу опреде ления потребности по типовым объектам, на 1967 г. нор ма расхода проката черных металлов на 1 млн. руб. строительства объектов химической промышленности была определена в 1975 т, а расчет нормы на те же объ екты по физическим объемам, исходя из технической
документации, |
определился |
в |
2372 т; по объектам про |
||
мышленности |
стройматериалов и стройиндустрии — со |
||||
ответственно 1626 и 2406 т. В |
результате |
такого несоот |
|||
ветствия в |
нормах расхода |
|
образуются |
расхождения |
|
при расчете |
потребности в материальных |
ресурсах. |
По крупным промышленным объектам, имеющим осо бо важное народнохозяйственное значение, и объектам, строящимся по проектам иностранных фирм и оснащен ным импортным оборудованием, потребность, на наш взгляд, должна определяться исходя из норм, рассчитан ных по физическим объемам работ, а размеры выделен ных для этих строек материальных ресурсов необходи мо указывать в плане развития народного хозяйства от дельной строкой.
Народное хозяйство Белорусской ССР обладает раз витыми промышленно-производственными основными фондами. Ежегодно проводится большая работа по экс плуатации и ремонту этих фондов. Ремонт промышлен- но-производственных фондов требует большого количе ства разнообразных видов материалов, изделий, сырья. Объемы материальных ресурсов, выделяемых для ре-
135
монтно-эксплуатационных |
нужд, |
зачастую |
определяют |
|
ся по базовому |
уровню, |
т. е. за |
основу берутся объемы |
|
материальных |
ресурсов предшествующего |
планируемо |
му года с некоторым приростом. Причем в качестве ба зовых данных принимаются не фактически израсходо ванные в базовом периоде объемы материальных ресур сов, а объемы материальных ресурсов, выделенные в планах прошлого периода, что, как правило, не соответ ствует фактическому расходу ресурсов на ремонтные и эксплуатационные нужды. При таком планировании возможны элементы субъективного подхода к решению вопроса и совершенно очевидно, что интересы дела тре буют организации планирования обеспечения ремонтноэксплуатационных нужд на основе технически обосно ванных нормативов, рассчитанных на 1 млн. руб. балансовой стоимости основных фондов.
Совершенствование нормативного метода планирова ния имеет определяющее значение и при совершенство вании управления хозяйством отраслей, экономических районов, предприятий. Высокие темпы технического про гресса, огромные масштабы общественного производст ва, глубокая специализация выдвигают на первый план необходимость выполнения заданий наиболее экономич ными путями при максимально эффективном использо вании имеющихся мощностей.
Суть деятельности, именуемой управлением, заклю чается в организации четкого взаимодействия всех подразделений, всех непосредственных участников слож нейшего процесса производства, в умении найти и ис пользовать глубинные резервы. Управление современным производством требует учета столь многих факторов, что один только опыт или интуиция руководителя не мо гут заменить объективного анализа сложившейся ситуа ции. Выходом из такого сложного положения является создание автоматизированных систем управления (АСУ), основой которых является четко организованное, отлаженное нормативное хозяйство.
В этом вопросе очень показателен и характерен опыт Министерства приборостроения, средств автоматизации и систем управления СССР. Подводя итоги первого опы та внедрения АСУ в министерстве, К. Н. Руднев отме чал: «Первым и, пожалуй, наиболее трудоемким этапом работы была организация нормативного хозяйства, от-
136
ражающего действительное положение дел. Упорядоче ние, приведение к единообразию весьма различных по форме конструкторских и технологических документов, разработка производственных и технико-экономических нормативов на оборудование, материалы, комплектую щие изделия, трудовые ресурсы, заработную плату по зволили значительно улучшить качество планов. Одно временно удалось примерно в десять раз уменьшить число первичных документов и приспособить их для ма шинной обработки» 2 .
Практика показывает, что для подготовки предприя тий к внедрению автоматизированных систем управле ния требуется не менее двух лет. Поэтому совершенст
вование нормативного |
хозяйства является |
актуальным |
|||
вопросом сегодняшнего дня. |
|
|
|
||
При действующем |
в современный |
период |
методе |
||
планирования |
материально-технического |
обеспечения |
|||
народного хозяйства |
расчеты потребности |
базируются |
|||
на групповых |
укрупненных нормативах |
расхода |
мате |
||
риалов. В результате этого планы не всегда |
основыва |
||||
ются на технико-экономических нормах |
расхода |
мате |
риалов, укрупненные групповые нормы не отражают из менений в структуре планирования и, как следствие, планы производства не полностью увязываются с плана ми материально-технического обеспечения. Очень важ но, чтобы в основе планирования обеспечения матери альными ресурсами лежали прогрессивные нормативы, получаемые непосредственно из проектно-конструктор- ской документации с учетом перспектив технического прогресса. В планировании обращения средств произ водства, в маневрировании материальными ресурсами большое значение имеют оперативность получения ин формации, а также быстрота выполнения расчетов и принятия решений. Обеспечить выполнение указанных требований, по нашему мнению, позволит непрерывно функционирующая информационно-вычислительная си стема, каковой является автоматизированная система плановых расчетов (АСПР). Основой этой системы явля ется автоматизированная система сбора, накопления и обновления нормативов (АСН).
2 К. Р у д н е в . Наши электронные помощники. «Правда», 1970, 24 марта.
137
АСН создается для формирования на базе совре менных средств вычислительной техники нормативной и технико-экономической информации, необходимой для планирования и управления как предприятиями, так и республиканскими органами.
2. ПРИМЕНЕНИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ
В ПЛАНИРОВАНИИ И НОРМИРОВАНИИ РАСХОДА СРЕДСТВ ПРОИЗВОДСТВА
Создание нормативной базы является предпосылкой, обеспечивающей возможность внедрения современной вычислительной техники для расчетов потребности от раслей народного хозяйства в материальных ресурсах, планирования материальных затрат, накоплений и т. д. Вместе с тем до настоящего времени проблема создания нормативной базы планирования, распределения и ис пользования материальных ресурсов не решена.
Нормы расхода многих видов сырья и материалов отсутствуют; имеющиеся технически обоснованные нор мативы устарели и не отражают происшедших измене ний в технике, технологии и организации производства. Определение потребности в сырье и материалах базиру ется на трудоемких расчетах, выполняемых вручную, и поэтому ограничивается узкой номенклатурой продук ции. В основу расчетов зачастую кладутся приближен ные групповые укрупненные нормы. При резком увели чении объемов информации применение традиционных методов ее обработки не обеспечивает своевременное и качественное выполнение работ. Это приводит к непра вильному определению потребности, неувязкам планов производства с материально-техническим обеспечением, влечет за собой создание сверхнормативных запасов и возникновение диспропорций в народном хозяйстве.
Все это потребовало осуществления комплекса меро приятий по созданию научно обоснованной нормативной базы планирования. Совет Министров СССР еще в 1967 г. предусмотрел создание и широкое использование в пла нировании системы научно обоснованных нормативов, которые должны быть положены в основу определения потребности народного хозяйства в материальных ре сурсах с широким использованием для этой цели мате матических методов и счетно-вычислительной техники.
138
В |
соответствии с решениями |
директивных |
органов |
для |
обеспечения предприятий и |
вышестоящих |
звеньев |
научно обоснованными нормативами, методиками и инструкциями для формирования норм расхода, их свое временного уточнения и обновления, уменьшения трудо емкости расчета, а также для создания условий к посте пенному переходу от многозвенной системы расчетов по требности в материальных ресурсах к соответствующим централизованным расчетам министерствами (ведомст вами), их предприятиями и организациями создается си стема технико-экономических нормативов.
Однако эта система технико-экономических нормати вов для планирования распределения и использования материальных ресурсов не будет эффективной, если ее
строить на базе традиционных методов сбора, накопле ния и обработки информации. Система должна основы ваться на методах, предусматривающих проведение со ответствующих расчетов в условиях действия автомати зированной системы нормативов (АСН). Это требование подчеркивается и в директивах XXIV съезда КПСС по пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР
на 1971 —1975 гг., где сказано: «Совершенствовать ме тоды определения потребности народного хозяйства в средствах производства и разработки технически обос нованных норм расхода сырья, материалов, топлива и электроэнергии, а также нормативов использования обо рудования, машин и механизмов, широко внедряя для этих целей электронно-вычислительную технику,, обес печить на этой основе более полную увязку устанавли ваемых в планах объемов производства, капитального строительства и других заданий с материально-техниче скими и финансовыми ресурсами» 3 .
• В связи с этим построение автоматизированной сис темы расчетов потребности материальных ресурсов и их распределения по министерствам, ведомствам и пред приятиям необходимо начинать с создания автоматизи рованной системы нормативов расхода материальных и топливно-энергетических ресурсов. Главной целью создания такой системы является максимальная авто матизация процесса сбора, накопления и обновления планово-нормативной информации, необходимой для
3 Материалы XXIV съезда КПСС. М., 1971, стр. 297.
139