Файл: Коробов Г.Ю. Совершенствование снабжения с применением ЭВМ.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 99
Скачиваний: 0
ухудшению показателей использования автомобильного транспорта в Минске и Минской области. Выполнение
плана грузооборота |
автоприцепами снизилось по БССР |
за 1968 г. на 8% в |
связи с привлечением значительного |
количества автотранспорта для выполнения других ра бот, а по Минской области — на 39%. Это привело к прив лечению автомобилей для перевозки грузов, ранее пере возимых прицепами, и, как следствие, вызвало увеличен ный расход нефтепродуктов. Наглядно это видно на примере сельскохозяйственных организаций: если в сов хозах использование прицепов по БССР сократилось в 1967 г. на 3%, то в Минской области — на 17%. По пред приятиям и организациям Белсельхозтехники в 1967 г. использование прицепов по республике возросло на 29%, а по Минской области сократилось на 12%.. Средняя дальность перевозки 1 т груза в целом по БССР сокра тилась на 5%, а по Минской области увеличилась на 5% и по Минску — на 4Не
указанные недостатки в использовании транспортных средств ведут к неоправданному перерасходу нефтепро дуктов, а это снижает эффективность свободной торговли нефтепродуктами.
Накопленный опыт бесфондового снабжения нефте продуктами предприятий и организаций Минской области позволяет сделать некоторые выводы.
При бесфондовом обеспечении нефтепродуктами исключается необходимость многократного перераспреде ления фондов между потребителями, уменьшается и уско ряется документооборот, обеспечение нефтепродуктами производится более оперативно, что способствует умень шению простоев автотранспорта и других машин и ме ханизмов.
Оптовая торговля упрощает для потребителей реше ние вопросов, связанных с обеспечением их нефтепродук тами; происходит некоторое перераспределение факти ческого расхода нефтепродуктов между министерствами и ведомствами.
В условиях оптовой торговли появилась возможность маневрировать ресурсами, быстро устранять диспропор ции между спросом и потреблением. В новых условиях организации, ведающие снабжением нефтепродуктами, из обычных посредников превратились в действенные под разделения, которые оперативно реагируют на колеба-
4» |
51 |
ния спроса, борются за экономное расходование горю чего и смазочных материалов.
Если раньше снабженческие организации без согласо вания с министерствами и ведомствами не могли вносить изменений в утвержденные фонды, то в новых условиях в случае необходимости они могут отпускать горючее и смазочные материалы независимо от выделенного фонда или заявки. Предприятия и хозяйства — потребители неф тепродуктов вправе вкосить коррективы в ассортимент, количества и сроку получения продукции и не расплачи ваться за это штрафами.
Новая форма снабжения нефтепродуктами требует улучшения планирования, тщательных расчетов и всесто ронне обоснованных заявок, проведения режима строжай шей экономии нефтепродуктов, особенно бензина и ди зельного топлива.
Взаимоотношения между потребителями нефтепродук тов и нефтеснабсбытовыми организациями стали более четкими, определенными, простыми.
Правильная организация бесфондового снабжения нефтепродуктами способствует снижению запасов у пот ребителей и ведет к сосредоточению запасов на нефте базах. Это в свою очередь способствует уменьшению по терь. Кроме этого, сосредоточение запасов нефтепродук тов на специализированных базах и складах дает воз можность оперативного маневрирования ресурсами и, как
.следствие, создается возможность более эффективного их использования.
Вместо обработки большого количества документов, как это было ранее, работники нефтесбытовых органов, предприятий и организаций имеют возможность больше внимания уделять рациональному и экономному исполь зованию нефтепродуктов. Органы нефтеснабжения дол жны более активно влиять на потребителей в деле бе режливого расхода нефтепродуктов, и в этом деле целе сообразно предоставить им соответствующие права.
По нашему мнению, накопленный в народном хозяй стве республики опыт бесфондового обеспечения нефте продуктами целесообразно распространить на другие виды средств производства, по которым уже сегодня име ются условия полной обеспеченности ими потребностей народного хозяйства республики. К таким видам продук ции можно отнести мелкие стеновые блоки на цементе,
52
минеральные удобрения для производственных нужд, ванны, шпалы для железнодорожных рельсов, аммиак, шины для мотоциклов, кровельный картон и др.
Бесфондовое обеспечение средствами производства находится в стадии экспериментальной проверки. Тща тельный анализ состояния обеспеченности народнохозяй ственных нужд республики отдельными видами продук ции производственно-технического назначения на основе материальных балансов позволит систематически раздви гать границы эксперимента, переходя в более высокий класс хозяйствования и повышая этим эффективность об щественного производства.
3. КОМИССИОННАЯ ТОРГОВЛЯ ПРОДУКЦИЕЙ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТЕХНИЧЕСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ И МОБИЛИЗАЦИЯ МАТЕРИАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ
Одной из эффективных форм торговли продукцией производственно-технического назначения в современный период является комиссионная торговля, которая реали зует излишние и ненужные для предприятий и организа ций материально-технические ресурсы, перераспределяет сверхнормативные запасы и тем самым способствует вов лечению в хозяйственный оборот неиспользованных ма териальных ценностей.
В процесе работы на предприятиях и в организациях по различным причинам образуются запасы ненужных и излишних материалов, сырья, оборудования, машин и механизмов. Причины образования таких запасов мате риальных ценностей могут быть самые разнообразные: изменение конструкции изделия, номенклатурно-ассорти- ментного плана, технологического процесса; развитие кооперированных и иных связей; снятие с производства одних изделий и замена их другими и т. п.
Координация работы по комиссионной продаже излишних и ненужных материально-технических ресурсов в республике осуществляется Главснабом БССР через его Управление мобилизации материальных ресурсов (УММР). Для установления деловых контактов, для вы явления материально-технических ресурсов, подлежащих реализации через комиссионную торговлю, работники Управления систематически посещают предприятия рес публики. Так, за 1967 г. работники УММР посетили 480
53
предприятий. В результате этих посещений было допол нительно выявлено различных материально-технических ресурсов, нуждающихся в реализации, на сумму 4945 тыс. руб. Со многими предприятиями и организациями УММР устанавливает постоянные деловые контакты, заключает двусторонние договоры о реализации излишних и неис пользуемых материально-технических ресурсов. В 1967 г. такие договоры были заключены с 242 предприятиями республики, а с крупнейшими предприятиями республи ки — Минским тракторным, Минским автомобильным, Белорусским автомобильным заводами, Гомельским за водом сельскохозяйственных машин и другими были за ключены соглашения об отпуске деловых отходов метал ла предприятиям, изготавливающим товары народного потребления, по нарядам Управления. В результате про веденных мероприятий было выявлено 7500 т деловых от ходов металла, из которых было реализовано 7095 г, в том числе 2651 т отходов металла была передана для нужд сельского хозяйства.
Большое внимание в комиссионной торговле уделяет ся выявлению и реализации деловых металлоотходов. Только за 1968 г. была реализована через систему комис сионной торговли 10571 т металлоотходов на 751 тыс. руб., в том-числе передано для производства товаров на родного потребления 7912 т и для нужд сельского хозяй ства — 2659 т.
Опыт работы убедительно свидетельствует в пользу эффективности такой формы материально-технического снабжения на современном этапе, какой является комис сионная торговля продукцией производственно-техниче ского назначения. О целесообразности этой формы снаб жения свидетельствует и то обстоятельство, что по мере развития и совершенствования комиссионной торговли средствами производства реализация и вовлечение в обес печение народнохозяйственных нужд отходов дефицитно го проката черных металлов из года в год увеличиваются.
В |
1968 г. реализация возросла по сравнению с 1966 г. |
на |
5176 т, а по сравнению с 1967 г. — на 3476 т. |
Применяемая в промышленности технология все более совершенствуется, внедряются новейшие механизмы, но отходы производства еще очень велики. Хозяйственники должны использовать отходы наиболее рационально, рас сматривать их как большой резерв для дополнительного
54
выпуска продукции. Многие предприятия республики используют отходы, производят из них нужные народ ному хозяйству изделия. Так, только местной промыш ленностью Белорусской ССР в 1969 г. произведено това ров народного потребления из отходов производства на 8,3 млн. руб., или на 21%, больше, чем в 1968 г. Если в 1968 г. переработкой отходов занимались 104 предприя тия, которыми было изготовлено 388 различных наимено ваний изделий, то в 1969 г. J40 предприятий производи ли 544 наименования изделий.
В 1969 г. на выпуск промышленной продукции местная промышленность использовала 4173 т отходов металла, 14483 м3 отходов древесины, 333 т отходов из пластмасс и др. Это позволило довести выпуск продукции из отходов металлообработки до 1,7 млн. руб., из отходов древесины до 1,2 млн. руб. и по изделиям легкой промышленности до 3,8 млн. руб. Но отдельные предприятия не знают о су ществовании отходов на других предприятиях или не мо гут использовать эти отходы в том виде, в каком они име ются на предприятиях.
По нашему мнению, вполне своевременно создать спе циализированное предприятие по переработке отходов «Промотходпереработка» в системе Главснаба БССР, использовав в этом вопросе опыт Управления материаль но-технического снабжения Московского городского рай она. Это позволило бы значительно организованнее и це ленаправленнее вести работу по сбору, переработке, под сортировке и использованию промышленных отходов для выпуска многих видов товаров народного потребления, дало бы возможность вовлечь в сферу производства боль шое количество дополнительных материальных ресурсов.
Большой удельный вес оборудования в общем объе ме реализуемых на комиссионных условиях материальнотехнических ресурсов требует решения вопроса по органи зации ремонта этого оборудования. Целесообразно специализировать одно или несколько предприятий рес публики на ремонте всего излишнего, неликвидного обо рудования, ежегодно передаваемого в плановом порядке крупными машиностроительными предприятиями мест ной промышленности и сельскому хозяйству. Это позво лило бы быстрее вовлекать в общественное производство и полнее использовать указанную категорию оборудо вания.
55
|
|
|
|
Та б л и ц а 5 |
|
Динамика роста товарооборота в комиссионной |
|||||
|
торговле |
Главснаба БССР |
|
||
Г о д |
План, тыс . р у б . |
Фактическое выпол |
% |
||
нение, тыс . р у б . |
|||||
|
|
|
|||
1965 |
10156,0 |
|
10668,2 |
105,9 |
|
1966 |
11294,0 |
|
14301,1 |
126,8 |
|
1967 |
15001,8 |
|
19833,1 |
134,4 |
|
1968 |
18474,3 |
|
20749,9 |
110,7 |
|
1969 |
22100,0 |
|
23850,6 |
108,0 |
|
1970 |
26000,0 |
|
26100,0 |
100,6 |
|
Итого |
102976,1 |
|
115502,9 |
113,0 |
Об эффективности и целесообразности дальнейшего развития этой формы материально-технического снабже ния свидетельствуют данные динамики роста товарообо рота (табл. 5).
Из данных табл. 5 видно, что за 6 лет объем про дукции производственно-технического назначения, реали зуемой через комиссионную торговлю Главснабом БССР, возрос болеее чем в 2 раза: с 10668,2 тыс. руб. в 1965 г. до 26100,0 тыс. руб. в 1970 г.
Отмечая экономическую эффективность комиссионной торговли как новой формы материально-технического снабжения, целесообразно остановиться на недостатках, сдерживающих повышение ее экономической эффектив ности.
Прежде всего не от всех предприятий, расположен ных на территории республики, поступают в Главснаб БССР сведения о материально-технических ресурсах, тре бующих реализации. Следовало бы установить строгую периодическую статистическую отчетность предприятий о ненужных и излишних ресурсах. Это позволило бы сде лать работу по реализации этой продукции плановой и четко организованной.
В ряде случаев вышестоящие организации запреща ют подведомственным предприятиям продажу неликвид ных для них ресурсов, мотивируя этот запрет перерас пределением ресурсов внутри отрасли. Однако при очередной переписи многие виды неликвидных матери ально-технических ресурсов вновь показываются в мате риалах переписи как нереализованные. Во избежание по-
56
добных ненормальностей необходимо установить макси мальный срок, в течение которого вышестоящая органи зация обязана обеспечить реализацию ненужной или излишней продукции. По истечении этого срока нелик видные материально-технические ресурсы должны по ступать для реализации через органы Главснаба рес публики.
Имеются случаи, когда реализация продукции по вы данным нарядам не осуществляется. Причиной этого являются некачественные материалы, неисправное обо рудование или отсутствие материально-технических ре сурсов, указанных в наряде, для реализации. Отсутствие материально-технических ресурсов, ранее предложенных и поэтому указанных в наряде для реализации, чаще все го объясняется тем, что материальные ценности были реализованы до поступления наряда. Необходимо четко разграничить функции в выявлении и реализации матери альных ресурсов между Союзглавснабсбытом, Главснабами министерств и территориальными органами мате риально-технического снабжения, чтобы избежать парал лелизма и путаницы в этом важном деле. Предприятия и организации должны предъявлять к реализации только качественную продукцию и нести за это ответственность. Целесообразно установить порядок, при котором обору дование, трижды помещенное в перечень неликвидного и не нашедшее сбыта, должно быть списано или использо вано на запасные части.
Союзными снабженч^ско-сбытовыми органами должен быть продуман вопрос об издании общесоюзного катало га-перечня неликвидной продукции. Для этого потребу ется, чтобы каждый Главснаб союзной республики и каж дое территориальное управление в определенный период времени представляли такие сведения или Госснабу
СССР, или его главным управлениям по снабжению и сбыту определенных видов продукции.
Необходимо решить вопрос о поощрении за хорошую работу по вовлечению в хозяйственный оборот излишних и неиспользуемых на предприятиях ценностей. Это мож но сделать за счет отчисления 1 % средств, получаемых от реализации излишних и неиспользуемых материальнотехнических ресурсов. Такой порядок существовал, и, учитывая трудности в работе по выявлению, учету и ре ализации излишних и неиспользуемых на многочисленных
57
предприятиях материальных ценностей, его целесообраз но восстановить.
Комиссионная торговля может осуществляться в раз личных формах. Одной из таких форм стала ярмарка по продаже излишних и ненужных материально-технических ресурсов.
Первая республиканская ярмарка проводилась в Мин ске с 30 ноября по 3 декабря 1966 г. В ярмарке приня ли участие представители предприятий и организаций Минска, Брестской, Витебской, Гомельской, Гродненской, Могилевской и Минской областей, в том числе предста вители 1300 колхозов, совхозов и других сельскохозяйст венных организаций. В ярмарке участвовали представи тели предприятий и организаций РСФСР, Украинской, Литовской, Латвийской, Эстонской, Грузинской, Армян ской и Киргизской ССР, представившие для реализации товарно-материальные ценности на 20,5 млн. руб., а так же специалисты различных предприятий и организаций крупнейших промышленных центров страны.
За 4 дня работы ярмарки было заключено 2060 сде лок на общую сумму 5736,7 тыс. руб.
Ярмарка помогла предприятиям и организациям сбыть ненужные материалы и оборудование и в то же время приобрести то, что им необходимо.
Участие в ярмарке организаций, занимающихся снаб жением сельского хозяйства, и большой группы колхо зов и совхозов республики позволило оказать существен ную помощь оборудованием и материалами сельскому хо зяйству и в первую очередь его строительным органи зациям.
Большое количество сделок было заключено предста вителями предприятий союзных республик. Например, ленинградский Кировский завод заключил сделок на сум му 40 тыс. руб., Уралмашзавод — 26 тыс. руб., Ижев
ский завод — 29 тыс. руб., Рижская база |
тралового фло |
|
та — 100 тыс. руб., Главснаб |
Эстонской |
ССР — 136 тыс. |
руб., Сыктывкарская контора |
материально-технического |
снабжения — 92,6 тыс. руб., контора мобилизации внут ренних ресурсов Литовской ССР — 129 тыс. руб., УМТС Приокского района — 226 тыс. руб., УМТС Харьковского района — 300 тыс. руб. и т. д.
Анализ заключенных сделок показывает, что в первую очередь пользуются спросом и реализуются строительные
58