ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 194
Скачиваний: 33
Рис. |
69. Подарка |
|||
маховика |
в вакууме |
без |
||
непосредственного |
|
кон |
||
такта |
с |
опорами: |
/ — |
|
маховик, |
2 — электро |
|||
магнит, |
|
3 — сердечник, |
||
-I — следящая |
система |
|||
для поддержания |
махо |
|||
вика |
на |
определенной |
||
высоте. |
|
|
|
|
Н а л и ч и е инерционных - аккумуляторов в приводе машин, за исключением небольшого числа случаев, требует обязатель ной установки в трансмиссию гибкого звена, например элект рических, гидравлических или механических вариаторов либо
муфт скольжения . |
Это значительно снижает эффективность |
||||
применения инерционных |
аккумуляторов . |
М е ж д у тем |
стати |
||
ческие |
аккумуляторы — заводные пружины |
и п р . — о б л а д а ю т |
|||
в е с ь м а |
удобной «мягкой» |
характеристикой |
накопления |
и вы |
|
д е л е н и я |
энергии. |
Одиатсо |
статические аккумуляторы |
значи |
тельно, в сотни раз, менее энергоемки, чем инерционные ак
кумуляторы того ж е веса. |
|
|
|
|
И з |
сказанного можно сделать |
вывод, что |
наилучшим об |
|
разом |
удовлетворить требованиям, |
п р е д ъ я в л я е м ы м |
к аккуму |
|
л я т о р а м механической энергии, м о ж е т агрегат, |
по |
характери |
стике сходный со статическими аккумуляторами, а по энерго
емкости — с инерционными. |
|
|
|
Р а з р а б о т а н а схема |
аккумулятора |
центробежной по |
|
тенциальной энергии, обладающего мягкой |
характеристи |
||
кой аккумулирования |
и выделения |
энергии |
и допускаю- |
щего регулировку интенсивности протекания процессов на хо
ду, по удельной |
энергоемкости |
близкого |
к инерционным акку |
муляторам [23] . |
Аккумулятор |
(рис. 70) |
состоит из в р а щ а ю - |
|
|
Рис. |
70. |
Принципи |
|||
альная |
схема |
центро |
|||||
бежного |
аккумулятора: |
||||||
/ — прочный |
корпус-ма |
||||||
ховик, |
2 — внешний |
мо |
|||||
ток, |
3 — внутренний |
мо |
|||||
ток, |
|
4 — барабан, |
5 — |
||||
кассета, |
6 — переходный |
||||||
участок |
(ветвь) |
ленты, |
|||||
7 |
и |
8 — конические |
ко |
||||
леса. |
9 — муфта |
включе |
|||||
ния, |
10 — блок |
коничес |
|||||
ких, колес, / / |
и 12 — во |
||||||
дила |
|
сателлитов, |
13 |
к |
|||
14 |
— |
тормоза |
водил, |
15 — муфта-фиксатор.
щегося корпуса 1, в котором заключены д в а , м о т к а ленты — внешний моток 2, прилегающий к цилиндрической части кор
пуса /, и внутренний моток 3, навитый на в а л |
4 |
с фиксирую |
|
щими кассетами 5. Моток 2 соединен с мотком 3 |
посредством |
||
одной или нескольких ветвей ленты 6, причем |
количество их |
||
зависит от требуемого крутящего момента на |
валу 4 и |
от |
|
угловой скорости вращения корпуса 1. Л е н т а |
6 |
может |
быть |
9* |
131 |
металлической или неметаллической, постоянной или пере менной толщины и массы по длине. Последнее обеспечивает необходимый закон изменения крутящего момента на валу 4.
Вал 4 соединяется с корпусом / посредством |
дифференциаль |
||||||
ного механизма с четырьмя |
степенями |
подвижности |
(на чер |
||||
т е ж е показан |
механизм |
с |
коническими |
шестернями, |
однако |
||
применимы и |
механизмы |
с |
цилиндрическими |
шестернями) . |
|||
Д и ф ф е р е н ц и а л ь н ы й |
механизм состоит |
из |
шестерни 7, |
соединяемой с валом 4 .посредством муфты сцепления 9, жест
кой или фрикционной; сдвоенной шестерни 10 |
и |
сателлитов |
|||||||||
11 и 12, |
осуществляющих связь между |
сдвоенной |
шестерней |
||||||||
10 и шестернями 7 и 8. Водила |
сателлитов .11 |
и 12 при |
необ |
||||||||
ходимости |
з а т о р м а ж и в а ю т с я соответственно |
тормозами |
13 и |
||||||||
14. В а л |
4 |
может блокироваться |
с |
корпусом |
/ |
блокировочной |
|||||
муфтой |
15. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Аккумулирование |
энергии |
осуществляется |
|
следующим |
|||||||
образом . П р и заторможенном |
водиле одного |
из |
сателлитов, |
||||||||
например |
/ / , |
водило |
другого, |
например |
12, |
приводится |
во |
||||
вращение |
(в |
плоскости в р а щ е н и я |
корпуса |
/ ) |
от |
источника |
|||||
энергии |
с любой степенью неравномерности |
в р а щ е н и я |
вала. |
Количество накопленной энергии будет зависеть только от суммарного угла поворота водила сателлитов. Выделение энергии происходит при вращении водила сателлита в про тивоположном направлении . Водило сателлита 12 в этом случае соединяется с приемником энергии.
Описанные процессы могут быть осуществлены аналогич ным образом при заторможенном водиле сателлита 12 враще
нием |
водила |
сателлита 11, при этом направления |
вращений |
|
при |
аккумулировании и выделении |
энергии противоположны |
||
тем, которые имеют место в первом |
случае. Это свойство дает |
|||
возможность |
к а к аккумулировать, |
так и выделять |
энергию |
при любом направлении вращения вала источника или при
емника энергии, поочередно в р а щ а я |
водила обоих |
сателлитов |
|
в требуемых направлениях . Кроме |
того, |
в р а щ а я |
принуди |
тельно водило одного сателлита |
посторонним |
источником |
|
энергии, м о ж н о изменять интенсивность |
протекания процес |
||
сов накопления и выделения энергии. |
|
|
Накопление и выделение энергии в описанном аккумуля торе происходит следующим образом . П р и заторможенных водилах обоих сателлитов 11 и 12 корпус / в р а щ а е т с я вместе с помещенными в него мотками ленты 2 и 5 и в а л о м 4. Д л я
устранения потерь энергии при холостом прокручивании диф ференциального механизма ва л 4 сблокирован с корпусом / при помощи блокировочной муфты 15, а муфта сцепления 9, соединяющая механизм с кожухом 1 и валом 4, выключена.
Д л я |
аккумулирования |
блокировочная муфта |
15 |
выклю |
||||
чается |
и |
включается муфта |
9. З а т е м водило одного |
из сател |
||||
литов |
р а с т о р м а ж и в а е т с я и приводится в |
принудительное вра |
||||||
щение от источника энергии. Лента 6 при этом |
перематывает |
|||||||
ся с внешнего мотка 2 на внутренний 3, |
преодолевая центро |
|||||||
бежные |
силы, стремящиеся |
перемотать |
ее в |
противополож- |
||||
' ном направлении . Ц е н т р о б е ж н ы е |
силы, создаваемые |
в р а щ а ю |
||||||
щимися |
витками' ленты, зависят |
от ее |
ширины |
и |
толщины, |
длины витка и удельного веса материала ленты, а т а к ж е от угловой скорости вращения витков. Так, например, при четы
рех витках ленты с весом |
каждого около |
50 г, угловой |
ско |
||
рости вращения 628 сектх |
(6000 об/мин) |
и расстоянии |
цент |
||
ра тяжести витка от центра |
вращения 25 см с у м м а р н а я |
цент |
|||
робежная сила |
достигает |
2 |
т, а крутящий |
момент на валу 4 |
|
при радиусе 3, |
равном |
10 |
см,— 200 кГм. |
Ц е н т р о б е ж н а я по |
тенциальная энергия, накопленная при этом, с перемоткой
каждого метра ленты при неизменной центробежной |
силе рав |
|||||||
на 2000 |
кГм. |
Если принять |
ленту 6 |
изготовленной |
из |
стали |
||
шириной |
10 см и толщиной |
0,25 |
мм, |
то при тех ж е |
остальных |
|||
параметрах дл я накопления |
этой |
энергии с внешнего мотка 2 |
||||||
на внутренний |
3 должно быть переведено около |
0,8 |
кг |
ленты. |
||||
Н а п р я ж е н и я |
в ленте при |
этом |
не |
превышают |
2000 |
кГ/см2, |
что почти в 10 ра з меньше предела прочности ленты. Такой
запас прочности дает возможность еще большего |
повышения |
|||
энергоемкости аккумулятора . |
|
|
||
Процесс |
выделения |
энергии происходит аналогично. Л е н |
||
та 6" при этом |
переходит |
с внутреннего мотка |
3 на |
внешний 2. |
К . п. д. аккумулятора зависит в основном |
от потерь энер |
гии на перематывание ленты, потерь в дифференциале и по
терь |
от вращения корпуса /, ка к маховика. К . п. |
д. описан |
ного |
дифференциального механизма, определяемый |
известны |
ми методами, примерно равен 0,94—0,96 дл я цилиндрических пар и 0,9—0,94—для конических. К- п. д. силовых ленточ ных механизмов, основанных на пер-емотке ленты, примерно
равен |
0,97. |
К- п. д., зависящий от |
потерь |
на вращение |
кор |
||
пуса |
/ |
ка к |
маховика, достаточно |
велик и |
д л я |
непродолжи |
|
тельных |
процессов аккумулирования и выделения |
энергии |
мо- |