ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 193
Скачиваний: 33
ж е т примерно считаться равным единице (см. гл. I X ) . Следо
вательно, |
ориентировочный к. п. д. описываемого |
аккумуля |
||
тора при работе на кратковременных |
р е ж и м а х находится в |
|||
пределах |
0,88—0,94. Д л я сравнения |
можно отметить, что пре |
||
делы к. п. д. спирально - пружинных |
аккумуляторов |
0,6—0,85. |
||
Д л я |
многих рабочих процессов |
машин, как, |
например, |
|
пуска в ход, разгона, рекуперативного |
торможения |
и других |
видов неустановившегося движения, целесообразно примене ние маховиков переменного момента инерции. Известны ма ховики переменного момента инерции, принцип действия ко
торых основан на наполнении пустотелого цилиндра |
водой, |
|||||||||||
ртутью пли другими ж и д к о с т я м и пли |
сыпучими |
телами |
(см. |
|||||||||
гл. I ) . Однако, несмотря на большое количество работ в этой |
||||||||||||
области, |
работоспособной конструкции |
еще не создано. |
|
|
||||||||
П р и вращении подобного маховика несущим элементом |
||||||||||||
является |
сравнительно |
тонкостенный |
б а р а б а н , |
основная |
же |
|||||||
масса |
маховика |
(жидкое пли |
сыпучее |
тело) |
не несет |
каса |
||||||
тельных |
напряжений и прочности не увеличивает. М е ж д у |
тем |
||||||||||
маховик |
к а к аккумулятор кинетической |
энергии |
наиболее |
ра |
||||||||
ционален |
тогда, когда весь его материал |
н а п р я ж е н |
более или |
|||||||||
менее равномерно . Поэтому упомянутый маховик |
обладает |
|||||||||||
весьма малой удельной энергоемкостью. Кроме того, |
|
при |
||||||||||
пуске |
жидкости |
во в р а щ а ю щ и й с я б а р а б а н в |
ней |
возникают |
||||||||
турбулентные течения |
слоев-f |
Ввиду |
высоких |
относительных |
скоростей д в и ж е н и я слоев потери кинетической энергии махо вика при этом значительны .
Н а и б о л е е перспективная область применения |
маховика |
||
переменного |
момента инерции — аккумулирование |
и |
выделе |
ние энергии |
при неустановившихся р е ж и м а х работы |
машин, |
в частности рекуперирование кинетической энергии поступа
тельно д в и ж у щ и х с я |
и в р а щ а ю щ и |
х с я |
объектов, связанных с |
||||
неподвижной |
опорой |
(т. е. таких, |
массу которых |
можно |
при |
||
вести к маховой массе на |
каком - либо |
в а л у ) . Д л я этой |
цели |
||||
р а з р а б о т а н а |
конструкция |
ленточного |
маховика |
переменного |
момента инерции. Схема такого маховика аналогична преды дущей и представлена на рис. 71 [34] .
Маховик состоит из прочного корпуса /, внутри которого помещены два мотка 2 и 3 тяжелой гибкой (например, сталь ной) ленты. Прочный корпус 1 может быть составлен из не скольких внешних витков ленты, скрепленных между собой, аналогично ленточному ободу маховика, полимерным клеем
или |
иным |
способом. |
Мотки |
2 и 3 |
намотаны в противополож |
|||||||||
ных |
направлениях, |
причем |
лента |
с о с т а в л я ю щ а я |
их, |
связана |
||||||||
с .корпусом 1, |
а т а к ж е |
с |
'барабанами |
л |
внутренними |
мотка |
||||||||
ми — соответственно |
4 и |
5, |
на которые |
она может |
навиваться |
|||||||||
в направлении намотки. Мотки на.мотаны |
в о б щ е м |
случае |
||||||||||||
произвольным |
количеством |
ветвей |
ленты |
6 (см. рис. 71, вто |
||||||||||
рая |
отроекцвя), |
однако |
в |
ц е л я х б а л а н с и р о в к и ж е л а т е л ь н о |
их |
|||||||||
количество с в ы ш е одной; |
на ч е р т е ж е этих |
ветвей ленты четы |
||||||||||||
ре. Ветви |
закреплены на псорпусе и б а р а б а н а х симметрично |
— |
||||||||||||
опять ж е |
в целя'х |
балансировки . |
|
|
|
|
|
|
||||||
|
Б а р а б а н ы |
4 |
.сидят |
на |
валу 7 |
на |
подшипниках и |
содер |
||||||
ж а т |
на свободных |
концах |
полумуфты |
включения |
(кулачко |
|||||||||
вые |
или |
фрикционные, |
соответственно |
8 |
и 5) . |
Н а |
валу |
7 |
на шлицах посажены другие полумуфты — 10 и 11, соеди ненные с полумуфтами 8 и 9 тем или иным известным спосо бом, например вилкой .12 с рычагом 13. Одновременно мо жет быть включена только одна муфта . Вал 7 соединен с при
веденной маховой ..массой 14 (трансмиссией |
транспортного |
|||||||||
средства, механизмом поворота экскаватора и |
крана |
или |
||||||||
просто маховиком, п о д л е ж а щ и м торможению и |
р а з г о н у ) . |
|||||||||
Лента, из которой навиты мотки, |
д о л ж н а |
быть |
достаточ |
|||||||
но упругой, чтобы мотки не теряли устойчивости- в |
неподвиж |
|||||||||
ном положении; обычно это условие легко выполняется |
д а ж е |
|||||||||
при самой гибкой стальной ленте. П р и |
вращении |
ж е |
махови |
|||||||
ка устойчивость мотка обеспечивается действием |
центробеж |
|||||||||
ных сил. Следует отметить, что б л а г о д а р я трению между |
вит |
|||||||||
ками ленты только несколько внутренних витков |
при |
враще |
||||||||
нии оказывают давление на последующие (и |
то |
л и ш ь в |
слу |
|||||||
чае, когда*внутренний конец ленты освобожден, |
что |
бывает |
||||||||
редко) . Основная ж е часть ленты |
при |
вращении |
как |
бы |
«за- |
|||||
моноличена» |
и является |
несущей |
(в |
смысле |
прочности |
на |
||||
р а з р ы в ) . Прочный корпус |
должен, в частности, |
в ы д е р ж и в а т ь |
||||||||
н а п р я ж е н и я |
от действия |
собственной |
|
в р а щ а ю щ е й с я |
массы. |
|||||
Подобный м а х о в и к гораздо прочнее |
на |
р а з р ы в |
(а |
|
следова |
|||||
тельно, и более энергоемок), чем |
монолитный |
маховик. Это в |
основном объясняется высокой прочностью стальной холодно-
'катаїнон ленты (ав свыше 200 |
кГІмм2). |
|
|
|
||
Устойчивым положением ленты в мотках при вращении |
||||||
является такое, при котором она |
навита |
на |
внешний |
моток. |
||
Л ю б о е |
другое положение ленты |
в |
маховике |
(например, |
когда |
|
лента |
частично или полностью |
навита на |
б а р а б а н ) является |
~~7 |
; ; |
\
Рис. 71. Схема маховика переменного момента инерции: / — прочный ток, 6' — ветвь ленты, 7 — вал трансмиссии, 8 — втулка подшипников, 9 и включения, 14 — маховая масса.
неустойчивым. Переход ленты из неустойчивого положения в устойчивое (с б а р а б а н а на внешний виток) сопровождается выделением энергии.
П е р е д включением маховика вся лента находится на внешнем мотке, т а к как это положение устойчиво и с точки
і 36
Разрез по А — А
корпус-маховик, |
|
2 и 3 — внешние |
мотки, 4 — барабан, 5 — внутренний мо- |
|||||
10 — полумуфты, |
11 — выжимной |
подшипник, |
12 — вилка, |
13 — рычаг |
||||
з р е н ия упругости |
ленты — минимума потенциальной |
энергии |
||||||
изгиба. В а л |
7 |
в р а щ а е т с я |
в |
произвольном |
направлении . Д л я |
|||
торможения |
маховой массы, |
связанной |
с |
валом 7, включает |
||||
ся полумуфта |
10. |
Б а р а б а н |
|
4 приводится во вращение, и на |
||||
чинается намотка |
на него |
ленты. Ц е н т р о б е ж н а я сила отбра - |
сывает ленту к периферии, |
натягивая |
ее. Крутящий |
момент |
|||
на |
б а р а б а н при этом действует противоположно направлению |
|||||
вращения . Реактивный |
ж е |
момент |
разгоняет внешний моток |
|||
2 |
и связанный с |
mm |
корпус |
/ . |
'Постепенно |
угловая |
скорость маховика п р е в ы ш а е т угловую скорость тормозимого
вала 7, и начинается перемотка ленты с |
б а р а б а н а |
на |
внеш |
|||||
ний моток. Крутящий |
ж е момент сохраняет свое направление |
|||||||
и п р о д о л ж а е т |
тормозить вал 7 и разгонять |
маховик. В |
какой - |
|||||
то момент времени вал 7 останавливается . Это |
происходит |
|||||||
при заведомо |
завышенных |
п а р а м е т р а х |
маховика, |
при |
зани |
|||
ж е н н ы х — перемотка |
кончается, но |
вал 7 |
п р о д о л ж а е т |
вра |
||||
щаться; в частном случае остановка |
вала |
7 совпадает |
с кон |
|||||
цом перемотки. Целесообразно, видимо, некоторое |
завышение |
|||||||
энергетических |
п а р а м е т р о в |
маховика — момента инерции, уг |
||||||
ловой с к о р о с т и — п о сравнению с расчетной. |
|
|
||||||
После остановки трансмиссия машины стопорится; |
может |
|||||||
стопориться и |
непосредственно вал |
7. |
Лента под |
действием |
вращения маховика переходит на внешний моток, после чего полумуфта 10 отключается от полумуфты 8. Это отключение
может |
производиться и |
автоматически — посредством |
кулач |
|||
ковых |
полумуфт |
8, |
9, |
10 и / / со скошенным — «храповым» |
||
зубом. |
|
|
|
|
|
|
После отключения муфт маховик вращается, |
накопив в |
|||||
себе кинетическую |
энергию тормозимой машины . Д л я |
разгона |
||||
машины энергией маховика включается полумуфта |
/ / . |
Лепта |
||||
перематывается |
с |
внешнего мотка 3 на внутренний 5 и обратно, |
||||
аналогично предыдущему* по б л а г о д а р я обратному |
направ |
|||||
лению намотки ленты крутящий момент на б а р а б а н е |
разго |
|||||
няет вал 7 и з а м е д л я е т |
вращение маховика . По |
окончании |
перемотки ленты муфты отключаются и машина получает ско рость, отличающуюся от скорости перед торможением на ве личину, з а в и с я щ у ю от потерь в трансмиссии машины и лен точном механизме .
Следует отметить, что полной балансировки подобного маховика достичь не удается . Однако при достаточно точном изготовлении корпуса и применении специальных средств (на пример, балансировки ш а р а м и ) можно добиться удовлетвори тельной уравновешенности .
Основы теории центробежных аккумуляторов |
энергии |
р а з р а б о т а н ы М. Ю. Очаном и автором настоящей |
моногра |
фии под руководством А. П. Бессонова [43] . |
|
Ралдел второй
О Б Щ И Е В О П Р О С Ы Р А С Ч Е Т А И К О Н С Т Р У И Р О В А Н И Я
И Н Е Р Ц И О Н Н Ы Х А К К У М У Л Я Т О Р О В
Г Л А В А VI |
|
П Р О Ч Н О С Т Н Ы Е И Э Н Е Р Г Е Т И Ч Е С К И Е |
|
Р А С Ч Е Т Ы М А Х О В И К О В |
|
М а х о в и ки инерционных аккумуляторов во |
время в р а щ е |
ния подвержены действию центробежных сил, |
в ы з ы в а ю щ и х в |
м а т е р и а л е маховика |
н а п р я ж е н н о е состояние. Поскольку проч |
||||||
ность |
маховика |
является основным фактором, л и м и т и р у ю щ и м |
|||||
з а п а с |
энергии в |
нем, |
а |
разрушение |
б ы с т р о в р а щ а ю щ е г о с я ма |
||
ховика |
чревато |
самыми |
т я ж е л ы м и |
последствиями, |
его проч |
||
ностные |
расчеты |
д о л ж н ы быть достаточно точны и |
надежны . |
||||
М ы приводим л и ш ь основные методы прочностных и э н е р - . |
|||||||
гетнческих расчетов |
маховиков (наиболее распространенных |
||||||
ф о р м ) , |
пригодные д л я |
конструкций, |
р а б о т а ю щ и х в |
обычных |
условиях [89] .
§1. Тонкое кольцо (обод)
Ра с с м о т р и м напряженное состояние в тонком кольце (ободе) при его равномерном вращении в своей плоскости с
угловой скоростью со. Элементы массы этого кольца, при
п р е н е б р е ж е н ии его толщиной, будут иметь центростремитель
ное ускорение j = |
Rco2, где R — р а д и у с кольца . |
|
|
|
|
|||||
Воспользовавшись принципом |
Д а л а м б е р а , |
п р и л о ж и м к |
||||||||
элементам |
кольца |
силы |
инерции, |
направленные |
по |
радиусу |
||||
от центра |
и равномерно |
распределенные вдоль |
дуги |
о к р у ж - |
||||||
|
|
|
|
T F |
|
|
|
|
|
|
ности, с интенсивностью |
q = - — R c o 2 , где |
g — ускорение |
силы |
|||||||
тяжести; у |
— удельный |
вес |
м а т е р и а л а ; |
F — п л о щ а д ь |
сечения |
|||||
кольца. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Р а с с м а т р и в а я |
кольцо |
как неподвижную |
плоскую |
раму, |
н а г р у ж е н н у ю равномерно распределенной нагрузкой q, и при
меняя метод сечений, определим силу N |
в поперечном сече |
нии кольца . |
|
Р а с с м о т р и м равновесие полукольца |
(рис. 72). Проекти |
руя силы на направление п—п, п о л у ч и м ; |
|
Рис. |
72. |
Схема к |
определению |
напряжении |
|
в тонком |
кольце (обо |
|
де). |
|
|
|
2 |
f 2 qR cos ф dtp—2N = 0, |
|
|
|
. |
6 |
|
|
откуда |
|
|
|
|
|
|
N |
|
|
где v — о к р у ж н а я |
скорость кольца, v = R a » . |
|
||
Н о р м а л ь н ы е |
н а п р я ж е н и я |
в поперечном |
сечении кольца: |
|
Следовательно, |
н а п р я ж е н и я , |
в о з н и к а ю щ и е |
в поперечных се- |
140